Ћекции.ќрг


ѕоиск:




 атегории:

јстрономи€
Ѕиологи€
√еографи€
ƒругие €зыки
»нтернет
»нформатика
»стори€
 ультура
Ћитература
Ћогика
ћатематика
ћедицина
ћеханика
ќхрана труда
ѕедагогика
ѕолитика
ѕраво
ѕсихологи€
–елиги€
–иторика
—оциологи€
—порт
—троительство
“ехнологи€
“ранспорт
‘изика
‘илософи€
‘инансы
’ими€
Ёкологи€
Ёкономика
Ёлектроника

 

 

 

 


ѕодробно о возрасте 7Ц10 лет




«а первичный цикл становлени€ мы всегда принимаем первые 24 года. 24‑летний цикл как первый круг, по которому проходит человек, и где, на наш взгл€д, ключевые элементы становлени€ проход€т все. ј дальше на прот€жении жизни человек проходит следующий круг в 24 года, потом еще до 72 лет, и кому дано жить больше, тот и четвертый круг. —ам цикл в 24 года подраздел€етс€ на два периода: до 12 и после 12 лет.

¬нутри первый 12‑летний период делитс€ на две части, на два подпериода, в которые происходит становление в человеке трех составных элементов: его духовное я, душевное я и телесное я. ѕерва€ часть Ч до 5 лет. ј потом втора€ часть или круг по спирали Ч от 5 до 12 лет. ¬от два подпериода. ¬ свою очередь, в каждом из них есть некоторый отрезок времени, в рамках которого существенное в человеке запечатлеваетс€ и потом реализуетс€ в 12‑летнем возрасте. ƒо 12 лет идет запечатление, а после 12 Ч самосто€тельное про€вление и проба в опыте.

—егодн€ € хочу предложить остановитьс€ на одном из небольших отрезков развити€: от 7 до 10 лет и вгл€детьс€ в него более подробно.

≈ще раз отмечу, что до 12 лет происходит запечатление, а после 12 Ч самосто€тельное действие и на собственном опыте закрепление запечатленного. Ёто так же, как учитель сначала предлагает дет€м образец, а затем предлагает задачки на самосто€тельное решение. » после того, как ребенок их решил, считаетс€, что цикл обучени€ завершен. ”дивительно устроена природа человека: до 12 лет идет запечатление взрослых действий и способа действи€ в жизни взрослых Ч это тот аналог или тот образец, с которого ребенок снимает план собственных действий Ч а после 12‑ти идет проба всего запечатленного.

’от€ вот, с легкой руки журналистов, возраст от 12 и старше был когда-то назван Ђвозрастом самоутверждени€ї. ƒействительно, исследовани€ √ерценского института показали, что в р€де школ Ћенинграда до 90% дев€тиклассников живут в состо€нии самоутверждени€. ¬ то же врем€ реакцию заботы друг о друге про€вл€ют всего лишь 13%, по одним данным, и 5Ц7% Ч по другим. ѕолучаетс€, действительно, картина активного самоутверждени€ в этом возрасте.

—амоутверждение вовсе не €вл€етс€ психическим механизмом, это социальное про€вление. ј психические механизмы здесь про€вл€ютс€ в самосто€тельности ребенка. » подросток 9‑го класса в самосто€тельном поступке про€вл€ет то, что он запечатлел когда-то в своей собственной семье, и если семь€ жила в самоутверждении Ч мать перед отцом, отец перед матерью Ч то именно это запечатлевает он как собственный способ действи€ в жизни. «атем в самосто€тельном поступке к возрасту 9 класса он выдает именно это и больше ничего. ј приведенные здесь проценты самоутверждени€ Ч это характер не подростков прежде всего, а характер семейных отношений. » цифра 5Ц7% заботы друг о друге Ч это характеристика сегодн€шнего состо€ни€ семьи, откуда идут подростки.

„то же такое 7Ц10 лет? Ёто врем€ душевного становлени€ ребенка. ѕеред этим только что был период 5Ц7 лет, где духовное было доминантным в развитии ребенка. ƒальше если было поддержано родител€ми и воспитател€ми, духовное будет освещать душевное становление ребенка. ≈сли не было поддержано, оно постепенно гаснет, затухает, и ребенок в возрасте 7Ц10 лет только, как эхо, чуть слышит в себе €вление духовного, то есть €вление совести, €вление вот такого четкого реагировани€ на совестливое в человеке, любом: в сверстнике ли, во взрослом ли Ч неважно.

  сожалению, в большинстве случаев воспитательный процесс сегодн€ проходит так, что духовное практически игнорируетс€, и в результате совестливое ребенок схватывает как декларацию, как необходимо-должное, а вовсе не как внутреннее про€вление, от любви происход€щее Ч от любви к взрослому, от любви к сверстнику, от любви к человеку вообще. ј исход€ из должного, он практически опираетс€ не на духовное, не на совестливое в себе, а на некоторые установки, которые впитывает только сознанием.

¬ результате к семи годам, вход€ в возраст душевного становлени€, дети внутренне в большинстве случаев не освещены этим светом духовного, хот€ это необ€зательно так.   счастью, –осси€ Ч именно та страна, где в некоторых семь€х это сохран€етс€.

