Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Вопрос №41: Религиозная реформа Эхнатона




Многочисленные боги Древнего Египта в течение длительного времени мирно сосуществовали друг с другом. Однако по мере укрепления централизованного государства, общеегипетской экономики, социального и культурного сплочения Египта в египетском пантеоне начинают возникать идеи единого Божества, творца и создателя мира и людей. Эти идеи зарождались из синкретизма некоторых культов, т. е. слияния нескольких божеств в один культ. Таким, например, был культ Осириса. Во времена XVIII династии культ Амона стал включать функции богов Ра и Птаха, т. е. величайших богов Египта, а Амон стал восприниматься как триединое божество, царь богов. Наиболее полно концепция единого божества, создателя мира и человека, была сформулирована при Эхнатоне. По его повелению единым и неделимым творцом мира был объявлен Атон, изображавшийся в виде солнечного диска, от которого расходятся лучи-руки, дарующие людям свет и жизнь. Культы других богов если не уничтожались, то рассматривались как проявления единого божества. Как единственное божество Атон не имел ни супруги, ни детей, ни каких-либо божественных родственников, не имел он в отличие от всех египетских богов ни человеческого, ни животного образ, не воплощался в статуях. Это было в принципе абстрактное божество, олицетворяемое в солнечном диске. Поскольку Атон рассмат-ривался как единое божество, другие боги потеряли «законное» право на существова- ние рядом с ним. По приказу Эхнатона имена других богов, особенно Амона-Ра, уничтожались, жертвы им не приносились. Такая политика Эхнатона, видимо, была первым в истории Древнего Египта проявлением религиозной нетерпимости по отношению к культам, отличным от официального. Однако концепция единого божества не была принята в Египте, и после смерти Эхнатона религия Атона была отменена. Важность этой реформы для развития египетской религии проявилась в том, что идея монотеизма оказалась сформулированной (пусть и в незавершенном виде) в египетской религиозной мысли.


 

