Форма – это совокупность, как система приемов и способов выражения содержания, диктуемая процессом развития предмета изображения во времени и пространстве с одной стороны и художественной идеей с другой.
Человек может неоднократно наблюдать рождение, развитие и умирание форм в окружающем мире, а также трансформацию, мутацию и преображение, когда при замене одного или нескольких элементов в структуре, следует изменение или переход из одной формы в другую, т.е. форма всегда принадлежит категории следствий. Понятие содержания уже принадлежит категории причинности. Следовательно, форма и содержание образуют бинер и этим определяют несомненное влияние друг на друга. Однако, для рождения данного бинера, необходима первопричина, источник зарождения. Данным источником является идея, которая сама по себе также является бинарной, т.к. несет в себе две составляющих: а) мировоззренческую концептуальную идею и б) художественную трактовочную идею. Если под концептуальной идеей мы понимаем – что задумал художник высказать, то под трактовочной идеей мы понимаем, как художник думает высказываться (воображаемая модель высказывания). Между первым (исходным, причинным) бинером идей и вторым (следственным) бинером формы и содержания существует некий третий бинер. Это процесс творческого поиска (моделирования) адекватного зрительскому восприятию перевода концептуальной идеи в содержание, а трактовочной идеи в форму. Третий бинер состоит из творческого моделирования и творческого видения (фантазирования). Составляющие третий бинер и есть принципы организации строения высказывания т.е. сценического произведения.
В театре, как пространственно-временном виде искусства, форму, возможно рассматривать, как процесс, как движение, развертывание, развитие по воображаемой кривой истории героев. Найти лучший вариант этой кривой, способный удовлетворить требованиям природы психологии восприятия сценического произведения – значит, найти наилучший вариант композиции театральной формы. В ее хорошо организованных решениях любое сценическое событие совершается в нужный момент. При этом сама форма кривой всегда содержательна и связана с художественной идеей (режиссерским замыслом).
В плане ли режиссерского искусства, актерского мастерства или в процессе зрительского восприятия, форма как процесс, постигается, прежде всего, как проявление борьбы, т.е. в сосуществовании противоположностей. Становление формы как единства, т.е. создание целостного восприятия произведения, состоит из разнообразного и многогранного проявления динамических факторов и действующих сил развития тенденции к уподоблению и обновлению.
Театральной формой называют комплексную организацию всех выразительных средств в спектакле, направленную на воплощение содержания пьесы, мировоззренческой и художественной идей и донесения данной совокупности до зрителя в театральной интерпретации (т.е. предполагает с одной стороны форму как способ существования содержания, а с другой, подразумевает также и организационный момент – структуру сценического целого, объединяющую все театральные выразительные средства).
Форма спектакля – это строение спектакля.
Композиция спектакля – это принципы организации строения спектакля.
Атрибут формы: геометрическая и пластическая, внешняя и внутренняя, застывшая и динамическая, перетекаемая и преображаемая, трансформируемая и мутируемая.
Форма – многоуровневая иерархическая система, элементы которой обладают тремя неразрывно связанными между собой сторонами – функциональной, структурной и процессуальной.
Под функциональной стороной следует понимать все, что касается смысла, значения, роли данного элемента в данной системе.
Под структурной стороной следует понимать все, что касается совокупности связей элементов в системе, сохраняющей смысл и форму при различных внешних и внутренних изменениях. В театре структура всегда предопределяется событийным аспектом сценического произведения и непрерывному процессу осмысления, к которому привлечен зритель.
Структура указывает, что части, составляющие систему, организованы согласно определенного порядка, который производит впечатление целого. Но в любом сценическом произведении сосуществуют разнообразные системы: акциональная система, система персонажей, жанровая система, композиционная система, образная система, система пространственно-временных отношений, семиологическая система.
Под процессуальной системой следует понимать все, что касается целостного динамического процесса развития смысла от зарождения до завершения.
Композиционное построение процессуальной стороны сценического произведения диктуется как законами поэтики жанра и стиля, коллизии и интриги – с одной стороны, так и режиссерским замыслом (трактовкой, как способ изложения) – с другой стороны. Уже сама ограниченность спектакля во времени делает обязательным два функционально определенных момента процесса. Первый из них – это инициативный момент произвольного или спонтанного начала. Второй – неизбежное и естественное его прекращение, каковы бы ни были его истоки. Эти точки – начало и конец – оказываются для зрительского сопереживания ориентирами, позволяющими выделить в сценическом действии, по крайней мере, три различные фазы: его возникновение, его развитие в действенном движении и, наконец, его иссякание, прекращение, а во внутреннем процессе переживания – фазы вхождения в предлагаемые обстоятельства и атмосферу сценической истории, пребывание в них и выход. Различие фаз приводит, с одной стороны, к существенным различиям в субъективной оценке спектакля в начальной, средней и конечной стадиях, с другой же – к тому, что в процессе воплощения спектакля эти стадии организуются по разному, наделяются разными свойствами.
Процессуальную сторону формы можно обозначить формулой I:M:T, /initio-motus-terminus/ где I – импульс, M – движение, T – завершение. Их последовательность порождает три этапа развития, что соответствует Аристотелевской формуле – «Целое есть то, что имеет начало, середину и конец». Триада I:M:T и есть три основных вида функции развития произведения.
Первый вид – импульс (i):
a) Изложение соотношения характеров и событий;
b) Изложение мотивировки конфликта;
c) Изложение причины и природы борьбы;
d) Изложение «случайности» факта, явившегося источником, основанием рождения борьбы;
e) Изложение цели, идеи, ситуации толкований к конфликту.
Второй вид – движение /м/:
a) Изложение цепи событий взаимосвязанных и взаимообусловленных обстоятельствами, системой притязаний персонажей и структурой характеров.
Третий вид – завершение /т/:
a) Разрешение конфликта или интриги;
b) Завершение борьбы победой или поражением героя;
c) Подведение итогов, резюме, обобщение.
Функция – источник художественного смысла.
Структура - выражение художественного смысла.
Процесс – становление художественного смысла.
§2.