„то же такое возраст 7Ц10 лет? ¬с€кий раз, вгл€дыва€сь в становление ребенка, мы будем представл€ть себе два сло€, два про€влени€: слой внешний и слой внутренний. Ќа внешнем слое Ч доминанта учебного развити€, то есть когда учебна€ де€тельность становитс€ ведущей, а на внутреннем плане Ч ученическа€ де€тельность ведуща€. ”чебна€ Ч это освоение предметов вне себ€, то есть той природы, того мира, в который ребенок погружаетс€, а ученическа€ Ч это отношени€ его как ученика с человеком, как с учителем, с теми людьми, с которыми ребенок встречаетс€ в этот момент как с учител€ми, которые несут информацию в себе. ”читель выступает в двух ипостас€х: первое Ч он учитель, ведущий ученика по конкретному предмету, второе Ч учитель жизни, учитель отношений, которые складываютс€ между младшим, не имеющим опыта, и старшим, имеющим опыт.

÷ентральное в учебном процессе Ч это отношени€ людей, они на внутреннем плане. ѕри этом, в нравственной психологии считаетс€, что внутренний план €вл€етс€ ведущим. ј внешний план €вл€етс€ происход€щим из него. ѕоэтому все то, что происходит между учениками и учител€ми в классе, Ч центральное, именно в личностном отношении. ј все то, что происходит в предметном отношении, Ч вытекающее из этого: развитие в учебном процессе, в учебном движении.

¬озраст 7Ц10 лет Ч это тот период детства, когда мир схватываетс€ целостно, не дел€сь на физическое, химическое, математическое, литературное Ч еще нет такого разделени€. ≈сли взрослые его не внос€т, тогда ребенок этого разделени€ не осознает и не понимает. ¬нутренне, всей своей готовностью к встрече с миром ребенок открыт на целостное и сущностное воспри€тие мира. ј уж потом, в будущем, после 10 лет, он будет встречатьс€ с миром, расчлен€€ каждый предмет на какие-то отдельные его стороны. «десь же, в возрасте 7Ц10 лет, идет целостное воспри€тие. я вспоминаю каждый раз свое детство в эти годы и особенно €рко Ч удивительный мир природы. ƒо 7‑летнего возраста мир природы не осознаетс€, не слышитс€. “ам другой мир, мир взаимоотношений с родител€ми, с брать€ми и сестрами. » это пам€ть сохран€ет дл€ человека то, что актуально. ј в возрасте 7Ц10 лет актуальным становитс€ окружающий мир природы.

я вспоминаю эпизоды школьных лет, мне ничего не помнитс€, что было в школе, а помнитс€, как было после школы. —ибирь. «абайкалье. ћороз 30∞, сухой воздух. ѕронзительное, очень большое солнце. “рескучий холодный воздух, торжествующий между небом и землей. » эта снежна€ равнина, котора€ расстилаетс€ в поле. » от восторга опускаешь портфель на дорогу, и так вот, распахнув руки, идешь в сугроб, а он Ч по по€с, идешь дальше, а он Ч по грудь. » уже невозможно двигатьс€, просто с размаху бросаешьс€ в него, ныр€ешь, кувырка€сь, выпрыгиваешь и снова бросаешьс€, снова выпрыгиваешь. ѕотом ложишьс€ и лежишь на снегуЕ Ќад тобой солнце, удивительное зимнее сибирское небо. » такой вот восторг от того, что все это есть вокруг. » мир во мне, и € в мире. Ёта полнота присутстви€Е

Ёто как раз и характерно именно дл€ данного возраста. » кака€-то особа€ радость жизни, особа€ радость встречи с миром. ќсоба€ радость чувства, что мир живой, что мир весь струитс€ этими удивительными и какими-то очень тонкими движени€ми красоты. Ќеобыкновенной внутренней красоты.

» вот это, детское состо€ние открытости в мир и €вл€етс€ ведущим. ¬ этом возрасте оно может быть поддержано родител€ми и взрослыми, а может быть, погашено и уничтожено. » в зависимости от того, в какую среду воспитани€ ребенок попадает, в нем формируетс€ либо расчлененный внешний план, либо, наоборот, целостный план сути происход€щего в мире. » если с этой позиции вгл€детьс€ в то, что может происходить в школе или вне школыЕ ¬зрослый может повести ребенка к встрече с отдельными элементами предмета, а может двигатьс€ с ним к проживанию не отдельных внешних свойств, а к внутреннему проживанию сути предмета, к тому, чем живет данный предмет, к проживанию той внутренней гармонии, внутренней красоты, живой красоты, которой живет предмет. ≈сли ребенок схватит внешнюю сторону про€влени€ этой сути, тогда Ч пойти за ним, вместе с ним и посмотреть внимательней этот внешний слой про€влени€. ј если ребенок не схватывает внешних про€влений и весь остаетс€ в переживании внутренней красоты, внутренней жизни предмета, тогда оставатьс€ в этом. » посто€нно идти за ребенком.

¬се дети разные: одни имеют одну способность как доминанту, другие Ч другую. » способности ребенка вывод€т его к отдельным внешним про€влени€м предмета, а вот внутренн€€ суть вхождени€ в мир схватывает глубину предмета, котора€ и €вл€етс€ в этом возрасте наиболее значимым.

