Ћекции.ќрг


ѕоиск:




 атегории:

јстрономи€
Ѕиологи€
√еографи€
ƒругие €зыки
»нтернет
»нформатика
»стори€
 ультура
Ћитература
Ћогика
ћатематика
ћедицина
ћеханика
ќхрана труда
ѕедагогика
ѕолитика
ѕраво
ѕсихологи€
–елиги€
–иторика
—оциологи€
—порт
—троительство
“ехнологи€
“ранспорт
‘изика
‘илософи€
‘инансы
’ими€
Ёкологи€
Ёкономика
Ёлектроника

 

 

 

 


ќсновные типы политической идеологии




ѕолитические идеологии различают также по таким критери€м какпредлагаема€ модель желаемого общества в отношении к прогрессу и технологии его осуществлени€. ѕри таком подходе обычно выдел€ют два основных типа идеологии:

правые идеологии св€зывают идею прогресса с обществом, основанным на идеалах свободной конкуренции, рынка, частной собственности и предпринимательства. ѕравые идеологии неоднородны, они включают целый спектр политических идеологий от ультраправых (фашизма) до либерально-демократических;

левые идеологии, которые вид€т социальный прогресс в посто€нном преобразовании общества в направлении достижени€ равенства, социальной справедливости, создании условий дл€ всестороннего развити€ личности. Ћевые идеологии тоже неоднородны: коммунистическа€ идеологи€ отдает предпочтение радикальным способам преобразовани€ общества, а социал-демократическа€ негативно относитс€ к идее использовани€ революционных средств и предпочитает путь реформ.

Ћиберализм

”наследовав р€д идей древнегреческих мыслителей, либерализм как самосто€тельное общественно-политическое течение, содержащее установку на обеспечение свободы личности и ограничение сферы де€тельности государства, сформировалс€ в конце XVII-XVIII веков на базе политической философии ƒ. Ћокка, “. √оббса, Ў.-Ћ. ћонтескье, Ѕ.  онстана, ј. де “оквил€. Ќа прот€жении всего XIX в. эти идеи были развиты ». Ѕентамом, ƒж. ћиллем и другими представител€ми западной общественно-политической мысли.

»сходными принципами политической идеологии либерализма €вл€ютс€: признание идеала индивидуальной свободы в качестве универсальной цели, осознание ответственности отдельного человека перед обществом, утверждение представлени€ о равенстве всех людей в своем врожденном, естественном праве на самореализацию.

¬ концепции либерализма человек представлен, как автономна€ самоуправл€юща€с€ личность, способна€ устанавливать законы собственной нравственности и поведени€. ћилль сформулировал эту мысль в форме аксиомы: Ђ„еловек сам лучше любого правительства знает, что ему нужної[157].

¬ качестве гаранта и меры свободы, согласно либерализму, выступает частна€ собственность, так как самой энергичной де€тельностью мы об€заны именно чувству собственности. »з экономической свободы выводилась свобода политическа€ и гражданска€. ¬оплощением индивидуализма и права частной собственности в экономической сфере выступают принципы свободного рынка и свободной конкуренции, реализаци€ которых обеспечила беспрецедентные темпы роста производительных сил.

— формированием и утверждением идеи индивидуальной свободы все более отчетливо вычлен€лись проблемы отношений государства и отдельного человека, а именно, проблема пределов вмешательства государства в дела индивида. —фера индивидуальной активности человека, не подлежащей вмешательству со стороны внешних сил, рассматривалась как сфера реализации естественной свободы, а стало быть, естественного права.

»сход€ из этого постулата, были сформулированы принципы экономической, правовой и государственно-политической системы, в которых право было превращено в инструмент гарантировани€ каждому отдельному индивиду свободы выбора морально-этических ценностей, форм де€тельности и пр. Ёти идеи воплотились в принципах свободного рынка, свободной, ничем не ограниченной конкуренции. ¬ политической сфере они нашли свое выражение в идее правового государства, демократии и парламентаризма.

Ћиберальна€ концепци€ государственного устройства строилась на принципах конституционализма, парламентаризма и правового государства - этих несущих конструкций политической демократии.

