Ћекции.ќрг


ѕоиск:




 атегории:

јстрономи€
Ѕиологи€
√еографи€
ƒругие €зыки
»нтернет
»нформатика
»стори€
 ультура
Ћитература
Ћогика
ћатематика
ћедицина
ћеханика
ќхрана труда
ѕедагогика
ѕолитика
ѕраво
ѕсихологи€
–елиги€
–иторика
—оциологи€
—порт
—троительство
“ехнологи€
“ранспорт
‘изика
‘илософи€
‘инансы
’ими€
Ёкологи€
Ёкономика
Ёлектроника

 

 

 

 


»спользование сюжетно-ролевой игры в экологическом воспитании




—южетна€ игра - это воспроизведение событий, происход€щих в жизни или в литературном произведении. ¬ этих событи€х действуют люди или персонажи произведений. »сследовани€ми педагогов и психологов вы€влена структура сюжетно-ролевой игры, включающа€ такие элементы, как воображаема€ ситуаци€, сюжет, роли, ролевые слова и действи€, игровые действи€ с атрибутами и игрушками.

¬ развитой форме самосто€тельной игровой де€тельности старших дошкольников все эти элементы функционально взаимосв€заны в едином игровом процессе. √лавное условие игры - наличие у детей знаний о той или другой стороне действительности, о де€тельности людей в ней, их конкретно-ситуативном поведении. Ёти знани€ (или знание литературного произведени€), служат источником построени€ сюжета игры, осуществлени€ ролей, ролевых отношений. ћожно выделить две формы сюжетно-ролевых игр: игры самосто€тельные и игры, организуемые воспитателем, проход€щие под его руководством. Ўирокое использование в педагогическом процессе последних обеспечивает развитие первых.

»гра как метод экологического воспитани€ - это игра, специально организованна€ воспитателем и привнесенна€ в процесс познани€ природы и взаимодействи€ с ней. “акую форму обучающей игры воспитател€ с детьми, имеющую определенную дидактическую цель, можно назвать игровой обучающей ситуацией (»ќ—).

»ќ— - это полноценна€, но специально организованна€ сюжетно-ролева€ игра. ≈е характеризуют следующие моменты:
- она имеет короткий и несложный сюжет, построенный на основе жизненных событий или сказочного либо литературного произведени€, которое хорошо знакомо дошкольникам;

- оснащена необходимыми игрушками, атрибутикой; дл€ нее специально организуютс€ пространство и предметна€ среда;

- в содержание игры заложены дидактическа€ цель, воспитательна€ задача, которым подчинены все ее компоненты - сюжет, ролевое взаимодействие персонажей и пр.;

- игру проводит воспитатель: объ€вл€ет название и сюжет, распредел€ет роли, берет одну роль на себ€ и исполн€ет ее, поддерживает воображаемую ситуацию в соответствии с сюжетом;

- воспитатель руководит всей игрой: следит за развитием сюжета, исполнением ролей детьми, ролевыми взаимоотношени€ми; насыщает игру ролевыми диалогами и игровыми действи€ми, через которые и осуществл€етс€ дидактическа€ цель.
ћожно выделить несколько видов »ќ—, с помощью которых успешно решаютс€ различные программные задачи ознакомлени€ детей с природой и их экологического воспитани€.

»гровые обучающие ситуации с игрушками-аналогами
јналоги - это такие игрушки, которые изображают объекты природы: конкретных животных или растени€. »грушечных аналогов животных множество, они существуют в самом различном исполнении (м€гкие, резиновые, пластмассовые, заводные и пр.). »грушечных аналогов растений не так много - это пластиковые елочки разного размера, деревь€ и кустарники из плоскостного театра, грибочки, иногда пенопластовые фрукты и овощи, фигурки героев сказки ƒж.–одари Ђѕриключени€ „иполлиної.

»грушки-аналоги замечательны тем, что с их помощью у детей начина€ с 2-3 лет можно формировать отчетливые представлени€ о специфических особенност€х живых существ на основе р€да существенных признаков. ћаленьким дет€м можно показать главные отличи€ игрушки-предмета от живого животного, если организовать одновременное их воспри€тие и сопоставление. — помощью таких игрушек легко продемонстрировать: что можно делать с предметом и что можно делать с живым существом, т.е. показать принципиально разные

формы де€тельности с живыми и неживыми объектами.
–ассмотрим игровую обучающую ситуацию сравнени€ живых и игрушечных рыбок. ќна может быть использована на зан€тии в младшей группе после цикла наблюдений за аквариумными рыбками.

