Выделяется несколько инновационных стратегий, направленных на сохранение и упрочение своих позиций на рынке и в отрасли.
1. Оборонительная стратегия предполагает сознательное замедление с выходом нового продукта на рынок до тех пор, пока этого не сделает лидер. При этом организация отказывается от возможного высокого уровня первоначального дохода в обмен на безопасность позднего выхода на рынок, что обеспечивается знанием результатов продажи продукта. Кроме того, снижаются затраты на разработку новшества, на маркетинг и рекламу. Эта стратегия присуща фирмам, работающим на рынке туристических услуг.
2. Оппортунистическая стратегия – это стратегия, при которой небольшое предприятие, несмотря на жесткие ресурсные ограничения (например, площади), формируют и поддерживают имидж уникальной организации посредством систематического осуществления новаций-оригинальных акций, соответствующих миссии предприятия и внешней среде. При этом в числе ключевых компетенций организаций – умение привлекать ресурсы, работать с потенциальными донорами, развивать партнерские отношения с другими учреждениями и организациями и знаменитыми личностями, активно осуществляя поиск возможностей, а также разрабатывать и осуществлять низкозатратные социокультурные проекты (пример 47). Причем копирование таких новаций другими предприятиями бывает затруднено в силу их «точечной привязки» или утраты новизны и оригинальности. Во всяком случае, какое-то время предприятие единолично представляет новый продукт или услугу потребителям.
Пример 47 Оппортунистическая стратегия Музей города Епифани - это крошечный музейчик, вся экспозиция которого размещается в двух комнатах мещанской избы. Строго говоря, в нем и экспозиции-то серьезной, практически нет. На стенах развешены фотографии старой Епифани, в торце стоят две витрины с предметами, которые продавались на знаменитой Епифанской ярмарке: платки, сапоги, уздечки, старые купюры, весы и гири. (Все это сложно назвать даже антиквариатом). Однако посетителю предлагаются не столько вещи, сколько интерактивный опрос-викторина, который позволяет реконструировать атмосферу уездного города, понять, как функционировала ярмарка, как торговались, заключали сделки, расплачивались... Заканчивается все классическим русским чаепитием с плюшками. При этом стол с самоваром накрывается тут же посреди зала. Летом 2002 г. Музей-заповедник «Куликово поле» проводил в Епифани конкурс-выставку «Я люблю Епифань». На грантовые средства было закуплено несколько фотоаппаратов-«мыльниц», в которые вставлялась пленка. Любой житель мог взять на время фотоаппарат и отснять по своему усмотрению наиболее любопытные виды или сцены из жизни города. Отпечатанные фотографии экспонировались на пяти площадках: в музее, библиотеке, центральном универмаге, на автовокзале и в проходной спирт-завода (самого крупного предприятия города). И если поначалу желающих принять участие в акции было немного, то через некоторое время, наталкиваясь в разных местах на фотовыставки, в подготовке которых участвовали знакомые, сослуживцы, соседи, люди «завелись». Удачно выбранные площадки помогли «втянуть» городское сообщество в акцию. Лучшие фотографии вошли затем в календарь на 2003 год. Оппортунистическую стратегию реализуют и небольшие магазины, которые все чаще вторгаются «в исконные владения» учреждений культуры: · Бутик Эрмес, например, расположенный в старинном особнячке на Кузнецком мосту, превратил свои антресоли в выставочное пространство. При этом его владельцы заключили договор с Музеем архитектуры для того, чтобы тот готовил сменные экспозиции на профессиональном и высокохудожественном уровне; · Бутик - «Джеймс» на Тверской улице - оборудовал в подвале бар, библиотеку по моде и видео-салон. На стенах торгового зала первого этажа постоянно экспонируются выставки фотографии и современного искусства. Оба этих бутика представляют собой симбиоз магазина, ресторана, выставочного зала и площадки для художественных акций. Расчет - задержать посетителя в своих стенах как можно больше, создать среду, куда люди будут приходить просто для того, чтобы элегантно провести время. Ну а если кому-то из гостей захочется внепланово что-нибудь купить, то этому будут только рады. К сожалению, учреждения культуры не только не предпринимают ответных рейдов на чужую территорию (например, открыть в музее или клубе какой-нибудь магазин или салон). Они не предпринимают даже попыток создать комфортную, дружественную атмосферу, располагающую к беседе и приятному созерцательному ничегонеделанию. А как известно, качество среды определяется тем, сколько времени человек может провести в ней совершенно бесцельно. Как правило, в учреждениях культуры обстановка остается холодной и высокомерной, она выталкивает человека. Абсолютно не учитывается базовая потребность - потребность общения. И опять приходится констатировать тот факт, что коммерческий сектор переигрывает организации культуры. В частности, в Москве совсем недавно открылось «буКафе» - гибрид ресторана, книжного магазина и библиотеки эксклюзивной книги. Книги (а их стоимость доходит до тысячи евро и выше) закупаются в двух экземплярах: один на продажу, другой - полистать в зале и обсудить. При этом владельцы исходили из того, что «обсуждение» - не менее важная часть ритуала для человека, который приобретает дорогущее, уникальное издание, чем владение им. |
3. Лицензионная или имитационная стратегия – стратегия, при которойтехнология или продукт приобретаются у других предприятий, например, путем заключения франчайзингового лицензионного договора (используется в гостиничной индустрии, туризме).
- Защитная стратегия основана на том, что изменения осуществляются без претензий на занятие организацией ведущих позиций, и цель их заключается в том, чтобы не отстать от других в уровне обслуживания и поддержать интерес потребителей.
- Зависимая стратегия предполагает, что организация ориентируется на разработки продукта или услуг крупных ведущих предприятий. Ее целью является самосохранение на основе выполнения контрактных работ для данных организаций.