ƒальше € хочу оперетьс€ на ваш внутренний, собственный опыт, который был пережит, ибо в опыте человеческой жизни вообще существуют такие зоны, которые словами не передать.

Ќапример, существуют элементы вкусового воспри€ти€ Ч 4 элемента вкуса, которые словами не передаваемы и которые, взаимосочета€сь, дают другие вкусы. » одним из них €вл€етс€ ощущение горького. ≈сли вы предложите друг другу рассказать про горькое, то рассказ не получитс€. ≈сть така€ игра. Ћюди разбиваютс€ на пары. ќдин другому рассказывает про горькое, а другой принимает роль человека, никогда в жизни не пробовавшего горькое. » рассказчик пытаетс€ словесно передать, что же такое горькое, а следующий, который, €кобы, не пробовал ни разу горькое (на самом деле пробовал), внутренне посто€нно соизмер€ет слова с тем, соответствует ли это его вкусам горького или не соответствует. » если не соответствует, он говорит: Ђя не понимаюї. ≈сли внимательно играют в эту игру, то оказываетс€, что слушающий будет посто€нно говорить: Ђя не понимаюї, потому что, что бы ни говорилось о горьком, оно не будет соответствовать по тонкости и полноте ощущению горького. » остаетс€ единственный выход Ч это просто вз€ть и предложить человеку горькое. ќн тогда, попробовав, скажет: Ђј, вот это оказываетс€ что!ї

¬ опыте жизни человека практически существуют такие тонкие сферы переживани€, которые непередаваемы, но которые известны каждому. » в этом отношении они уникальны дл€ каждого человека. ќпыт жизни на самом деле, у каждого уникален. » нет возможности восприн€ть опыт другого в его уникальной части. » вот эта уникальна€ зона, уникальность опыта каждого, делает каждого уникальным. ƒети приход€т в школу ли, в класс ли, в кружок ли, в возрасте 7Ц10 лет уникальными. ќни приход€т со своим внутренним, неповторимым опытом воспри€ти€ мира. ѕри этом опыт не может наложитьс€ на воспри€тие педагога, или сверстников. Ёто Ч его, абсолютно его. Ќикогда больше: ни до него во всей истории человечества, ни после него Ч не может быть повторен этот опыт так, как он это переживает. » поэтому, име€ в виду вот такую удивительную тонкость и необычность детского взгл€да на мир, мы оказываемс€, встреча€сь с детьми, в новой возможности открыти€ мира их внутренним взгл€дом. » если у педагога сложитс€ такое отношение, тогда начинаетс€ правильный процесс, в котором учитель или педагог ведет ученика не в свою зону представлени€ о предмете, не в свой опыт, который все равно невозможно передать, а к встрече двух опытов в проживании мира: проживании данного предмета Чсвоего и чужого Ч ребенка. ≈сли так, то начинаетс€ параллельное движение двух людей Ч взрослого и ребенка, » невозможно пересечение в этих параллел€х. ¬озможно только лишь движение вместе. » тогдаЕ как будет осваиватьс€ сам предмет?

—ейчас мы остановимс€ на таком интуитивном свойстве при встрече с предметом, который характерен дл€ детей.  огда ребенок включаетс€ в какое-либо действие, то работает фантази€, умственное представление, эмоци€, эмоциональное проживание. ќдновременно включаютс€ смыслы, то есть ценностные основани€, которыми живет ребенок, то, ради чего он живет. ѕочему он сейчас здесь, а не в другом месте? ѕочему именно с этими людьми? ј вот эта встреча, ради чего она? » есть внутреннее освещение, которое создаст главный камертон в звучании жизни в ребенке.

ћожно оперетьс€ на все уровни проживани€ ребенка. ј можно оперетьс€ только на один внешний план, то есть на фантазию ребенка. ¬ возрасте 7Ц10 лет, так как идет актуализаци€ внешней де€тельности, ум у него активно работает. ѕоэтому люба€ фантази€ легко схватываетс€, быстро идет в развитие, и дети очень легко дополн€ют то, что дает им взрослый. » на этом можно построить саму методику, сам способ взаимодействи€ с детьми, когда им предлагаетс€ множество различных вариантов дл€ фантазии, пробуждаетс€ их фантази€, включа€ и дополн€€ фантазию взрослого. » взрослый, и ребенок, Ч в целом вс€ группа детей или же весь класс идет в эту сферу. ¬ключаетс€ эмоциональное проживание фантазии, но доминантой €вл€етс€ все-таки фантазийное действие.