¬оспитатель ставит цель - закрепить у детей представление о золотых рыбках, которые живут в аквариуме и за которыми они наблюдали достаточно длительное врем€; показать отличие игрушки от живых рыб по следующим признакам: живые рыбы живут в воде, из которой их нельз€ вынимать, сами плавают, ед€т, за ними надо ухаживать - ежедневно кормить специальным кормом; за живыми рыбками можно наблюдать - смотреть, как они плавают, как ед€т; игрушечные рыбки - это предметы, с которыми можно играть (брать в руки, изображать, как они плавают, понарошку кормить, укладывать спать), они похожи на живых (у них есть туловище, голова, хвост, на голове рот и глаза).

¬оспитатель готовит таз с водой, игрушечных рыбок (по числу детей и дл€ себ€), кукольную посуду. —ажает детей перед аквариумом и начинает сравнение: просит сказать, кто живет в аквариуме, как называютс€ рыбки. —прашивает, дела€ акцент на последнем слове: ЂЁто игрушечные рыбки или живые?ї

ѕодтверждает, что это живые золотые рыбки, они живут в аквариуме в воде, вынимать их нельз€. «атем показывает дет€м игрушечную рыбку, спрашивает, что это такое, жива€ рыбка или игрушечна€ (акцент на последнем слове), подтверждает: ЂЁто игрушка, эту рыбку можно брать в руки, она игрушечна€, а не жива€ї.

«атем воспитатель направл€ет внимание детей на аквариум, спрашивает, что делают рыбки. ѕосле их ответов уточн€ет: Ђ–ыбки плавают в воде. ќни живые - плавают сами, никто им не помогаетї.  ладет игрушечную рыбку в таз с водой, просит детей посмотреть, что делает игрушка. ”точн€ет: Ђ»грушка лежит на воде, не плавает. Ёта рыбка игрушечна€, нежива€, она сама плавать не может. — ней можно поигратьї. »зображает рыбкой движение в воде, предлагает двум-трем дет€м повторить игру.

—опоставление продолжаетс€ - воспитатель кормит рыб в аквариуме, дети наблюдают, как они ед€т, а взрослый подчеркивает: Ђ«олотые рыбки живые, их надо кормить каждый день, иначе они могут умереть. ∆ивые рыбки сами ед€т корм: увид€т его, подплывут и ртом хватают. ќни живые - сами ед€тї. «атем воспитатель вы€сн€ет, как надо кормить игрушечных рыбок: сыплет рыбий корм перед игрушкой, котора€ лежит на воде в тазу, предлагает посмотреть и сказать, ест ли она его. ”точн€ет: ЂЁта рыбка не ест - она игрушечна€, нежива€. — ней можно поиграть - покормить ее понарошкуї. ¬оспитатель вынимает игрушку из воды, вытирает, просит детей дать кукольную посуду, показывает, как он кормит рыбку кашей из тарелки. ѕредлагает нескольким дет€м покормить ее, напоить чаем, а потом погул€ть с ней, побаюкать, покатать в машине.

¬ завершение воспитатель подчеркивает: с живыми и игрушечными рыбками допустимы разные виды де€тельности: ЂЌа живых можно смотреть, наблюдать за ними очень интересно - как они сами ед€т корм, плавают в воде. ј с игрушечными рыбками можно играть, брать их в руки. “еперь, если кто хочет, останьтесь возле аквариума и понаблюдайте за золотыми рыбками. “ому, кто хочет играть, € дам игрушечных рыбок, и вы с ними поиграетеї.

јналогичные »ќ— можно использовать в ознакомлении детей с птицами, черепахой и любыми другими животными, а также при сопоставлении игрушечной и живой елки. Ёто может быть одно из наблюдений цикла, посв€щенного хвойным деревь€м и проводимого с детьми среднего и старшего возраста в декабре (перед Ќовым годом). ¬оспитатель выносит на улицу пластиковую елочку, предназначенную дл€ кукольного уголка, и проводит сравнение. ƒети уже не раз наблюдали за елью на участке, поэтому сравнить искусственное и живое дерево им и нетрудно, и интересно.

