1.1. Противоречивость российских модернизаций. Последние 200 с лишним лет явили миру три индустриальных революции, и каждый раз Россия неизменно оказывалась в их хвосте. В период Первой промышленной революции (1769-1872) Екатерина 2, уже подготовившая почву для реформ в России, фактически закрыла границы на замок, не дав возможности индустриальной революции прошествовать на Восток. Именно начиная с Екатерины 2, каждый раз реакционную эпоху сменяла либеральная и наоборот.
Вторая промышленная революция (1873-1971) ассоциируется с синонимами "электрическая, нефтяная, фордовская, атомная". В России предпринимались эпохальные меры для решающего прорыва: была осуществлена столыпинская реформа, крестьяне смогли владеть землей как частной собственностью, создавались новые металлургические мощности, строились новые железные дороги. В период первых пятилеток, за счет огромных человеческих жертв, индустриализация, коллективизация и электрификация, удалось наверстать накопившееся российское отставание.
Есть немало оснований утверждать, что Россия окажется на обочине и третьей промышленной революции - информационной или электронной.
Общим для всех российских модернизаций был их насильственный характер, на фоне повышения степени централизации национальной экономики. Для всех реформ (включая сталинскую индустриализацию) характерен сначала резкий рост, а затем столь же резкое отставание от всех без исключения стран Запада. Так, А. Спундэ, советский экономист, чудом избежал ГУЛАГА в свое время отмечал: "Крепостная промышленность Петра, усилившая феодализм, давала убийственно малый рост производительности труда. Пушек и ружей становилось больше. Но пахали попрежнему деревянной сохой, не строили в сколько-нибудь удовлетворительном количестве станков для ремесла и промышленности".
С момента образования московского княжества и вплоть до Петровской эпохи, экономическая жизнь носила патриархальный характер. Промышленное производство только зарождалось и было представлено мелкими кустарно-ремесленническими предприятиями, размещавшимися в сельской местности (кузницы, мельницы, крупорушки, ручное прядение, ткачество, шорное, валяльно-войлочное производство). Немногочисленные мануфактуры, возникшие в 17 веке, не могли оказать существенного влияния на развитие российской экономики, и она вплоть до начала 18 века существовала почти в полной изоляции от международного территориального разделения труда.
Социально-экономические преобразования 18 века коренным образом изменили хозяйственный облик страны. Северная война со Швецией особенно остро поставила вопрос о развитии мануфактурного производства. Если в начале 18 века в России было 30 мануфактур, то в конце 18 века - около 2000 мануфактур. В стране существовало три типа мануфактур - казенные, вотчинные и купеческие. Первые были основаны на крепостном труде (Уральские заводы) и только купеческие выступали зародышем капиталистических отношений.
В 30-40 е гг. 19 века в России начинается промышленный переворот, завершившийся к 70-80 гг. отмена крепостного права, промышленный переворот, накопление отечественного капитала и иностранные инвестиции за короткий период организовали крупную промышленность.
1.2. Противоречия развития России в предреволюционный период. Несмотря на бурные темпы развития Россия продолжала оставаться в хозяйственном отношении страной отсталой. По общему экономическому потенциалу россия была в числе ведущих стран. По суммарному объему ВВП она занимала 5 место, после США, англии, германии, Франции. По общему объему производства промышленной продукции также 5 место, по производству сельскохозяйственной продукции - третье место после США и Англии, причем эти страны рассматривались вместе с колониями. На Россию приходилось 15% всей земной поверхности и 10% населения. Данные о доле России в общемировом производстве важнейших видов продукции приведены в таблице 7.
Таблица 7