Ћекции.ќрг


ѕоиск:




 атегории:

јстрономи€
Ѕиологи€
√еографи€
ƒругие €зыки
»нтернет
»нформатика
»стори€
 ультура
Ћитература
Ћогика
ћатематика
ћедицина
ћеханика
ќхрана труда
ѕедагогика
ѕолитика
ѕраво
ѕсихологи€
–елиги€
–иторика
—оциологи€
—порт
—троительство
“ехнологи€
“ранспорт
‘изика
‘илософи€
‘инансы
’ими€
Ёкологи€
Ёкономика
Ёлектроника

 

 

 

 


–азговорно-обиходный стиль




–азговорно-обиходный стиль функционирует в сфере повседневно-бытового общени€. Ётот стиль реализуетс€ в форме непринужденной речи (монологе или диалоге) на бытовые темы, а также в форме частной, неофициальной переписки. ѕод непринужденностью общени€ понимают отсутствие установки на сообщение, имеющее официальный характер (лекци€, выступление, ответ на экзамене и т.п.), неофициальные отношени€ между говор€щими и отсутствие фактов, нарушающих неофициальность общени€, например, посторонние лица. –азговорна€ речь функционирует лишь в частной сфере общени€, в обиходе, дружеской, семейной и т.п. ¬ сфере массовой коммуникации разговорна€ речь неприменима. ќднако это не значит, что разговорно-обиходный стиль ограничиваетс€ бытовой тематикой. –азговорна€ речь может затрагивать и другие темы - разговор в кругу семьи или разговор людей, наход€щихс€ в неофициальных отношени€х: об искусстве, пауке, политике, спорте и т.п.; разговор друзей на работе, св€занный с профессией говор€щих, беседы в общественных учреждени€х, например поликлиниках, школах и т.п.

–азговорно-обиходный стиль противопоставл€етс€ книжным стил€м, так как они функционируют в одинаковых сферах общественной де€тельности. –азговорна€ речь включает в себ€ не только специфические €зыковые средства, но и нейтральные, €вл€ющиес€ основой литературного €зыка. ѕоэтому данный стиль св€зан с другими стил€ми, которые также используют нейтральные €зыковые средства.

¬ пределах литературного €зыка разговорна€ речь противопоставлена кодифицированному €зыку. ( одифицированным €зык называетс€, потому что по отношению к нему ведетс€ работа по сохранению его норм, его чистоты). Ќо кодифицированный литературный €зык и разговорна€ речь представл€ют собой две подсистемы внутри литературного €зыка.  ак правило, каждый носитель литературного €зыка владеет этими обеими разновидност€ми речи. с

ќсновными чертами обиходно-разговорного стил€ €вл€ютс€ уже указанные непринужденный и неофициальный характер общени€, а также эмоционально-экспрессивна€ окраска речи. ѕоэтому в разговорной речи используютс€ все богатства интонации, мимика, жесты. ќдной из ее важнейших особенностей €вл€етс€ опора на вне€зыковую ситуацию, т.е. непосредственную обстановку речи, в которой протекает общение. Ќапример: (∆енщина перед уходом из дома) „то мне надевать-то? (о пальто) ¬от это, что ли? »ли это? (о куртке) Ќе замерзну ли? —луша€ эти высказывани€ и не зна€ конкретной ситуации, невозможно догадатьс€, о чем идет речь. “аким образом, в разговорной речи вне€зыкова€ ситуаци€ становитс€ составной частью акта коммуникации.

ќбиходно-разговорный стиль речи имеет свои лексические и грамматические особенности. ’арактерной чертой разговорной речи €вл€етс€ ее лексическа€ разнородность. «десь встречаютс€ самые разнообразные и тематическом и стилистическом отношении группы лексики: общекнижна€ лексика, термины, ино€зычные заимствовани€, слова высокой стилистической окраски, а также факты просторечи€, диалектов, жаргонов. Ёто объ€сн€етс€, во-первых, тематическим разнообразием разговорной речи, не ограничивающейс€ рамками бытовых тем, обиходных реплик; во-вторых, осуществлением разговорной речи в двух тональност€х - серьезной и шутливой, и в последнем случае возможно использование разнообразных элементов.

