Древний Киев
Согласно «Повести временных лет» Киев был основан братьями Кием, Щеком и Хоривом. Имена братьев сохранились в названии его частей. Летопись не указывает точной даты основания города. Раскопками установлено, что на его территории существовало несколько небольших славянских поселений — предшественников будущего города.
Основное ядро Киева VIII—X вв. составляло поселение на Андреевской горе. Оно представляло собой небольшой укрепленный замок с языческим капищем в виде круглого, сложенного из неотесанных камней жертвенника. Вокруг него были найдены обломки лепной керамики и многочисленные кости жертвенных животных. Возможно, что в центре площадки капища стоял деревянный идол.
Древнейшая городская стена, возведенная вокруг Андреевского холма, была сделана из дерева. Во времена княжения Владимира ее перестроили, а город включил ряд соседних с Андреевским холмом территорий. В ходе раскопок установлено, что при Ярославе Мудром возвели новую городскую стену. По площади город при Ярославе в несколько раз превосходил Киев при Владимире. Стена была сооружена из дубовых срубов, примыкавших друг к другу. В политической и административной жизни Киева важнейшее место занимал княжеский двор. В X в. на княжеском дворе была выстроена гридница — место для приемов, пиров, больших собраний.
Княжеский двор и древнейшая на Руси каменная постройка — Десятинная церковь, возведенная в 989—996 гг.,— были архитектурным центром Киева. До постройки Софийского собора Десятинная церковь, видимо, играла роль городского центра. Основу церкви составляло здание с тремя апсидами (полукруглыми выступами) с восточной стороны. Внутри свод поддерживали три пары каменных столбов. Здание было сложено из блоков, сделанных из тонких квадратных кирпичей, скрепленных раствором извести, перемешанной с толченым кирпичом. Для отделки деталей применялся так называемый лекальный кирпич с закругленными углами. Церковь украшала покрытая росписью штукатурка и глиняные поливные разноцветные плитки различной формы, из которых выкладывались сложные орнаментальные композиции. К северу и к югу от Десятинной церкви были открыты развалины дворцов.
Архитектурным памятником Киева домонгольского периода является построенный в начале XI в. при князе Ярославе Софийский собор. Он играл роль центра церковно-политической жизни Киевского государства. За время своей 800-летней истории собор неоднократно подвергался перестройкам.
Внутреннее пространство храма было разделено столбами на пять частей — нефов. Над боковыми нефами возвышались хоры, предназначавшиеся для князя, его семьи и придворной знати. Своды и стены храма украшали композиции на библейские темы; монументальные колонны и фигуры святых великолепно вписывались в архитектурный мотив. Поток света сверху падал на мозаичные полы. Парапеты украшали барельефы. В архитектурной композиции Софийского собора в Киеве угадываются традиции византийского зодчества.
Во времена правления князя Ярослава в Киеве были сооружены большие каменные крепостные ворота, получившие в истории русского градостроительства название «Золотые ворота» — по аналогии с византийскими. Это название потом перешло к главным воротам Владимира.
Возникшее в Киеве раньше, чем в других городах Древней Руси, каменное зодчество имело большое значение для развития всей русской архитектуры.
В ряде мест в Киеве были открыты жилища горожан, ремесленников. В большинстве своем это полуземлянки с глинобитной печью в одном из углов.
Раскопки показали, что Киев был крупнейшим центром древнерусского ремесла XII — первой половины XIII в. Киевские ремесленники изготавливали самые разнообразные вещи — от простой глиняной посуды и деревянной ложки до тончайших ювелирных изделий. Были развиты кузнечное, керамическое, деревообрабатывающее, ювелирное, стеклодельное, костерезное и другие ремесла. В XI—XII вв. развивается искусство камнетесов и резчиков по камню, изготовления строительного кирпича. Труднее проследить археологически развитие таких ремесел, как кожевенное, ткацкое и портняжное, но и они были широко известны в Киеве. Изделия ремесленников удовлетворяли потребности городского населения; многие предметы вывозились далеко за пределы города.
