Право – это система установленных или санкционированных государством, общеобязательных, формально-определенных норм общего характера, обеспеченных государственной защитой.
Признаки права:
· Нормативность. Право представляет собой именно систему норм, то есть не конкретных указаний - кому, что и как делать, а наиболее общих, типичных моделей поведения. Нормативность права обусловлена типичностью, однородностью, массовостью, повторяемостью отдельных социальных ситуаций, явлений, взаимодействий.
· Общеобязательность. Неправовые социальные нормы носят локальный характер, замыкаясь в определенном сообществе людей. Право же регулирует поведение каждого лица, находящегося в нормативно предусмотренной ситуации. Никто не выпадает из-под действия права. Все субъекты без исключения должны выполнять правовые требования. Право носит всеобщий характер, распространяя свое действие на всю территорию страны, на все ее население. При этом правовые нормы обязательны для всех, в том числе и для государства.
· Формализованность. Для права характерна документальная фиксация правовых норм в определенных источниках, принятых по установленной процедуре. Правые нормы официально закрепляются в законах, указах, постановлениях и других юридических формах, содержащих обязательные реквизиты (наименование, нумерация, дата, подпись уполномоченного лица и т.п.).
· Определенность. Правовые нормы отличает особый юридический язык, особая юридическая техника. Речь прежде всего идет о четкости, ясности, недвусмысленности изложения нормативного материала. Право должно точно фиксировать требования, предъявляемые к поведению людей, рамки и условия возможного, должного и запрещенного поведения, подробно расписывать возможные или требуемые варианты правомерных поступков, последствия их нарушения.
· Государственная природа. Государство и право неразрывно связаны, взаимодействуют, взаимообусловливают друг друга. В обществе действует множество различных социальных норм. Но только право непосредственно исходит от государства. Тем самым праву придается официальный, публичный характер. Нормы права формируются не стихийно, а в результате целенаправленной правотворческой деятельности, выступающей атрибутивным признаком государства.
· Государственная защита. Этот признак вытекает из общеобязательности права и дополняет его. В то время как моральные, корпоративные, обычные, религиозные и иные социальные нормы поддерживаются исключительно общественными санкциями, право охраняется и гарантируется государством. В случае необходимости правопорядок обеспечивается государственным принуждением. В случае нарушения правовых норм, неисполнения юридических обязанностей и запретов применяются государственные санкции.
· Системность. Право представляет собой не случайную совокупность, а стройную, целостную систему норм - организованное множество структурных элементов, определенным образом взаимосвязанных и взаимодействующих между собой. Разумеется, эта система не исключает возможных коллизий. Но в целом право обладает внутренним единством, структурированностью, непротиворечивостью.
Содержание права. Объективное и субъективное в праве. Право как мера свободы личности и масштаб ее поведения.
Содержание права представляет собой состав всех его элементов, единство всех составных частей. В этом содержании сущность права на новом этапе его развития представлена не в зеркальном, а в необходимо трансформированном и обогащенном виде, при котором отдельные стороны (моменты) сущностных свойств расчленены, выделены, перегруппированы по новым закономерным связям и развернуты в относительно самостоятельные свойства, именуемые содержательными.
Как и многим другим социальным масштабам поведения, в содержательном плане праву свойственны нормативность, формальная определенность, регулятивность, системность и принудительность. Но эти свойства права имеют отчетливо выраженную связь с государством, в чем состоит одно из коренных отличий от одноименных свойств не правовых социальных регуляторов. Именно благодаря этому обстоятельству право характеризуется общеобязательной нормативностью и государственной обеспеченностью.
Термин «право» в современной правовой науке используется в следующих значениях: социально-правовые притязания (естественные права), позитивное право (выраженное в системе нормативно-правовых актов), право в объективном смысле (право как система юридических норм - трудовое, гражданское, семейное и т.д.), право в субъективном смысле (официально признанные возможности лица).