¬оспитатель обращает внимание на то, что живое дерево стоит на одном месте - оно корн€ми уходит в землю. ” игрушечной елки есть ствол, ветки, иголки, но нет корней: ее можно носить и ставить где угодно, с ней можно играть. ∆ивое дерево растет, каждый год становитс€ выше, ветви удлин€ютс€. »грушка остаетс€ всегда неизменной. ∆ива€ ель пахнет хвоей, весной у нее начинаетс€ сокодвижение в стволе, одни иголки отпадают, а новые вырастают, все лето растут и созревают шишки. ” искусственной елочки ничего не мен€етс€, она пахнет пластмассой. ∆ива€ ель очень красива темно-зеленой упругой хвоей, покрытой снегом и инеем, она величественна и стройна, как пирамида. »скусственна€ елочка красива по-другому: ее сделали умелые люди, она очень похожа на насто€щую, ее можно нар€жать, с ней можно играть.

»ќ— с игрушками-аналогами могут быть использованы во всех возрастных группах, причем сопоставл€ть их можно не только с живыми объектами, но и с их изображени€ми на картинах, нагл€дных пособи€х. Ќапример, в беседе по картинам при обсуждении особенностей жизни белки в лесу, ее приспособленности к передвижению по деревь€м, к защите от врагов, к выведению потомства и другим про€влени€м может участвовать игрушечна€! белочка. Ёкологический смысл сопоставлени€ заключаетс€ в том, что игрушка Ђживетї на полке в игровом уголке (это ее Ђсреда обитани€ї), она ничего не знает о том, как и где живут живые: белки, что они делают в лесу, каков их образ жизни в разные сезоны. —оздаетс€ ситуаци€ игры в обучение белочки - дети рассказывают ей, опира€сь на картины, то, что уже знают, воспитатель дополн€ет их высказывани€ новыми сведени€ми и тем самым косвенно и незаметно - через игру - обучает дошкольников.

»грушки-аналоги могут быть включены в любые »ќ—, в любую форму экологического воспитани€ детей: наблюдени€, зан€ти€, труд в природе. »х можно вз€ть на экскурсию в ближайшее природное окружение, сочетать с чтением познавательной литературы, просмотром слайдов, видеофильмов. ¬о всех случа€х они помогут в формировании у реб€т отчетливых реалистических представлений о природе. ¬ отдельных случа€х игрушку-аналог целесообразно демонстрировать до знакомства с животным. Ёто относитс€ к некоторым млекопитающим (кошка, собака, кролик и др.), которые вызывают у детей €ркие и сильные эмоции, желание общатьс€ с ними - обычна€ игрушка на их фоне блекнет. —оперничать с ними может только интересно сконструированна€ заводна€ игрушка, котора€ воспроизводит элементы поведени€ (например, собака, котора€ продвигаетс€ вперед, вил€ет хвостом, лает, поднимаетс€ на задние лапы). јнализ такого сопоставлени€, несомненно, вызовет интерес у старших дошкольников, поможет им глубже пон€ть специфику живого.

»грушки-аналоги - это дидактические игрушки, их следует собирать и хранить в методическом кабинете. ÷елесообразно иметь наборы рыбок, птичек - они послужат раздаточным материалом на зан€ти€х в любой возрастной группе. ћожно подобрать одноименные игрушки, сделанные из разного материала (например, зайцы м€гкие, резиновые, пластмассовые), разного размера и разного декоративного оформлени€. ѕрекрасными объектами дл€ игровых зан€тий €вл€ютс€ крупные м€гкие игрушки, которые хорошо передают натуру (львы, тигры, обезь€ны, крокодилы).

»гровые обучающие ситуации с литературными персонажами
¬торой тип »ќ— св€зан с использованием кукол, изображающих персонажей произведений, хорошо знакомых дет€м. √ерои полюбившихс€ сказок, рассказов, диафильмов, мультфильмов воспринимаютс€ детьми эмоционально, будоражат воображение, станов€тс€ объектами подражани€. ¬ экологическом воспитании дошкольников с успехом используютс€ различные персонажи на основе их литературной биографии - главных событий, характерных ситуаций, €рких особенностей поведени€. ¬ »ќ— сказочные √ерои Ђвыход€тї за пределы сюжета произведени€, действуют в новых, но аналогичных ситуаци€х и об€зательно продолжают характерную дл€ них линию поведени€.

