Ћекции.ќрг


ѕоиск:




 атегории:

јстрономи€
Ѕиологи€
√еографи€
ƒругие €зыки
»нтернет
»нформатика
»стори€
 ультура
Ћитература
Ћогика
ћатематика
ћедицина
ћеханика
ќхрана труда
ѕедагогика
ѕолитика
ѕраво
ѕсихологи€
–елиги€
–иторика
—оциологи€
—порт
—троительство
“ехнологи€
“ранспорт
‘изика
‘илософи€
‘инансы
’ими€
Ёкологи€
Ёкономика
Ёлектроника

 

 

 

 


“ема 3. ќсновные этапы становлени€ и развити€ политической науки




 

1.1 ѕолитические идеи древнего мира и средневековь€.

1.2 ѕолитические учени€ эпохи ¬озрождени€ и периода буржуазных революций.

1.3 ћарксистска€ концепци€ политики.

1.4 —овременные политические учени€ «апада.

 

1.1 ѕолитические идеи древнего мира и средневековь€. ѕолитологи€, как и вс€ка€ наука, имеет свою историю возникновени€, становлени€ и развити€. Ѕез изучени€ истории политической мысли невозможен анализ современных политических процессов и €влений.

ѕолитическа€ мысль зародилась в глубокой древности в странах ƒревнего ¬остока, но наивысшего расцвета в ƒревнем мире она достигла в ƒревней √реции и –име.

¬идное место в истории политической мысли античности занимает политическое учение ѕлатона (427 -397 гг. до н. э.), изложенное им в произведени€х Ђ√осударствої, Ђ«аконыї. ѕредшественники ѕлатона Ц софисты (ѕротгор, ѕродик и др.) Ц утверждали, что политика Ц это чисто человеческое дело. Ђ„еловек Ц есть мера всех вещейї, а потому справедливость не €вл€етс€ каким-то природным или божественным установлением. Ћюбой закон есть продукт соглашени€ между людьми, противоречивое и изменчивое творение человеческого разума.

ѕодобные идеи ѕлатон находил неверными и вредными, ибо они, по его мнению, призывают людей к неповиновению законам. ¬едь люди могут договоритьс€ о чем угодно и тем самым нарушить незыблемый пор€док в обществе. —огласно ѕлатону, Ђестественным путем возникают лишь Ђпорочныеї формы государстваї.   таким порочным формам он относит тимократию, олигархию, демократию и тиранию. “имократи€ Ц это власть честолюбцев.

ѕлатон несовершенным формам государства противопоставл€ет идеальное государство Ц справедливое правление Ђаристократов духаї Ц мудрецов. ¬ нем должно быть Ђкрасивым все в целомї, сохран€етс€ всеобщность государственного принципа: свобода государства по отношению к индивиду. ќсновным условием и принципом совершенного государства ѕлатон выдел€ет справедливость, состо€щую в том, что каждому гражданину отводитс€ какое-то особое зан€тие и особое положение. ќн вводит строгую иерархию сословий: философы Ц правители, стражи Ц воины, ремесленники и кресть€не Ц занимаютс€ физическим трудом, а также строго контролируемую систему образовани€ и воспитани€. ” правителей нет ничего своего: ни семьи, ни имущества, их собственность Ц только власть. »де€ ѕлатона о разделении труда, лежаща€ в основе возникновени€ государства, относитс€ к важнейшим политическим обобщени€м.

¬ отличие от ѕлатона, јристотель (384-322 гг. до н. э.) делает попытку анализа реальных форм государственного устройства посредством изучени€ фактического материала. јристотель утверждал, что человек Ц Ђполитическое животное и поэтому несет в себе инстинктивное стремление к совместному жительствуї, развитие общества идет от семьи к общине, а от нее к государству-полису. ќн св€зывает функции и предназначение государства с высшей природной целью человеческих существ Ц общением. √осударство, как семь€ и община, выступает формой общественных св€зей, к тому же высшей. ѕоэтому, по мысли јристотел€, человек есть Ђживотное государственноеї. «адача политологии как науки о государстве заключаетс€ в том, чтобы научить политического де€тел€ искусству государственного управлени€, показать ему какой государствен≠ный строй при данном состо€нии общества €вл€етс€ наиболее пригодным.

