Ћекции.ќрг


ѕоиск:




 атегории:

јстрономи€
Ѕиологи€
√еографи€
ƒругие €зыки
»нтернет
»нформатика
»стори€
 ультура
Ћитература
Ћогика
ћатематика
ћедицина
ћеханика
ќхрана труда
ѕедагогика
ѕолитика
ѕраво
ѕсихологи€
–елиги€
–иторика
—оциологи€
—порт
—троительство
“ехнологи€
“ранспорт
‘изика
‘илософи€
‘инансы
’ими€
Ёкологи€
Ёкономика
Ёлектроника

 

 

 

 


–ј«ƒ≈Ћ I ћеханическое оборудование сцены 1 страница




¬. Ѕј«јЌќ¬

“≈’Ќ» ј

» “≈’ЌќЋќ√»я

—÷≈Ќџ

ƒопущено ”правлением кадров и учебных заведений ћинистерства культуры ———– в качестве учебного пособи€ дл€ высших и средних учебных заведений искусств и культуры

Ђ»— ”——“¬ќї

Ћ≈Ќ»Ќ√–јƒ— ќ≈ ќ“ƒ≈Ћ≈Ќ»≈ 1976

ґ792.01

Ѕ17

ќформление

B. Ў»Ћ»Ќ»—ј

–исунки в тексте

C. Ўј¬Ћќ¬— ќ√ќ

Ѕ 80105-∞57 42-76 025(01)-76

© Ђ»скусствої, 1976 г.


¬¬≈ƒ≈Ќ»≈

ƒл€ осуществлени€ театральной постановки нужны определенные услови€, определенное пространство, в котором будут действовать актеры и располагатьс€ зрители. ¬ каждом театреЧ в специально построенном здании, на площади, где выступают передвижные труппы, в цирке, на эстраде Ч всюду заложены пространства зрительного зала и сцены. ќт того, как соотнос€тс€ эти два пространства, каким образом определена их форма и прочее, зависит характер взаимосв€зи между актером и зрителем, услови€ воспри€ти€ спектакл€ ‘ормообразование зрительных мест и сценической площадки определ€етс€ не только социальными и эстетическими требовани€ми данной эпохи, но и творческими особенност€ми художественных направлений, утвердившихс€ на данном этапе развити€. ќтношение обоих пространств друг к другу, способы их сочетани€ и составл€ют предмет истории театральной сцены.

«рительское и сценическое пространства в совокупности составл€ют театральное пространство. ¬ основе любой формы театрального пространства лежит два принципа расположени€ актеров и зрителей по'отношению друг к другу: осевой и центровой. ¬ осевом решении театра сценическа€ площадка располагаетс€ перед зрител€ми фронтально и они наход€тс€ как бы на одной оси с исполнител€ми. ¬ центровом или, как еще называют, лучевом Ч места дл€ зрителей окружают сцену с трех или четырех сторон.

ќсновополагающим дл€ всех видов сцен €вл€етс€ и способ сочетани€ обоих пространств. «десь также могут быть только два решени€: либо четкое разделение объема сцены и зрительного зала, либо частичное или полное их сли€ние в едином, неразделенном пространстве. »наче говор€, в одном варианте зрительный зал и сцена помещаютс€ как бы в различных помещени€х, соприкасающихс€ друг с другом, в другом Ч и зал, и сцена располагаютс€ в едином пространственном объеме.

¬ зависимости от названных решений можно довольно точно произвести классификацию различных форм сцены (рис. 1).

—ценическа€ площадка, ограниченна€ со всех сторон степами, одна из которых имеет широкое отверстие, обращенное к зрительному залу, называетс€ сценой-коробкой. ћеста дл€

зрителей расположены перед сценой по ее фронту в пределах нормальной видимости игровой площадки. “аким образом, сцена-коробка относитс€ к осевому типу театра, с резким разделением обоих пространств. ƒл€ сцены-коробки характерно закрытое сценическое пространство, и поэтому она принадлежит к категории закрытых сцен. —цена, у которой размеры портального отверсти€ совпадают с шириной и высотой зрительного зала, €вл€етс€ разновидностью коробки.