Вопрос №42: Внешняя политика фараонов 19 и 20 династии

Внутреннее и внешнее положение Египта при последних фараонах XVIII династии заметно ухудшилось. Религиозно-политическая реформа Эхнатона и ее крах вызвали обострение социальной напряженности в египетском обществе. Занятый проведением религиозной реформы и решением возникших при этом внутренних проблем фараон Эхнатон не мог проводить активную внешнюю политику в Восточном Средиземноморье, и влияние Египта здесь стало катастрофически падать. Как показывают документы, найденные в дворцовом архиве Ахетатона (Телль-эль-Амарне), многие палестинские, финикийские и сирийские князья, ранее безоговорочно исполнявшие все повеления египетского владыки, стали вести себя независимо и игнорировать его распоряжения. Великая держава, созданная первыми фараонами XVIII династии, развалилась. Перед правителями XIX династии встали сложные задачи внутренней консолидации египетского общества и восстановления внешнего могущества Египетской державы. Начало военно-политического возрождения было связано с энергичной деятельностью Хоремхеба (1334—1306 гг. до н. э.). Хоремхеб начал карьеру еще при Эхнатоне. Недоверчивый к старой знати Эхнатон сделал своего рода исключение для Хоремхеба, род которого восходил к номовой аристократии. Постепенно продвигаясь по служебной лестнице, Хоремхеб при Тутанхамоне и его слабых преемниках занимал высшие посты, в том числе пост командующего египетской армией. Выходец из номовой знати (связанной с высшим жречеством), получивший огромный опыт государственной и военной деятельности при Эхнатоне и его преемниках, энергичный Хоремхеб оказался наиболее приемлемой фигурой на троне фараонов как для выдвинувшейся новой служилой знати и армии, так и для старой номовой аристократии и египетского жречества. Опираясь на их поддержку, Хоремхеб утвердился на престоле фараонов. Провозглашение Хоремхеба было оформлено торжественно и эффектно: при огромном скоплении народа в Фивах на празднике Амон через своего оракула «указал» на Хоремхеба как на фараона. «Сердце бога,— провозглашал Хоремхеб в своей надписи,— пожелало возвести своего сына на свой вечный престол, и поэтому бог проследовал в Фивы с ликованием со своим сыном в объятиях, чтобы привести его к Аману, чтобы облечь его в сан царя». Хоремхеб приступил прежде всего к серии реформ, преследующих цель внутреннего сплочения в рядах господствующего класса и армии. Фараон благоразумно не дал восторжествовать чувству мести со стороны старой знати и жречества. Реставрация древних культов, привилегий жречества и старой знати не сопровождалась вспышкой террора и насилия по отношению к новым выдвинувшимся слоям. Восстановив во всем великолепии храм Амона и его обширное хозяйство, пополнив его новыми дарами, Хоремхеб тем не менее не жаловал Фивы своим присутствием. Его постоянная резиденция находилась на севере, в древней столице Мемфисе с его культом бога Птаха. Для укрепления расшатанных финансов была проведена податная реформа, регулировавшая сбор налогов с разных слоев населения. Более того, Хоремхеб, в сущности говоря, продолжал политику Эхнатона по выдвижению на государственную службу многих представителей средних слоев, пополнявших служилую аристократию. Выставлять себя простолюдином, вознесенным к власти и богатству царской милостью, стало настолько принятым, что даже знатный по крови вельможа старался приписать себе простое происхождение. Энергичную борьбу повел Хоремхеб против произвола и лихоимства должностных лиц. В опубликованном во всех номах царском указе назывались суровые кары вплоть до смертной казни против казнокрадства и взяточничества государственных чиновников. Ряд изменений был произведен в египетской армии. Опираясь на упорядоченные финансы, Хоремхеб улучшил ее комплектование, причем во все больших масштабах он стал привлекать наемные войска, главным образом из среды западных, ливийских племен, укрепил командный со­став и материальное обеспечение армии. Организационно армия была разделена на Два корпуса — северный и южный, которые Должны были планировать и осуществлять боевые действия на основных направлениях внешней политики государства: азиатском и эфиопском. При Хоремхебе были созданы условия для восстановления внутреннего и внешнего могущества Египетской державы. Его преемники Рамсес I и Сети I, опираясь на укрепившийся военно-экономический потенциал, приступили к проведению энергичной внешней политики и в северном и южном направлениях. Восстановление Египетской империи и утверждение ее огромной роли в судьбах Ближнего Востока в XIII в. до н. э. произошло в правление Рамсеса II (1290—1224 гг. до н. э.). Если прочное утверждение Египта в обширной области Эфиопии происходило при Рамсесе II относительно спокойно, то закрепление его власти в Восточном Средиземноморье потребовало предельного напряжения сил в течение двух десятилетий. К этому времени в Малой Азии сложилось сильное Хеттское государство, которое претендовало на богатые области Финикии, Сирии и Палестины и не могло смириться с ростом египетского влияния в этих районах. Первый поход Рамсеса II против хеттов в 1286 г. до н. э. оказался неудачным. Не-дооценив силы хеттского войска, самоуверенный молодой фараон вместе со своим авангардом был завлечен с помощью военной хитрости в ловушку около города Кадеш и лишь чудом избежал плена, причем самому фараону пришлось с оружием в руках прокладывать путь среди вражеских рядов. Поняв, какой сильный противник — Хеттская держава — ему противостоит, Рамсес II изменил стратегию ведения войны и стал тщательно готовить военные походы в Сирию и Палестину, избегая решительных сражений и в полную меру используя дипломатические средства. Длительное военно-дипломатическое противоборство двух великих держав Ближнего Востока, во время которого противники поняли, что не смогут уничтожить друг друга военной силой, завершилось заключением мирного договора между Рамсесом II и хеттским царем Хаттусили III в 1270 г. до н. э. Текст этого договора обнаружен на стенах двух египетских храмов в Фивах и в архиве хеттских царей в их столице Хаттусе (совр. Богазкёй). Две великие державы отказались от применения силы друг против друга, договорились об установлении прочного мира, решении спорных вопросов мирными средствами, разделили сферы влияния в Восточном Средиземноморье (Северная Сирия и Финикия стали зоной хеттского влияния, а Южная Сирия и Финикия с Палестиной — египетского). Стороны заключили между собой союз против возможного врага и обязались оказывать помощь в случае военного нападения. Была достигнута договоренность о выдаче перебежчиков. Союз был скреплен династическим браком Рамсеса II и хеттской царевны, клятвами богам и взаимными дарами. Решение спорных вопросов по договору 1270 г. между Египтом и хеттами оказалось настолько удачным, что он на целое столетие определил мирные отношения этих держав между собой и стал крупным фактором международных отношений XIII в. до н. э. Изучение сохранившегося текста договора 1270 г. до н. э. показывает довольно разработанную дипломатическую технику решения сложнейших международных проблем того времени. Неудивительно, что договор 1270 г. до н. э. занял заметное место в истории мировой дипломатии. В 1963 г. министр иностранных дел Турции передал в Организацию Объединенных Наций для хранения копию этого интереснейшего документа, написанную клинописью на серебряной пластине. Для упрочения господства на завоеванных территориях Нубии, Сирии и Палестины велось интенсивное строительство крепостей, где стояли постоянные гарнизоны (особенно много таких крепостей было построено в Нубии), в местные города направлялись египетские переселенцы, для обслуживания которых строились храмы (например, такие храмы обнаружены в Палестине и в Библе). Специально поставленная египетская администрация организует систематическую эксплуатацию захваченных территорий. Стабилизация внешнего положения развязала Рамсесу II руки для проведения активной внутренней политики. Интенсивная эксплуатация захваченных земель в Нубии и Восточном Средиземноморье позволила этому фараону проводить строительство ирригационных сооружений, дворцов, храмов по всему Египту и в Нубии. Особое значение имело хозяйственное освоение Дельты. Создание целой системы каналов, водохранилищ, дамб и плотин позволило ввести в сельскохозяйственный оборот обширные пространства плодородной земли. В восточной части Дельты было основано несколько новых городов. Здесь была заложена и застроена роскошными зданиями резиденция фараона город Пер-Рамсес («Дом Рамсеса»); наиболее освоенная восточная часть Дельты получила название «страны Рамсеса». Повышенное внимание фараона к этому району объясняется тем, что он рассматривал его как своего рода связующее звено между долиной Нила и азиатскими владениями, экономическое и культурное значение которых было очень велико. По благоустроенным дорогам, пересекавшим восточную часть Дельты, в Египет направлялись награбленные в Азии ценности, шли торговые караваны азиатских купцов, передвигались военные отряды. В египетских городах, например в Мемфисе, появляются колонии азиатских купцов, которые живут здесь по многу лет, строят храмы своих богов; при царском дворе появляются знатные советники с сирийскими именами; египетская религия начинает испытывать азиатские влияния: на памятниках появляются изображения иноземных божеств — Астарты, Бела, Анат, Решефа. Располагая богатыми ресурсами обширной державы, фараоны XIX династии, и прежде всего Рамсес II, проводят самое активное строительство. Из наиболее известных памятников этого времени можно отметить грандиозные храмы в честь бога Амона в Луксоре и Карнаке (Фивы) и заупокойный храм фараона — Рамессей. Обширный храм Осириса был построен в древнем религиозном центре Абидосе. Несколько храмов были возведены в Нубии, среди которых выделяется величественный вырубленный в скалах храм в Абу-Симбеле. Этот храм высотой в 33 м, шириной в 38 м и глубиной в 65 м имел фасад, украшенный четырьмя двадцатиметровыми статуями Рамсеса II, у ног которого высечены 200 статуй его жен и детей. Согласно решению ЮНЕСКО при ООН, храм в Абу-Симбеле как ценнейший памятник мировой культуры был сохранен от затопления при строительстве высотной Асуанской плотины. В 1965 г. храм был разобран и перенесен на более высокое место в том же районе. Длительное правление Рамсеса II — время расцвета огромного египетского государства и культуры, однако уже при его преемнике положение стало меняться. Наследник Рамсеса, его тринадцатый сын Мернептах (1224—1214 гг. до н. э.), должен был решать сложные проблемы как внутри, так и вне страны. Прежде всего возникли серьезные угрозы со стороны так называемых народов моря — рыхлого политически, но достаточно сильного в военном отношении конгломерата различных племен западной части Малой Азии и островов Средиземноморья. Лишь мобилизовав все силы в решительной битве где-то на восточных границах Дельты, Мернептах разгромил полчища морских народов (сражение развернулось на суше и на море). Он подавил также восстания некоторых отложившихся сирийских городов, отразил нападение ливийцев с запада. В религиозной политике Мернептах все более ориентируется на культ бога Птаха, а не Амона, что приводит к росту напряженности между фараоном, его окружением и влиятельным фиванским жречеством. Усиливалась самостоятельность отдельных номархов, а центральная власть оказалась не в состоянии привести их к былой покорности. За неполные двадцать лет один за другим меняются на троне четыре последних представителя XIX династии, что вело к кризису центральной власти, росту внутренних беспорядков и ослаблению внешнего могущества династии.

В исторических документах конца XIII — начала XII в. до н. э. сообщается о волнениях и общественных смутах, отсутствии порядка и безопасности. Об этом образно и ярко повествует интересный источник, так называемый папирус Харриса. «Страна египетская была опустошена. Каждый человек был лишен своих прав. Они не имели правителя в течение многих лет впредь до иных времен. Страна египетская была в руках вельмож и правителей городов: каждый убивал своего соседа, большого и малого». Тот же папирус сообщает, что этими беспорядками воспользовался некий иноземец-сириец Ирсу, который захватил власть, правда, неизвестно где и на какое время. «Наступили другие времена. Ирсу, некий сириец, захватил власть. Он заставил всю страну платить себе дань. Он объединил вокруг себя своих людей и разграбил владения египтян. Он превратил богов в людей и жертвы не приносились в храмы». В этой сложной обстановке значительная часть владений в Сирии и Палестине была потеряна, «народы моря» опустошали восточные границы, западная часть Дельты стала ареной постоянных набегов воинственных ливийских племен, которые, пользуясь слабостью центральной власти, не только безнаказанно грабили египетские земли, но и начали селиться на захваченных территориях западной Дельты. Стабилизировать внутреннюю и внешнюю обстановку удалось знатному вельможе Сетнахту, который утвердился на троне и стал основателем новой, XX династии (ок. 1200 г. до н. э.). Папирус Харриса сообщает, что новый фараон «привел в порядок всю страну, которая раньше была вся полна восстаний.