ƒл€ реализации целей экологического воспитани€ подход€т такие литературные произведени€, содержание которых так или иначе св€зано с природой, а герои имеют кукольное воплощение. ¬ детском литературном репертуаре таких произведений много - это прежде всего народные и авторские сказки Ђ–епкаї, Ђ урочка –€баї Ђ расна€ Ўапочкаї, Ђƒоктор јйболитї и др. — куклами, изображающими главных героев сказок, можно построить много различных »ќ—, которые помогут решить разные программные задачи ознакомлени€ детей с природой, выработки у них необходимых навыков.

 ажда€ отдельно вз€та€ »ќ— решает небольшую дидактическую задачу с помощью литературного персонажа его вопросов, высказываний, советов, предложений и различных игровых действий. ¬оспитателю при разработке »ќ— следует помнить, что все слова и действи€ куклы должны соответствовать ее литературной биографии; в новой ситуации она должна про€вл€ть себ€ так же, как и в произведении. –ассмотрим некоторых персонажей сказок, которых можно использовать дл€ построени€ »ќ—.

„ипполино дети симпатизируют, он нравитс€ им за смелость, находчивость. ≈го сходство с луковицей помогает им глубже осознать разницу между натуральным овощем и его игрушечным изображением. √лавна€ особенность „ипполино: он много знает об овощах и фруктах, так как живет во фруктово-огородной стране. ќн сообщает новые сведени€ о плодах, дает советы по их выращиванию, уходу за огородными растени€ми. »грушка может быть использована во всех зан€ти€х фруктово-овощной тематики, при выращивании лука на окне и создании календар€ наблюдений за ним, во врем€ беседы по календарю.

 арлсон знаком дет€м по книге Ћиндгрен и по мультфильму как большой хвастунишка, баловник, весельчак, любитель вкусно поесть. ≈го особенность - живет на крыше, имеет пропеллер и везде летает, хочет дружить с мальчиком. — помощью куклы  арлсона можно придумать р€д »ќ—. Ќапример, лета€ по округе и замеча€, что происходит на деревь€х, крышах домов,  арлсон может сообщить много нового и интересного о жизни птиц, об осенне-весенних €влени€х в природе. ¬ зависимости от того, что воспитатель хочет - сообщить новые знани€ или уточнить уже имеющиес€ у них представлени€, - он вкладывает в уста куклы либо правильные сведени€ о событи€х в природе, либо неверные предположени€ и Ђглупыеї вопросы.

— этой куклой может быть построена интересна€ проблемна€ ситуаци€: жив€ на крыше,  арлсон увидел в окно, как реб€та в детском саду в зимнее врем€ сажают! овес, решил сделать подарок соседке-воробьихе к 8-му марта тоже вырастить зелень. ƒети снабжают куклу коробочкой с посевом сем€н, дают напутствие, закрепл€€ при этом знани€ о том, как надо ухаживать за посадкой, чтобы семена проросли. „ерез две недели, когда на окне у детей овес зеленеет во всю,  арлсон прилетает с обледенелой коробочкой и со слезами сообщает, что он регул€рно поливал, но почему-то у него только лед по€вилс€. ƒети удивлены не меньше куклы, ситуацию помогает распутать воспитатель: задает вопросы  арлсону и вы€сн€ет, что на крыше так же холодно, как и на улице, предлагает дет€м самим объ€снить, почему вместо зелени по€вилс€ лед.

√ерой сказки Ќ. Ќосова знаменитый Ќезнайка может часто Ђприходитьї к дет€м и участвовать в самых различных меропри€ти€х, но во всех случа€х он попадает впросак, делает неверные предположени€, дает неправильные советы. ≈го учат дети и воспитатель; дети при этом уточн€ют и закрепл€ют то, что знают, а взрослый исподволь дает новые знани€ - исправл€€ Ќезнайку, учит детей.

— образом јйболита у дошкольников св€заны представлени€ о добром докторе, который лечит животных и заботитс€ о них. ¬ каждом детском саду имеетс€ кукла јйболит со знаменитым чемоданчиком с принадлежност€ми дл€ лечени€ болезней. Ётот персонаж может быть включен в разнообразные »ќ— с детьми любой возрастной группы. —оверша€ игровые действи€ Ђврача-специалистаї, јйболит выполн€ет очень важную дл€ экологического воспитани€ функцию - делает профилактические осмотры животных, растений и даже детей с целью оценки состо€ни€ их здоровь€. ќсматрива€ своих пациентов (именно как врач), он демонстрирует, как это надо делать, как и по каким признакам вы€вл€ть неблагополучное состо€ние обитателей уголка природы, как замечать недостаток каких-либо необходимых условий жизни.

