Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Социальная структура общества. Теория социальной стратификации




Общество представляет собой множество людей, организованных в определенные группы, общности. Целостная совокупность устойчивых, функционирующих в социуме общностей и взаимосвязей между ними составляет социальную структуру общества. Выделяются различные типы социальных структур: классовая, этническая, демографическая, профессионально-образовательная и др. Каждая из них – это совокупность социальных групп, объединенных исторически сложившимися, устойчивыми социальными отношениями и обладающих рядом признаков.Этническая структура общества Род и племя. Доклассовое общество выработало свои, обусловленные, в конечном счете, экономическими причинами, формы общности людей — род и племя. Род представлял собой объединение кровных родственников, обладающих общностью происхождения, общим местом поселения, общим языком, общими обычаями и верованиями. Народность. В основу следующей, более высокой формы общности — народности — легли уже не кровнородственные, а территориальные, соседские связи между людьми. Народность — это исторически сложившаяся общность людей, имеющая свой язык, территорию, известную общность культуры, зачатки экономических связей. Нация. Формирование следующей, еще более высокой формы общности людей — нации — совершенно справедливо и в марксистской, и в немарксистской литературе связывается с развитием капитализма. В качестве генеральной общности демографической структуры общества выступает народонаселение — непрерывно воспроизводящая себя совокупность людей. В этом смысле говорят о народонаселении всей Земли, отдельной страны, региона и т.д. Народонаселение и экономика. Народонаселение непросто заполняет собой все социальное пространство, но и неразрывно связано со всеми другими компонентами единого социального организма, прежде всего, с экономикой. Народонаселение и духовная жизнь общества.

Социальное неравенство в обществе чаще всего понимается как стратификация – распределение общественных групп в иерархически упорядоченном ранге (по возрастанию или убыванию какого-либо признака).Термин «социальная стратификация» ввел в научный оборот наш бывший соотечественник, а затем известный американский социолог П. Сорокин, который заимствовал это понятие из геологии. Стратификация обязательно подчеркивает упорядочение социальных слоев и имеет русский понятийный аналог – расслоение по какому-то критерию (богатство, власть, престиж и т.д.).Теории социального неравенства подразделяются на два принципиальных направления: функционалистское и конфликтологическое (марксистское).Поскольку стратификация рассматривается как продукт разделения труда, функционалисты считают, что социальное неравенство определяется в первую очередь значимостью и престижем функций, выполняемых для общества.Социальная структура общества - совокупность исторически возникающих и меняющихся социальных общностей и групп. В социальной структуре общества различают слои (подструктуры): этническая(род, племя, народность, нация), семейно-бытовая(формы семейной бытовой жизни), демографическая(группы по полу, возрасту...), территориальная(сельское и городское население), образовательная, социально-классовая.

56.Духовная сфера жизнедеятельности общества. Общественное сознание и его структура.
Духовная сфера - сфера отношений людей по поводу различного рода дух ценностей. Под духовными ценностями подразумевается все то, что составляет духовное содержание общественной жизни и духовность общества. Одна из фундаментальных проблем развития современного общества. Заключается в том, как сформировать, сохранить и обогатить духовный мир людей. Для характеристики производства идей, знаний, представлений вводится понятие духовное производство. Это составная часть общественного производства. Зависит от материального производства, определяется его отношениями. Господствующий класс в материальном производстве держит в своих руках и духовное производство, поэтому д.п. носит исторический характер, представляет собой духовную деятельность, облеченную в определенные общественные формы. Творческая деятельность тесно связана с преемственностью, поскольку лишь воспринимая наследие люди обретают возможность творить сами. Выделяют две формы д.п.: функционально-заданную и универсально-преемственную. В первой индивид действует как носитель определенной функции, поле его деятельности заранее задано предпосылками. Во втором случае индивид включается в развитие в качестве производительной силы. Для понимания прошлого и настоящего, для анализа тенденций будущего начинать надо на с того, что думала о себе эпоха, а с анализа общественного бытия людей той эпохи. Изучение общественного бытия дает ключ к пониманию политических, правовых, эстетических, философских взглядов и теорий, то есть всей совокупности форм общественного сознания. Общественное бытие - объективная реальность, которая отражается в общественном сознании. Общественное сознание - осознание обществом самого себя, своего общественного бытия и окружающей действительности. Общественное сознание относительно самостоятельно. Оно имеет внутреннюю логику своего развития, связанную с преемственностью идей, с тем, что на появление нового активное влияние оказывает накопленный ранее мыслительный материал. Относительная самостоятельность общественного сознания проявляется и в форме его активности, то есть оно способно взаимодействовать с другими общественными явлениями, обратно влиять на породившее ее бытие. С активностью общественного сознания тесно связан вопрос о роли идей, сознательного начала в общественном развитии. Влияние идей на массы зависит от характера самих идей, их соответствия интересам масс, от того на сколько подготовлена социальная почва для их восприятия. Итак, вторичность общественного сознания и его относительная самостоятельность - таковы две наиболее фундаментальные закономерности развития общественного сознания. Между личным и общественным сознаниями происходит постоянное взаимодействие. Исторически выработанные обществом нормы сознания становятся личными убеждениями индивида, источником нравственных предписаний. В свою очередь, личные идей приобретают характер общественной ценности, когда они входят в состав общественного сознания, приобретают характер нормы поведения. Субъект общественного сознания - соц. общности и группы.