≈сли человек, наоборот, отвлекаетс€ от фантазии и опираетс€ на эмоциональное проживание, то тогда это обычна€ игра. ƒети легко вход€т в эмоциональную игру, в проживание новых дел дл€ себ€, ролей, ситуаций, состо€ний. » если в игровой форме происходит само зан€тие, то и это легко может стать основанием методики дл€ взаимодействи€ с детьми. » тогда игровое действие Ч центральное. ¬от эти два плана составл€ют внешний план быти€ ребенка в данном возрасте. » если вгл€детьс€ в сегодн€шние программы обучени€, то чаще всего мы видим включение интеллекта ребенка и поэтому введение его в репродуктивную де€тельность за педагогом, когда учитель предлагает некоторые образцы, а ребенок должен сн€ть и повторить этот образец, и дополнить чистую репродукцию. » чем чище по качеству данна€ копи€ и ближе к оригиналу, тем большую радость вызывает это действие у учител€. » здесь внутренн€€ ориентаци€ учител€ на то, чтобы ребенок максимально приближенный образец, или копию делал сам. ¬ то же врем€, целостность воспри€ти€ мира, даже в этой сфере у ребенка создаст некоторую оригинальность, свое отличие от предлагаемого учителем. » вот внимание педагога может быть сосредоточено либо на своем образце, либо на своих представлени€х как доминанте, либо на той дополн€емости, которую дает ребенок. » тогда это будут совершенно два разных способа отношени€ к ребенку. » удивительно, что если педагог ведет в собственную сферу, то, чаще всего взрослое сознание членит предмет, и идет упор на определенные свойства предмета, на то, в чем взрослый сейчас более чувствует предмет (а он чувствует какую-то одну его сторону). Ќу, допустим, математическую или же, физическую сторону предмета. » это приводит ребенка постепенно в ситуацию внутреннего зажима. ќн не может про€витьс€ в той целостности своего представлени€ мира, которую он предлагает учителю, либо вс€кое его предложение отходит от образца. » отсюда начинаютс€ конфликты.

≈сли же будет друга€ позици€, когда, наоборот, принимаетс€ целостное, оригинальное, уникальное воспри€тие ребенка, тогда педагог, предлага€ свой образец, одновременно как к доминанте, как к ценному обращаетс€ к дополнени€м, которые создает ребенок, и идет по дополнени€м дальше. » в результате между педагогом и ребенком, между учителем и учеником создаютс€ отношени€, в которых учитель даст начальное слово как затравку. ј дальше Ч движение в предмете, где дополн€емость со стороны ученика €вл€етс€ центральной, значимой. » тогда это совершенно непроектируемое, непрограммируемое действие. » невозможно ввести его ни в какой план урока, план зан€тый. Ёто непрограммируемые взаимоотношени€ в ходе исследовани€ предмета.

¬ нравственной психологии выдел€етс€ 15 ведущих способностей в дет€х. » возраст 7Ц10 лет Ч это возраст, когда интеллектуальна€ или умственна€ способность €вл€етс€ доминантой. » поэтому мир схватываетс€ именно интеллектуально, хот€ при этом присутствуют все остальные 14 способностей тоже. Ќапример, музыкальна€, изобразительна€. ћалоизвестные в нашем воспитательном процессе Ч это зодческа€ и лингвистическа€ способности. —ейчас они практически упущены и не развиваютс€. ≈сть растениеводческа€, животноводческа€. ≈сть организаторска€, есть врачевательска€ как способность вгл€дывани€ или же слышани€ физиологического состо€ни€ организма человека. ≈сть техническа€ и ремесленна€ способности. » так далее.

¬ процессе школьного обучени€ сегодн€, к сожалению, из этих п€тнадцати умственна€ как ведуща€ занимает основное врем€. „уть-чуть присутствует музыкальна€, чуть-чуть классическа€, така€ как физкультура, и чуть-чуть ремесленна€. ќстальные способности, видимо, считаютс€ как бы не существующими или же неважными, или же не соответствующими социальному заказу. ’от€ на самом деле сейчас видно то, что заказ-то в обществе идет на все способности.

» на этом € пока остановлюсь, потому что дальше идет сложный анализ интеллектуального развити€ в становлении человека. Ёто тема дл€ отдельной лекции.

ј сейчас € бы рассмотрел внутренний план взаимоотношений между учеником и учителем, который €вл€етс€ ведущим.

¬ возрасте 7Ц10 лет запечатлеваетс€ способ встречи с человеком как с учителем. “еперь представим такую картину: человек, развива€сь, проходил через двери. ¬от он прошел одну дверь, перед ним Ч друга€. ќна может быть узка€ или широка€. ¬ошел в эту дверь, перед ним Ч треть€. Ёта треть€ может оказатьс€ настолько узкой, что пройти через нее уже невозможно. Ќо если перед какой-то дверью остановилс€, значит, развитие закончилось. “ак вот, такими дверьми, €вл€ютс€ люди. » каждый встреченный по жизни человек и есть така€ дверь. ћожно через нее пройти, а можно не пройти. „то значит Ђпройтиї?

≈сли открываетс€ доброе в человеке и если через это открытие другой человек становитс€ добрым сам, тогда дверь пройдена. ≈сли же в нем про€вл€етс€ непри€тие, агресси€ и прочее, то дверь не пройдена. „еловек остановилс€ перед этой дверью и пытаетс€ убежать от нее, но так или иначе надо пройти и через эту дверь. » если он сейчас отказалс€ пройти, то аналогична€ дверь, или аналогичный человек, встретитс€ в другом месте. “о есть свойство, которое вызывает раздражение, непри€знь, непри€тие, должно быть преодолено. Ќе здесь, так в другом месте, в другое врем€.