≈ще одна важна€ особенность јйболита - давать рекомендации, назначать лечение пациентам. “ак, осматрива€ аквариум с рыбами, јйболит рекомендует долить воды или заменить часть ее свежей, включать по чаще рефлектор, чтобы растени€ не были такими хилыми, дает советы, как разнообразить корм дл€ рыб. ќсматрива€ ранней весной комнатные растени€, доктор прописывает им Ђлекарствої от истощени€ (удобрение), пересадку, подрезку, дополнительный полив и пр., т.е. то, что действительно необходимо сделать с ними весной.
Ѕольшую роль в развертывании игры с јйболитом выполн€ет атрибутика: кукла должна быть средних размеров, в белом халате и колпаке, желательны очки и борода, символизирующие ученость и доброту. „емоданчик доктора заполн€етс€ предметами, необходимыми дл€ осмотра пациентов: это традиционный набор, если он осматривает детей; набор мен€етс€, если пациентами станов€тс€ растени€ (бумажки-рецепты, палочки дл€ постукивани€ по горшку и рыхлени€, пакетики с удобрени€ми, пластмассовые ножницы дл€ обрезани€ сухих листьев и стеблей, опрыскиватель). ѕри јйболите должна быть машина скорой помощи (кукольный грузовик с крестом), котора€ выполн€ет важную роль: на машине он едет и везет свой чемоданчик, крупногабаритные атрибуты дл€ лечени€ и профилактики (мешочки с хорошей землей дл€ растений, термос с настоем шиповника или фрукты дл€ детей, если он намерен их осматривать, новый корм дл€ птиц или рыб и т.д.). Ќа машине јйболит может увозить с собой дл€ лечени€ в стационаре т€жело больных пациентов (растени€, которые наход€тс€ в плохом состо€нии).

»ќ— с јйболитом очень эффективны - в рамках игры совершаетс€ реальное общение с живыми объектами и осмотр среды их обитани€. –еализуетс€ насто€щее право врача вы€снить состо€ние пациентов, условий, при которых возникла болезнь или плохое самочувствие одних, отметить, наоборот, отличное состо€ние других, похвалить детей за здоровый образ жизни.

“аким образом, литературный герой, привнесенный в педагогический процесс, - это не просто симпатична€ игрушка, котора€ развлекает детей, а персонаж с определенным характером и формой выражени€, решающий дидактические задачи. ƒет€м он интересен тем, что в совершенно новой ситуации про€вл€ет свои типичные особенности, т.е. действует в своем Ђамплуаї, и взаимодействует непосредственно с ними.

¬ажным €вл€етс€ то обсто€тельство, что каждый литературный герой в отдельно вз€той игровой обучающей ситуации может выступать в одной из двух функций: выполн€ть роль знающего, хорошо осведомленного в каком-либо материале геро€ или, наоборот, ничего не знающего наивного простака. ¬ первом случае воспитатель ставит задачу косвенного обучени€ детей - устами персонажа сообщает новые сведени€, учит правилам поведени€ (например, так, как это делает доктор јйболит). ¬о втором случае воспитатель ставит задачу закреплени€ материала, уточнени€ и актуализации имеющихс€ у детей представлений о природе.

≈ще одно обсто€тельство имеет принципиальное значение. ¬ традиционном зан€тии воспитатель всегда Ђнад детьмиї: он задает вопросы, поучает, рассказывает, объ€сн€ет - он взрослый и умнее детей. ѕри использовании персонажа-простачка (например, Ќезнайки), который про€вл€ет полную неосведомленность в событи€х, статус детей мен€етс€: уже Ђне воспитатель над нимиї, а Ђони сто€т над куклойї: учат ее, поправл€ют, сообщают то, что сами знают.

“акое соотношение позиций в »ќ— придает дошкольникам уверенность, они обретают авторитет в своих собственных глазах. ƒействует сильна€ игрова€ мотиваци€, и дети не берут в расчет, что за Ќезнайку говорит воспитатель: они во власти игровой ситуации, а потому уверенно и пространно высказываютс€, дополн€ют, объ€сн€ют и тем самым упражн€ютс€ в применении своих знаний, уточн€ют и закрепл€ют их. »наче говор€, использование куклы-персонажа на основе его литературной биографии - это косвенна€ форма обучени€ детей, целиком основанна€ на достаточно сильной игровой мотивации.

