ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Работа лимбической системы несколько выделяется из всей остальной деятельности головного мозга. Её своеобразие состоит, прежде всего, в том, что на внешнее воздействие она не всегда отвечает адекватно, то есть заведомо предполагается возможность некоторого искажения информации. В этой главе будет рассмотрен лишь один аспект деятельности лимбической системы (рис 6.1), имеющий отношение к эмоциям; для этого необходимо определить, что будет далее подразумеваться под данным термином.
Эмоции как субъективные состояния человека есть следствие сложного комплекса процессов, протекающих в головном мозге. Для этого комплекса характерен энергетический фон, индуцируемый программами арсенала памяти, мозжечковыми программами, энергетической ёмкостью (напряжённостью) подчерепного энергококона и энергетическим воздействием извне. Важнейшую роль в данной системе играют гормоны. Внешне эмоции выражаются в виде психических переживаний и определённого настроя.
Для понимания механизма влияния психоэмоциональной сферы на деятельность головного мозга необходимо рассмотреть важную составляющую – общий энергетический фон. Общий энергетический фон – совокупное понятие, обозначающее изменяющуюся с течением времени информационно-энергетическую направленность процессов в головном мозге. Этот общий вектор оказывает влияние на кредовое кольцо биоэкрана – энергоструктуру, контролирующую деятельность всего головного мозга, а значит, воздействует и на поток проходящей через арсенал информации. Общий энергетический фон – категория не только энергетическая, но и биохимическая. Код, или направленность фона, задают стволовые структуры головного мозга – ретикулярная формация. Биохимические образования, постоянно циркулирующие в области мозолистого тела, взаимодействуя с этим энергетическим фоном, составляют его «овеществлённый» слепок. Их энергетические поля, складываясь, образуют структуру, по форме напоминающую вытянутую коническую спираль. Раструб её приходится на лобные доли, а острый конец – на мозжечок.
Гормоны, «настраивающие» психоэмоциональную сферу, циркулируют в большей степени в области ретикулярной формации и в меньшей – в области мозолистого тела; при циркуляции их в человеческом организме потери ощутимы – от 10 до 25 процентов. Продуцируемые гормоны этой области направляются вначале из ядер в межтканевое пространство, затем проходят с током венозной крови за счёт сродства энергофона этих биохимических структур. Покидая кровеносное русло, биохимические структуры уходят обратно в межтканевое пространство, и так виток за витком, совершая движение по широким, нижним виткам «улитки» – силовым линиям, имеющим форму конической спирали.
Код общего энергетического фона, наведённый за счёт движения биохимических соединений и имеющий определённую пространственную и энергетическую структуру («улитку»), предопределяет переход психики в то или иное состояние. При накоплении определённого количества этих соединений включаются лобные доли, на которые приходится раструб энергетической спирали, что служит сигналом на переключение для решения другой задачи. Эмоциональный фон при этом начинает менять свою «окраску», обусловливая переход психики в новое, как правило, диаметрально противоположное состояние.
Энергетический фон обладает некоторой инерцией, что может, например, наблюдаться, когда человек возбуждён. Функции его организма имеют определённый настрой, но под влиянием внешних или внутренних причин уже начались процессы торможения. При этом «овеществлённый» слепок может запаздывать, не обеспечивая адекватного переключения эмоций.
Состояние общего энергофона зачастую предшествует информационному действию. В 60% случаев общий энергетический фон – ответ на какое-то информационное внедрение, а в 40 % – на энергетическое влияние, в основном, на структуры полевой оболочки и её центры.
Перечислим известные на сегодняшний день структуры мозга, имеющие отношение к эмоциям: ядра таламуса, гипоталамус, гиппокамп, миндалевидные тела, поясная извилина, ретикулярная формация и входящие в неё чёрная субстанция и голубое пятно, гипофиз, обонятельные луковицы, лобные доли и мамиллярные (сосцевидные) тела.