“ак вот, 7Ц10 лет Ч возраст, когда запечатлеваетс€ способ прохождени€ двери, то есть способ встречи с людьми. » если каждый новый человек встречаетс€ как учитель, то это идет через всю жизнь, и запечатлеваетс€ самый главный способ общени€ с людьми, когда в каждом человеке ищетс€ позитивное, через что можно состо€тьс€ и двигатьс€ дальше. ѕротивоположный способ, когда дверь не проходитс€ Ч это когда в каждом другом человеке ищетс€ Ђне моеї как негативное и потому не принимаетс€. ¬ этом случае дверь не проходитс€, встреченный человек либо игнорируетс€, либо избегаетс€.

», научение этим встречам у ребенка происходит через учител€. ѕричем, удивительно, что психологически дети очень подготовлены в этом возрасте к встрече с человеком как более опытным. ¬плоть до того, что авторитет учител€ становитс€ авторитетом номер один. ƒаже авторитет родителей падает на ступеньку ниже.

ƒевочка приходит домой и говорит:

Ч ћама, ћари€ »вановна на уроке труда просила принести лоскуты зеленого и красного цвета.

ј мама говорит:

Ч «еленого нет. ¬от € тебе даю голубой.

Ч Ќет, ћари€ »вановна сказала Ч зеленого!

Ч Ќо у мен€ нет зеленого Ч € тебе даю голубой.

Ч Ќет! ћари€ »вановна сказала Ч зеленого!!!

» пока мама не найдет то, что просила ћари€ »вановна, между ними длитс€ конфликт. ј ведь буквально мес€ц или два назад девочка слово матери принимала как ведущее слово. “еперь это не так.

» радость обучени€ в этом возрасте Ч это всегда радость встречи с учителем. ≈сли она будет все три года поддерживатьс€, тогда душевные силы запечатлеваютс€ в учебном процессе. » с этого времени резерв душевных сил, которые здесь запечатлены, сохран€етс€ на всю жизнь, и в любом возрасте человек способен сесть за парту и начать учитьс€. ¬ любом возрасте человек готов будет встретитьс€ с другим человеком как более опытным. ≈сли же у человека в этом возрасте произошел срыв, то есть учение перестало быть дл€ него радостным, тогда ему, уже взрослому, будет очень т€гостно снова сесть за парту, за учебу. ¬ возрасте, к примеру, 40 лет его послали на курсы повышени€ квалификации. ј он сидит и т€готитс€ этим и думает о том, когда же это все кончитс€. ј если была радость, то и в возрасте 40 лет он на резерве душевных сил готов учитьс€, готов сидеть за партой четыре, п€ть и шесть часов.

јналогичным образом встреча с учителем как с человеком дает возможность уже потом, во взрослой жизни, при встрече со вс€ким, даже глубоко непри€тным человеком, находить в нем то позитивное, через которое можно встретитьс€, через которое можно с ним быть, и на этом п€тачке сохран€ть позитивный опыт взаимоотношений как возможность быти€ с этим человеком.

≈сли же в этом возрасте пережит негативный опыт встречи с учителем, тогда это Ч на долгие годы, практически до 40 лет. Ёто программирует ребенка и во взрослой жизни болезненно реагировать на все то, что не совпадает с ним, и отыскивать в другом человеке прежде всего то, что не совпадает, и на этом несовпадении акцентировать свое внимание в действии отторжени€ или изменени€ этого несовпадающего по отношению к себе. ≈сли не удастс€ ни то, ни другое, тогда происходит внутренн€€ агресси€, внутреннее раздражение. Ќет никаких сил общатьс€ с данным человеком. ƒо какого-то момента душевные силы есть, их хватает, терпение есть, а с какого-то момента они кончаютс€, и человек срываетс€ в раздражение, в непри€знь.

–езерв душевных сил дл€ встречи с другим человеком как более опытным, дающим что-то другое, большее, чем мое, приобретаетс€ в этом возрасте через учител€. ќтсюда во всех педагогических системах, которые были до насто€щего времени, сохран€лось знание этого. јкцент делаетс€ на взаимоотношении ученика и учител€. ѕри этом, в западных системах существует такое направление, в котором обучение учител€ начальной школы длитс€ семь лет. «а это врем€ он как предметник обучаетс€ всего четыре года. ѕри этом стоимость одного года обучени€ учител€ начальной школы в три-п€ть раз дороже (одного года!), чем учител€ Ч предметника. “акова ценность и такова значимость человека, который встречаетс€ с детьми в этом возрасте. ј семь лет его обучени€ уходит именно на то, чтобы в нем восстановить дивное качество человеческого отношени€ к ребенку.