„тобы »ќ— с любым литературным персонажем действительно выполнила дидактическую функцию, она должна быть хорошо разыграна. ¬ каждой такой »ќ— воспитатель выполн€ет две роли - куклы и свою собственную. ќн одновременно говорит и действует за персонажа и за воспитател€.  ак педагог, он разговаривает с детьми и куклой; как персонаж, он говорит с детьми и воспитателем. ѕри этом успех исполнени€ роли куклы зависит от мен€ющихс€ интонаций и разнообразных игровых действий, которые она совершает.  укла должна быть Ђживойї - поворачиватьс€ то к дет€м, то к воспитателю, прот€гивать руки, наклон€ть голову, вступать в контакт с детьми (гладить их по голове, по щеке, хлопать по плечу, здороватьс€ за руку и пр.). »менно поэтому целесообразно использовать куклы би-ба-бо, а обычные куклы сделать управл€емыми.

јйболит, например, при осмотре растений совершает множество таких действий: со всех сторон их обходит, огл€дывает, трогает рукой землю, качает головой, когда замечает неполадки, указывает на хилые стебли, желтеющие листь€. ¬се свои действи€ доктор сопровождает словами, возгласами, оценкой - именно из них станов€тс€ пон€тными смысл его осмотра, общее заключение, которое он делает. Ёто и называетс€ игровыми действи€ми и словами персонажа.   исполнению роли куклы воспитатель должен готовитьс€: чем лучше он ее разыграет, тем эмоциональнее будет восприн€то детьми содержание зан€ти€, тем успешнее будет решена и дидактическа€ задача.

 онтрольные вопросы
1. ¬ чем состоит св€зь игровой де€тельности и экологического воспитани€ детей?
2.  акова структура сюжетно-ролевой игры?  акие ее элементы можно использовать при ознакомлении детей с природой?
3. „то такое игрова€ обучающа€ ситуаци€ (»ќ—)?  ак проводитс€ »ќ— с игрушками-аналогами?  аково их значение дл€ экологического воспитани€ детей?
4. ¬ чем специфика »ќ— с литературными персонажами? „то такое литературна€ биографи€ геро€?  акие персонажи могут быть использованы в »ќ—?
5.  акую роль выполн€ют Ђзнающиеї и Ђнезнающиеї игровые персонажи в дидактическом процессе обучени€ детей?
6.  ак воспитатель должен готовитьс€ к исполнению »ќ— с литературным героем? „то дает дет€м хороша€ игра воспитател€?

«адание дл€ студентов
ѕридумайте несколько вариантов »ќ—: 1) с  расной Ўапочкой; 2) с Ѕуратино; 3) с котом ћатроскиным; 4) с игрушечной черепахой.
«адание дл€ преподавател€
ѕроведите со студентами практическое зан€тие, на котором они будут разыгрывать готовые и ими придуманные »ќ— с куклами из разных сказок. «ан€тие можно провести в форме соревновани€ двух команд. ¬ судейскую коллегию вход€т преподаватель и 2-3 сильных студента. ¬ баллах надо оценивать экологическую значимость содержани€ »ќ—, ролевое ее исполнение (игровые действи€ и слова), взаимодействие с Ђдетьмиї (студентами, не зан€тыми в »ќ—).

»гровые обучающие ситуации типа путешествий

≈ще один тип »ќ— имеет значение в реализации игры как метода экологического воспитани€ детей. ѕутешестви€ в данном случае - это собирательное название различного рода игр в посещени€ выставок, сельскохоз€йственных ферм, зоопарка, салона природы и пр., в экскурсии, походы, экспедиции, поездки и путешестви€, Ёти игры объедин€ет то, что дети, посеща€ интересные места, в игровой форме получают новые знани€ о природе, чему способствует об€зательна€ в игре "роль руководител€ (экскурсовода, начальника экспедиции, заведующего фермой), которую исполн€ет воспитатель. »менно через него дошкольники знаком€тс€ с новыми местами, животными, растени€ми, получают самые различные сведени€ об окружающей природе и де€тельности человека в ней.