Он поразил восставших, которые были в стране Египетской. Он очистил великой трон Египта... Он был правителем двух стран на троне Атума... Каждый человек проведал своего брата, окруженного стенами. Он ввел храмы во владение божественными приношениями, дабы жертвовать их богам согласно обычным договорам с ними». Сын и преемник Сетнахта, видимо, не случайно получил тронное имя Рамсеса. Этим самым новый фараон заявлял о своем стремлении подражать удачливому предшественнику и продолжать его победоносную политику. И Рамсесу III (1190—1159 гг. до н. э.) в какой-то степени это удалось. Он восстановил боеспособность армии и увеличил ее численность. Население Египта было разделено на особые призывные группы, которые поставляли определенное количество воинов. В египетском войске увеличилось количество наемников, причем их набирали из тех же ливийцев и «народов моря», которые теперь воевали со своими соплеменниками, нападавшими на владения фараона. На 5-м и 11-м годах своего правления Рамсесу III удалось разгромить ливийцев, а на 8-м году — отразить опасное вторжение все тех же «народов моря». Рамсес III успешно воевал в Палестине и Сирии, на короткое время восстановив былое влияние Египта в этих областях. Вторая половина его 32-летнего царствования была относительно спокойной. Был наведен порядок внутри страны. Так, на 29-м году своего царствования Рамсес III подавил волнение ремесленников, занятых на строительстве фиванского некрополя, что свидетельствовало о росте классовых противоречий в обществе. Стремясь обеспечить себе морально-политическую поддержку могущественного египетского жречества, Рамсес III по примеру своих предшественников щедро одарял наиболее крупные храмы, особенно храмы главного бога Амона-Ра. Папирус Харриса заполнен перечислением несметных даров храмам в виде земли, золота, драгоценностей, рабов, скота, ювелирных изделий. Крупнейшие египетские храмы обладали обширными земельными угодьями, десятками тысяч рабов, огромным хозяйством, даже целыми эскадрами судов, которые вели оптовую торговлю не только внутри Египта, но и с другими странами. Такое покровительство храмам и жречеству вело не только к росту материальных ресурсов храмов, но и к усилению политического влияния жречества, к его вмешательству в государственные дела страны, что вызывало недовольство придворных кругов. Видимо, в результате этого недовольства против фараона на 32-м году его правления возник дворцовый заговор. После его смерти все последующие правители династии носили громкое имя Рамсеса, но они не обладали удачливостью своих великих предшественников. Влияние и авторитет царствующих фараонов падал все ниже и ниже, в то время как росло влияние фиванского жречества на юге, власть номархов на местах. Египет начинает слабеть. Он утрачивает азиатские владения в Сирии и Палестине. Авторитет некогда могущественного Египта в этом районе настолько упал, что один из посланцев фараона, некто Уну-Амон, отправленный за кедровым де-ревом для сооружения священной барки, с горечью пишет об унижениях и лишениях, которым он подвергался со стороны некогда раболепствующих перед египтянами сирийских царьков. Ливийцы же беспрепятственно хозяйничают в Западной Дельте. В начале XI в. до н. э. после смерти Рамсеса XI (ок.1075 г. до н. э.) XX династия прекратилась. Власть на юге в Фивах перешла в руки верховного жреца бога Амона Херихора, а на севере, в Танисе в руки некоего Смендеса (Несубанебджеда), Основавшего 21 династию, правившую лишь в нижнем Египте. Этими событиями закончилась самая блестящая эпоха египетской истории – эпоха нового царства.


 

Вопрос №43: Источники по истории Древнего Египта

Историю и культуру Древнего Египта на протяжении почти 4 тыс. лет изучают на основе многочисленных и разнообразных источников, сохранившихся до настоящего времени в виде памятников письменности, обычаев, духовной жизни, предметов материальной культуры, языка. Можно выделить семь больших типов источников: 1. Письменные источники: исторические труды, художественная литература, научные и религиозные тексты, документы, инструкции и др. 2. Памятники материальной культуры: остатки городов, крепостей, храмов, гробниц, жилища, керамика, статуи, различные предметы культа и др. 3. Памятники устного народного творчества (фольклор): песни, сказки, пословицы, поговорки, легенды, эпические сказания. 4. Данные языка: заимствования из других языков, различные временные пласты в языке и т. д. 5. Этнографические материалы: обычаи и нравы, культы, сохранившиеся из далеких времен в более позднее время. 6. Данные антропологии: мумии, скелеты, изображения физического типа людей на древних фресках или рельефах. 7. Изменения географической среды и природного ландшафта, вызванные деятельностью людей: остатки каналов, дамб, дорог и др. Богатейшую информацию об истории и культуре Древнего Египта содержат многочисленные письменные источники. С тех пор как выдающийся французский египтолог Ж.Ф. Шампольон расшифровал секреты иероглифической письменности, ученые нашли, перевели и прокомментировали огромное количество различных письменных памятников. Для историка представляют интерес прежде всего исторические сочинения древних египтян, понимание ими собственной истории. Сохранились остатки древнейшей летописи на большой плите, хранящейся сейчас в Палермо (Сицилия) и получившей название Палермского камня. Летопись дает краткое перечисление царствующих фараонов начиная с додинастического периода до V династии, упоминает наиболее крупные походы, катастрофические разливы Нила. Памятником исторического характера являются ((Анналы Тутмоса III» (XVII! династия), записанные на стенах храма Амона-Ра в Карнаке (город Фивы). Придворный писец не только перечислил важнейшие события царствования и военные походы Тутмоса 111, но и, развил определенн/ю концепцию истории его царствования: он рассматривает Египет как страну, находящуюся под особым покровительством богов, как центр тогдашнего мира. «Анналы Тутмоса III» написаны хорошим литературным слогом, оснащены яркими сравнениями, имеют продуманную композицию. Одним из лучших образцов исторической мысли древних египтян является сочинение жреца Манефона (Мер-не-Тхути), написанное в IV—III вв. до н. э. Манефон был знаком с принципами греческой историографии и написал свой труд на греческом языке, но он работал в русле прежде всего египетской исторической традиции, был египетским жрецом, пользовался местными архивами и изложил историю Древнего Египта с древнейших времен. ((История» Манефона сохранилась в небольших отрывках, но даже они свидетельствуют о ее больших достоинствах. Труд Манефона содержит не сухой перечень событий, в нем дано связное изложение внутренней и внешней политики отдельных фараонов и их династий. Как жрец Манеорон считает волю богов определяющим началом всех исторических событий, но довольно редко ссылается на их вмешательство. Заслугой Манефона было объединение по признаку родства или особенностям внутренней политики нескольких сотен фараонов в 30 династий, которые им в свою очередь были разделены на три декады по 10 династий. Эта классификация послужила основой для современной периодизации истории Древнего Египта и выделения ее важнейших периодов, в частности периодов Древнего, Среднего, Нового и Позднего царств.