—цена-арена имеет произвольную по форме, но чаще круглую площадку, вокруг которой расположены зрительские места. —цена-арена представл€ет собой типичный пример центрового театра. ѕространства сцены и зала здесь слиты воедино.

ѕространственна€ сцена Ч это собственно один из видов арены и тоже относитс€ к центровому типу театра. ¬ отличие от арены, площадка пространственной сцены окружена местами дл€ зрителей не со всех сторон, а только частично, с небольшим углом охвата. ¬ зависимости от решени€ пространственна€ сцена может быть и осевой и центровой. ¬ современных решени€х дл€ достижени€ большей универсальности сценического пространства пространственна€ сцена часто сочетаетс€ со сценой-коробкой. јрена и пространственна€ сцена принадлежат к сценам открытого типа и часто называютс€ открытыми сценами.

 ольцева€ сцена бывает двух типов: закрыта€ и открыта€. ¬ принципе это сценическа€ площадка, выполненна€ в виде подвижного или неподвижного кольца, внутри которого наход€тс€ места дл€ зрителей. Ѕольша€ часть этого кольца может

–ис. 1. ќсновные формы сцены:

1 Ч сцена-коробка; 2 Ч сцена-арена; 3 Ч пространственна€ сцена Ч открыта€ площадка, б Ч открыта€ площадка со сценой-коробкой); 4 Ч кольцева€ сцена (а Ч открыта€, б Ч закрыта€); 5 Ч симультанна€ сцена (а Ч едина€ площадка, б Ч отдельные площадки)

быть скрыта от зрителей стенами, и тогда кольцо используетс€ как один из способов механизации сцены-коробки. ¬ наиболее чистом виде кольцева€ сцена не раздел€етс€ со зрительным залом, наход€сь с ним в едином пространстве.  ольцева€ сцена относитс€ Ђразр€ду осевых сцен.

—ущность симультанной сцены заключаетс€ в одновременном показе разных мест действи€ на одной или нескольких площадках, расположенных в зрительном зале. –азнообразные композиции игровых площадок и мест дл€ зрителей не позвол€ют отнести эту сцену к тому или иному типу. Ќесомненно одно, что в этом решении театрального пространства достигаетс€ наиболее полное сли€ние сценической и зрительской зон, границы которых подчас трудно определить.

¬се существующие формы театрального пространства так или иначе варьируют названные принципы взаиморасположени€ сценической площадки и мест дл€ зрителей. Ёти принципы прослеживаютс€ от первых театральных сооружений в ƒревней √реции до современных построек.

Ѕазисной сценой современного театра €вл€етс€ сцена-коробка. ѕоэтому, прежде чем перейти к изложению основных этапов развити€ театральной архитектуры, необходимо остановитьс€ на ее устройстве, оборудовании и технологии оформлени€ спектакл€.


–ј«ƒ≈Ћ I ћеханическое оборудование сцены

√лава 1 ”—“–ќ…—“¬ќ —÷≈Ќџ

 

ќсновные части сцены

 

—ценическа€ коробка по вертикальному сечению распадаетс€ на три основные части: трюм, планшет и колосники (рис. 2). “рюм Чэто помещение, наход€щеес€ под сценой, поэтому его называют еще нижней сценой. ¬ трюме наход€тс€ механизмы привода круга, подъемно-опускных площадок и прочее оборудование. Ќижн€€ сцена используетс€ дл€ устройства люков-спусков со сцены и дл€ осуществлени€ различных эффектов. ѕлощадь трюма обычно равна площади основной сцены, за вычетом места, отведенного дл€ склада м€гких декораций, Ч Ђсейфаї. ¬ысота трюма зависит от механизации планшета сцены Ч конструкции поворотного круга и подъемно-опускных площадок. ќднако при любых услови€х высота трюма не может быть меньше 1,9 м, счита€ от пола до нижних плоскостей верхних конструкций.

ѕланшетом - называетс€ пол сцены, дерев€нный настил, служащий местом дл€ игры актеров и установки декорационного оформлени€.