57.Источники и движущие силы общественного развития. Роль личности в истории.
В
научной и учебной лит-ре дается много определений и хар-тик человеч. общ-ва, но все они сходятся в одном: общ-во есть продукт взаимодействия людей, определенная организация их жизни, внутренне противоречивый организм, сущность которого закл-ся в многообразных (эк-ких, нравственных, религиозных и др.) связях и отношениях между людьми, их объединениями и общностями. Это сложная, саморазвивающаяся система связей людей, объединенных эк-кими, семейными, групповыми, этническими, сословными, классовыми отношениями и интересами. Движущие силы развития общ-ва- существенные, необходимые, длительно действующие факторы, обеспечивающие функционирование, развитие, прогресс общ-ва. Сторонники идеалистического понимания истории сводят Д. с. р. о. к идеальным побуждениям, мотивам историч. деят-ти людей, ищут их в неизменной природе человека, во внешней природе, в сверхъестественных, надисторич. силах, в механической комбинации различных факторов. Классики марксизма-ленинизма открыли матер-ные движущие силы, доказали их первичность и определяющийхар-р по отношению к полит-ким и духовным, а также активность, относительную самост-ть последних, раскрыли роль народных масс как решающей движущей силы истории. В общем виде к Д. с. р. о. относятся общ-ные противоречия, дающие конечный импульс к самодвижению и саморазвитию; прогрессивная деят-ть соц. субъектов, разрешающая эти противоречия; побудительные силы этой деят-ти (потребности, интересы и др.). В структурно-функциональном аспекте Д. с. р. о. делятся на природные (демографические и географические) и общ-ные факторы; общ-ные - на матер-но-экон-кие, соц-но-полит-кие и духовные, объективные и субъективные. Осн. общеисторич- движущая сила - способ произв-ва матер-ных благ. Осн. специфической для всех антагонистических формаций движущей силой является классовая борьба. В истории происходит наращивание эффективности движущих сил. Высший их тип складывается в коммунистической формации. В общ-ве развитого социализма их ядром являются неантагонистические противоречия; движущей силой здесь выступает соц-но-полит-кое и идейное единство общ-ва во главе с рабочим классом и при руководящей роли коммунистич. партии; развиваются все более эффективные матер-ные и моральные стимулы к труду, широко развертывается социалистическое соревнование; возрастает роль народных масс во всех сферах общ-ной жизни; действуют такие духовные движущие силы, как социалистический патриотизм и интернационализм, критика и самокритика и др. Результатом является ускорение темпов общ-ного прогресса, все более полное использ-е его достижений в интересах трудящихся. Решающая роль народных масс, классов, этносов в истории отнюдь не означает отрицания или принижения роли отдельных личностей. Раз история делается людьми, то деятельность личностей не может не иметь в ней значения. В 20-х годах XIX столетия в исторической науке возникло направление, которое объявило важнейшими факторами социального развития общественные учреждения и экономические условия (Гизо, Минье, О. Тьерри, а впоследствии - Токвиль). Это направление при всех своих несомненных заслугах отдало дань фаталистическому представлению об истории, как заранее предопределенном процессе, который никакие личности ни в чем изменить не могут. Таким образом, антитеза (то есть концепция упомянутых французских историков) пожертвовала тезой (то есть полностью отбросила взгляды своих предшественников), в то время как, по справедливому замечанию Г. В. Плеханова, правильная точка зрения должна объединять в синтезе моменты истины, заключенные в каждой из этих концепций. Отметим сразу, что синтез этот является логическим следствием из признания решающей роли народных масс в истории. Ведь сами-то народные массы играют тем более значительную роль, чем больше и основательнее превращаются они из толпы в силу сознательную и организованную, в совокупность личностей.Появление данного типа личности и соответствующих выдающихся личностей вызывается определенными историческими условиями (которые подготавливаются деятельностью масс) и историческими потребностями (которые в конечном счете оказываются потребностями народных масс).