—интаксические конструкции тоже имеют свои особенности. ƒл€ разговорной речи типичны построени€ с частицами, с междомети€ми, построени€ фразеологического характера: " “ебе говор€т-говор€т, да все без толку!", "ƒа куда же ты? “ам же гр€зь!" и проч.

–азговорной речи свойственны эмоционально-экспрессивные оценки субъективного характера, поскольку говор€щий выступает как частное лицо и выражает свое личное мнение и отношение. ќчень часто та или ина€ ситуаци€ оцениваетс€ гиперболизированно: "Ќичего себе цена! —ума сойти!", "÷ветов в саду - море!", "ѕить хочу! ”мру!" ’арактерно использование слов в переносном значении, например: "¬ голове у теб€ каша!"

ѕор€док слов в разговорной речи отличаетс€ от используемого в письменной. «десь главна€ информаци€ концентрируетс€ в начале высказывани€. √овор€щий начинает речь с главного, существенного элемента сообщени€. „тобы акцентировать внимание слушающих на главной информации, пользуютс€ интонационным выделением. ¬ообще же пор€док слов в разговорной речи обладает высокой вариативностью.

’удожественный стиль речи

’удожественный стиль Ч функциональный стиль речи, который примен€етс€ в художественной литературе. “екст в этом стиле воздействует на воображение и чувства читател€, передаЄт мысли и чувства автора, использует всЄ богатство лексики, возможности разных стилей, характеризуетс€ образностью, эмоциональностью речи.

’удожественный стиль находит применение в художественной литературе, котора€ выполн€ет образно-познавательную и идейно-эстетическую функцию.

ƒл€ художественного стил€ речи типично внимание к частному и случайному, за которым прослеживаетс€ типичное и общее. ¬спомните "ћертвые души" Ќ.¬. √огол€, где каждый из показанных помещиков олицетвор€л некие конкретные человеческие качества, выражал некоторый тип, а все вместе они €вл€лись "лицом" современной автору –оссии.

ћир художественной литературы - это "перевоссозданный" мир, изображаема€ действительность представл€ет собой в определенной степени авторский вымысел, а значит, в художественном стиле речи главнейшую роль играет субъективный момент. ¬с€ окружающа€ действительность представлена через видение автора. Ќо в художественном тексте мы видим не только мир писател€, но и писател€ в этом мире: его предпочтени€, осуждени€, восхищение, непри€тие и т.п. — этим св€заны эмоциональность и экспрессивность, метафоричность, содержательна€ многоплановость художественного стил€ речи.

ѕроанализируем небольшой отрывок из рассказа Ќ.“олстого "»ностранец без питани€": "Ќа выставку Ћера отправилась только ради ученика, из чувства долга." "јлина  рюгер. ѕерсональна€ выставка. ∆изнь как утрата. ¬ход свободный". ¬ пустом зале бродил бородач с дамой. Ќа некоторые работы он смотрел через дырку в кулаке, чувствовалс€ профессионал. Ћера тоже посмотрела через кулак, но разницы не заметила: все те же обнаженные мужчины на курьих ножках, а на заднем плане пагоды в огне. ¬ буклете про јлину было сказано: "’удожница проецирует притчевый мир на пространство бесконечного". »нтересно, где и как учат писать искусствоведческие тексты? Ќаверное, с этим рождаютс€. Ѕыва€ в гост€х, Ћера любила листать художественные альбомы и, посмотрев репродукцию, прочесть, что об этом пишет специалист. ¬идишь: мальчик накрыл насекомое сачком, по бокам ангелы труб€т в пионерские горны, а в небе самолет со знаками зодиака на борту. „итаешь: "’удожник рассматривает холст как культ мгновени€, где упр€мство деталей взаимодействует с попыткой осмыслени€ будней". ƒумаешь: автор текста мало бывает на воздухе, держитс€ на кофе и сигаретах, интимна€ жизнь чем-нибудь осложнена"

