Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Творчество Жана Батиста Мольера




Создателем комедии классицизма стал Жан Батист Мольер (1622-1673). Мольер - это псевдоним, настоящая фамилия - Поклен. Актёр и драматург сменил имя, что бы не позорить отца - почтенного королевского мебельщика и обойщика. Профессия актёра в XVII в. считалась греховной.

Под влиянием итальянского театра он писал фарсовые сценки. Осенью 1658 г. мольеровская труппа приехала в Париж и дала спектакли перед Людовиком XIV в одном из залов Лувра. Актёры Мольера имели огромный успех.

Спустя шесть лет после переезда в Париж, в 1664 г., труппа сыграла перед королём новую комедию - "Тартюф, или Обманщик". Главный персонаж - пройдоха и обманщик, лице мер и сладострастник - носил сутану, и власть имущие решили, что пьеса оскорбляет и саму Церковь, и влиятельную организацию "Общество Святых даров". Пьесу запретили, и Мольер в течение пяти лет добивался её постановки в собственном театре.

В пьесе "Дон Жуан, или Каменный гость" (1665 г.) драматург обработал известный сюжет о бурной жизни повесы аристократа и о справедливом возмездии, настигающем его за грехи и богохульство. Герой Мольера - вольнодумец и скептик, человек XVII столетия.

По-иному, чем в "Дон Жуане", мотив вольнодумства и свободной воли трактовался в "Мизантропе" (1666 г.). Здесь уже звучали драматические, даже трагические мотивы. Мольеровский смех стал "смехом сквозь слезы" - ведь главная мысль пьесы сводилась к тому, что жить среди людей и сохранять благородство души невозможно.

Мольер в своих пьесах отвергал классицистическую теорию трёх единств, за что его не уставали критиковать, нарушал строгие правила.

Умер Мольер на сцене. В последние годы жизни он задыхался, ему стало тяжело произносить стихи, поэтому для себя драматург писал роли в прозе. По распоряжению архиепископа Парижа Мольера похоронили за церковной оградой. Много позже Франция отдала своему гению почести, которых он так и не удостоился при жизни.

 

 

История классицизма не заканчивается в XVII столетии. В следующем веке некоторые его принципы стремились возродить драматург и философ Вольтер, актёры Лекен и Клерон, поэты и музыканты. Однако в XVIII в. классицизм уже воспринимался как стиль устаревший - и в преодолении классицистических норм родилось искусство века Просвещения.

 

Классицизм (вт. пол. XVII – XIX вв.) - одно из важнейших направлений искусства прошлого, художественный стиль, воплотившийв сфере художественного творчества, на языке худодественных образов основные социальные и идейные принципы. В театральном искусстве это направление утвердило себя в творчестве, прежде всего, французских авторов: Корнеля, Расина, Вольтера, Мольера.

История классицизма начинается в Западной Европе с конца XVI столетия. В XVII в. достигает высшего своего развития, связанного с расцветом абсолютной монархии Людовика XIV во Франции и наивысшего подъема театрального искусства в стране. Классицизм продолжает плодотворно существовать и в XVIII – начале XIX вв., пока на смену ему не пришел сентиментализм и романтизм.

Классицизм предполагал устойчивую ориентацию нового искусства на античный лад, что вовсе не означало простого копирования античных образцов. Классицизм осуществляет преемственность и с эстетическими концепциями эпохи Возрождения, которые ориентировались на античность. Французские классики предложили правила построения в своих произведениях, опирающиеся на основы рационалистического мышления XVII в. Основные жанры: высокие (трагедия, ода, эпос) и низкие (комедия, басня, сатира).

Законы классицизма характернее всего выразились в правилах построения трагедии. От автора пьесы прежде всего требовалось, чтобы сюжет трагедии, а также страсти героев были правдоподобными. В трагедиях классицизма разум, воля были решающими и подавляли стихийные, плохо управляемые чувства.

И высокие жанры, и низкие обязаны были наставлять публику, возвышать ее нравы, просветлять чувства. В трагедии театр учил зрителя стойкости в жизненной борьбе, пример положительного героя служил образцом нравственного поведения.

Важнейшие нормативы классицизма – единство действия, места и времени – вытекают из тех содержательных предпосылок, о которых шла речь выше. Чтобы точнее донести до зрителя мысль и вдохновить на самоотверженные чувства, автор не должен был ничего усложнять. Основная интрига должна быть достаточно простой, чтобы не путать зрителя и не лишать картину цельности.

Вершиной классицизма в трагедии стали произведения французских поэтов П.Корнеля («Сид», «Гораций», «Никомед»), которого называли отцом французской классической трагедии; Ж.Расина («Андромаха», «Ифигения», «Федра», «Гофолия») и Ж.Б. Мольера («Смешные жеманницы», «Мещанин во дворянстве», «Дон Жуан», «Тартюф»).

Корнель Пьер (1606–1684) - французский драматург, Член Французской академии, оосновоположник классицистской трагедии во Франции. Произведения: «Мелита», «Вдова», «Галерея суда», «Сид», «Ираклий», «Дон Санчо Арагонский» и др.

Первый драматургический опыт – комедия в стихах «Мелита».

Пьеса Корнеля – «Сид» – оказалась переломной не только для самого драматурга, но и для истории всего мирового театра. Поставленная на сцене театра «Маре», она ознаменовала наступление новой театральной эпохи. Здесь впервые в полную силу прозвучал конфликт между чувством и долгом, ставший в тематике классицистской трагедии обязательным. «Сид» пользовался оглушительным успехом публики, и стал настоящим триумфом для драматурга и актеров.

Корнель был первым великим французским драматургом, основоположником классицистской трагедии, создателем французского трагического театра.

Расин Жан (1639–1699) - французский драматург, творчество которого представляет собой вершину французского классицистического театра. Является соперником Корнеля.

Единственная комедия Расина «Сутяги», трагедии «Британник», «Андромаха», «Тит и Береника», «Баязет», «Ифигения», «Федра» и др. Темой почти всех великих трагедий Расина является слепая страсть, которая сметает любые нравственные барьеры и ведет к неизбежной катастрофе. У Корнеля персонажи выходят из конфликта обновленными и очищенными, тогда как у Расина они терпят полное крушение.

Основным принципом творчества Расина было тяготение к простоте и правдоподобию. Чрезвычайно большое значение в драматургии имеет язык. Его герои и героини говорят языком современного образованного общества, без всяких прикрас. Расин умело вводил в свои трагедии самые обыкновенные фразы разговорного языка, которые получали у него высокое поэтическое звучание.

Французские театры: «Маре», «Бургунский отель», «Итальен комедии», «Комедии францез», «Пале-Карденаль».





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-11-23; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 1785 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Ваше время ограничено, не тратьте его, живя чужой жизнью © Стив Джобс
==> читать все изречения...

2196 - | 2142 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.009 с.