газеты «Южные горизонты»
Для анализа представлена газета префектуры Южного административного округа Москвы «Южные горизонты».
Композиция первой полосы традиционна. Ее составляющими являются титульный комплекс или логотип, анонс, главный репортаж с крупной фотографией, колонка префекта, подборка заметок и статей с отсылками на внутренние полосы.
Важный элемент первой полосы газеты — титульный комплекс или логотип издания. Он включает в себя название газеты, порядковый номер за текущий год, а также валовый номер с момента первого выпуска, дату выхода данного номера и дополнительную информацию о районе, в котором распространяется данное издание.
Можно сказать, что удачно выполнен шрифтовой логотип, оформленный пурпурным цветом и контуром, с тенью, декоративным рубленым шрифтом, выделением и необычной группировкой первых букв слов названия. Несмотря на это, логотип теряется на полосе, потому как здесь слишком много выделений пурпурным цветом. Кроме того, серая плашка на заднем фоне титульного комплекса не приветствуется, так как не выполняет никакой функции, не привлекает внимание читателя и дополнительная информация об округе на ней не видна.
Очень неэффективно использован анонсный комплекс, который представляет собой заголовки материалов, вынесенных на первую полосу с указанием страниц, на которых они расположены внутри газеты. Он крупный и слишком яркий, но из-за этого не привлекает, а скорее отталкивает внимание читателя. Кроме того, вверху него вывороткой на ярко-пурпурном фоне выделен заголовок о телепрограмме, который можно принять за общую рубрику к анонсу.
Шрифтовое оформление полосы ограничено тремя гарнитурами — двумя рублеными и одной с засечками — со множеством начертаний, однако использование их на полосе нелогично: их смешивают и применяют и ту, и другую, и третью как для основного текста (основной репортаж — гарнитура с засечками, колонка префекта, статья «Малышей — в детсады» — рубленая), так и для заголовков. Причем неудачно применяется полужирное и наклонное начертание, да еще и с подчеркиванием для выделения имен и фамилий людей в заголовках при дальнейшем прямом начертании рубрики, — все это затрудняет чтение, восприятие информации. В целом, заголовочные комплексы в издании нефункциональны, не привлекают внимание читателя, статичны, неинтересны, неинформативны, зачастую не сочетаются с фотографиями статьи.
Кроме того, неоправдано оформление колонки префекта полужирным начертанием, курсивом рубленой гарнитуры, так как это, во-первых, не самый значимый материал на полосе, он не должен привлекать внимания, во-вторых, такое выделение затрудняет чтение, в-третьих, этот материал сливается со стоящей рядом статьей, тоже выделенной полужирным начертанием.
К тому же, не выбран единый стиль оформления вводных текстов к статьям, что дезориентирует читателя.
Также не унифицировано оформление отсылок на внутренние статьи. В каком-то случае это пурпурный кружок с указанием страницы, в другом — Окончание на с...., а где-то — Читайте на с.... Это затрудняет ориентацию, в газете трудно отыскать нужную информацию даже на первой полосе.
Что касается иллюстративного оформления, то необходимо отметить, что фотографии статичны, неинтересны, не привлекают внимание читателя. Исключением является фотография, иллюстрирующая главный репортаж, поскольку она необычна, притягивает внимание, сообщает дополнительную информацию о материале, хорошо сочетается с заголовком статьи, который ярко выделяется на полосе за счет пурпурного цвета и контурного начертания шрифта.
Также хочется отметить неуместно использованные разделительно-выделительные элементы, то есть рамки и линейки. Зачастую они не выполняют своих функций. Например, зачем заключать текст в рамку, если он уже визуально отделен ярко-пурпурным или серым фоном; выделение всех иллюстраций в рамки тоже необосновано и нецелесообразно, также незачем выделять все тексты в рамки, можно просто разделить тонкими линейками, так гораздо удобнее читать газету. Помимо этого, текст в рамках не отступает от их краев и почти сливается с ними, что затрудняет чтение и восприятие информации.
Подводя итог, можно сказать, что полоса не имеет четкой, ясной структуры и хорошо выстроенной иерархии элементов. Все составляющие в газете — статьи, заголовки, фотографии, вводные статьи — выглядят случайными, не работают как единое целое. Материалы стоят вплотную друг к другу и зачастую пересекаются из-за обилия схожих выделений, поэтому читатель постоянно перескакивает с одной статьи на другую, плохо воспринимая и усваивая информацию.