 


 

Вопрос №44: Религия Древнего Египта

Религия древних египтян, с нашей точки зрения, для того времени в фантастической, но закономерной форме отражала специфику природных условий долины Нила, особенности социально-экономического и политического развития древнеегипетского общества. Египтяне обоготворяли солнце, луну, реку Нил, губительную пустыню, хищных животных, угрожающих человеку, различные силы природы. Объектом почитания стал царствующий фараон, организатор ирригационной системы земледелия, повелитель людей и стихийных сил. Египетская религия прошла длительный путь развития и ко времени Нового царства превратилась в законченную религиозную систему. Географическая изоляция Египта способствовала самостоятельности религиозного развития, слабости влияния других религиозных систем.Египтяне поклонялись многочисленным божествам. В одной из статей международного договора между Рамсесом II и хеттским царем упоминается тысяча богов и богинь Древнего Египта. Боги делились на местные божества, почитаемые в каждом номе и каждом крупном селении, и боги общеегипетские, почитаемые во всей стране. Общеегипетскими богами становились божества какого-либо номового центра, правители которого захватывали трон фараонов, основывали общеегипетскую династию, превращали свой номовый город в столицу всего государства. Так, например, когда номовый Центр Фивы превратился в столицу Египта, его местный бог Амон, ранее малоизвестное божество, становится покровителем царствующего фараона и царем богов. Наиболее чтимыми верховными божествами были: бог солнца Ра, странствующий в небесной ладье по дневному небосклону, с центром в городе Гелиополе; бог-творец Птах, по слову которого были созданы боги и весь мир, центром его культа был город Мемфис. С выдвижением Фив бог Амон включает ряд функций бога Ра и становится одним из самых главных богов Египта. Амон-Ра считался создателем мира, покровителем царской власти, военного могущества Египта. Популярным божеством древнеегипетского пантеона был также Осирис, олицетворявший умирающую и воскресающую природу, владыка загробного мира, покровитель царской власти. Его сестра и супруга Исида понималась как богиня-мать, покровительница супружеской любви и материнства. Сын Осириса и Исиды бог Хор олицетворял небо и свет, считался защитником фараона, его земным воплощением. Богом мудрости и счета был Тот, богиня Сохмет воплощала могущественную силу, богиня Хатхор считалась богиней неба, любви и веселья. Нил почитался под именем Хапи. В египетском пантеоне были представлены божества, олицетворявшие абстрактные понятия, например, бог познания Сиа, богиня справедливости и правосудия Маат. Тесные отношения, которые со времени Среднего царства имел Египет с Нубией, Палестиной и Сирией, привели к включению в пантеон иноземных божеств — семитских богинь Анат, Астарты, бога Решефа, кушитского бога Дедуна. Одной из характерных особенностей египетской религии является длительное сохранение пережитков древнейших верований, восходящих к фетишизму и тотемизму. Отсюда обычное для египтян представление своих богов в образах животных, змей, лягушек. Так, бог Апис почитался в образе могучего быка, богиня Сохмет— львицы, Тот — павиана, бог водной пучины Себек — крокодила, богиня Уаджет (олицетворение единства Верхнего и Нижнего Египта) —змеи-кобры. Постепенное изживание следов тотемизма привело к трансформации образов богов. Они стали изображаться в виде человека с головой сокола (например, боги Ра, Хор), с головой барана (бог Хнум), с головой коровы (богиня Хатхор). Символом бога Ра был высокий, слегка сужающийся кверху каменный столб — обелиск, верхушка ко-торого покрывалась медью. Одним из самых популярных олицетворений-символов бога Хора был солнечный диск с распростертыми крыльями сокола, а также око Хора — божественный глаз как один из символов солнца. Обилие богов, переплетение их функций заставило жрецов упорядочить пантеон и установить определенные отношения между богами. Одной из наиболее разработанных систем взаимоотношений богов и их роли в сотворении мира была система, созданная гелиопольскими жрецами. Согласно этим представлениям, сначала существовал бог Нун — первобытный водный хаос. Из него появился бог Атум (позднее превратившийся в бога Ра), который понимался в образе некоего холма, выступающего из водного хаоса, своего рода первичной тверди. Бог Атум-Ра создает из себя первую пару богов — Шу (воздух) и его жену Тефнут (влажность). От них рождаются бог земли Геб и богиня неба Нут, которые в свою очередь порождают Осириса и Исиду, Сета и Нефтиду. Эти древнейшие божества объединяются в семью важнейших и изначальных богов — божественную девятку, так называемую Эннеаду, от которой и происходят все другие египетские боги и люди. По версии мемфисской школы жрецов, прародителем и изначальным божеством был бог Птах, создавший мир богов и людей своим божественным словом. Египетские жрецы кроме выделения девятки (по другим версиям — восьмерки) богов объединяли другие божества в семьи, как правило, состоящие из бога-отца, богини-матери и бога-сына (триада богов). Так объединялись Осирис, Исида и Хор (абиДосская триада), Птах, Сохмет и их сын Нефертум (в Мемфисе), Амон, его супруга Мут и их сын Хонсу (фиванская триада). Несмотря на все усилия упорядочить и привести в стройную систему многочисленных богов, до конца этого сделать не удалось: единства в понимании происхождения мира, в согласовании функций разных богов, их природы не было до конца существования Древнего Египта.

Особую роль играл культ царствующего фараона. Согласно учению жрецов, фараон считался воплощением божества в человеческом облике, богочеловеком, т. е. он имел двойную природу — человеческую и боже­ственную. Его рождение было результатом священного брака бога-отца, например Ра, Амона-Ра и земной матери фараона. На земле фараон-бог правил как воплощение Хора, но после смерти фараон становился лишь богом и отождествлялся с Осирисом как владыкой подземного мира. Как и всякое божество, фараон, как царствующий, так и умерший, имел свой культ: храмы, штат жрецов, жертвоприношения и др. Символическим олицетворением божественной природы фараона был сфинкс, изображавшийся в виде спокойно лежащего могучего льва с головой человека, которому придавали портретное сходство с фараоном. Обожествление фараона, с одной стороны, отражало огромную власть монарха как неограниченного главы египетского государства, с другой стороны, освящало и укрепляло эту власть в интересах господствующего класса.

Реформа Эхнатона. Многочисленные боги Древнего Египта в течение длительного времени мирно сосуществовали друг с другом. Однако по мере укрепления централизованного государства, общеегипетской экономики, социального и культурного сплочения Египта в египетском пантеоне начинают возникать идеи единого Божества, творца и создателя мира и людей. Эти идеи зарождались из синкретизма некоторых культов, т. е. слияния нескольких божеств в один культ. Таким, например, был культ Осириса. Во времена XVIII династии культ Амона стал включать функции богов Ра и Птаха, т. е. величайших богов Египта, а Амон стал восприниматься как триединое божество, царь богов. Наиболее полно концепция единого божества, создателя мира и человека, была сформулирована при Эхнатоне. По его повелению единым и неделимым творцом мира был объявлен Атон, изображавшийся в виде солнечного диска, от которого расходятся лучи-руки, дарующие людям свет и жизнь. Культы других богов если не уничтожались, то рассматривались как проявления единого божества. Как единственное божество Атон не имел ни супруги, ни детей, ни каких-либо божественных родственников, не имел он в отличие от всех египетских богов ни человеческого, ни животного образ, не воплощался в статуях. Это было в принципе абстрактное божество, олицетворяемое в солнечном диске. Поскольку Атон рассмат-ривался как единое божество, другие боги потеряли «законное» право на существова- ние рядом с ним. По приказу Эхнатона имена других богов, особенно Амона-Ра, уничтожались, жертвы им не приносились. Такая политика Эхнатона, видимо, была первым в истории Древнего Египта проявлением религиозной нетерпимости по отношению к культам, отличным от официального. Однако концепция единого божества не была принята в Египте, и после смерти Эхнатона религия Атона была отменена. Важность этой реформы для развития египетской религии проявилась в том, что идея монотеизма оказалась сформулированной (пусть и в незавершенном виде) в египетской религиозной мысли.