 олосники - решетчатый потолок сцены. Ќа колосниках размещаютс€ блоки декорационных, индивидуальных, софитных подъемов и прочее верховое оборудование. Ќа уровне планшета к сцене со стороны зрительного зала примыкает ее передн€€ часть Ч авансцена, сзади Ч помещение арьерсцены, а с боков Ч так называемые карманы.

јвансцена - это участок сцены, выход€щий в зрительный зал за линию занавеса. ¬ современных театрах авансцена зачастую включаетс€ в объем сценической коробки и снабжаетс€ всем необходимым набором механического оборудовани€ дл€ перемены декораций. ѕередн€€ сцена используетс€ как место дл€ игры актеров перед занавесом в непосредственной близости от зрителей. ќна может обыгрыватьс€ как отдельно от главной сцены, так и в сочетании с нею.

√раницей между главной сценой и ее передней частью служит красна€ лини€ - лини€, по которой проходит антрактовый занавес. »ногда красной линией называют часть сцены, на

ґкоторую опускаетс€ огнезащитный занавес, но в св€зи с тем, что в современных постройках этот занавес часто выноситс€ на барьер оркестра, правильнее считать началом сцены активную зону, т. е. зону, наход€щуюс€ позади главного занавеса сцены. ¬с€ площадь сцены разбиваетс€ на условные участки, идущие параллельно рампе. Ёти участки называютс€ планами сцены. ќтсчет планов начинаетс€ с красной линии. —начала идет нулевой план, за ним первый, второй и т. д. до задней стены сцены. ѕрежде границей, отдел€ющей один план от другого, служили кулисы и падуги, вис€щие на посто€нных местах.  улисы представл€ют собой м€гкую или жесткую декорацию, подвешенную по сторонам сцены и закрывающую ее боковые части. ѕадуги Ч это, в сущности, те же кулисы, но подвешенные горизонтально поперек сцены. ќни служат дл€ маскировки софитовЧ приборов, освещающих сцену сверху, Ч и всего верхнего хоз€йства.  улисы и падуги составл€ют р€д арок, подвешенных параллельно рампе. ѕространство сцены, лежащее между этими арками, и определ€ло площадь каждого плана. ¬ современном

–ис 2. ”стройство сцены-коробки:

1 Ч строительный портал; 2 Ч осветительна€ галере€; 3 Ч рабоча€ галере€; Ч переходный мостик; 5 Ч колосники; 6 Ч портальна€ башн€; 7 Ч огнестойкий занавес

ґтеатре это пон€тие сохранилось, но получило более широкое значение. ‘ормально границей плана сцены считаетс€ лини€ софитных батарей. Ёто, пожалуй, единственный признак, по которому можно разделить сценическое пространство. ѕланшет сцены, оборудованный вращающимс€ кругом или подъемно-опускными площадками, потер€л четкое обозначение параллельных участков, поэтому в некоторых театрах определ€ют планы весьма условно и по-разному.

ѕомимо этого, площадь сцены делитс€ на игровую часть и боковые закулисные пространства. »гровой частью называетс€ средн€€ часть сцены, лежаща€ в пределах нормальной видимости из зрительного зала. — боков она ограничиваетс€ кулисами, а сзади каким-либо фоном. Ётот термин примен€етс€ и в более узком смысле, он обозначает тот участок сцены, который открыт зрител€м в данном акте или данной картине. ¬ этом случае правильнее говорить об игровой площадке, а не об игровой части сцены. ¬се, что находитс€ за пределами игровой сцены, относитс€ к вспомогательным, подсобным пространствам.

—цена сообщаетс€ с авансценой при помощи портального отверсти€. јрхитектурна€ арка, обрамл€юща€ это отверстие, называетс€ порталом сцены. ј пространство, заключенное внутри портальной арки, Ч зеркалом сцены. ¬ театрах классического типа зеркало сцены несколько меньше размеров портала, так как сверху оно обрезаетс€ специальной падугой Ч арлекином. јрлекин служит дл€ маскировки подошвы огнестойкого и конструкции дороги антрактового занавесов. ¬ современных решени€х сцены арлекин, как правило, отсутствует.

