«Каган М.С. (философия культуры)»:
На протяжении всей истории философская мысль обсуждала проблему фундаментального различия между тем, что существует независимо от человека — миром, природой, натурой и тем, что создано человеком как во внешнем, так и в физическом и духовном, бытии.
1этап. От античной философии до XVIII в. — это время зарождения культурологического знания в континууме онтологических, теологических и эпистемологических проблем.
· древнегреческой философии зародились представления о “ техне ” как искусной практической деятельности, мастерстве, представление о “ пайдейе ” как творении человеком самого себя; греки осознали творческую силу человека, благодаря которой он становится “мерой всех вещей”, по классической формуле Протагора.
· Обобщенное определение всех форм человеческой активности дали римляне: именно они назвали “культурой” -формы рукотворного бытия, которые получены человеком в результате преобразования бытия естественного — “натуры”.
Так зарождалось первоначальное представление о культуре, противостоящее мифологическому отчуждению человеком всех своих творческих сил богам.
Ни в античности, ни в средние века, ни в эпоху Возрождения, культура как специфическое явление не становилась предметом умозрения.
Это объясняется:
· многовековым господством религиозного сознания.
· обобщающая способность человеческого мышления ограничивалась операциями механического, чисто “суммативного” характера.
философское осмыслении культуры могло возникнуть только тогда, когда в ней стали усматривать некую целостность, объединяющую разнородные ее составные части, и, соответственно, начали искать сверхсуммативные законы ее строения.
Примеры: в XVIII в. от “Всеобщей науки” Вико к “Идее философии истории человечества” Гердера
системное же обоснование оно получало в концепции трех “Критик...” Канта и во всеохватывающих теоретико-исторических культурологаческих конструкциях Шеллинга, Гегеля, Кота.
Именно в эту эпоху ощущение целостности творимого человеком мира получило обоснование в представлениях школы Лейбница-Вольфа о трехстороннем строении духовных способностей человека, сущностно различающихся и друг друга дополняющих энергиях разума, волиичувства, которые порождаютценностную триаду “истина — добро — красота” и реализуются в таких плодах деятельности, как наука, нравственность и искусство.
Так впервые стали вырисовываться контуры строения целостного поля человеческой деятельности — культуры, основные подразделения которой должны были отвечать критерию необходимости и достаточности, что и позволяло видеть в ней не “сумму”, а системное целое; именно в этом качестве его и следовало изучать.
Проблемно-тематические направления:
.Четыре проблемно-тематических направления, или “блока” идей, непосредственно связанных с проблематикой философии культуры в XVII-XVIII вв., составили в совокупности основные ракурсы ее философского осмысления.
- программа совершенствования разума, спроецированная на автономного познающего субъекта, в которой культура предстала как процесс и результат его самосовершенствования. Цель: получить знание. объектом совершенствования был познающий разум.
- культура, как совокупность созданных людьми “искусственных вещей”, прежде всего как коллективный общественный продукт. как его “вторая природа” и оказалась терминологически близкой “обществу”. Главное культуры составила система искусственно созданных, установленных норм, институтов, способов организации отношений и действий индивидов.
- Составили концепции из истории XVIII в., что позволило представить культуру в качестве содержания и цели исторического процесса, увидеть в ней развивающуюся совокупность исторических способов деятельности, форм сознания и продуктов этой деятельности, средство формирования и развития человечества.
- складывавшееся в XVIII в., реализовалось в стремлении синтезировать, объединить многообразие односторонних и частных подходов, методов анализа и интерпретаций культуры предшествующей философией. Культурные объективации, “искусственные вещи”, ранее фиксировавшиеся как данность, превратились в связку проблем, в них обнаружилось “средостение” бытия и мышления, природы и свободы, творческого и репродуктивного. “культурную реальность”.
2 этап превращение культуры как целостного, при всей его разнородности, поля человеческой деятельности в предмет самостоятельного философского рассмотрения. При этом культура понималась столь широко, что поглощала и общество (экономическую и политическую жизнь), охватывая в сущности все, что не есть природа (и, разумеется, Бог). Когда же в середине XIX в., особенно благодаря марксизму стала осознаваться особенность общества как системы отношений между людьми в сфере производства и управления.
учения Фейербаха— учение о человеке как уникальном и важнейшем предмете научного познания и ценностного осмысления.
тогда философия культуры должна была очертить более узко и точно границы своего предмета, определяя отличие культуры от общества и от человека.
3 этап отличается широким развитием рядом с философским ее рассмотрением (а подчас и в конфронтации с ним!) различных конкретно-научных культурологических дисциплин, с одной стороны, и форм художественно-образного постижения культуры — в прозе и поэзии, живописи и музыке, театре и кинематографе — с другой. (Разумеется, эти различные способы познания-осмысления культуры подчас скрещивались, образуя некие гибриды, теоретико-публицистические или художественно-философские.)
При рассмотрении современного культурологического знания и учитывая в полной мере взаимодействие всех его основных форм и их разнообразные скрещивания. Подлежит поэтому специальному выяснению, что же представляет собой в наши дни философия культуры, какую специфическую информацию она может и должна добывать в условиях параллельного развития конкретных культурологических дисциплин и активизации различных способов художественного моделирования культуры.
В российской культурологической мысли конца XX века происходит институционализация культурологии как науки — выделение ее из философии, интеграция в ней разнообразных знаний о культуре. Философия культуры перестает отождествляться с культурологией. Приходит конец философии культуры в прежнем ее понимании — как единственной владычицы знания о культуре в ее реальной целостности, в ее строении, функционировании и развитии. В сумбурном потоке культурологической литературы 1990-х годов закладываются основы культурологии XXI века — фундаментальной науки (являющейся вместе с тем системой наук), одной из главных отраслей социально-гуманитарного знания. Таков общий смысл развития культурологической мысли в этот период.