Юридические науки называют правовые нормы объективным правом, или правом в объективном смысле, а правовые полномочия, запретности и обязанности, принадлежащие членам союза,– субъективным правом, или правом в субъективном смысле.
Отношение между объективным правом и субъективным правом может быть выражено так: объективное право есть источник субъективного права. Тот, кто хочет знать о субъективных правах, должен обратиться к изучению объективного права; ибо субъективное право есть содержание объективного права.
Нетрудно понять, что о содержании права можно говорить не только применительно к объективному праву (какие именно полномочия, обязанности и запретности устанавливаются правовыми нормами), но и применительно к субъективному праву: каждое полномочие уполномочивает человека на какие-нибудь определенные внешние поступки; каждая запретность запрещает человеку известные внешние деяния; каждая обязанность есть обязанность совершить нечто строго определенное. Содержанием субъективного права называются те поступки и деяния, которые позволены, воспрещены или вменены в обязанность человеку.
ПРАВО КАК МЕРА, МАСШТАБ СВОБОДЫ И ПОВЕДЕНИЯ ЧЕЛОВЕКА — определяющая характеристика права, указывающая на его способность оказывать позитивно-стимулирующее воздействие на свободу. Право и свобода — неотъемлемы друг от друга. «Право по своей сущности и, следовательно по своему понятию — это исторически определенная и объективно обусловленная форма свободы в реальных отношениях, мера этой свободы, форма бытия свободы, формальная свобода» (В. С. Нерсесянц). В указанном аспекте право отражает:
а) меру полноты (объема), доступности, реальности прав, свобод личности, возможностей для ее инициативного поведения:
б) меру допустимых ограничений свободы человека.
Уже в Декларации прав человека и гражданина 1789 г. (ст. 4) было зафиксировано: «Свобода состоит в возможности делать все, что не вредит другому: таким образом, осуществление естественных прав каждого человека ограничено лишь теми границами, которые обеспечивают другими членами общества пользование теми же правами». Само «присутствие права» означает как признание, так и ограничение свободы. Но право ограничивает свободу, чтобы е гарантировать. Свобода там, где господствует закон, а не произвол (Гегель).
16. «Сущее», «должное» в содержании права.
Право как сочетание разнородных компонентов представляет собой собирательную конструкцию, отражающую два относительно противоречивых, но разрешимых в пределах одного явления феномена – юридически должное (идеальные или предполагаемые действия и их результат) и сущее (реальные фактические правомерные действия и соответствующий им фактический результат). Но это противоречие – чисто внешнее. Оно важно лишь постольку, поскольку необходима правильная организация юридического и фактического поведения адресатов права. Переход правовой нормы в поведение разрешает, снимает это противоречие, давая ему выход в практику.
Это не означает, что в действительности право предстает исключительно как соединение должного и сущего.
При рассмотрении права с точки зрения категории «должное» акцент делается на характере правовых средств, сфере, пределах, способах правовых воздействий на общественные отношения. Право в его юридически должном выражении противопоставляется субъекту, призванному осуществить юридически должное придать ему характер сущего. Если анализу подвергается проблема перевода нормативно-юридического в практическую деятельность, то, естественно, исследователя в большей мере интересует право с позиции категории «сущее». Но в любом случае обе противоположности «незримо» присутствуют в каждом из правовых (и мыслительных) процессов. Иначе право будет рассматриваться или исключительно как совокупность норм, или как процесс, отвлеченный от его специально-юридических характеристик.
Итак, категории сущего и должного отражают не взаимоисключающие, а диалектически взаимосвязанные и органично присущие праву противоположности, отображающие хотя и разнородные, но вместе с тем взаимообусловливающие друг друга процессы - формирование юридической энергии переход ее в социально-правовую активность и снова - в энергию права. Должное и сущее сосуществуют в праве, отражая различные стороны его бытия. Это является еще одним подтверждением обоснованности включения в содержание права социально-правовой активности.