Обозначим роль некоторых из перечисленных структур мозга в создании эмоционального фона без их связи с другими механизмами.
Гиппокамп (hippocampus) – генератор и одновременно диспетчер доминирующей «эмоциональной нити», существующей наиболее продолжительное время.
Миндалевидные тела (corpora amigdaloidea) – своеобразные конденсаторы, предназначенные для задержки эмоциональных реакций. Образно говоря, когда человек про себя считает до десяти, чтобы не выплеснуть негативную эмоцию, он концентрирует её в миндалевидных телах.
Мамиллярные (сосцевидные) тела (corpora mamillaria) связаны, в основном, с «силами быстрого реагирования» – гормональными механизмами. Оценка значимости конкретного эмоционального фона происходит, в первую очередь, через эти образования.
Роль гипоталамуса идентична ядрам мозжечка, но с эмоциональным уклоном.
Поясная извилина (gyrus cinguli) непосредственно связана с кредовым фоном. Это максимально стабильное образование в белом веществе головного мозга. Здесь заложены стандартные ответные реакции, характерные для каждого конкретного человека, исходя из его кредовых позиций.
Обонятельные луковицы (bulbus olfactorius) согласовывают гормональный фон организма с потоками обрабатываемой арсенальными структурами информации.
Свод (fornix) выполняет до десятка различных функций. Перечислим основные из них:
– индикатор эмоционального фона арсенальных структур;
– прокладка, образующая границу между эмоциональным фоном и энергофоном арсенальных структур;
– универсальный генератор адекватных и неадекватных эмоциональных реакций;
– стабилизатор длиннодействующих эмоциональных импульсов.
Из всех перечисленных выше морфологических образований только функции миндалин и обонятельных луковиц можно рассмотреть обособленно от других структур.
Чтобы представить работу лимбической системы в целом, рассмотрим комплекс выполняемых ею задач.
1. Лимбическая система защищает лежащие выше корковые и арсенальные структуры от воздействий расположенных ниже функциональных систем.
2. Через лимбические подразделения оказывается влияние на низлежащие органы и системы арсенальных программ, энергоинформационных структур арсенала памяти, мозжечка и стабилизирующих осей.
3. Данный комплекс вырабатывает собственные ответные реакции на процессы, протекающие в верхних этажах головного мозга.
4. Лимбическая система осуществляет взаимосвязь всех перечисленных выше процессов с энергетикой чакр и связанных с ними структур, которые, в свою очередь, также влияют на неё.
5. Существует комплекс «ретикулярная формация – гиппокамп – 6-я чакра», связанный с эмоционально-арсенальными группами.
6. Лимбическая система связана с биоэкраном и его энергетическими подразделениями, образуя единую систему.
МИНДАЛЕВИДНЫЕ ТЕЛА
Хотя миндалевидные тела – самостоятельные морфологические образования, они, как продолжение гиппокампа, тесно связаны с лимбической системой. Гиппокамп образно можно представить как сосуд, наполненный нейрогормонами. Основная их роль – передача информации на ядра и другие подразделения лимбической системы, отвечающие за производство гормонов.
Сделаем отступление. По мере заполнения арсенальной программы наблюдается уплотнение её материального носителя. При этом на нём формируются энергетические кольца – полевые слепки, несущие информацию материального носителя. Могут образовываться как единые крупные программные комплексы, так и ряд незавершённых «файлов» одного программного блока. Приобретая некоторый законченный энергетический вид в комплексе, информационный блок, даже если он не достроен попрограммно, отделяется от своего материального носителя и скатывается по дендритным путям в направлении гиппокампа. Основной критерий, характеризующий программу или комплекс программ – насыщенность информацией. Её отрыв начинается при заполнении не менее чем на 80%.