58.Формационный и цивилизационный подходы к анализу исторического процесса.
На сегодняшний день определились два методологических подхода к анализу исторического процесса. Один - формационный, или монистический, другой - цивилизационный, или плюралистический. В рамках первого выделяют две концепции - марксистскую и теорию постиндустриального общества. Марксистская концепция основывается на признании решающейдетерминантой развития способа производства. На этой основе происходит выделение определенных стадий в развитии общества - формаций. Концепция постиндустриального общества в качестве главной детерминанты общественно-исторического процесса провозглашает три типа обществ: традиционное, индустриальное и постиндустриальное.Коренная идея монистического подхода состоит в признании единства человеческой истории и ее прогресса в форме стадиального развития. Коренная идея второго - отрицание единства истории человечества и его прогрессирующего развития.Если формационный (монистический) подход к истории раскрывается достаточно легко, то с цивилизационным подходом дело обстоит сложнее, поскольку единой цевилизационной теории не существует, как не существует единого понятия "цивилизация". Этот термин весьма многозначен. В настоящее время цивилизация рассматривается в трех аспектах. В первом аспекте понятия "культура" и "цивилизация" трактуются как синонимы. Во втором цивилизация определяется как овеществление вещественно-технических и социально-организа-ционных инструментов, обеспечивающих людям достойную их социально-экономичес-кую организацию общественной жизни, относительно высокий уровень потребления комфорта. В третьем аспекте цивилизация рассматривается как историческая ступень развития человечества, следующая за варварством.Значительный вклад в развитие цивилизационного подхода внесли О. Шпенглер, М. Вебер, А. Тойнби. Этот подход базируется не на выделении уровня производительных сил и экономического базиса, а на определении преобладающего вида хозяйственной деятельности и господствующей системы ценностей в жизни общества. Здесь отсутствует абсолютизация социально-экономических законов, господствующих над людьми, принимается во внимание сложное переплетение технического, экономического, политического, религиозного и других социокультурных факторов в реальной деятельности людей, провозглашается право каждого народа на собственный социально-исторический эксперимент, на реализацию своей культурной программы.Но посвящая анализу культуры все свое внимание и энергию, сторонники цивилизационного подхода часто вообще не обращаются к материальной жизни. Цивилизационный подход представляется именно как противоположность формационного, как отрицающий материально-произ-водственную детерминацию общества и его истории. Но противоположности смыкаются. Каждый из рассматриваемых подходов необходим и важен, но недостаточен сам по себе. Так, цивилизационный подход сам по себе не может объяснить причины и механизмы перехода от одной фазы цивилизационного развития к другой, а в рамках формационного подхода сложно описывать различие стран Запада и Востока. Возникшая в исторической науке и обществознании проблема может быть решена через целеустремленное исследование и нахождение такого сопряжения формационного и цивилизационного подходов, которое может быть плодотворно приложено и к задачам крупномасштабного членения исторического процесса, и к анализу исторической деятельности различных народов, протекающей в определенных географических, социально-экономи-ческих и культурных условиях.