Осенью 1240 г. Киев был разрушен полчищами татаро-монголов под предводительством хана Батыя. Археологам удалось восстановить отдельные конкретные события этой трагедии. Установлено, что Десятинная церковь была последним оплотом оборонявшихся киевлян. Под ее развалинами обнаружен тайник глубиной 5 м, на дне которого лежали несколько скелетов вместе с драгоценными вещами. Очевидно, там погибли богатые горожане. Недалеко от ворот, которые позднее были названы Батыевыми, раскопаны два жилища. В печи одного из них найдены скелеты двух девочек, в другом — целая группа скелетов. Упадок Киева прослеживается по историческим и археологическим источникам. Центр политической и экономической жизни Руси передвинулся на север.
Древний Новгород
Новгород изучен лучше других русских городов. Широкие исследования в нем ведутся уже несколько десятилетий. В Новгороде сохранились такие вещи, которые в обычных условиях не сохраняются — многочисленные поделки из кожи и дерева. Это объясняется тем, что Новгород расположен в низине и почва под ним очень влажная. В Новгороде хорошо прослеживаются культурные слои, которые в большинстве своем надежно датируются археологическим материалом. Город строился не на пустом месте, на его территории были расположены более древние поселения, память о которых сохранилась в виде деления города на «концы». Эти поселки были объединены и обнесены единой стеной. Так возник, как считают, Новый город. Уже в конце X в. он занимал, судя по материалам раскопок, значительную площадь на правом и левом берегах Волхова и являлся крупным торговым и ремесленным центром Русского государства, так как был расположен на наивыгоднейшем перекрестке торговых путей, важных для Руси и Северной Европы. В XI—XII вв. Новгород становится одним из крупнейших городов средневековой Европы, столицей огромного государственного образования, занимавшего первостепенное место в освоении севера Восточной Европы.
На протяжении многих столетий город вел оживленную торговлю. По Волхову, через Ладожское озеро и Неву новгородцы попадали в Швецию, на о. Готланд и в земли других прибалтийских народов. Через Ильмень-озеро и Мету открывался путь по Волге в Болгарию, к хазарам, на Кавказ, в страны Средней Азии. По Волхову, Ильмени, Днепру пролегал знаменитый в древности путь «из варяг в греки». Новгородские купцы проникали далеко на северо-восток, на Северную Двину и Вычегду, плавали по Ледовитому океану на Новую Землю. В городе существовали иноземные торговые дворы: «готский», «немецкий». Археологический материал подтверждает активную торговую деятельность города.
Особенностью новгородских гражданских построек является отсутствие землянок. Здесь люди жили в наземных деревянных избах. Пол настилался из толстых отесанных плах. Над нижним этажом дома возводился верхний этаж, который был по площади немного больше и частично опирался на вертикальные столбы. Дома отапливались печами, сложенными из кирпичей. Установлено, что жилым было только верхнее помещение, а нижний этаж служил для хозяйственных нужд. Там хранили инвентарь, запасы продуктов, содержали мелкий рогатый скот и птицу. Дома были украшены резьбой по дереву. Археологи часто находят обломки деревянных наличников и кусочки слюды от окон. В Новгороде применялась своеобразная дренажная система. Под домами и амбарами вкапывали бочки с отводными трубами. Скапливавшаяся в бочке вода стекала по трубе в отстойник, а потом в реку. Новгородцы, да и жители некоторых других городов, делали трубы из стволов деревьев. Для этого бревно раскалывалось вдоль, в половинках выдалбливали желоб, после чего их снова соединяли, обматывая берестой.
В Новгороде строили деревянные мостовые, начиная с X в. Вдоль домов клали продольные бревна, а на них поперек настилали плахи. С ростом уровня почвы деревянная мостовая постепенно тонула в грязи. Тогда на старый настил клали новую мостовую. В городе открыто около 30 таких слоев, датированных X—XVI вв.