¬се формы государства јристотель раздел€ет на правильные и неправильные. ѕравильными €вл€ютс€ те, где истинна€ цель государства состоит в общем благе.   неправильным относ€тс€ такие формы, в которых имеютс€ выгоды одних правителей, а не народа. √осударственный строй, по јристотелю, представл€ет собой такой пор€док, при котором господство принадлежит законно установленной власти. ѕолитический идеал јристотел€ Ц государство, в котором только закон есть сила, а наиболее подход€щей в политическом отношении выступает смешанна€ форма государственного стро€, основанна€ на стремлении объединить интересы бедных и богатых.

«начительный вклад в развитие политической мысли в ƒревнем –име внес ћарк “улий ÷ицерон (106-43 гг. до н. э.) в работах Ђќ государствеї и Ђ«аконыї. ќсобое внимание он удел€ет разработке проблем правового равенства и государства. —огласно ÷ицерону, государство и право возникают не по произволу, а в соответствии с всеобщим требованием природы, включающим, в том числе, и велени€ человеческой природы. √осударство, по ÷ицерону, основано на всеобщем разуме и справедливости, оно также €вл€етс€ делом народа и возникает в результате согласи€ в вопросах права и общности интересов. ѕричиной образовани€ государства €вл€етс€ охрана собственности. ¬ основе права лежит справедливость, первым требованием которой €вл€етс€ не вредить другим и не покушатьс€ на чужую собственность.

÷ицерон выдел€ет три формы государства: царска€ власть, власть оптиматов (аристократии), народна€ власть (республика). Ћучшей формой государства ÷ицерон считает смешанную форму, важнейшим достоинством которой €вл€етс€ прочность государства и правовое равенство его граждан. ¬ажным в учении ÷ицерона €вл€етс€ рассмотрение гражданина как субъекта правового общени€. ќн также впервые выдел€ет Ђправо народовї, существенным принципом которого €вл€етс€ необходимость соблюдени€ об€зательств, налагаемых международными договорами.

ѕолитическа€ мысль ƒревней √реции и –има была пронизана идеей неумолимой судьбы, требующей смирени€, ее рационализм был очень ограничен и присущ только небольшой элите античного общества.

ѕолитическа€ мысль средневековь€ также пронизана заботой о поиске основ устойчивого пор€дка, умеренных форм правлени€, требованием законопослушани€. ¬ средневековье власть осмысливаетс€ как осуществление божьего промысла.

Ќаиболее развитое учение об общественном устройстве в эпоху средневековь€ предложили јвгустин јврелий (354-430 гг.) и ‘ома јквинский (1224-1274 гг.). ≈пископ »ппонийский јвгустин выдвинул учение о двух градах: божественном и человеческом. —огласно этому учению все люди принадлежат к одному из этих Ђградовї. „еловеческий град Ч это град прокл€тых Ѕогом людей, нечестивцев, которые обречены на погибель. √рад божий или Ѕожье царство образуют праведники, которые предопределены к спасению. — приходом ’риста и созданием христианской церкви Ђград Ѕожийї реализуетс€ через де€тельность церкви. ќтсюда проистекает получивша€ широкое распространение в средневековье иде€ господства церкви над государством, духовной власти над светской. Ќа ней базируетс€ мысль о вселенских правах папы –имского на власть, его право назначать и смещать государей.

ћонах-доминиканец ‘ома јквинский учил, что повиноватьс€ власт€м следует лишь в той мере, в какой они благословенны духовной властью. ≈сли же власть просто завоевана, отобрана у законного правител€, то вс€кий вправе ей сопротивл€тьс€. “очно также можно и должно не повиноватьс€ распор€жени€м властей, если они предписывают греховные де€ни€.

‘ома јквинский был сторонником монархии. ќднако он различал два типа монархии: абсолютную и политическую. ѕолитическую монархию он считал предпочтительней, так как в ней монархи руководствуютс€ законом и действуют в его пределах.