Проходя сквозь толщу мозга в целостном виде и не вступая во взаимодействия, энергетические слепки программ попадают на гиппокамп. Последний индуцирует поле за счёт собственных хемоэнергетических структур – нейрогормонов. Здесь наблюдается эффект, аналогичный поведению частиц металла в постоянном магнитном поле. Попадая в гиппокамп, фрагменты с арсенальных программ образуют в его толще своеобразные энергетические нити, которые группируют имеющиеся в нём химические соединения в определённую последовательность. Таким образом, завершённые или близкие к завершению арсенальные программы выдают информацию в виде энергетических субстанций на гиппокамп, минуя стабилизирующие оси.
В толще гиппокампа в ответ на внедрение энергофрагментов происходит поляризация его вещественных структур. При нарастании объёма информации увеличиваются и энергоинформационные цепи – из мелких цепей образуются более длинные. Критерий однородности информации при этом не учитывается. В результате образуются «многоэтажные» объёмные структуры из нейрогормонов гиппокампа, поступающие затем в миндалевидные тела. Если гиппокамп не перегружен, то хемоэнергетические цепи сохраняются в нём достаточно длительное время – до 10–15 секунд, действуя через нервные волокна на другие участки мозга. В случае перегруженности гиппокампа цепи с высокой информационной насыщенностью перемещаются в миндалевидные тела.
В арсенале памяти существует достаточно много программ, близких к завершению. Они могут касаться как описания какого-то предмета, хранимого в памяти с детства, так и сложнейших ситуаций. Одновременно может происходить сброс информации с нескольких сотен таких программ, поэтому необходимы механизмы, управляющие информационными потоками и не допускающие перегрузки лимбической системы. Эту функцию выполняют миндалевидные тела. Они являются дозаторами сформированных в гиппокампе информационных цепей. В них матричные цепи структурируются в небольшие конгломераты. По мере освобождения гиппокампа информация снова поступает в его структуру, развёртываясь с задержкой, не превышающей одной минуты.
Нарушение функций миндалевидных тел вызывает периодические перегрузки гиппокампа. При умеренном поступлении энергетических структур с коры, ромбовидной линзы и других образований мозга, гиппокамп функционирует без отклонений. Если же информационный обмен увеличивается, гиппокамп начинает перегружаться, захлебываясь в поступающей информации. В работу включаются все имеющиеся в нём структуры. Это сопровождается мощным гормональным выбросом в кровь, способным вызвать ответные реакции в организме в виде приступов агрессии или, наоборот, депрессии в форме крайней угнетённости. Какая из этих противоположностей проявится, зависит от настроя кредовых программ.
Химические цепи в гиппокампе несут на себе также энергетические следы структур, поступающих с ромбовидной линзы. Здесь присутствует своеобразный фон ромбовидной линзы, оказывающий воздействие на гиппокамп по двум направлениям.
1. Дневная полинуклеотидная матрица может влиять на процессы в гиппокампе за счёт энергетических фрагментов, отколовшихся от неё при обработке на первой половине ромбовидной линзы. Если информация однородна и достаточно завершена, энергетические обломки приобретают вид цепей, подобных арсенальным.
Предположим, что человек читает книгу. При этом он равномерно поглощает информацию относительно какой-то темы. При её прохождении по зрительным каналам происходит откалывание энергоинформационных фрагментов, подобных по структуре транспортным РНК. Если данные фрагменты однородны и относятся к одному информационному разделу, они приобретают вид цепей, скручиваясь в спирали, аналогичные арсенальным. Такие цепи способны притягиваться гиппокампом. Они создают определённый фон и способны вплетаться в структуру поступающих в гиппокамп программных конгломератов из арсенала. Аналогично протекают процессы, связанные со слуховыми анализаторами.
2. Существует тесная взаимосвязь гиппокампа со структурами ромбовидной линзы. Гормональные реакции, инициируемые гиппокампом, могут приводить к экстренному перекрытию диска ромбовидной линзы, обеспечивая доминирование его эмоционального фона. Таким же образом экстренная информация может включать энергетическую связь диска и прослоек ромбовидной линзы с гиппокампом и другими структурами лимбической системы. Такая информация, воздействуя на прослойки линзы, вызывает изменение гормонального фона за счёт гипоталамических структур. При этом в кровь выбрасывается целый спектр гормонов.
