Ћекции.ќрг


ѕоиск:




 атегории:

јстрономи€
Ѕиологи€
√еографи€
ƒругие €зыки
»нтернет
»нформатика
»стори€
 ультура
Ћитература
Ћогика
ћатематика
ћедицина
ћеханика
ќхрана труда
ѕедагогика
ѕолитика
ѕраво
ѕсихологи€
–елиги€
–иторика
—оциологи€
—порт
—троительство
“ехнологи€
“ранспорт
‘изика
‘илософи€
‘инансы
’ими€
Ёкологи€
Ёкономика
Ёлектроника

 

 

 

 


—мысл иконы в византийско-русской культурной традиции




»кона (от греческого Ц Ђобраз, изображениеї) это живописное, мозаичное или рельефное изображение √оспода »исуса ’риста, Ѕожией ћатери и св€тых, а также событий из —в€щенной или ÷ерковной истории.
ѕервые христианские иконы были написаны до возникновени€ ¬изантийской империи, образовавшейс€ в 4-м веке. —огласно ѕреданию первые иконы были созданы евангелистом Ћукой в первом веке от –ождества ’ристова. —ветские ученые считают, что культ икон зародилс€ во втором веке.

»кона €вл€етс€ своего рода окном в духовный мир. ќтсюда ее особый €зык, где каждый знак Ц символ, обозначающий нечто большее, чем он сам.
Ћицо на иконе это лик, повернутый к Ѕогу, личность, преображенна€ в свете вечности. Ћик в иконе Ц самое главное, а главное в лике Ц глаза. »звестное выражение Ђглаза Ц зеркало душиї родилось в системе христианского мировоззрени€. Ѕольшое значение в иконе придаетс€ также рукам, многое говор€щим о личности человека.  аждый жест рук осмысливаетс€ по-своему, несет определенную духовную информацию, каждой новой ситуации соответствует свой жест. Ћик и руки иконописец, как правило, выписывал очень тщательно. ‘игуры же обычно изображались как бы Ђоблегченної, так, чтобы тело выгл€дело невесомым и бесплотным. “ела в иконах словно пар€т в пространстве, зависа€ над землей. »конописное изображение стремитс€ передать соединение внешней хрупкости и внутренней мощи. “ела на иконах имеют удлиненные пропорции, что €вл€етс€ выражением одухотворенности человека, его преображенного состо€ни€. »кона €вл€ет нам образ нового человека, преображенного, целомудренного.
 ак вс€кое живописное произведение, икона имеет дело с цветом. ‘он классической византийской иконы Ц золотой. Ёто одновременно цвет и свет. «олото обозначает си€ние Ѕожественной славы, это свет нетварный, символ Ќебесного »ерусалима. «олотой цвет служит выражением самого ценного в духовном мире. Ќаиболее близким по смыслу к золотому стоит белый цвет. ќн также €вл€етс€ цветам и светом одновременно, но примен€етс€ гораздо реже золотого. Ѕелый цвет символизирует чистоту, непорочность и причастность божественному миру.  расный и синий цвета, как правило, выступают вместе. ќни символизируют милость и истину, красоту и добро, земное и небесное, то есть те начала, которые в падшем мире разделены и противоборствуют, а в Ѕоге соедин€ютс€ и взаимодействуют.
÷вет в иконе неразрывно св€зан со светом. »кона пишетс€ светом. »кона не знает светотени, так как изображает мир абсолютного света. »сточник света находитс€ не вовне, а внутри, ибо Ђ÷арство Ѕожье внутри васї есть. (Ћк. 17.21). ћир иконы Ц это мир Ќебесного »ерусалима, который не нуждаетс€ Ђни в светильнике, ни в свете солнечном, ибо √осподь Ѕог освещаетї его. (ќткр. 22.5)
ѕространство и врем€ иконы стро€тс€ по своим определенным законам, отличным от законов реалистического искусства и нашего обыденного сознани€. »кона открывает нам новое бытие, она пишетс€ с точки зрени€ вечности, поэтому в ней могут быть совмещены разновременные пласты. ѕрошлое, насто€щее и будущее как бы сконцентрированы и существуют одновременно. »кона €вл€ет нам целостный мир, мир преображенный, поэтому что-то в нем может противоречить обычной земной логике. ѕространство и врем€ иконы внеприродны, они не подчинены законам этого мира. ћир на иконе предстает как бы вывернутым: не мы смотрим на него, а он окружает нас; взгл€д направлен не извне, а как бы изнутри. “ак создаетс€ Ђобратна€ перспективаї: по мере удалени€ от зрител€ предметы не уменьшаютс€, а часто даже и увеличиваютс€; чем глубже мы входим в пространство иконы, тем шире становитс€ диапазон видени€. ћир иконы бесконечен, как бесконечно познание божественного мира. “очка схода всех линий находитс€ не на плоскости иконы, а в том месте, где находитс€ созерцающий, точнее Ц в сердце созерцающего. ќттуда расход€тс€ условные линии, расшир€€ его видение.
ќсновные знаки иконописного письма Ц цвет, свет, жест, лик, пространство, врем€ Ц но процесс прочтени€ иконы не складываетс€ из этих знаков, как из кубиков. ¬ажен контекст, внутри которого один и тот же символ может иметь различные толковани€. Ќеобходимо длительное созерцание иконы, в котором принимают участие и ум, и сердце.





ѕоделитьс€ с друзь€ми:


ƒата добавлени€: 2015-11-05; ћы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 1732 | Ќарушение авторских прав


ѕоиск на сайте:

Ћучшие изречени€:

—лабые люди всю жизнь стараютс€ быть не хуже других. —ильным во что бы то ни стало нужно стать лучше всех. © Ѕорис јкунин
==> читать все изречени€...

1416 - | 1381 -


© 2015-2024 lektsii.org -  онтакты - ѕоследнее добавление

√ен: 0.011 с.