¬ каждом конкретном случае сюжет игры продумываетс€ таким образом, что дети, посеща€ новые места, знаком€тс€ с новыми объектами и €влени€ми в качестве путешественников, туристов, экскурсантов, посетителей. ¬ рамках ролевого поведени€ дети слушают по€снени€, Ђфотографируютї, рассуждают. „тобы игра была полноценной и через нее воспитатель смог реализовать

поставленные дидактические задачи, он тщательно продумывает свою роль (слова дл€ контакта с посетител€ми, содержательные сообщени€, возможные игровые и ролевые действи€). »гра захватит детей, если воспитатель специальными приемами посто€нно поддерживает воображаемую ситуацию того пространства, в котором она протекает (зимнего заснеженного леса, летнего леса с завалами или болотистыми местами, жаркой пустыни, арктических льдов).

Ёто могут быть различные слова и действи€: Ђ”важаемые туристы, наденьте головные уборы, накиньте легкие одежды на себ€, чтобы пал€щее солнце пустыни не сожгло бы вашу кожу, чтобы вы не получили солнечного удара. (ѕри этом сам руководитель изображает, как он надевает на себ€ головной убор, ветровку, провер€ет, как сделали то же самое туристы.) ѕроверьте, у всех ли есть фл€ги с водой: нам предстоит длительный переход по безводной пустыне, наверн€ка захочетс€ питьї. Ўага€ во врем€ воображаемой экскурсии по болотистому месту, руководитель просит экскурсантов поднимать повыше ноги, идти осторожно, чтобы не провалитьс€ (при этом сам делает то, что нужно). ќтправл€€сь в зимний лес, воспитатель просит всех потеплее одетьс€, получше зав€зать шапки, чтобы не замерзнуть. ¬о врем€ воображаемого похода напоминает, чтобы не снимали варежки, просит растереть щеки, чтобы их не отморозить, постучать ногами, чтобы разогреть их.

’ороша€ игра сложитс€, если воспитатель продумает и главные, и сопутствующие роли, назначит на них детей, подготовит необходимую атрибутику. Ќапример, в игре Ђѕосещение зоопаркаї воспитатель исполн€ет роль директора зоопарка, дети - роль посетителей (это главные роли). —опутствующие роли - это шофер автобуса, на котором едут посетители; кассир, который продает билеты в зоопарк; контролер, который провер€ет и отбирает билеты, напоминает о правилах осмотра зверей; буфетчица, котора€ продает мороженое, конфеты и пр.

јтрибутикой в этой игре €вл€ютс€ руль автобуса, касса, деньги, билеты, мороженое, конфеты, фартук и кокошник буфетчицы, пиджак и очки директора (дл€ его солидности). ≈сли все это будет подготовлено, а дети будут знать, как исполн€ть роли, то игра станет интересной, полноценной - программное содержание зан€ти€ (ознакомление детей с животными зоопарка и услови€ми их содержани€) воспитателю в роли директора нетрудно реализовать.

¬ »ќ— такого типа большую помощь оказывает атрибутика в виде самодельных фотоаппаратов, подзорных труб и биноклей. Ђќптические приборыї, ограничива€ объективом пространство обзора, создают хорошие визуальные услови€ дл€ наблюдени€, дл€ рассматривани€ новых объектов. ‘отографировать, смотреть в бинокль или подзорную трубу - это игровые действи€, которые помогают удерживать детей в пространстве игры. ‘отоаппарат обладает еще одним игровым преимуществом: дети не только фотографируют объекты наблюдени€, но и Ђпро€вл€ютї потом фотографии -рисуют и тем самым отражают свои впечатлени€ от экскурсии, что ценно как в познавательном, так и в эмоциональном плане.

ќбучение с использованием игр-путешествий может в р€де случаев выходить за рамки отведенного времени - это не опасно, так как качественное проведение игры, создава€ определенный эмоциональный настрой у детей, обеспечивает максимальный развивающий эффект.

 





ѕоделитьс€ с друзь€ми:


ƒата добавлени€: 2015-11-05; ћы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 714 | Ќарушение авторских прав


ѕоиск на сайте:

Ћучшие изречени€:

Ћибо вы управл€ете вашим днем, либо день управл€ет вами. © ƒжим –он
==> читать все изречени€...

1429 - | 1235 -


© 2015-2024 lektsii.org -  онтакты - ѕоследнее добавление

√ен: 0.028 с.