Миндалевидные тела имеют ещё одну особенность. Они связаны со зрительными анализаторами, в основном через кору, в районе задней черепной ямки (fossa cranii posterior) и влияют на процессы обработки информации в зрительных и арсенальных структурах. Существует несколько механизмов такого воздействия.
Один из них – своеобразное «окрашивание» приходящей зрительной информации за счёт собственных высокоэнергетических структур. Во-первых, на информацию, идущую по зрительной радиации к коре, накладывается определённый эмоциональный фон. Если в этот момент миндалевидные тела перегружены отрицательной информацией, то самая весёлая история не развеселит человека, так как эмоциональный фон не подготовлен к её анализу.
Во-вторых, сложившийся эмоциональный фон, также связанный с миндалевидными телами, оказывает влияние на организм в целом. Так информация, возвращаемая данными структурами и перерабатываемая далее в программах, заставляет переключаться человека, например, с созерцания природы на чтение книги, создавая определённое настроение. Ведь если нет настроения – не станешь любоваться даже самым прекрасным пейзажем.
ОБОНЯТЕЛЬНЫЕ ЛУКОВИЦЫ
Функции обонятельных луковиц связаны с несколькими процессами. Существуют долговременные циклы, изменяющие их морфологическую структуру, поэтому функциональная роль в организме этих образований также преобразуется на протяжении жизни человека. У новорождённых луковицы хотя и выражены, но ещё не вполне структурированы. Они имеют по краям хорошо выраженное корковое вещество, которое со временем уплотняется. К 20–25 годам происходит их окончательное формирование. Корковое вещество луковиц играет важную роль в поддержании уровня гормонов в крови. Старение этих структур на протяжении жизни человека отражается на общем гормональном фоне организма. Это целый комплекс химических превращений, тесно связанный с общим гормональным фоном. Управление осуществляется посредством выделения двух видов медиаторов – тормозящего и стимулирующего.
Максимально загружены обонятельные луковицы во время сна, когда идёт процесс обработки полинуклеотидной матрицы дневного накопления. Они включаются при прохождении двух лучевых потоков от ромбовидной линзы. При этом наблюдается сложное взаимодействие гормонального фона и проходящих через обонятельные луковицы лучевых потоков. Общий гормональный фон организма влияет на лучевые потоки, а те посредством обратной связи – на обонятельные луковицы, что изменяет гормональный фон. Принцип взаимного влияния следующий. Если организм за сутки оказывается энергетически истощённым, то и общий гормональный фон его несколько ослабевает. В этой ситуации энергофон проходящих лучевых потоков активней влияет на луковицы, что ведёт к повышению интенсивности обработки накопленной информации. В конечном счёте это приводит к более энергичному заполнению программ, в основном, в лобных долях. Картина может быть и обратной.
Если же человек в течение дня находился в экстремальной ситуации, обработка информации на ромбовидной линзе и заполнение программ, особенно в лобных долях, будет идти максимально эффективно. В этом случае почти вся информация принимает кредовый характер. Поэтому достаточно продолжительные стрессовые ситуации эффективно влияют на весь процесс мышления.
Обонятельные луковицы тесно связаны со сводом, а также играют важную роль в функционировании полевой оболочки. Более специфична их роль в комплексе «обонятельные луковицы – подчерепной энергококон – арсенальные информационные блоки». Данный механизм согласует недельный гормональный фон с недельными арсенальными программами. Образуется кольцо между арсенальными недельными программами и информацией с ромбовидной линзы, поступающей на стабилизирующие оси, далее – на подчерепной энергококон, а затем через луковицы опять возвращающейся на арсенальные программы.