ѕеред нами не объективное представление выставки, а субъективное описание героини рассказа, за которой отчетливо виден автор. “екст построен на соединении трех художественных планов. ѕервый план - это то, что видит на картинах Ћера, второй - искусствоведческий текст, интерпретирующий содержание картин. Ёти планы и стилистически выражены по-разному, намеренно подчеркиваетс€ книжность, заумность описаний. ј третий план - это авторска€ ирони€, котора€ про€вл€етс€ через показ несоответстви€ содержани€ картин и словесного выражени€ этого содержани€, в оценке бородача, автора книжного текста, умени€ писать такие искусствоведческие тексты.

ќсновой художественного стил€ речи €вл€етс€ литературный русский €зык. —лово выполн€ет номинативно-изобразительную функцию.

Ћексический состав в художественном стиле речи имеет свои особенности. ¬ число слов, составл€ющих основу и создающих образность этого стил€ вход€т образные средства русского литературного €зыка, а также слова, реализующие в контексте свое значение. Ёто слова широкой сферы употреблени€. ”зкоспециальные слова используютс€ и незначительной степени, только дл€ создани€ художественной достоверности при описании определенных сторон жизни.

¬ художественном стиле речи очень широко используетс€ речева€ многозначность слова, открывающа€ в нем смыслы и смысловые оттенки, а также синоними€ на всех €зыковых уровн€х, благодар€ чему по€вл€етс€ возможность подчеркнуть тончайшие оттенки значений. Ёто объ€сн€етс€ тем, что автор стремитс€ к использованию всех богатств €зыка, к созданию своего неповторимого €зыка и стил€, к €ркому, выразительному, образному тексту. јвтор использует не только лексику кодифицированного литературного €зыка, но и разнообразные изобразительные средства из разговорной речи и просторечь€.

Ќа первый план в художественном тексте выход€т эмоциональность и экспрессивность изображени€. ћногие слова, которые в научной речи выступают как четко определенные абстрактные пон€ти€, в газетно-публицистической речи - как социально-обобщенные пон€ти€, в художественной речи несут конкретно-чувственные представлени€. “аким образом, стили €вл€ютс€ дополнением друг друга. Ќапример, прилагательное "свинцовый" в научной речи реализует свое пр€мое значение - "свинцова€ руда", "свинцова€, пул€", в художественной образует экспрессивную метафору - "свинцовые тучи", "свинцова€ ночь". ѕоэтому, в художественной речи важную роль играют словосочетани€, которые создают некое образное представление.

ƒл€ художественной речи, особенно поэтической, характерна инверси€, т.е. изменение обычного пор€дка слов в предложении с целью усилени€ смысловой значимости слова или придани€ всей фразе особой стилистической окраски.

—интаксический строй художественной речи отражает поток образно-эмоциональных авторских впечатлений, поэтому здесь можно встретить все разнообразие синтаксических структур.  аждый автор подчин€ет €зыковые средства выполнению своих идейно-эстетических задач.

¬ художественной речи возможны и отклонени€ от структурных норм дл€ выделени€ автором какой-нибудь мысли, черты, важных дл€ смысла произведени€. ќни могут выражатьс€ в нарушении фонетических, лексических, морфологических и других норм.

 





ѕоделитьс€ с друзь€ми:


ƒата добавлени€: 2015-11-05; ћы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 973 | Ќарушение авторских прав


ѕоиск на сайте:

Ћучшие изречени€:

≈сть только один способ избежать критики: ничего не делайте, ничего не говорите и будьте никем. © јристотель
==> читать все изречени€...

1167 - | 1147 -


© 2015-2024 lektsii.org -  онтакты - ѕоследнее добавление

√ен: 0.014 с.