ќсновополагающее значение имел принцип разделени€ власти на законодательную, исполнительную и судебную. ѕо мысли Ў.-Ћ. ћонтескье, в случае соединени€ в одном лице двух ветвей власти неизбежны подавление свободы, господство произвола и тирании. —оединение всех трех ветвей власти составл€ет характерную черту деспотизма. «адача государства состоит в том, чтобы регулировать отношени€ между свободными гражданами на основе строгого соблюдени€ законов, которые призваны гарантировать свободу личности, неприкосновенность собственности и другие права человека и гражданина. Ћиберализм и демократи€ обусловливают друг друга, но их нельз€ полностью отождествл€ть. ѕод демократией понимаетс€ форма власти, и с этой точки зрени€ она представл€ет собой учение о легитимизации власти большинства. Ћиберализм же подразумевает границы власти[158].

–азумеетс€, комплекс рассмотренных здесь принципов, идей и концепций, составл€ющих в совокупности классический либерализм, следует рассматривать как некий идеальный тип. “ем не менее, большинство либеральных основополагающих идеалов, идей и концепций на прот€жении XIX века и в первые дес€тилети€ XX века были реализованы.

–еализаци€ идей либерализма вы€вила р€д проблем и противоречий: определение пределов возможного вмешательства государства в частную жизнь граждан с целью поддержани€ общественного пор€дка, особенно в кризисные периоды; совмещение демократии и индивидуальной свободы (вполне возможно возникновение тирании или диктата большинства, ущемл€ющих права отдельной личности); существующие противоречи€ между свободой и неравенством (например, свободна€ конкуренци€ в экономике неизбежно ведет к неравенству и социальному расслоению), между индивидуальными свободами и общественной моралью, патриотизмом и универсальными (общечеловеческими) правами и свободами человека. ѕомимо этого, остаетс€ вопрос о том, €вл€ютс€ ли ценности либерализма универсальными, общими дл€ всех стран, культур и народов (прежде всего неевропейских) - либо это ценности, присущи только западной цивилизации, а утверждение их на иной Ђкультурной почвеї затруднено [159].

ƒать ответ на все эти вопросы была призвана оформивша€с€ в середине XX века идеологи€ неолиберализма. ¬ажнейшим достоинством политической системы здесь провозглашалась справедливость, а достоинством правительства - ориентаци€ на моральные принципы и ценности. Ќеолиберализм более терпимо относитс€ к государственному вмешательству в экономику. ¬ основу его политической программы легли идеи консенсуса управл€ющих и управл€емых, необходимости участи€ масс в политическом процессе, демократизации процедуры прин€ти€ управленческих решений [160].

 онсерватизм

 онсерватизм (от лат. Ђconserverї - охран€ть, сохран€ть) идейно-политическое течение, выдвигающее в качестве основных требований сохранение и поддержание исторически сформировавшихс€ форм политической и общественной жизни, в первую очередь, ее правовых и нравственных устоев, лежащих в основе семьи, религии, собственности. —амо возникновение консерватизма как идеологии, €вилось реакцией на результаты ¬еликой ‘ранцузской революции, провозгласившей идеи свободы, равенства, братства и радикального переустройства жизни обществ по рациональному, научному плану. ѕервыми идеологами консерватизма как направлени€ выступили видные французские и английские политические мыслители Ц критики ¬еликой ‘ранцузской революции Ц ∆. де ћестр, Ћ. де Ѕональд, Ё. ЅЄрк.

Ќаиболее содержательные определени€ консерватизма предложены американскими политологами ƒ. јлленом и —. ’антингтоном, а также английским социологом германо-венгерского происхождени€  . ћанхеймом.

“ак, ƒ. јллен определ€ет консерватизмкак определенную систему идей и ценностей, которые те или иные слои общества стрем€тс€ сохранить в противовес нововведени€м. —. ’антингтон предложил понимать консерватизмболее широко - не как набор идей, а как, возникающее каждый раз в ситуации перемен стремление сохранить и укрепить некоторые важнейшие институты и принципы общественной жизни (в разные эпохи они могут быть различными). ѕри этом ћанхейм предупреждает, что консерватизм следует отличать от традиционализма (который часто служит его истоком): консерватизм- это теоретически оформленное учение, традиционализм - подсознательное психологическое отрицание вс€ких нововведений и изменений (т.е. особое настроение). ≈сли традиционализм стремитс€ вернутьс€ к идеальному первоначальному состо€нию (Ђзолотой векї и т.п.), то консерватизм стремитс€ сохранить от разрушени€, существующие общественные институты и ценности [161].