 


 

Вопрос №45: Наука, литература и искусство Древнего Египта

Египтяне создали богатую, насыщенную интересными идеями и художественными образами литературу, древнейшую в мире. Особенностью литературного процесса в Египте было непрерывное и преемственное совершенствование первоначально найденных литературных жанров и художественных приемов. Развитие литературы как одной из важнейших частей культуры определялось характером социально-экономического развития страны, политического могущества египетского государства. Вместе с тем направление литературного процесса зависело от общего характера религиозного мировоззрения, разработанности египетской мифологии и организации культа. Абсолютная власть богов, в том числе и царствующего фараона, полная зависимость от них человека, подчиненность «мной жизни людей их посмертному существованию, сложные взаимоотношения многочисленных богов в египетских мифах, насыщенный символикой театрализован- ный культ,— все это диктовало главные идеи, систему художественных образов и приемов многих литературных произведений. Своеобразие иероглифической письменности, в частности обилие разнообразных знаков-символов, расширяло творческие возможности авторов, позволяло создавать произведения с глубоким и многоплановым контекстом. Питательной почвой литературы стало устное народное творчество, от которого сохранились остатки в виде немногих песенок, исполняемых во время трудовых процессов (например, песнь погонщика быков), незатейливых притч и поговорок, сказок, в которых, как правило, невинный и трудолюбивый герой добивается справедливости и счастья. Корни египетской литературы восходят к IV тысячелетию до н. э., когда были созданы первые литературные записи. В эпоху Древнего царства появились зачатки некоторых жанров: обработанные сказки, дидактические поучения, биографии вельмож, религиозные тексты, поэтические произведения. Во времена Среднего царства жанровое разнообразие увеличивается, углубляется содержательная сторона и художественное совершенство произведений. Достигает классической зрелости прозаическая литература, создаются произведения высочайшего художественного уровня («Рассказ Синухета»), вошедшие в сокровищницу мировой литературы. Своей идейно-художественной завершенности египетская литература достигает в эпоху Нового царства, эпоху высшего развития египетской цивилизации. Наиболее полно представлен в египетской литературе дидактический жанр поучений и близко стоящих к ним пророчеств. Одним из древнейших образцов поучений является ((Поучение Птахотепа», везира одного из фараонов V династии. Позднее жанр поучений представлен многими произведениями, например: «Поучение Гераклеопольского царя Ахтоя своему сыну Мерикара» и «Поучение фараона Аменемхета I», в которых излагались правила управления государством, «Поучение Ахтоя, сына Дуауфа» о преимуществах должности писца перед всеми другими профессиями. Из поучений Нового царства можно назвать «Поучение Ани» и «Поучение Аменемопе» с подробным изложением правил житейской морали и традиционной нравственности. Особой разновидностью поучений были пророчества мудрецов, предсказывающих наступление бедствийдля страны, для господствующего класса, если египтяне будут пренебрегать соблюдением норм, установленных богами. Как правило, такие пророчества описывали реальные бедствия, происшедшие во времена народных восстаний, вторжений иноземных завоевателей, социальных и политических потрясений, как, например, в конце Среднего или Нового царства. Наиболее известными произведениями этого жанра были «Речение Ипусера» и «Речение Неарерти». Одним из излюбленных жанров были сказки, в которых сюжеты народных сказок были подвергнуты авторской обработке. Некоторые сказки стали настоящими шедеврами, оказавшими влияние на создание сказочных циклов других народов Древнего Востока (например, на цикл «Тысяча и одна ночь»). Наиболее известными примерами были собрание сказок «Фараон Хуфу и чародеи», «Сказка о потерпевшем кораблекрушение», «Сказка о Правде и Кривде», «Сказка о двух братьях», несколько сказок о фараоне Пету-бастисе и др. В этих сказках сквозь господствующие мотивы преклонения перед всесилием богов и фараона пробиваются идеи добра, мудрости и смекалки простого труженика, который в конечном итоге одерживает победу над хитрыми и жестокими вельможами, их жадными и коварными слугами. Подлинными шедеврами египетской литературы стали повесть «Рассказ Синухета» и поэтическая «Песнь арфиста». В «Рассказе Синухета» повествуется о том, как вельможа из ближайшего окружения покойного царя Синухет, опасаясь за свое положение при новом фараоне, бежит из Египта к кочевникам Сирии. Здесь он живет много лет, совершает множество подвигов, занимает высокое положение у местного царька, но постоянно тоскует по своему родному Египту. Повесть заканчивается благополучным возвращением Синухета в Египет. Какое бы высокое положение на чужбине человек ни занимал, его родная страна, ее обычаи, образ жизни всегда будут для него высшей ценностью — такова основная идея этого классического произведения египетской художественной литературы. В «Песне арфиста» впервые в мировой поэзии были высказаны сомнения в возможности загробного существования и прово глашалась идея наслаждения всеми радостями земного бытия.

Среди различных жанров особое место занимала собственно религиозная литература, включающая художественную обработку многочисленных мифов, религиозные гимны и песнопения, исполняемые на празднествах богов. Из обработанных мифов получили особую популярность циклы сказаний о страданиях Осириса и о странствиях по подземному миру бога Ра. В первом цикле рассказывается о том, что добрый бог и царь Египта Осирис был коварно свергнут с престола своим братом Сетом, изрублен на 14 частей, которые были разбросаны по всему Египту (по другой версии, тело Осириса было брошено в лодку, а лодка спущена в море). Сестра и жена Осириса богиня Исида собрала и погребла его останки. Мстителем за своего отца выступает их сын бог Хор, который совершает ряд подвигов на благо людей. Злой Сет свергнут с престола Осириса, который был унаследован Хором. А Осирис становится царем подземного мира и судьей умерших. На основе этих сказаний устраивались театрализованные мистерии, которые были своего рода зачатком древнеегипетского театра. Гимны и песнопения, исполняемые в честь богов на празднествах, были, видимо, массовой поэзией, но некоторые из дошедших до нас гимнов, в частности гимн Нилу и особенно гимн Атону, в которых в образах Нила и Солнца прославляется прекрасная и щедрая природа Египта, являются поэтическими шедеврами мирового класса. Уникальным произведением является философский диалог «Беседа разочарованного со своей душой». Здесь повествуется о горькой судьбе человека, которому опостылела земная жизнь, где царствует зло, насилие и алчность, и он желает покончить жизнь самоубийством, чтобы поскорее попасть на загробные поля Иалу и обрести там вечное блаженство. Луша человека отговаривает его от этого безумного шага, указывая на все радости земной жизни. В конечном итоге пессимизм героя оказывается сильнее, а посмертное блаженство — более желанной целью человеческого существования. Кроме разнообразия жанров, богатства идей и мотивов, тонкости их разработки египетскую литературу отличают неожиданные сравнения, звучные метафоры, глубокая символика, образный язык. Все это делает египетскую литературу одним из интересных явлений мировой литературы.