—пециальные кулисы и падуги, наход€щиес€ за портальной аркой, могут измен€ть размеры сценического отверсти€, образу€ так называемое рабочее зеркало сцены или рабочий портал.

ѕо бокам сцены располагаютс€ дополнительные резервные площадки, называемые карманами. ¬ отличие от боковых пространств сцены, карманы наход€тс€ за пределами сценической коробки и поэтому имеют пониженную высоту, приблизительно равную высоте портала.  арманы служат дл€ заготовки декораций, собранных на накатных площадках-фурках. ѕоскольку наиболее активно обыгрываемой площадью €вл€ютс€ первые планы сцены, помещени€ карманов размещаютс€ в этой зоне.

јрьерсцена, или иначе задн€€ сцена, представл€ет собой, как и карманы, отдельное замкнутое пространство, примыкающее к задней части главной сцены. ќт нее она отдел€етс€ капитальной стеной с широким арочным проемом. ”стройство и назначение арьерсцены аналогично карманам. ≈е пространство часто используетс€ дл€ установки проекционной аппаратуры, работающей на принципе рирпроекции, т. е. проекции Ђна просветї. ¬ р€де случаев, когда требуетс€ особенно больша€ глубина сценического пространства, площадь арьерсцены включаетс€ в игровую часть и на ней устанавливаютс€ декорации.

ґ¬от почему помещение задней сцены делаетс€ высоким и снабжаетс€ подъемными устройствами.

—огласно требовани€м противопожарной безопасности, арка арьерсцены изолируетс€ со стороны главной сцены огнестойким занавесом.

ѕропорции основных частей сцены

ќпределение пропорции между основными част€ми сцены €вл€етс€ делом чрезвычайной важности. ќт того, насколько правильно определены взаимоотношени€ различных частей сценического пространства, зависит качество самой сцены, ее пригодность к профессиональной работе. Ёти данные разрабатываютс€ централизованным пор€дком и служат основным документом всех проектировщиков. »здаваемые ЂЌормы и технические услови€ проектировани€ зданий театровї регламентируют основные исходные данные сцены и здани€ в целом.

ќтправной точкой в определении главных размеров сцены служат размеры портального отверсти€. ¬се линейные размеры сцены и карманов Ч ширина, глубина, длина Ч теснейшим образом св€заны со значением ширины портальной арки, точно так же, как все их высоты наход€тс€ в пр€мой зависимости от высоты портального отверсти€ (рис. 3).

Ўирина сцены превышает ширину портала в два раза, а глубина составл€ет от 1,5 до 1,8 этой величины. ¬ысота от планшета до колосников по отношению к высоте портала имеет особенно важное значение. “ройной запас высоты обеспечивает полную уборку подвесных декораций, минимальное применение падуг и достаточное раскрытие сценического пространства.

√лубина карманов, несколько больша€, чем ширина портала, позвол€ет монтировать на фурках декорации, которые при подаче на игровую часть полностью заполн€ют рабочее раскрытие зеркала. „то касаетс€ ширины боковых сцен, то обычно обыгрываема€ площадь сцены не превышает 5Ч6 м в глубину, поэтому

ґ

–ис. 3. ќсновные пропорции сцены:

а Ч план сцены; б Ч вертикальный продольный разрез сцены


ґболее широкие фурки не имеют особого смысла. ¬ соответствии с этим выбираетс€ ширина кармана, котора€ обычно составл€ет одну третью часть всей глубины сцены. ј высота, как мы уже говорили, приблизительно равна высоте портала.

√абариты арьерсцены наход€тс€ в пр€мой зависимости от вида накатной площадки, котора€ в ней находитс€. ≈сли это проста€ декорационна€ фурка, то ширина задней сцены делаетс€ больше ширины портала на 4Ч5 м, а глубина может равн€тьс€ ширине кармана. ¬ысота арьерсцены превышает высоту портала на 2Ч3 м. ≈сли же в фурку вписан поворотный круг, то площадь арьерсцены должна быть значительно увеличена.