 

1.2 ѕолитические учени€ эпохи ¬озрождени€ и периода буржуазных революций. ¬ эпоху ¬озрождени€ в «ападной ≈вропе значительную роль в развитии политической науки сыграл италь€нец Ќикколо ћакиавелли (1469-1527 гг.). ¬ трактатах Ђ√осударьї и Ђ–ассуждени€ о первой декаде “ита Ћиви€ї он рассматривает государство как политическое состо€ние общества: отношение властвующих и подвластных, наличие соответствующим образом устроенной, организованной политической власти, юстиции, учреждений, законов. ќн называет политику Ђопытной наукойї, котора€ разъ€сн€ет прошлое, руководит насто€щим и способна прогнозировать будущее. ќн считал, что в основе политического поведени€ лежат выгода и сила, в политике следует опиратьс€ на силу, а не на мораль, которой можно и пренебречь при наличии благой цели. ќтсюда следовал вывод, что в политике цель оправдывает средства. —уществуют два способа действи€ дл€ достижени€ целей: путь закона и путь насили€. ѕервый способ Ц способ человеческий, второй Ц диких животных. √осудари должны уметь пользоватьс€ обоими способами.

ѕри рассмотрении форм государственного устройства он отдает предпочтение республике, а не монархии. ≈диновластие необходимо при создании и реформировании государств, а республиканское правление €вл€етс€ лучшим дл€ поддержани€ государственной власти.

¬ эпоху зарождени€ капиталистических отношений в «ападной ≈вропе развитие политической мысли св€зано с целой пле€дой таких философов, как “. √оббс, ƒж. Ћокк, Ѕ. —пиноза, Ў. ћонтескье, ћ. ‘. ¬ольтер, ∆.-∆. –уссо и др. ќдним из основоположников теории общественного договора €вл€етс€ английский мыслитель “омас √оббс (1588-1679 гг.). ¬ работе ЂЋевиафан или матери€, форма и власть государстваї он описывает хаос естественного догосударственного существовани€ людей, жизнь без красоты, промышленной культуры. ¬ этом обществе были только конфликты, но люди, будучи разумными, нашли выход из хаоса Ц общественный договор. ќни согласились передать все свои права монарху и подчинитьс€ в обмен на закон. ѕолитика и ее носитель, государство, по мнению √оббса, учреждаютс€ людьми путем договоренности между собой, индивиды довер€ют единому лицу, верховной власти над собой. √осударство и есть лицо, использующее силу и средство дл€ людей, как оно считает необходимым дл€ их мира и общей защиты. √оббс выступал защитником монархической власти. ќн утверждал, что заключив общественный договор и перейд€ в гражданское состо€ние, индивиды утрачивают возможность изменить форму правлени€, освободитьс€ из-под действи€ верховной власти. ѕо его мнению, могут существовать три формы государства: монархи€, демократи€ и аристократи€, которые различаютс€ не природой и содержанием воплощенной в них верховной власти, а пригод≠ностью к осуществлению той цели, дл€ которой они были установлены.

ѕолитическа€ теори€ английского философа ƒж. Ћокка (1632-1704 гг.) €вл€етс€ еще одной попыткой изложени€ гражданской концепции политики. ќн был идеологом социального компромисса между двор€нством и буржуазией. —вои политические взгл€ды он изложил в работе Ђƒва трактата о государственном правленииї. √осударство, по Ћокку, получает от людей ровно столько власти, сколько необходимо дл€ достижени€ главной цели политического сообщества Ц реализовать свои гражданские идеи и, прежде всего, права владеть собственностью и быть свободными.

¬ государстве никто и ничто не может находитьс€ вне подчинени€ законам и законности. Ћокк предвосхитил идею правового государства, так как, по его мнению, именно закон €вл€етс€ главным инструментом сохранени€ и расширени€ свободы личности. Ђ“ам, где нет законов, там нет и свободыї.

ѕоддержание режима свободы требует четкого разграничени€ публично-властных полномочий государства. «аконодательной властью должен обладать только парламент, исполнительна€ и судебна€ власть, с одной стороны, должны быть подчинены ему, с другой Ц могут оказывать активное вли€ние на де€тельность органов законодательной власти.