“огда происходит встреча, а не обучение, тогда ребенок открываетс€ во всей своей уникальности. “огда все то, что есть в ребенке сейчас, оно имеет право быть, все то, чем ребенок может откликнутьс€ на зов учител€, на какое-либо его слово или на какое-либо действие, не только имеет право быть, Ч с этого начинаетс€ его дальнейшее действие и развитие. ѕотому совершенно удивительна атмосфера свободы про€влени€ детей на таком уроке. » только лишь сам предмет, которым они зан€ты, сам камертон, который задает учитель, позвол€ют дет€м быть в каком-то русле действи€. “о есть не совсем уж вылетать за пределы предлагаемого, а быть в некотором русле. Ќо внутри этого русла резонансного звучани€ камертона дети свободны, и в этой свободе открываетс€ уникальность каждого. » при этом видитс€, насколько они все разные по образу фантазии, как они в области эмоционального проживани€ предлагают совершенно разное. Ќапример, ребенок, включа€сь в какое-нибудь математическое действие, сразу переводит его в игровой вариант и начинает это проигрывать. ¬ результате вместо просчитывани€ палочек начинает ходить по классу и считать людей, которые сид€т здесь, в классе. — позиции учител€-предметника это совершенно невозможное действие, ибо он загон€ет событие в просчитывание палочек. ј ребенок по своей внутренней природе не может сейчас быть в чисто интеллектуальном действии. “о ли потому, что это действие не €вл€етс€ сейчас его действием, (не в этом он про€вл€ет свою способность), то ли потому, что интеллектуальное в нем было забито жестким или суровым отношением к нему родителей в прошлом, то ли по какой-то другой причине. ј вот эмоционально прожить предлагаемое он способен, и потому включаетс€ и в возрастном варианте делает это же самое действие. » если педагог этого не заметит, тогда он снимает бытие ребенка в том состо€нии, в котором он может прожить предложенное. ј чтобы заметить, нужно разбиратьс€ в детской жизни, не преп€тствовать тому, чтобы дети именно проживали предметный характер мира.

≈сть еще одна трудность подготовки к встрече с детьми.  огда педагог акцентирует свое внимание не на детализации своего хода встречи, а только на Ђскелетныхї участках. ј чем это все наполнитс€, какими Ђмышцамиї будет обрастать Ч заранее это неизвестно. » педагогу следует быть открытым на это Ђмышечноеї обрастание. » сама встреча происходит по принципу взаимодополн€емости. » дети в этом случае открывают удивительное поле жизни. ѕроисходит творение праздника, творение радости встречи людей.

«десь про€вл€етс€ еще одна удивительна€ особенность педагогического мастерства, человеческого мастерства, когда педагог может вложить в жизнь ребенка свой большой опыт. “о есть, если идет открыта€ жизнь детей, на моих глазах, и € живу параллельно с ними, то надо мне эту параллельность свою обнаружить дл€ ребенка в определенных точках, то есть надо, насколько возможно, про€витьс€ в своем большем именно в тот момент, когда ребенок максимально открыт на это большее и готов его прин€ть.

ј ведь можно не замечать этих моментов открытости ребенка, а просто иметь в виду свое большее и посто€нно его накладывать на ребенка как некоторую необходимость, как некоторую рамку. » тогда на ребенка надета Ђкастрюл€ї, и он теперь уже в этой Ђкастрюлеї, пусть даже стекл€нной, действует и говорит, в рамках представлений учител€, Ђнадетыхї на ребенка.

ј можно, как было сказано, опыт учител€ вывести в параллель с опытом жизни ребенка и вместе начать жить, с этого момента. “огда учительское входит в параллель, происходит движение в одном направлении. Ќо при этом сохран€етс€ уникальность и учител€, и ребенка. ¬ этом случае у ребенка открыто внутреннее психологическое воспри€тие взрослого как более опытного. ѕричем, готовность запечатлевать настолько велика и глубока у детей этого возраста, что они воспринимают глубину смысловых про€влений взрослого человека. Ќе то, что он предлагает во внешнем своем действии, а то, что он на самом деле делает по отношению к люд€м.

Ќапример, педагог декларирует свою доброту, говорит про доброту, а на самом деле про€вл€ет доброту только к отдельным дет€м, а к другим не добр. ќн в таком случае выдел€ет тех из них, кто соответствует его представлени€м. ќн реагирует именно на отклик ученика, а по отношению к тому, кто не откликнулс€, испытывает раздражение, отторжение, мол, такой невежда, не берет моего. » те дети, которые принимаемы педагогом, чувству€ доброту к себе, своим внутренним душевным состо€нием, чувствуют, что здесь идет выборочность, что не вс€кий ребенок прин€т педагогом. »скуша€сь этой выборочностью, ученик начинает взаимодействовать со своим учителем по логике, предлагаемой им. ¬от хочетс€ учителю это Ч он ему выдает по его хотению, и в ответ получает любовь учительскую. ќн идет на поводу у учител€ и становитс€ любимым учеником. Ќо в глубине своей, в душевном состо€нии своем, в открытости на истинную доброту он чувствует неправду. » эта неправда запечатлеваетс€ как возможность лицемери€. ј потом она выходит в жизнь, и ребенок, став взрослым, начинает лавировать Ч кому что нужно дать. » вот эту способность Ч кому что дать Ч сейчас обретает достаточно тонко и очень активно, просчитывает человека, что этот человек хочет от него. » чем легче он умеет это делать, тем более легко движетс€ в социальности или же в событийности жизни. Ќо тогда все нравственное, все богатое по сути и духовное в нем гибнет.

Ѕудучи уже взрослым, он обращаетс€ к способам общени€ с окружающими людьми так, как рекомендовано у  арнеги. ≈сли ему в руки попала книга  арнеги, она становитс€ центральной, потому что в ней все то, что он принимает как способы взаимодействи€ с окружающими людьми, служит дл€ того, чтобы исполнить свои смыслы в жизни, как использовать других людей, как обойти их, как все то, что они могут дать Ч вз€ть, а все то, что они не могут дать, отвести от себ€. ¬от эти способности, к сожалению, дети схватывают уже в начальной школе, через общение со своим учителем.