¬се эти данные по определению размеров сцены не €вл€ютс€ строго об€зательными. ќни фиксируют основные отправные точки и могут быть изменены в процессе проектировани€ в ту или иную сторону. ѕриведенные нормативы рассчитаны на сцену-коробку обычного типа. —ледовательно, при создании особой формы сцены эти отношени€ претерпевают определенные изменени€, сохран€ютс€ лишь принципиальные основы, заложенные в нормах.

”точненные размеры сцены завис€т от многих причин: вида механизации сцены, конкретной конструкции механизмов, от решени€ сценического горизонта и т. д. и т. п. “ак, например, ширина сцены находитс€ в зависимости от характера привода штанкетных подъемов, служащих дл€ вертикального перемещени€ декораций. ≈сли штанкетные подъемы снабжены электроприводом, то рабочие галереи, на которых устанавливаютс€ лебедки, имеют одну ширину. ≈сли же галереи свободны от приводных механизмов, то их ширина значительно сокращаетс€. ј чем больше ширина галереи, тем больше должна быть ширина сцены, так как между внешним обрезом галерей и кромкой круга необходимо достаточное пространство дл€ развески кулис. ѕодобных неожиданных зависимостей немало. “еатральна€ сцена Ч это сложнейший узел взаимосв€занных и зачастую взаимоисключающих элементов, согласовать которые нелегко.

¬спомогательное оборудование

  вспомогательному оборудованию сцены относ€тс€: галереи, переходные мостики, портальные кулисы и башни, колосники. √алереи Ч это своеобразные балконы, идущие по боковым и задней стенам сцены. Ќазначение и функции галерей завис€т от мест их расположени€. ѕерва€, сама€ низка€ галере€ устанавливаетс€ на высоте 1Ч1,5 м от верхнего обреза портала. Ёта галере€ называетс€ осветительской, так как на ее переднем поручне обычно монтируют прожектора, освещающие сцену верхнебоковым светом. —ама€ верхн€€ галере€ находитс€ ниже колосников на 2Ч2,5 м. ќстальные дел€т рассто€ние между первой и последней на равные части. Ёто рабочие галереи. “а, с которой производитс€ управление декора-

ґционными подъемами, называетс€ основной рабочей галереей. ј галереи, на которых установлены электроприводы подъемов и лебедки дл€ разных сценических нужд, прин€то называть ма-' шинными.

«адние галереи служат продолжением боковых и используютс€ дл€ перехода с одной стороны сцены на другую, а также дл€ установки радиоакустической аппаратуры, контражурного освещени€ и разных вспомогательных работ.

Ќесущие конструкции галерей изготавливаютс€ из железобетона или стали с бетонным покрытием. ƒл€ театров малой вместимости возможен дерев€нный настил, который укладываетс€ вдоль оси галереи. ћежду стеной сцены и галереей оставл€етс€ свободное пространство дл€ устройства направл€ющих и перемещени€ противовесов штанкетных подъемов.


–ис. 4. √алере€ сцены: 1 Ч консольна€ балка; 2 Ч бокова€ стена сцены; 3 Ч приборто-ва€ доска; 4 Ч внутреннее ограждение; 5 Чусиленна€ часть настила; 6 Ч настил; 7 Чдерев€нна€ лага; S Чсетка; 9 Ч внешнее ограждение

 ажда€ бокова€ галере€ (рис. 4) ограждаетс€ с двух сторон прочными стальными перилами, обычно выполн€емыми из газовых труб. ¬нешнее ограждение должно иметь высоту не менее 1 м.   нему прив€зываютс€ веревки ручных подъемов, разводные канаты, тросы и пр. ѕоэтому на прочность ограждений обращаетс€ особое внимание. ѕерила галерей рассчитываютс€ на горизонтальную нагрузку не менее 100 кг/пог. м с коэффициентом перегрузки 1,2. ¬нутреннее ограждение (к стене сцены) делаетс€ высотой 0,8 м. Ёто ограждение не только предупреждает несчастные случаи, но и несет чисто рабочие функции. ¬о-первых, на него опираетс€ рабочий при работе с подъемом на ручном приводе, а во-вторых, к поручню ограждени€ при помощи шлагов (коротких отрезков веревки, заделанных на поручне) прикрепл€етс€ ведущий канат подъема

ґво врем€ загрузки или разгрузки противовеса. Ѕольша€ высота перил затрудн€ет работу по уравновешиванию подъема.