Огромные материальные и людские ресурсы долины Нила, политическое могущество египетской деспотии создавали необходимые условия для развития архитектуры и изобразительных искусств. Постепенно архитектура и изобразительные искусства стали использоваться как эффективные средства идеологического обоснования существующего строя, его государственности и системы духовных ценностей. Для египетской архитектуры, скульптуры, рельефа характерным является тесная зависимость от религиозного культа, который формировал основной арсенал художественных средств и главных идей. Уже с самых ранних времен существования государственности, восходящей к IV тысячелетию до н. э., сформировались ведущие направления египетского искусства: реализация идеи беспредельного могущества богов, включая бога-фараона, которая воплощалась в монументальных сооружениях гробниц или храмов, в грандиозных статуях с выражением неземного бесстрастия, величия и всесокрушающей мощи. Исходные принципы архитектуры формировались и воплощались в разработке двух типов сооружений: монументальных гробниц богочеловеку-фараону как важнейшему объекту заупокойного культа и мест обитания самих богов — храмов. Разрабатывались два типа гробниц: надземные сооружения, получившие свое наиболее величественное воплощение в знаменитых пирамидах IV династии, и гробницы, вырубленные в скалах (скальные гробницы), получившие наиболее полную архитектурную разработку в период Нового царства. Для Среднего царства характерен промежуточный тип, сочетающий принцип надземной, относительно небольшой пирамиды и Ряда помещений, вырубленных в скале (гробница Ментухотепа I в Дейр-эль-Бах-Ри). Исходной формой для разработки классического типа пирамиды как усыпальницы были мастабы, в которых хоронили фараонов первых двух династий и их вельмож. Для основателя III династии фараона Джосера вместо мастабы впервые была построена монументальная (высота 60 м) ступенчатая пирамида, которую образовали шесть последовательно поставленных друг на друга уменьшающихся мастаб. Заполнение пустот между ступенями привело к появлению классического типа пирамиды. Самыми большими пирамидами являются усыпальницы царей IV династии Хуфу (высота пирамиды 146,6 м, длина каждой стороны по основанию 233 м, площадь основания 54 тыс. кв. м, общий объем всего сооружения более 2 500 ООО куб. м, пирамида сложена из 2,3 млн каменных глыб весом свыше 2 т каждая) и Хафра (высота 140 м, длина стороны основания 220 м). После Хафра величина пирамид резко уменьшается, а со времени Среднего царства пирамиды строятся довольно редко. Другим типом царской усыпальницы стали скальные гробницы, которые представляли целые анфилады подземных помещений, длинных коридоров, погребальной камеры. Самой монументальной является скальная гробница Сети I, настоящий подземный дворец с сотнями помещений, великолепными росписями и рельефами, с тысячами статуй и несметными сокровищами. Длина гробницы Сети I около 100 м. Жилища богов, храмы были другой архитектурной формой, активно разрабатываемой египетскими зодчими. Особенное внимание было уделено сооружению и отделке храмов главных богов. До нашего времени дошли развалины храмов в честь Амона-Ра в Карнаке и Луксоре (Фивы). Их строительство началось еще в Среднем царстве, но особого размаха достигло при фараонах XVIII—XIX династий. Их гигантские размеры, органичная вписанность в окружающую местность, продуманность композиции и невиданная роскошь отделки потрясают человека. Храмы в Луксоре и Карнаке — это сложный комплекс свыше сотни обширных помещений, огромных дворов, бесчисленных аллей-переходов и колоссальных размеров статуй богов, сфинксов, обелисков, пилонов. Лишь некоторое представление об их размерах могут дать отдельные цифры из Карнакского храма. Два обелиска, находящихся во дворе храма, имеют 30 м в высоту и весят 1000 т каждый. Большой колонный зал храма занимает 5,5 тыс. кв. м, в нем 134 колонны. Они столь велики, что рядом с ними высокие тропические пальмы кажутся жалкими тростинками. 12 центральных колонн имеют высоту в 21 м и 10 м в обхвате, а капитель—15 м в обхвате. На верхней площадке такой колонны могло бы уместиться около 100 человек. В храме было огромное количество статуй, только в одном тайнике найдено 500 каменных и свыше 17 тыс. бронзовых статуй и статуэток. Из других известных храмов можно назвать расположенных на трех обширных террасах поминальный храм царицы Хатшепсут в Дейр-эль-Бахри и колоссальный храм Рамсеса III в Мединет-Абу (около Фив). Особым типом храмового комплекса стали храмы, вырубленные в толще скалы,— скальные храмы. Одним из самых известных стал заупокойный храм Рамсеса II в Абу-Симбеле в Северной Нубии. Фасад храма развернут к Нилу. По обе стороны узкого входа возвышаются четыре сидящих колосса фараона в 20 м высотой. Внутри скалы на глубину в 55 м вырублены многочисленные помещения, воссоздающие классический тип наземного храма. Первый зал соответствовал открытому храмовому двору, второй — колонному, главному залу, за ними находилось само святилище. Наряду с царскими гробницами и храмовыми комплексами в египетском зодчестве активно разрабатывался такой тип архитектурного сооружения, как царская резиденция-дворец. Судя по описаниям, царские дворцы по своей монументальности, сложности композиции, изысканности внутренней отделки, высокому уровню бла-гоустройства не уступали прославленным храмам. Наглядное представление о царских дворцах дают сохранившиеся остатки резиденции Эхнатона, найденные при раскопках Ахетатона. Поражают его размеры: длина восточного фасада Главного дворца равнялась почти 700 м.

Скульптура развивалась в тесной связи с архитектурой. Гробницы фараонов, храмовые помещения, царские дворцы были заполнены разнообразной скульптурой, составлявшей органическую часть зданий. Основными образами, разрабатывавшимися скульпторами, были образы царствующих фараонов. Хотя потребности культа требовали создания изображений многочисленных богов, образ божества, выполненный по жестким схемам, часто с головами животных и птиц, не стал центральным в египетской скульптуре: в большинстве случаев это была массовая и маловыразительная продукция. Значительно большее значение имела художественная разработка типажа земного владыки, его вельмож, а с течением времени — простых людей. С начала III тысячелетия до н. э. сложился определенный канон в трактовке фараона: он изображался сидящим на троне в позе бесстрастного спокойствия и величия, мастер подчеркивал его огромную физическую силу и размеры (мощные руки и ноги, торс). Во времена Среднего царства мастера преодолевают идею холодного величия и лица фараонов приобретают индивидуальные черты. Например, статуя Сенусерта III с глубоко сидящими, чуть скошенными глазами, крупным носaом, толстыми губами и выступающими скулами довольно реалистически передает характер недоверчивый, с печальным и даже трагическим выражением на лице. Более свободно чувствовали себя мастера, когда они изображали вельмож и особенно простолюдинов. Здесь преодолевается сковывающее влияние канона, смелее и реалистичнее разрабатывается образ, полнее передается его психологическая характеристика. Искусство индивидуального портрета, глубокий реализм, чувство движения достигли своего расцвета в эпоху Нового царства, особенно в краткий период правления Эхнатона (амарнский период). Скульптурные изображения самого фараона, его жены Нефертити, членов его семьи отличаются умелой передачей внутреннего мира, глубоким психологизмом, высоким художественным мастерством. Кроме круглой скульптуры, египтяне охотно обращались к рельефу. Многие стены гробниц и храмов, различных сооружений покрыты великолепными по исполнению рельефными композициями, изображавшими чаще всего вельмож в кругу своей семьи, перед алтарем божества, среди своих полей и др. Выработался определенный канон и в рельефных картинах: главный «герой» изображался крупнее других, его фигура передавалась двойным планом: голова и ноги в профиль, плечи и грудь — в фас. Все фигуры обычно раскрашивались. Наряду с рельефами стены гробниц покрывались контурными или живописными картинами, содержание которых было более разнообразным, чем рельефы. Довольно часто на этих картинах воспроизводились сцены повседневной жизни: ремесленники за работой, крестьяне за пахотой, уличные торговцы у своих товаров, судебные разбирательства и др. Большого мастерства достигли египтяне в изображении живой природы — пейзажей, животных, птиц, где сдерживающее влияние древних традиций ощущалось значительно меньше. Ярким примером являются росписи гробниц номархов, обнаруженные в Бени-Хасане и относящиеся ко времени Среднего царства.