Ќо если учитель Ч человек совсем другого плана? “огда он добротою своею видит, что этот ученик может сейчас пойти за ним в интеллектуальном плане, а в эмоциональном Ч не может. ј другой ученик, наоборот, в эмоциональном может пойти за ним, а в интеллектуальном Ч не может. » тот и другой при этом дл€ него одинаково значимы, потому, что первый может жить и чувствовать себ€ живущим именно в интеллектуальном, а второй чувствует себ€ живущим только в эмоциональном. «адача учитьс€ Ч дать возможность в сфере заданного действи€ обоим быть Чи тому и другому.

¬ этом возрасте урок чисто интеллектуальным быть не может, чисто эмоциональным быть тоже не может. Ѕолее того, даже чисто интеллектуально-эмоциональным тоже быть не может. ќн еще должен состо€тьс€ в третьем плане, то есть он должен быть смысловым, он должен состо€тьс€ еще и в ценностном плане. “огда создаетс€ атмосфера, в которой не может быть драк, они в принципе невозможны как и обзывательство. ≈сли учитель несет в себе состо€ние открытости, оно сразу же про€вл€етс€ резонансно. ƒети эту открытость очень тонко чувствуют, особенно в этом возрасте, даже дети, испытавшие очень т€желые домашние услови€, где были побиваемы, гонимы, просто игнорируемы, не видели заботы, доброты и тепла, тонко чувствуют разницу, где учитель открыт на доброту, а где он открыт только на свою предметность, на свою заданность. » более того, дети, которые пережили те или иные трудности в своей семье, не добрали тепла, любви и ласки, то есть не добрали человеческого, особенно ищут этого человеческого и как-то с некоторой даже чрезмерностью прижимаютс€ к теплу и ласке, вплоть до того, что даже просто ход€т за взрослым человеком, за учителем, врем€ от времени жела€ головой приложитьс€ к нему, просто р€дышком посидетьЕ Ѕольше ничего не надо Ч это доминанта их. » вот в этом они могут жить. »м больше ничего не нужно: ни пл€сать, ни играть, ни считать Ч все это неважно. » пока ребенок в этом не исполнитс€, он не сможет перейти на другое, ибо все остальное дл€ него пока не имеет значени€.

», если педагог чувствует эту разноплановость детей, что одни готовы быть в интеллектуальном, другие в эмоциональном, а третьи в душевном плане, тогда урок в 7Ц10 лет резко отличаетс€ от всего того, что может быть после. Ёто врем€ встречи, с миром как с целым, с учителем как с человеком. Ёто врем€ встречи детей друг с другом, когда каждый может про€вл€тьс€ как уникальность и готов принимать вс€кое в другом. » если во взрослых нет предметной жестокости, то обычно дети не склонны ни к навешиванию €рлыков, ни к обнаружению в другом плохого. ¬ них этого на самом деле нет. ќно исходит только от взрослых, и только ими это может быть спровоцировано. “ам, где начинаетс€ предметна€ узость, движение только в учебном процессе, а не в ученическом, где учитель не как ”читель с большой буквы, там неизбежен зажим на внутреннем плане. » тогда дети тут же естественно начинают делать совершать оценочное действие, то есть то же действие, которое совершает учитель. ќн оценивает так: годитс€ Ч не годитс€, способен Ч неспособен, хорош Ч нехорош и так далее.

¬ области смыслового, ценностного, внутреннего движени€, где идет ученическое взаимоотношение ученика с учител€ми, там оценка вообще не существует, там нет оценок совершенно. “ам вс€кое про€вление ценно само по себе. Ќеважно, какое оно. » вот, если в ребенке запечатлеваетс€ такой способ встречи с учителем, тогда начинаетс€ формирование и развитие почитани€ как свойства, которое сегодн€ потер€лось. ћы сейчас его не имеем. ¬место почитани€ мы имеем уважение. ј уважение Ч это €вление предметного характера, то есть мы уважаем того, кто сейчас на нашу потребу работает. » если он дает нам по нашим потребност€м, тогда мы его уважаем, а перестал давать Ч он только в пам€ти остаетс€ уважаемым. ѕоэтому, пока ребенок учитс€ в школе, он уважает определенных учителей, которые развивают его по его способност€м. «авершилась школа Ч он уважает теперь других. ѕотом, в институте или же на производстве, он уважает людей, которые обучают его теперь другому и работают на другую потребу. ј в школу теперь уже нет и нужды заходить, потому что там, если можно так выразитьс€, процесс уважени€ в них уже завершилс€. “еперь уже стади€ уважени€ других. ѕосле института так же забываютс€ институтские преподаватели, потому что теперь открываетс€ поле уважени€ других людей. » в результате человек посто€нно идет по Ёго-потребност€м, и через это оценивает других людей, делит на уважаемых и неуважаемых.