К XI в. относятся ранние каменные постройки. Среди них памятник русского зодчества — Софийский собор. Новгородские церкви строились при помощи тех же приемов, что и соборы других городов. При сооружении церквей использовался белый строительный камень и плитчатый кирпич. В центре города вырос каменный кремль, включавший в себя Софийский собор и ряд других каменных зданий. Около кремля находился торг, Ярославово дворище, вечевая площадь и дома иноземных и богатых новгородских купцов. Город окружали с севера и юга монастыри-крепости — Юрьев и Антониев.
Городское строительство было тесно связано с политическими событиями. Поэтому в XIII в. в городе не было выстроено ни одного каменного сооружения. Очевидно, это связано с тем, что Новгород на протяжении этого столетия вел героическую борьбу с немецкими захватчиками, требовавшую крайнего напряжения всех сил.
С момента основания город являлся центром ремесла и торговли. В одной из ремесленных частей города открыты мастерские XI—XIII вв. Одна мастерская принадлежала маслоделу, вторая — сапожнику, а третья — мастеру, изготавливавшему игрушки. В маслобойной мастерской находилось пять огромных жомов — специальных прессов для выжимания растительного масла. Мастерская кожевника представляла собой целый комплекс производств. Рядом с домом был пристроен огромный ящик, в котором сохранился толстый слой шерсти и извести. Это был зольник для первичной обработки кожи. Вокруг мастерской сапожника найдено несколько тысяч обрывков кожи, обуви и отдельных заготовок, ремней и различных кожаных поделок.
Следы ремесленного производства были открыты во всех концах города. Оно охватывало все виды ремесла — от литейного и кузнечного производства до изготовления детских игрушек. Особенно много было кузниц. На местах, где располагались кузницы, археологи находят массу шлаков, крицы и кузнечный инструмент — древнерусские кузнечные клещи и молотки, которые по форме почти не отличаются от современных. В городе жили ювелиры, каменщики, столяры, бондари и гончары. Изделия их труда встречаются повсеместно.
В Новгороде обнаружено много деревянных механизмов и приспособлений, которые благодаря особенностям новгородской почвы великолепно сохранились: это многочисленные блоки, детали ткацких станков, ролики, ворота и другие предметы. В новгородском культурном слое найдены части лодок — весьма важного, а подчас и единственного средства передвижения на севере. Основания лодок делали долблеными. К изготовленному из бревна основанию «пришивали» ребра. Это так называемые набойные ладьи. Они были оснащены шпангоутами, скамьями, веслами и уключинами. По рекам ходили разные лодки, среди них были и большие весельные, и парусные. Водные пути, особенно на севере Руси, были намного важнее сухопутных, которые с огромным трудом приходилось прорубать через лесные чащи.
Город часто отражал нападения немецких рыцарей, поэтому не случайно среди археологического материала довольно много оружия. В основном это железные наконечники копий и стрел. Особый интерес представляют кинжалы и мечи. В Новгороде встречаются своеобразные четырехгранные, похожие на штык мечи. В Неревском конце города найдены доспехи, состоящие из множества железных пластин. Также были распространены обыкновенные кольчуги, сплетенные из отдельных железных колечек, широко известные на Руси.
Мировоззрение людей феодальной эпохи в основе своей носило элементы православия. Тем не менее в народе сохранялись и старые языческие культы. Около Новгорода, в том месте, где р. Волхов вытекает из Ильменя, находился холм Перынь с древним языческим святилищем. Это святилище раскопано археологами. Оно окружено рвом с 8 полукруглыми выступами. В каждом лепестке-полукружии горел жертвенный огонь, а в центре стояло изображение Перуна. Найдено основание этой статуи.