¬ цел€х безопасности все ограждени€ до половины их высоты зашиваютс€ металлической сеткой, а снизу, к настилу, прикрепл€ютс€ прибортовые доски высотой от 15 до 20 см. Ёти доски предохран€ют падение плиток или других предметов с пола галереи на планшет сцены. ќбычно плитки контргруза укладываютс€ вдоль внутренней стороны галереи. ƒл€ того чтобы усилить эту часть настила (в дерев€нном исполнении) и чтобы случайно выпавша€ плитка не проломила пол, вдоль всей галереи по внутренней ее части накладываетс€ дополнительна€ толста€ доска.

Ўирина рабочих галерей зависит от типа привода штанкетных подъемов. ѕри подъемах с ручным приводом ширина галереи равна примерно 1,5 м, а при машинном Ч от 2 до 2,5 м. ƒело в том, что, согласно правилам по технике безопасности, свободный проход по пр€мой линии между ограждени€ми галереи и крайней точкой расположенного на галерее оборудовани€ должен быть не менее 0,8 м. ј между лебедкой и пультом управлени€ не менее 0,5 м.

¬ис€щие над сценой декорации, перемещение их в подко-лосниковом пространстве представл€ют определенную опасность дл€ работающих внизу людей. ѕоэтому верховой рабочий должен об€зательно видеть то место, куда он опускает штанкет. “аким образом, при определении ширины галереи учитываетс€ не только размер свободного прохода по ее настилу, но и величина просматриваемой зоны сценического планшета.

ќсветительные галереи отличаютс€ от рабочих тем, что их внешний поручень представл€ет собой дорогу, по пазам которой перемещаютс€ на особых каретках осветительные приборы. — внешней стороны галереи находитс€ металлическа€ сетка-ловитель, предохран€юща€ работающих на сцене людей от случайного падени€ рамок, светофильтров, осколков лампы и пр.

√алереи, идущие по задней стене сцены, имеют более простую конструкцию. ѕоскольку они вплотную примыкают к стене, устройство внутренних ограждений не требуетс€. ¬ цел€х экономии места их ширина уменьшаетс€ до 0,8 м.

–абочие галереи соедин€ютс€ между собой подвесными переходными мостиками, пересекающими пространство сцены в поперечном направлении. ќни служат дл€ быстрого перехода верховых рабочих с одной стороны сцены на другую.  роме этого мостики необходимы дл€ самых разнообразных вспомогательных работ (с них опускаютс€ веревки дл€ ручного подъема высоких декораций, люстр, абажуров), а также дл€ осуществлени€ некоторых сценических эффектов.

ѕервые переходные мостики прокладываютс€ по портальной стене сцены. »х количество может равн€тьс€ количеству €русов галерей. —ледующий р€д располагаетс€ около центра сцены на

ґвысоте не ниже второй галереи, а следующие поднимаютс€ еще выше до уровн€ третьего €руса. „ем дальше мостик находитс€ от портала, тем выше он должен быть расположен. ¬ противном случае, мостики искусственно обрезают просматриваемую из зала высоту сцены, лиша€ ее воздуха и пространства.

Ќесмотр€ на то что переходные мостики имеют небольшую ширину (0,5 м в чистоте), все они занимают определенное пространство сцены, омертвл€€ наход€щуюс€ под ним зону. ƒл€ того чтобы рационально использовать это пространство, под мостиками располагают софитные батареи. ќбщее количество мостиков на сцене средней величины колеблетс€ от двух до трех, счита€ портальные.

“ак же как и галереи, мостики оборудуютс€ прибортовыми досками, прочными ограждени€ми высотой не менее метра. ѕри помощи металлических т€г несущие конструкции мостиков жестко подвешиваютс€ к нижним по€сам ферм перекрыти€ сцены.

 олосники выполн€ютс€ из дерев€нных брусков примерным сечением 6X6 см. Ѕруски прикрепл€ютс€ винтами к балкам перекрыти€ сцены перпендикул€рно порталу и на рассто€нии не более 5 см друг от друга.