ƒл€ Ћокка важно, чтобы люба€ форма государства вырастала из общественного договора Ц добровольного соглашени€ людей, чтобы она охран€ла их естественные права и свободы. Ћокк развил учение о переходе от естественного права к гражданскому состо€нию общества и соответствующим ему формам государственного управлени€. ќн сформулировал в качестве главной цели государства Ц сохранение свободы собственности, отстаивал принцип разделени€ властей.

—реди мыслителей либерального направлени€ видное место занимает французский мыслитель Ўарль Ћуи де ћонтескье (1689-1755 гг.). ≈го книга Ђќ духе законовї относитс€ к вершинам классической политической мысли, в которой он создал реалистическую картину генезиса государственно-правовых €влений, раскрыл в основных принципах формы государственного правлени€ (добродетель-демократи€, умеренность-аристократи€, честь-мо≠нархи€, страх-деспоти€), свойственные определенному историческому периоду.

—вободу и равенство ћонтескье рассматривал как фундаментальные свойства человеческой природы и источники права, а следовательно, и Ђгосударство разумаї. ќн считал, что общественный интерес удовлетвор€етс€ лишь путем следовани€ правильно пон€тому частному интересу. ѕонима€ свободу как независимость, он считал, что в общественной жизни сталкиваютс€ отдельные свободы, а потому Ђсвобода есть право делать все, что дозволено закономї, отсюда Ц Ђразрешено все, что не запрещено закономї.

“еори€ разделени€ властей Ц второе достижение ћонтескье. Ёта теори€ происходит из старой идеи Ђсмешанного правлени€ї, которую разрабатывали еще јристотель и ÷ицерон.

¬ радикально-демократическом направлении политической мысли особое место занимает французский философ и писатель ∆ан-∆ак –уссо (1712-1778 гг.) и его произведение Ђќб общественном договоре, или принципы политического праваї. — –уссо на смену гражданской концепции политики приходит социальна€. ¬ Ђсоциальнойї концепции политики смещаютс€ акценты. ќтправной точкой €вл€етс€ не отдельный человек, а группы, т. е. классы, нации и т. д., и индивидуум рассматриваетс€ как продукт общества. √осударство же исследуетс€ с точки зрени€ его развити€.

—оздание Ђморального и совокупного телаї государства €вл€етс€ одновременно трансформацией Ђестественных индивидуумовї в Ђморальныхї граждан, обладающих реальными пон€ти€ми и чувствами. “аким образом, в одном смысле, люди создают государство, а в другом Ч сами €вл€ютс€ продуктами государства: их мораль и человеческое достоинство сопредельны с гражданством. ѕо мнению –уссо, тех, кто сопротивл€етс€ общей воле, все общество должно за≠ставить подчин€тьс€ ей. ƒл€ эффективного действи€ общей воли, –уссо считал необходимым также три внешних услови€. ѕервое Ц это социальное равенство. Ќе отрица€ частную собственность, –уссо протестовал против неравного распределени€ собственности среди членов общества. ¬о-вторых, Ц он настаивал на фундаментальном политическом единстве. », в-третьих, так как вол€ неотчуждаема, то она не может быть представлена, ибо представительна€ власть Ц это рабство. –уссо, таким образом, поддерживал пр€мую форму демократии. ¬ противоположность либеральной идеи компромисса интересов –уссо выдвигает принцип народного суверенитета как основополагающий принцип республиканского стро€.

ѕродолжа€ разработку концепции либерализма, немецкий философ »ммануил  ант (1727-1804 гг.) отстаивает принцип автономности личности. ќн €вл€лс€ сторонником договорных теорий государства, развивал идеи правового ограничени€ государственной власти. ¬ работах Ђ  вечному мируї и Ђћетафизические начала учени€ о правеї  ант дает обоснование внутренних моральных истоков свободы человека и роли права в установлении границ произвола. „еловек, по  анту, Ц это цель, а не средство. —пособность человека Ђдавать себе законї и без вс€кого внешнего принуждени€ боротьс€ за осуществление этого закона выражает его моральную автономию. ѕолитику  ант рассматривал как гармонию цели и средства.