√лавна€ задача консерватизма - защита конкретных классов, социальных слоев и государств от социального и политического радикализма, что не всегда символизирует верность старому, отжившему и вражду ко всему новому: ведь не вс€кое старое есть отжившее и реакционное. “очно так же не вс€кое новое прогрессивно и на пользу люд€м и обществу. ¬ этом смысле консерватизм €вл€етс€ выражением преемственности с позитивным опытом прошлого и определенного скепсиса в отношении общественных новаций и реформ.

¬ основе консервативной политической идеологии лежат такие социально - психологические установки, как приоритет охранительного сознани€, предпочтение старого новому в общественном развитии, а также идеи общественного пор€дка и социально - политической стабильности, уважени€ к национальным, историческим, культурным и религиозным традици€м. Ќа основе этих установок сформировались основные политические ориентиры традиционного консерватизма:

1. ќбщество - это система норм, обычаев, традиций, институтов, уход€щих корн€ми в историю. ≈сли какое-либо социальное €вление сохран€етс€ в течение столетий, несмотр€ на любые социальные преобразовани€ (в том числе революционные), оно обладает общечеловеческой ценностью. ƒавность Ц доказательство этой ценности. Ќельз€ полагать, что индивид, группа, класс, наци€, поколение или даже общество на определенном этапе развити€ мудрее всего человеческого рода с его историей;

2. ќбщество есть св€зь людей в пространстве и во времени, от которой несвободно ни одно поколение. ѕоэтому вс€ка€ инноваци€ мнима, а существующий институт предпочтительнее любой теоретической схемы. Ћюбое поспешное и радикальное (революционное либо форсированно реформаторское) изменение общественного пор€дка неразумно и противоестественно;

3. Ќеприкосновенность привилегий высших слоев общества, неизбежность наличи€ в обществе социальной иерархии, его делени€ на высших и низших (т.е. сословной системы);

4. Ќезыблемость институтов, лежащих в основе Ђздорового и естественногої социального пор€дка - семьи, религии, национального величи€ и частной собственности. „астна€ собственность - гарант личной свободы и социального пор€дка;

5. ÷ель политики - защита статус-кво от любых поползновений революционеров; выработка реформаторского типа социальных изменений; поиск в истории таких идеалов, которые производны от пор€дка и преемственности как главной ценности, и их пропаганда. ƒопущение только постепенного, эволюционного и ненасильственного изменени€ уклада общественной жизни и политического устройства;

6. ѕренебрежение к парламентаризму и выборным институтам власти.

ѕеречисленные идеи и принципы консерватизма, однако, заметно модифицировались в процессе общественного прогресса. ѕостепенно ценности консервативного толка были адаптированы к реали€м постиндустриального этапа развити€ общества.  онсервативна€ идеологи€ трансформировалась в неоконсервативную.   числу базовых ценностей неоконсервативна€ идеологи€ относит:

1. ”важение к сильному государству как гаранту общественного пор€дка и целостности общества, обеспечивающему в нем действие законов и сохранение моральных устоев.

2. ”важение к неприкосновенным и незыблемым общественным ценност€м - семье, религии, частной собственности.

3. ѕризнава€ формально (юридически) равенство людей, он однозначно выступает против экономического и социального равенства.

4. ѕризнание об€занности государства охран€ть общественный пор€док и поддерживать моральные устои, но недопущение его вмешательства в рыночную экономику и преп€тствовани€ свободной конкуренции.

5. “ребование взаимного довери€ и взаимопомощи граждан и государства, без чего невозможно поддержание социального пор€дка [162].

¬ то же врем€ можно выделить и другие новации в содержании неоконсерватизма:

только рыночные отношени€ ведут к реальному развитию общества и человека;

свобода и равенство несовместимы; предпочтение свободы равенству;

классическа€ демократи€ неосуществима или вредна, необходимо сочетание демократии и власти элит;

главное право личности - право иметь собственность и свободно распор€жатьс€ ею.





ѕоделитьс€ с друзь€ми:


ƒата добавлени€: 2015-11-05; ћы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 514 | Ќарушение авторских прав


ѕоиск на сайте:

Ћучшие изречени€:

—вобода ничего не стоит, если она не включает в себ€ свободу ошибатьс€. © ћахатма √анди
==> читать все изречени€...

1343 - | 1240 -


© 2015-2024 lektsii.org -  онтакты - ѕоследнее добавление

√ен: 0.013 с.