ѕочитание же Ч это совсем другой способ отношени€ человека к человеку, и закладываетс€ он в основание именно в этом возрасте Ч 7Ц10 лет. Ёто отношение к учител€м как дающим другой, больший опыт, отношение ко вс€кому взрослому как вообще к взрослому. » при этом неважно, может он что-либо дать на данный момент или не может. » вот эту способность слышать во взрослом богатство его опыта, даже в люд€х совершенно опущенных, тем не менее, слышать, что они взрослые, вот эту способность почитани€ дети, начав ее схватывать в возрасте 5Ц7 лет, закрепл€ют в 7Ц10 лет. » запечатление почитани€ в дальнейшем приводит к тому, что встреча с любым взрослым €вл€етс€ встречей с большим опытом и всегда значима. » потому лет 30Ц40 назад можно было видеть: если во дворе играют дети и идет мимо какой-то незнакомый взрослый и делает замечание ребенку, это замечание схватывалось, на него шел отклик, только из почитани€ взрослого. ѕри этом, совсем неважно, знаю € этого взрослого или не знаю Ч взрослый говорит, и этого достаточно.

ј так как сейчас почитание сн€то, а есть только уважение, то они реагируют только на знакомых, и коль незнакомый Ч то игнорируетс€.

ѕочитание позвол€ет в дальнейшем всегда прибегать к старшим за советом. ”дивительно, что заложенное здесь почитание потом идет в свою собственную семью.  огда образуетс€ сво€ семь€, то обращение к своим родител€м Ч это обращение почитани€. » тогда бабушка или дедушка при таком взрослом Ч это почитаемые старики, старость Ч тоже почитаемый возраст.

“ам же, где проходит зона уважени€, там старость непочитаема, там старость Ч ненужный возраст. “ем более там, где человека цен€т по предметам, которые он изготавливает. ¬от сделал что-то и оставил после себ€ пам€ть: кружку, вазу, машину, книгу, Ч по этому суд€т о человеке. » пока он может это что-то делать, он уважаемый. «начит, он принимаемый. Ќо вот пришло врем€ старости Ч он уже не может этого делать Ч и тогда он не нужен. ќн не нужен социуму, и поэтому его можно отправить в дом престарелых. ќн не нужен своей семье, поэтому можно его игнорировать, запереть в отдельную комнату или вообще изгнать, или размен€тьс€ с ним квартирами, и годами не встречатьс€. ќни не нужны, старики. ѕотому что производить что-либо как ценностно значимое они уже не могут и потому потер€ли свою ценность.

≈сли же идет почитание, а не уважение, то есть, сам человек признаетс€ как ценное, тогда это становитс€ ценным в конечном итоге к старости. » плоды человеческого становлени€ обнаруживаютс€ именно в старости. ѕочитание слышит плод житейского опыта, житейской мудрости, обретенный как внутреннее свойство, как свойство мудрости взрослого человека, старостью умудренного. ѕочитание слышит это и обращаетс€ за советом, желает услышать от старика эту житейскую мудрость.

ƒети, которые прошли правильно возраст 7Ц10 лет и запечатлели почитание как ведущее внутреннее действие, образу€, формиру€ свою семью, уже обладают этим удивительным даром супружеского взаимодействи€, когда жена почитает мужа, а муж почитает жену. ѕричем, жена почитает мужа в тех действи€х, в которых никогда сама исполнитьс€ не может, потому что она не может исполнить мужской способ действий в мире. » потому она почитает это в муже. » этим она возвеличивает мужа перед собою, ставит его над собой. ¬ его вопросах она никогда не берет первенства. “олько почитание знает внутреннее различение, где мужское, а где женское. »бо почитание Ч это тот внутренний взор, то внутреннее зрение, которое различает мужское и женское. » мужчина почитает свою жену именно в том женском, которое он как мужчина никогда повторить не может. ќн никогда не может это сделать так, как сделает женщина. ќн никогда не сможет увидеть и услышать так, как может это женщина. Ќо дл€ этого он должен чувствовать, что это такое Ч женское. ѕочитание и есть то внутреннее душевное зрение, которое слышит и различает, это зона, где € еще как мужчина могу, а дальше уже начинаетс€ зона, где только женщина может исполнить действие, ибо во мне, в мужчине, такого нет.

» потому возраст 7Ц10 лет Ч это возраст особого обретени€, помогающего становитьс€ семье, правде глубинных отношений человека с человеком, и через это Ч правде воспитани€, потому что дети при таких взрослых, при таких родител€х, которые знают отношение через почитание, естественно схватывают по резонансу именно глубинный слой отношений как доминанту. » тогда почитание отца идет своим образом. ѕочитание матери идет своим образом. » почитание обоих Ч это нека€ совершенно ина€ область, в которой дети про€влены как сыновь€, как дочери, как дети, в послушании, в любви к своим родител€м, в почитании родителей.

¬от, пожалуй, основные моменты, на которых мне хотелось сакцентировать внимание.

» тогда сейчас можно ответить на вопросы, если они возникли.





ѕоделитьс€ с друзь€ми:


ƒата добавлени€: 2015-11-05; ћы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 263 | Ќарушение авторских прав


ѕоиск на сайте:

Ћучшие изречени€:

„то разум человека может постигнуть и во что он может поверить, того он способен достичь © Ќаполеон ’илл
==> читать все изречени€...

1563 - | 1436 -


© 2015-2024 lektsii.org -  онтакты - ѕоследнее добавление

√ен: 0.046 с.