Культурное возрождение, начавшееся в XIV в., охватило Псков, Тверь, Москву, Новгород и другие города. На огромном пространстве Руси мы встречаемся с однородными элементами в архитектуре каменных зданий. В середине и второй половине XIV столетия в Новгороде было построено много церквей. Около города на Болотовском поле возвели церковь Успения. По сравнению со сложными, грандиозными и торжественными сооружениями XII в. Болотовская церковь проста: четыре столба поддерживали единственный ее купол. Примерно такая же планировка характерна для всех остальных сооружений этой эпохи: церкви Федора Стратилата на Торговой стороне, церкви Спаса Преображения на Ильиной улице, церкви Рождества. Все они просты по архитектуре, сложены целиком из камня или из камня и кирпича. Тонкую плинфу вытесняет более толстый кирпич. Начиная уже с XV в., кирпич становится в Новгороде единственным строительным материалом, из которого сооружались не только церкви, но и дворцы новгородских бояр.
Новое, демократическое направление чувствуется и во фресковой живописи. Вместо неподвижных фигур с устремленным вперед взором человек стал изображаться в движении, в сложных композициях. Для этих образов характерны широкие и плавные жесты, складки их одежды развеваются как бы под сильным ветром. Особенно интересны росписи церкви Спаса Преображения, выполненные мастером XIV в. Феофаном Греком. Исключительным драматизмом проникнута композиция «Воскрешение Лазаря» в Болотовской церкви. Мария Магдалина распростерта на земле и всем телом тянется к ногам Христа. Марфа взором устремляется к Христу, требуя чуда. А повелительный жест Христа, воскрешающего Лазаря, исполнен силы. В новгородскую церковную живопись в XIV в. вносятся простые человеческие переживания.
Рубежом XIV—XV вв. датируют исследователи открытый в Новгороде каменный дом посадника Юрия Онцифировича. Дом с подклетом был значительно больше по площади, чем жилища рядовых новгородцев и, очевидно, имел несколько этажей.
В слоях XIV—XV вв. открыты мастерские сапожников, ювелиров, кожевников. К этому времени относится подъем ремесленного производства: происходит его дальнейшая специализация, усложняются технические приемы кузнецов, среди которых выделяются щитники, секарники, стрельники, замочники, пищальники, ножовщики. На воротах Софийского собора в Новгороде сохранился автопортрет одного из новгородских ремесленников, который чинил эти ворота в XIV в. На портрете изображен бородатый, стриженный в кружок мужчина в кафтане и сапогах, с клещами и молотом в руках.
Археология погибших городов Руси. Старая Рязань
В 50 км от современной Рязани на правом крутом берегу Оки возвышаются крепостные валы Старой Рязани, трагически погибшей в 1237 г. в результате нашествия татаро-монголов. Это был богатый торгово-ремесленный город, один из центров Русской земли. В Старой Рязани найдено 9 кладов, открыты археологические комплексы.
Одним из объектов археологического исследования стал наружный вал Старорязанского городища. Даже простояв столь длительное время (с XII в.), вал представляет собой мощное сооружение высотой до 10 м. По всей его длине тянулся ров, достигавший в некоторых местах большой глубины. В тех местах, где находились крепостные ворота, вал перекрывался. В верхней части вала открыты остатки деревянной стены из продольно положенных бревен, перевязанных поперечными бревнами. Сооружение вала началось в XII в. Параллельно со стеной шли два ряда забитых в насыпь бревен, которые соединялись между собой поперечными бревнами. Вдоль стены был устроен проход, по которому передвигались защитники крепости. Очевидно, через рвы были перекинуты мостики, а над воротами возвышались башни. Южная часть Старой Рязани была заселена в конце XI—XII вв. Вокруг города возникали отдельные ремесленные посады, которые позже обнесли еще одним, внешним крепостным валом.