В целом египетская архитектура и изобразительное искусство по богатству художественныхобразов, высокому профессионализму, глубокой концептуальное являются весомым вкладом египтян в сокровищницу мирового искусства.

Наука. Наука является органической частью любой культуры. Без определенного набора научных знаний невозможно нормальное функционирование хозяйств, строительства, военное дело, управление страной. Господство религиозного мировоззрения, конечно, сдерживало, но не могло остановить накопление знаний. В системе египетской культуры научные знания достигли довольно высокого уровня, и прежде всего в трех сферах: математике, астрономии и медицине. Определение начала, максимума и окончания подъема воды в Ниле, сроков посевов, вызревания зерна и жатвы, необходимость в замерении земельных участков, границы которых приходилось восстанавливать после каждого разлива, требовали математических вычислений и астрономических наблюдений. Большим достижением древних египтян было составление довольно точного календаря, построенного на тщательных наблюдениях над небесными светилами, с одной стороны, и режимом Нила — с другой. Год делился на три сезона по четыре месяца каждый. Месяц состоял из трех декад по 10 дней. В году было 36 декад, посвященных созвездиям, названным в честь божеств. К последнему месяцу прибавляли 5 добавочных дней, что позволяло совмещать календарный и астрономический год (365 дней). Начало года совпадало с подъемом воды в Ниле, т. е. с 19 июля, днем восхода наиболее яркой звезды — Сириуса. Сутки делили на 24 часа, хотя величина часа была не постоянной, как сейчас, а колебалась в зависимости от времени года (летом дневные часы были длин-ными, ночные—короткими, зимой наоборот). Египтяне хорошо изучили видимое простым глазом звездное небо, они различали неподвижные звезды и блуждающие планеты. Звезды были объединены в созвездия и получили имена тех животных, контуры которых, по мнению жрецов, они напоминали («бык», «скорпион», «гиппопотам», «крокодил» и др.). Были составлены довольно точные каталоги звезд, карты звездного неба. Одна из наиболее точных и подробных карт звездного неба помещена на потолке гробницы Сенмута, фаворита царицы Хатшепсут. Научным и техническим достижением было изобретение водяных и солнечных часов. Интересной особенностью древнеегипетской астрономии был ее рациональный характер, отсутствие астрологических домыслов, столь обычных, например, для вавилонян. Практические задачи измерения земельных участков после разливов Нила, учета и распределения собранного урожая, сложных расчетов при строительстве храмов, гробниц и дворцов способствовали успехам математики. Египтяне создали систему счисления, близкую к десятичной, они выработали специальные знаки— числа для 1 (вертикальная черта), 10 (знак скобы или подковы), 100 (знак закрученной веревки), 1000 (изображение стебля лотоса), 10 000 (поднятый человеческий палец), 100 000 (изображение головастика), 1 000 000 (фигурка сидящего на корточках божества с поднятыми руками). Они умели производить сложение и вычитание, умножение и деление, имели представление о дробях, в числителе которых всегда стояла 1. Большая часть математических операций производилась для решения практических нужд — вычисление площадей поля, вместимости корзины, амбара, величины кучи зерна, раздел имущества среди наследников. Египтяне могли решать такие сложные задачи, как расчет площади круга, поверхности полушария, объема усеченной пирамиды. Они умели возводить в степень и извлекать квадратные корни. О высоком уровне математических знаний можно судить по содержанию двух сохранившихся папирусов: Лондонского математического папируса Ринд, дающего решение 80 сложных задач, и Московского математического папируса из собрания ГМИИ им. А.С. Пушкина, содержащего ответы на 25 задач. По всей Передней Азии славились своим искусством египетские врачи. Их высокой квалификации бесспорно способствовал широко распространенный обычай мумификации трупов, во время которой врачи могли наблюдать и изучать анатомию человеческого тела и его различных органов. Показателем больших успехов египетской медицины является тот факт, что до нашего времени сохранилось 10 медицинских папирусов, из которых настоящими энциклопедиями являются большой медицинский папирус Эберса (свиток длиной в 20,5 м) и хирургический папирус Эдвина Смита (свиток длиной в 5 м). Аля египетской медицины характерным являлась дробная специализация врачей. «Каждый врач,— писал Геродот,— излечивает только одну болезнь. Поэтому у них полно врачей, одни лечат глаза, другие — голову, третьи — зубы, четвертые — желудок, пятые — внутренние болезни». Врачи выделили и рекомендовали методы лечения около сотни различных болезней. Одним из высших достижений египетской и всей древней медицины было учение о кровообращении и сердце как его главном органе. «Начало тайн врача,— говорится в папирусе Эберса,— знание хода сердца, от которого идут сосуды ко всем членам, ибо всякий врач, всякий жрец богини Сохмет, всякий заклинатель, касаясь головы, затылка, рук, ладони, ног, везде касается сердца: от него направлены сосуды к каждому члену». Найденные при раскопках гробниц разнообразные хирургические инструменты — свидетельства высокого уровня хирургии. Сковывающее влияние религиозного мировоззрения не могло способствовать развитию научных знаний об обществе. Однако можно говорить об интересе египтян к своей истории, что приводило к созданию своего рода исторических сочинений. Наиболее привычными формами таких сочинений были летописи, содержащие перечень царствующих династий и запись наиболее значительных событий, случившихся в правление фараонов (высота подъема Нила, строительство храмов, военный поход, обмер площадей, захваченная добыча). Так, до нашего времени дошел фрагмент летописи о правлении первых пяти династий (Палермский камень). Туринский царский папирус содержит список египетских фараонов до XVIII династии. Тщательно обработан-ной летописью являются знаменитые «Анналы Тутмоса III», где излагается история его многочисленных походов. Своего рода сводом научных достижений являются древнейшие энциклопедии — словники. Собрания терминов, объясненных в словнике, сгруппированы по темам: небо, вода, земля, растения, животные, люди, профессии, должности, чужеземные племена и народы, пищевые продукты, напитки. Известно имя составителя древнейшей египетской энциклопедии: это был писец Аменемопе, сын Аменемопе, он составил свой труд в конце Нового царства (наиболее полный список этого труда хранится в Москве в ГМИИ им. А.С. Пушкина).

 


 

