Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Развитие культуры Казахстана в VI-ХII вв. (продолжение). Наука,




Наука. Абу Насыр Аль-Фараби род.в 870г.в Отраре.С детства увл.науками.Достиг.со-верш-летия,он отпр.в ведущ. культ. центры,чтобы прод.образован.Был в Шаше,Самарканде,Хамада-не,Багдаде(здесь вход.в контакт с видн.уч.того вр. и заним.ведущ.место ср.них). Был уч-энцик-лопедист.,внес вклад почти во все отрасли науч.зн.Науки разд. на теоретич.(логика,естествозн.,матем.) и практич.(этика,полит.).Напис.трактаты по философ.,логике, матем,медиц,астроном,социол.,юриспруд.,физ.,теории,музыки.Прод.и разв.учение Аристотеля,удост.звания "2й учитель".Труды:«Геммы мудрости,трактат о классифик.наук,"Боль-шая книга о музыке".Кроме Аль-Фараби,земля Отрара восп.еще 2х знаменит.уч.того вр.: Аббас Жаухари заним-ся астро-ном. и матем.,вместе с Аль-Хорезми прин.уч. в сост.астро-ном.таблиц, невероят.точн.Линг-вист.и географ. Исхак Аль-Фараби. Лингвист и геогр. Мах-муд Ал-Кашгари "Диуани лугат ат-тюрк"(Слов.тюрк.яз-ов).Род.на бер.Иссык-Куля, больш.часть жизни пров.в Кашгаре.Для нап.книги «исколесил все земли, насел.тюрками».Запис.речь карлыков,огузов,кыпч,кырг.,их песни,поговорки,легенды и обычаи."Диуани..."-энцик-лоп.жизни тюрк.нар.,единствен.источ.,из кот.можно почерп.свед.о культ.,хоз-ве тюрок,язы-ке и др.Срвек.Каз.был одним из науч. центров,но к сож.погиб.знаментит.Отрар.библиотека. Лит-ра. Письм.лит-ра развив.в город.,литер.язык неоднород..Карахан.при дворе держ. уче-ных, поэтов и др.«Кутатгу Билик»Благод. знание.Нап.Юсуфом Баласагуни для прав-ля Карахан.гос.Сатук Богра-ханаок.1069 г.В основ.поэмы лег.предания, действ.лица -истор.деятели.Поэма -диалоги,изречен.и назидания.Осн. идея: знание- гл.источ.благополучия.Ре-лиг.лит-ра:знач.место произвед. Ходжа Ахмет Яссави,сборник стих."Дивани Хикмет"(Кни-га о премудрости.Род.в Испиджабе в кон.11в. Отец был степ.музык.,передал свою любовь к поэт.слову. В Исп-бе Ахмет учился у Арстанаба,затем у Юсуфа Хамадани,извест.проповед.суфизма.Умер в 1167 г.Гробница,построен. по прик.Карах-ов,была разруш.Спустя 100 л.,по прик.Тимура постр.целый религиозный комплекс."Дивани Хикмет' – сборн.стихов религ.-мистич.содерж.Яссави выраж.неприятие зла,жадн., жесток.,проповед. аскетизм и смирен.Также там факты культ-истор., этнограф. и соц.-быт.хар.Ученик Ясави Сулеймен Бакыр-гани (Хаким Ата).Его книга нап.под влиян."Дивани Хикмет",назыв."Замму назир китабы"(Книга о конце света).Осн.мысль:все на Землесозд.по воле Бога,и будущ.конец света тоже.Когда он наступ.,погиб.все:греш.и свят.,ангел.и черти,вся Вселенная, - останется лишь Бог, кот.вновь созд.мир, и все возвр.к жизни.Оба сборника в теч.столет.служ.уч.пособ. во всех медресе Ср.Азии и Каз." Хибат ул-Хакайк "(Дар истины) –единствен.сохр.книга Ахмета Югнеки.Осн.смыс:польза знания,осн.морали,человечн,люди должн.работать,достойн.жить

Религия. Тенгрианство: Тенгри –верхов.всемогущ.,всевид. божество,творец мира.Почитали Кок–небо,Землю-Воду,Умай(жен.бож-во,покровит.очага и детей).По представ.тюрок зем-лю насел.множ.духов,кот.необх.умилост.жертвами.Кроме того в В.Турк-не распр.буддизм, манихейство,христ.7-8вв.христ-во нестор.толка распр.в Юж.Каз. и Сем-е.Христ.церк. в Таразе и Мирке.1009г.крещ.прин.кереиты.Миссионеры созд.Кодекс Куманикус – латино-персид-тюрк.словарь.Часть согдийс.насел.Тараза сохр. зороастризм (важн.обряд – поддерж. неугас.огня).Кон.9-нач.10в. нач.исламиз.Распр.ислама замедлено монг.нашест.Полож.ислам укреп.с объявлен.его гос.религ.некот.гос.: 1312 Узбек Хан в Зол.Орде, затем в Могулист. Тоглук-Тимур.Но простой народ долго сохр.верования предков.Из-за особен.быт уклада не все каноны ислама прин.в Каз-не: н-р женщины не закр.лицо.

Письм-сть. Сер.1тыс.н.э.тюркояз.народы уже польз.собствен.письмен.1-е сведения о рунич.

надписях появ.в Рос. в конце 18в.Рус.и зарубеж.учен.скопир.образцы древнетюрк.надписей, и датский уч.,линвист Томсен пыт.дешифр.их.Также над этим радотал Радлов, им опублик. множ.трудов о древнетюрк.письм.Согл.послед.исслед:рунич.письм.зарод.ещё до н.э., сущ. 2 вар.рунич.письма: гуннск.(на его основе затем разв.орхоно-енисейск.) и и восточн.(уй-гурск) на его основе булгарск.и хазарск.письм.Осн.матер.для письма были дерев.дощечки. Наряду с исп-ем согдий.яз.тюрки примен.согдий.алфавит для передачи собствен.речи.Затем этот алфавит получ.назв."уйгурского".





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-11-05; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 374 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Логика может привести Вас от пункта А к пункту Б, а воображение — куда угодно © Альберт Эйнштейн
==> читать все изречения...

2227 - | 2156 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.012 с.