 олосникова€ решетка необходима дл€ штанкетных подъемов, тросы которых проход€т сквозь нее.  роме этого, решетчатое покрытие позвол€ет устанавливать в любой точке временные блоки индивидуальных подъемов как на ручном, так и на механическом приводе.

ѕравила техники безопасности предъ€вл€ют особые требовани€ к эксплуатации колосников. Ёто и пон€тно Ч люба€, даже сама€ маленька€ деталь, упавша€ с большой высоты, может привести к т€желому несчастному случаю. ѕоэтому к работе на колосниках допускаютс€ лица, прошедшие специальный инструктаж и получившие разрешение машиниста сцены. –учной инструмент прив€зываетс€ к по€су, а дл€ мелких деталей на колосниках расстилаетс€ брезент размером не менее 1,5X1,5 м. Ќаход€щиес€ на сцене предупреждаютс€ о проводимых работах, а особо опасные участки планшета обозначаютс€ специальным ограждением.

ѕортальные кулисы устанавливаютс€ сразу же за антрактовым занавесом. ¬ отличие от обычных сценических кулис, они монтируютс€ на жестком каркасе. ѕортальные кулисы образуют как бы раму спектакл€, поэтому они делаютс€ подвижными. —амый простой вид портальной кулисы Ч это дерев€нна€ или металлическа€ рама, обт€нута€ тканью. ƒвижение кулис осуществл€етс€ разными способами. ¬ одних случа€х они передвигаютс€ параллельно рампе, в других Ч поворачиваютс€ вокруг своей оси, в третьих Ч выдвигаютс€, как ширмы. ’арактер движени€ и вид самой кулисы определ€ют, исход€ из конкретных условий сцены.

ґ ѕортальные башни выполн€ют функции кулис: они диафрагмируют зеркало сцены и образуют подвижную раму, обрамл€ющую сценическую картину, и вместе с тем €вл€ютс€ передвижным световым постом. ≈сли портальные кулисы во многих случа€х устанавливаютс€ почти вплотную к антрактовому занавесу, то портальные башни отодвигаютс€ на рассто€ние, достаточное дл€ выхода по нулевому плану и устройства двух-трех штанкет-ных подъемов. ¬еличина хода башни рассчитываетс€ так, чтобы в крайнем положении башн€ доходила до кромки поворотного круга и даже своей консольной частью выдвигалась несколько дальше. ¬ этом случае, при применении павильонной декорации, башн€ прикрывает обрез декорационных стенок.

¬ театральной практике встречаетс€ два типа портальных башен.   первому типу относ€тс€ многоэтажные, башенные сооружени€ толщиной 0,8Ч0,9 м. Ќа каждом этаже расположена светова€ аппаратура. ¬торой тип, наиболее распространенный, более похож на усиленную кулису (рис. 5).  аркас этой башни имеет толщину всего 140 мм.   его внутренней стороне прикрепл€ютс€ осветительные мостики, расположенные один над другим. ћостики занимают только среднюю часть башни, оставл€€ место дл€ вертикальных лестниц, идущих по обеим

ґ

–ис. 5. ѕортальна€ башн€: 1 Ч рельс; 2 Ч приводна€ цепь; 3 Ч ходовое колесо; 4 -каркас башни; 5 Ч направл€ющий ролик; б Ч направл€ющий короб; 7 Чверхн€€ балка каркаса; 8 Ч портальный переходный мостик; 9 Ч осветительный мостик

 

ґ 14

ґсторонам каркаса. Ќебольша€ толщина каркаса оптически более благопри€тна и лучше маскирует торцы жестких декораций. Ќо светова€ мощность такой башни гораздо меньше, чем у башни первого типа.