Основные археологические материалы, с которыми связан период расцвета города, относятся к XI—XII вв. Почти вся площадь Старой Рязани была застроена жилищами горожан двух типов — наземными и полуземлянками. Наземные жилища представляли собой бревенчатую постройку с глинобитной печью внутри. К жилищу примыкали хозяйственные постройки — амбары и ямы-погреба. В полуземлянку вела деревянная лестница. Вдоль стен шли покрытые досками нары или лавки и настилался дощатый пол. Под полом находились хозяйственные ямы. В одном из углов на специальном возвышении размещалась глиняная печь. Стены складывали из тесаных или расколотых вдоль бревен, вставленных в пазы вертикальных бревенчатых столбов. Печи в большинстве своем делались так: сначала сооружался деревянный каркас, который затем обмазывался толстым слоем глины. Наряду с глинобитными печами встречаются и печи-каменки. Эти печи не были рязанским изобретением, они встречаются в древнерусских городах почти повсеместно и в дальнейшем послужили прототипом русских печей. Жилища Старой Рязани и связанные с ними хозяйственные комплексы являлись усадьбами рядовых горожан. Находки на месте расположения жилищ хозяйственных, бытовых предметов и украшений свидетельствуют о разной степени зажиточности жителей города.
В южной части Старой Рязани открыты остатки хором рязанского боярина XIII в., разрушенных пожаром, и остатки большого дома площадью примерно около 100 кв. м. В переднем углу парадной половины дома сохранилось основание большой кирпичной печи. Рядом с домом находились хозяйственные постройки, представлявшие собой несколько примыкающих друг к другу маленьких наземных срубов, хозяйственные ямы и пристройки скотного двора.
Усадьба сгорела, но на пожарище около дома были найдены три клада женских украшений из серебра. В состав клада входили витые серебряные браслеты, два массивных серебряных браслета с чернью и позолотой и другие предметы.
В летописи упоминаются каменные храмы Старой Рязани: Борисоглебский, Спасский и Успенский. Фундаменты Борисоглебского и Спасского соборов были открыты еще в начале XIX в. Планировка Спасского собора уточнена в наше время. Этот храм представлял собой крестовидное здание с тремя полувыступами — апсидами. Верхнее перекрытие поддерживали четыре столба. Стены собора были сложены из белого камня, а стены боковых притворов — из кирпича хорошего обжига, имевшего разный размер. Пол был выстлан цветными неполивными кирпичными плитками розового или голубовато-зеленого оттенков.
Старая Рязань являлась важным торговым и ремесленным центром Древней Руси домонгольского периода. На территории города открыты остатки ремесленных мастерских. Установлено, что здесь было развито металлургическое производство, обработка железа, дерева, цветных металлов, кости и камня. В Старой Рязани обнаружены сыродутные горны, множество шлаков и криц, обломков воздуходувных сопел. Часто встречаются предметы кузнечного ремесла, которое обеспечивало все остальные виды ремесленного труда инструментами, а также замки и ключи. Замки на Руси были различные: висячие, врезные для ларцев, замки-задвижки для дверей.
В Старой Рязани собрано большое количество ювелирных изделий. Самые значительные из девяти кладов золотых и серебряных изделий обнаружены в 1968 и 1973 г. Состав вещей типичен для последней трети XII — первой трети XIII в., что подтверждают и стратиграфические условия их залегания. Сокровища, видимо, были спрятаны при взятии города Батыем. Основу клада составляет парадный убор — так называемая женская кузнь из серебряных украшений. Это восемь звездчатых колтов, изящные цепочки, принадлежности женского головного убора — так называемые шумящие украшения, трехбусинные височные кольца, которые прикрепляли по нескольку штук к ремешку или полоске ткани у висков, широкие браслеты-обручи и браслеты, сплетенные из толстой серебряной проволоки.
Эти украшения характерны не только для Рязани, но и для других южно-русских княжеств. Предметы рязанских кладов свидетельствуют о расцвете в XII—XIII вв. ювелирного производства и ремесла в русских княжествах.