Вопрос №46: Архитектурные памятники Древнего Египта

Огромные материальные и людские ресурсы долины Нила, политическое могущество египетской деспотии создавали необходимые условия для развития архитектуры и изобразительных искусств. Постепенно архитектура и изобразительные искусства стали использоваться как эффективные средства идеологического обоснования существующего строя, его государственности и системы духовных ценностей. Для египетской архитектуры, скульптуры, рельефа характерным является тесная зависимость от религиозного культа, который формировал основной арсенал художественных средств и главных идей. Уже с самых ранних временсуществования государственности, восходящей к IV тысячелетию до н. э., сформировались ведущиенаправления египетского искусства: реализация идеи беспредельного могущества богов, включая бога-фараона,которая воплощалась в монументальных сооружениях гробниц или храмов, в грандиозных статуях свыражением неземного бесстрастия, величия и всесокрушающей мощи. Исходные принципы архитектуры формировались и воплощались в разработке двух типов сооружений: монументальных гробниц богочеловеку-фараону как важнейшему объекту заупокойного культа и мест обитания самих богов — храмов. Разрабатывались два типа гробниц: надземные сооружения, получившие свое наиболее величественное воплощение в знаменитых пирамидах IV династии, и гробницы, вырубленные в скалах (скальные гробницы), получившие наиболее полную архитектурную разработку в период Нового царства. Для Среднего царства характерен промежуточный тип, сочетающий принцип надземной, относительно небольшой пирамиды и Ряда помещений, вырубленных в скале (гробница Ментухотепа I в Дейр-эль-Бах-Ри). Исходной формой для разработки классического типа пирамиды как усыпальницы были мастабы, в которых хоронили фараонов первых двух династий и их вельмож. Для основателя III династии фараона Джосера вместо мастабы впервые была построена монументальная (высота 60 м) ступенчатая пирамида, которую образовали шесть последовательно поставленных друг на друга уменьшающихся мастаб. Заполнение пустот между ступенями привело к появлению классического типа пирамиды. Самыми большими пирамидами являются усыпальницы царей IV династии Хуфу (высота пирамиды 146,6 м, длина каждой стороны по основанию 233 м, площадь основания 54 тыс. кв. м, общий объем всего сооружения более 2 500 ООО куб. м, пирамида сложена из 2,3 млн каменных глыб весом свыше 2 т каждая) и Хафра (высота 140 м, длина стороны основания 220 м). После Хафра величина пирамид резко уменьшается, а со времени Среднего царства пирамиды строятся довольно редко. Другим типом царской усыпальницы стали скальные гробницы, которые представляли целые анфилады подземных помещений, длинных коридоров, погребальной камеры. Самой монументальной является скальная гробница Сети I, настоящий подземный дворец с сотнями помещений, великолепными росписями и рельефами, с тысячами статуй и несметными сокровищами. Длина гробницы Сети I около 100 м. Жилища богов, храмы были другой архитектурной формой, активно разрабатываемой египетскими зодчими. Особенное внимание было уделено сооружению и отделке храмов главных богов. До нашего времени дошли развалины храмов в честь Амона-Ра в Карнаке и Луксоре (Фивы). Их строительство началось еще в Среднем царстве, но особого размаха достигло при фараонах XVIII—XIX династий. Их гигантские размеры, органичная вписанность в окружающую местность, продуманность композиции и невиданная роскошь отделки потрясают человека. Храмы в Луксоре и Карнаке — это сложный комплекс свыше сотни обширных помещений, огромных дворов, бесчисленных аллей-переходов и колоссальных размеров статуй богов, сфинксов, обелисков, пилонов. Лишь некоторое представление об их размерах могут дать отдельные цифры из Карнакского храма. Два обелиска, находящихся во дворе храма, имеют 30 м в высоту и весят 1000 т каждый. Большой колонный зал храма занимает 5,5 тыс. кв. м, в нем 134 колонны. Они столь велики, что рядом с ними высокие тропические пальмы кажутся жалкими тростинками. 12 центральных колонн имеют высоту в 21 м и 10 м в обхвате, а капитель—15 м в обхвате. На верхней площадке такой колонны могло бы уместиться около 100 человек. В храме было огромное количество статуй, только в одном тайнике найдено 500 каменных и свыше 17 тыс. бронзовых статуй и статуэток. Из других известных храмов можно назвать расположенных на трех обширных террасах поминальный храм царицы Хатшепсут в Дейр-эль-Бахри и колоссальный храм Рамсеса III в Мединет-Абу (около Фив).

Особым типом храмового комплекса стали храмы, вырубленные в толще скалы,— скальные храмы. Одним из самых известных стал заупокойный храм Рамсеса II в Абу-Симбеле в Северной Нубии. Фасад храма развернут к Нилу. По обе стороны узкого входа возвышаются четыре сидящих колосса фараона в 20 м высотой. Внутри скалы на глубину в 55 м вырублены многочисленные помещения, воссоздающие классический тип наземного храма. Первый зал соответствовал открытому храмовому двору, второй — колонному, главному залу, за ними находилось само святилище. Наряду с царскими гробницами и храмовыми комплексами в египетском зодчестве активно разрабатывался такой тип архитектурного сооружения, как царская резиденция-дворец. Судя по описаниям, царские дворцы по своей монументальности, сложности композиции, изысканности внутренней отделки, высокому уровню бла-гоустройства не уступали прославленным храмам. Наглядное представление о царских дворцах дают сохранившиеся остатки резиденции Эхнатона, найденные при раскопках Ахетатона. Поражают его размеры: длина восточного фасада Главного дворца равнялась почти 700 м. Скульптура развивалась в тесной связи с архитектурой. Гробницы фараонов, храмовые помещения, царские дворцы были заполнены разнообразной скульптурой, составлявшей органическую часть зданий. Основными образами, разрабатывавшимися скульпторами, были образы царствующих фараонов. Хотя потребности культа требовали создания изображений многочисленных богов, образ божества, выполненный по жестким схемам, часто с головами животных и птиц, не стал центральным в египетской скульптуре: в большинстве случаев это была массовая и маловыразительная продукция. Значительно большее значение имела художественная разработка типажа земного владыки, его вельмож, а с течением времени— простых людей. С начала III тысячелетия до н. э. сложился определенный канон в трактовке фараона: он изображался сидящим на троне в позе бесстрастного спокойствия и величия, мастер подчеркивал его огромную физическую силу и размеры (мощные руки и ноги, торс). Во времена Среднего царства мастера преодолевают идею холодного величия и лица фараонов приобретают индивидуальные черты. Например, статуя Сенусерта III с глубоко сидящими, чуть скошенными глазами, крупным носом, толстыми губами и выступающими скулами довольно реалистически передает характер недоверчивый, с печальным и даже трагическим выражением на лице. Более свободно чувствовали себя мастера, когда они изображали вельмож и особенно простолюдинов. Здесь преодолевается сковывающее влияние канона, смелее и реалистичнее разрабатывается образ, полнее передается его психологическая характеристика. Искусство индивидуального портрета, глубокий реализм, чувство движения достигли своего расцвета в эпоху Нового царства, особенно в краткий период правления Эхнатона (амарнский
период). Скульптурные изображения самого фараона, его жены Нефертити, членов его семьи отличаются умелой передачей внутреннего мира, глубоким психологизмом, высоким художественным мастерством. Кроме круглой скульптуры, египтяне охотно обращались к рельефу. Многие стены гробниц и храмов, различных сооружений покрыты великолепными по исполнению рельефными композициями, изображавшими чаще всего вельмож в кругу своей семьи, перед алтарем божества, среди своих полей и др. Выработался определенный канон и в рельефных картинах: главный «герой» изображался крупнее других, его фигура передавалась двойным планом: голова и ноги в профиль, плечи и грудь — в фас. Все фигуры обычно раскрашивались. Наряду с рельефами стены гробниц покрывались контурными или живописными картинами, содержание которых было более разнообразным, чем рельефы. Довольно часто на этих картинах воспроизводились сцены повседневной жизни: ремесленники за работой, крестьяне за пахотой, уличные торговцы у своих товаров, судебные разбирательства и др. Большого мастерства достигли египтяне в изображении живой природы — пейзажей, животных, птиц, где сдерживающее влияние древних традиций ощущалось значительно меньше. Ярким примером являются росписи гробниц номархов, обнаруженные в Бени-Хасане и относящиеся ко времени Среднего царства. В целом египетская архитектура и изобразительное искусство по богатству художественных образов, высокому профессионализму, глубокой концептуальности являются весомым вкладом египтян в сокровищницу мирового искусства.


 





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-11-23; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 1266 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Большинство людей упускают появившуюся возможность, потому что она бывает одета в комбинезон и с виду напоминает работу © Томас Эдисон
==> читать все изречения...

2493 - | 2164 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.013 с.