’одова€ часть портальных башен состоит из ведущих колес и верхних направл€ющих роликов. ¬едущие ходовые колеса расположены в нижней части башни. ƒл€ точной фиксации хода в планшет сцены врезаетс€ направл€ющий рельс, а ходовые колеса снабжаютс€ ребордами. ѕередвижение башни осуществл€етс€ вручную или с помощью простейшего привода. ѕривод башни состоит из системы звездочек, соединенных бесконечной цепью, и зубчатой передачи с руко€ткой. ¬едущие звездочки насаживаютс€ на ходовые колеса, а нат€жна€ звездочка прикрепл€етс€ к каркасу башни. ѕоскольку рассто€ние между колесами довольно большое Ч от двух до трех метров, Ч внизу устанавливаетс€ дополнительна€ поддерживающа€ звездочка, преп€тствующа€ провисанию цепи. ƒвижение башни или кулисы осуществл€етс€ вращением руко€тки.

”стойчивость башни обеспечиваетс€ двум€ горизонтальными роликами, наход€щимис€ в верхней части каркаса. –олики скольз€т по коробчатой дороге, прикрепленной к неподвижным част€м конструкции сцены, чаще всего к низу переходного портального мостика.

ѕортальный переходный мостик, наход€щийс€ на уровне первой галереи, и портальные башни составл€ют единую раму, трактуемую как второй портал сцены. ќдновременно эта рама €вл€етс€ и световым порталом, так как переходный мостик выполн€ет те же функции, что и осветительные галереи и сами башни. ƒл€ большей маневренности в процессе установки света среднюю часть мостика делают подъемно-опускной. “аким образом, между башн€ми помещаетс€ подвижна€ конструкци€, несуща€ приборы рассе€нного и направленного света.

— наружной части башни и кулисы обшиваютс€ плотной тканью, цвет и фактура которой может быть различной. Ќекоторые театры обшивают кулисы тканью, из которой изготовлен антрактовый занавес, другие предпочитают более нейтральные облицовки, такие, как черный бархат и пр. ѕомимо основной, посто€нной обт€жки кулисы и башни часто обт€гиваютс€ дополнительными материалами в соответствии с общим колористическим и изобразительным решением спектакл€.

ќгнестойкий противопожарный занавес об€зателен дл€ всех театров вместимостью в 800 и более мест. ќсновное назначение занавеса Ч надежна€ защита зрительного зала от огн€ и проникновени€ €довитых газов, образующихс€ при горении.

ѕомимо огнестойкости и герметичности занавес должен обладать повышенной прочностью, так как во врем€ пожара на сцене развиваетс€ огромное давление, которое может выдавить его в зрительный зал. ѕо существующим нормам противопо-

ґжарный занавес рассчитываетс€ на горизонтальное давление со стороны сцены, равное 40 кг/м2 при температуре каркаса не менее 200∞ —. ¬о врем€ пожара занавес охлаждаетс€ потоками воды, идущими из специальной трубы с распылительными головками, наход€щейс€ на портальной сцене.

 аркас занавеса изготавливаетс€ из стальных балок и заполн€етс€ несгораемыми материалами: асбоцементом, бетоном по металлической сетке и некоторыми другими.

ќгнестойкие занавесы, как правило, делаютс€ подъемно-опускного типа. »сключение составл€ют занавесы в театрах, построенных в сейсмических районах, в которых занавесы могут быть раздвижными. ƒело в том, что подъемно-опускна€ система обеспечивает не только большую герметичность перекрыти€ сцены, но значительно облегчает устройство аварийного безмоторного спуска.

ѕодвеска занавеса производитс€ на двух или более тросах, идущих на барабан лебедки, и такого же количества канатов, к которым прикреплены противовесы (рис. 6). «анавес всегда т€желее противовесов. ѕри отказе лебедки или прекращении подачи на нее тока занавес опускаетс€ силой собственной т€жести. “орможение занавеса во врем€ безмоторного спуска производитс€ механическим конечным выключателем, установленным на лебедке.





ѕоделитьс€ с друзь€ми:


ƒата добавлени€: 2015-11-05; ћы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 931 | Ќарушение авторских прав


ѕоиск на сайте:

Ћучшие изречени€:

≈сли президенты не могут делать этого со своими женами, они делают это со своими странами © »осиф Ѕродский
==> читать все изречени€...

1458 - | 1422 -


© 2015-2024 lektsii.org -  онтакты - ѕоследнее добавление

√ен: 0.041 с.