60.Понятие культуры. Основные концепции в современной философии культуры. Диалог культур в современном мире.
Термин «культура» (лат. cultura – возделывание, обрабатывание, почитание) используется для обозначения того, что сделано человеком, как синоним общественного, искусственного в противоположность природному, естественному. В значении самостоятельного понятие культура появилось в трудах немецкого юриста С. Пуфендорфа (1632–1694), который употреблял его для обозначения результатов деятельности общественного человека, противопоставляя культуру природному, или естественному, состоянию человека. Этот смысл внеприродного, развитого и культивируемого человеком сохраняется за понятием культура до настоящего времени. Существует множество дисциплин, которые формируют представление о культуре как предмете собственного исследования, поэтому «образ культуры» в различных науках выглядит своеобразно. В современной литературе встречается более 250 определений культуры, фиксирующих ее различные аспекты, черты, проявления, модификации.
Однако перечень этих признаков не позволяет выработать целостное представление о культуре как системной характеристике общества, задающей ему качественную определенность, данными вопросами занимается философия культуры как относительно самостоятельная область философского знания. (Термин «философия культуры» ввел в научный оборот в начале ХIХ в. немецкий романтик А.Мюллер). Становление философии культуры как особой системы представлений о культуре стимулировалось осознанием факта многообразия путей культурной эволюции человечества, несовпадения исторического и культурного развития, а также кризисных явлений в культуре ХХ в. Присущая философии культуры органичная связь различных углов зрения на свой предмет отличает ее от культурологии – междисциплинарной области гуманитарного знания, изучающей культуру в совокупности ее конкретных исторических форм с помощью различных методов. Несмотря на то, что становление философии культуры как самостоятельной области знания началось в ХIХ в., исследование сущности, природы и функций культуры – традиционная философская проблема (она осознается уже в античности софистами). В ходе философского осмысления феномена культуры сформировались следующие ее модели: натуралистическая, классическая, неклассическая, постмодернистская.Натуралистическая модель, сформировавшаяся в философии Просвещения, рассматривала культуру как закономерное звено природной эволюции, воплощающее развитие способностей «естественного человека», видела в ней человеческое продолжение природы. Французские просветители вместо понятия культура использовали понятие цивилизации, которую определяли как проект идеального социального устройства, основанного на разуме, справедливости и нравственности. Немецкие просветители связывали понятие культура с личностным развитием человека, а понятие цивилизация применяли для характеристики социально- политической жизни общества.Осмысление проблем культуры и её универсалий в современной философии культуры развивается по разным направлениям, рассматривающим культуру как способ человеческой деятельности, как «семиотическую Вселенную», игру, ценностный комплекс и т.д. (деятельностный, аксеологический, социологический, антропологический, семиотический, структуралистский, психофизиологический и пр. подходы). В деятельном подходе культура выступает специфическим способом человеческой жизнедеятельности. При семиотическом подходе культура определяется через её сущностную характеристику – как внебиологический знаковый механизм передачи опыта через социокод, как знаково закрепленная совокупность деятельностных систем, обеспечивающих социальное наследование. При структуралистском подходе главной задачей становится не определение феномена культуры, а преодоление описательности в культурологическом анализе. Психофизеологический подход объясняет функционирование культуры, ее развитие из индивида, человеческой субъективности, провозглашая принципиальное противоречие между природным началом в человеке и довлеющими на него нормами культуры. При социологическом подходе культура рассматривается как социальный институт, который дает обществу системное качество и позволяет рассматривать последнее как устойчивую целостность. Аксиологический (ценностный) подход заключается в соотнесении культуры с миром человеческих ценностей. Игровые концепции культуры связывают происхождение и жизнедеятельность культуры с феноменом игры. Распространение в современной философии культуры получил так же «диалоговый» подход» при котором культура рассматривается как «встреча культур», пересечение систем смыслов, имеющих свою суть и внутреннюю логику. Культура, по мнению представителей диалогового подхода, замыкаясь в субъекте (групповом или индивидуальном) тут же «закисает», поскольку она всегда нуждается в партнере, адресате. Быть в культуре – значит вступать в диалог с прошлым и будущим, с «актуальным» другим.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-11-23; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 455 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Наглость – это ругаться с преподавателем по поводу четверки, хотя перед экзаменом уверен, что не знаешь даже на два. © Неизвестно
==> читать все изречения...

2672 - | 2238 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.009 с.