Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Основные этапы культурологической мысли




 

«Каган М.С. (философия культуры)»:

 

На протяжении всей истории философская мысль обсуждала проблему фундаментального различия между тем, что существует независимо от человека — миром, природой, натурой и тем, что создано человеком как во внешнем, так и в физическом и духовном, бытии.

 

1этап. От античной философии до XVIII в. — это время зарождения культурологического знания в континууме онтологических, теологических и эпистемологических проблем.

· древнегреческой философии зародились представления о “ техне ” как искусной практической деятельности, мастерстве, представление о “ пайдейе ” как творении человеком самого себя; греки осознали творческую силу человека, благодаря которой он становится “мерой всех вещей”, по классической формуле Протагора.

· Обобщенное определение всех форм человеческой активности дали римляне: именно они назвали “культурой” -формы рукотворного бытия, которые получены человеком в результате преобразования бытия естественного — “натуры”.

Так зарождалось первоначальное представление о культуре, противостоящее мифологическому отчуждению человеком всех своих творческих сил богам.

 

Ни в античности, ни в средние века, ни в эпоху Возрождения, культура как специфическое явление не становилась предметом умозрения.

Это объясняется:

· многовековым господством религиозного сознания.

· обобщающая способность человеческого мышления ограничивалась операциями механического, чисто “суммативного” характера.

философское осмыслении культуры могло возникнуть только тогда, когда в ней стали усматривать некую целостность, объединяющую разнородные ее составные части, и, соответственно, начали искать сверхсуммативные законы ее строения.

Примеры: в XVIII в. от “Всеобщей науки” Вико к “Идее философии истории человечества” Гердера

системное же обоснование оно получало в концепции трех “Критик...” Канта и во всеохватывающих теоретико-исторических культурологаческих конструкциях Шеллинга, Гегеля, Кота.

Именно в эту эпоху ощущение целостности творимого человеком мира получило обоснование в представлениях школы Лейбница-Вольфа о трехстороннем строении духовных способностей человека, сущностно различающихся и друг друга дополняющих энергиях разума, волиичувства, которые порождаютценностную триаду “истина — добро — красота” и реализуются в таких плодах деятельности, как наука, нравственность и искусство.

Так впервые стали вырисовываться контуры строения целостного поля человеческой деятельности — культуры, основные подразделения которой должны были отвечать критерию необходимости и достаточности, что и позволяло видеть в ней не “сумму”, а системное целое; именно в этом качестве его и следовало изучать.

 

Проблемно-тематические направления:

 

 

.Четыре проблемно-тематических направления, или “блока” идей, непосредственно связанных с проблематикой философии культуры в XVII-XVIII вв., составили в совокупности основные ракурсы ее философского осмысления.

  1. программа совершенствования разума, спроецированная на автономного познающего субъекта, в которой культура предстала как процесс и результат его самосовершенствования. Цель: получить знание. объектом совершенствования был познающий разум.
  2. культура, как совокупность созданных людьми “искусственных вещей”, прежде всего как коллективный общественный продукт. как его “вторая природа” и оказалась терминологически близкой “обществу”. Главное культуры составила система искусственно созданных, установленных норм, институтов, способов организации отношений и действий индивидов.

 

  1. Составили концепции из истории XVIII в., что позволило представить культуру в качестве содержания и цели исторического процесса, увидеть в ней развивающуюся совокупность исторических способов деятельности, форм сознания и продуктов этой деятельности, средство формирования и развития человечества.
  2. складывавшееся в XVIII в., реализовалось в стремлении синтезировать, объединить многообразие односторонних и частных подходов, методов анализа и интерпретаций культуры предшествующей философией. Культурные объективации, “искусственные вещи”, ранее фиксировавшиеся как данность, превратились в связку проблем, в них обнаружилось “средостение” бытия и мышления, природы и свободы, творческого и репродуктивного. “культурную реальность”.

 

 

2 этап превращение культуры как целостного, при всей его разнородности, поля человеческой деятельности в предмет самостоятельного философского рассмотрения. При этом культура понималась столь широко, что поглощала и общество (экономическую и политическую жизнь), охватывая в сущности все, что не есть природа (и, разумеется, Бог). Когда же в середине XIX в., особенно благодаря марксизму стала осознаваться особенность общества как системы отношений между людьми в сфере производства и управления.

учения Фейербаха— учение о человеке как уникальном и важнейшем предмете научного познания и ценностного осмысления.

тогда философия культуры должна была очертить более узко и точно границы своего предмета, определяя отличие культуры от общества и от человека.

 

3 этап отличается широким развитием рядом с философским ее рассмотрением (а подчас и в конфронтации с ним!) различных конкретно-научных культурологических дисциплин, с одной стороны, и форм художественно-образного постижения культуры — в прозе и поэзии, живописи и музыке, театре и кинематографе — с другой. (Разумеется, эти различные способы познания-осмысления культуры подчас скрещивались, образуя некие гибриды, теоретико-публицистические или художественно-философские.)

 

При рассмотрении современного культурологического знания и учитывая в полной мере взаимодействие всех его основных форм и их разнообразные скрещивания. Подлежит поэтому специальному выяснению, что же представляет собой в наши дни философия культуры, какую специфическую информацию она может и должна добывать в условиях параллельного развития конкретных культурологических дисциплин и активизации различных способов художественного моделирования культуры.

 

 

В российской культурологической мысли конца XX века происходит институционализация культурологии как науки — выделение ее из философии, интеграция в ней разнообразных знаний о культуре. Философия культуры перестает отождествляться с культурологией. Приходит конец философии культуры в прежнем ее понимании — как единственной владычицы знания о культуре в ее реальной целостности, в ее строении, функционировании и развитии. В сумбурном потоке культурологической литературы 1990-х годов закладываются основы культурологии XXI века — фундаментальной науки (являющейся вместе с тем системой наук), одной из главных отраслей социально-гуманитарного знания. Таков общий смысл развития культурологической мысли в этот период.

 

 





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-11-05; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 2695 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Что разум человека может постигнуть и во что он может поверить, того он способен достичь © Наполеон Хилл
==> читать все изречения...

2456 - | 2271 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.007 с.