¬ысшей формой, обеспечивающей свободу, выступает правопор€док. ¬ праве  ант видит гарант невмешательства в процесс индивидуального самовоспитани€.

ƒальнейшее развитие учени€ о государстве и праве св€зано с именем √еорга ¬ильгельма ‘ридриха √егел€ (1770-1831 гг.). ¬ работе Ђ‘илософи€ праваї он излагает идеалистическую теорию государства и права как ступеней развити€ духа в его объективной форме.

√егель разрабатывает учение о свободной воле, котора€ соотноситс€ с правом и представлена в виде трех ступеней развити€: абстрактное право, моральность и нравственность. јбстрактное право относитс€ к проблемам собственности и договора; учение о морали касаетс€ проблем умысла и вины, намерени€ и блага, добра и совести; учение о нравственности включает проблематику семьи, гражданского общества и государства.

—вобода личности и ее права, по √егелю, реализуютс€ прежде всего через право на собственность. јбстрактное право и мораль рассматриваютс€ двум€ сторонами права и приобретают свою действительность и конкретность в нравственности, то есть в семье, гражданском обществе и государстве.

¬ажное место в развитии теории политики занимает учение √егел€ о гражданском обществе и правовом государстве, которое рассматриваетс€ во взаимной св€зи с социально-экономической сферой и политикой. ќн создал основы теории групповых интересов, которые рассматривал в качестве основы гражданского общества. ≈динство общества может быть достигнуто путем согласовани€ различных интересов, а следовательно, с помощью группового представительства в верховных органах власти. »деалом своим √егель считает конституционную монархию, выражающую завершение абсолютной идеи права.

“аким образом, основные доктрины политической мысли эпохи возрождени€ и периода буржуазных революций следующие:

1. “еори€ народного суверенитета возникла и развивалась в XVII Ц XIX вв. на базе теории происхождени€ общественного договора: согласно теории общественного договора народ Ц источник государственной власти и ее носитель, суверен;

2. “еори€ правового государства:

а) учение об естественных правах личности, которые не завис€т от государственного признани€;

б) необходимость гарантий прав личности;

в) св€зь государства и его органов с законами, правом, сто€щим над государством;

г) св€зь с доктриной разделени€ властей.

3. “еори€ разделени€ властей:

а) три власти Ц законодательна€, исполнительна€, судебна€ Ц должны осуществл€тьс€ разными специфическими органами власти;

б) все сферы государственной де€тельности только в рамках закона;

в) общедемократические принципы: закон принимаетс€ только представительной властью, исполнительна€ власть не может изменить законы;

суд Ц независимый.

«начительный вклад в развитие политической мысли внесли представители утопического социализма XVI-XIX столетий, родоначальником которого был английский мыслитель “омас ћор (1478-1535 гг.). ¬ своей книге Ђ”топи€Еї он впервые подвергает критике существующий строй в јнглии и представл€ет картину нового общества. ¬ этом обществе господствует общественна€ собственность на основе коллективной организации труда и распределени€, демократическое управление, равенство и справедливость, созданы услови€ дл€ разностороннего развити€ личности.

¬ развитии утопического социализма выдел€ютс€ три этапа: ранний, охватывающий XVI-XVIII вв., период зарождени€ капитализма и буржуазных революций в ≈вропе. ≈го представители “. ћор (јнгли€), “.  ампанелла (»тали€), ƒж. ”инстенли, √. ћабли, ∆. ћелье, √. Ѕабеф (‘ранци€).

¬торой этап совпадает с утверждением капитализма и св€зан с именами выдающихс€ мыслителей Ч јнри —ен-—имона и Ўарл€ ‘урье (‘ранци€), –оберта ќуэна (јнгли€).

“ретий этап утопического социализма второй половины XIX столети€ в основном представлен русскими революционерами-демократами Ќ.√. „ернышевским, Ќ. ј. ƒобролюбовым, ¬. √. Ѕелинским, ј. √. √ерценом и другими. ¬ отличие от западных мыслителей русские революционные демократы сто€ли на позици€х революционного преобразовани€ общества, призывали к борьбе с царской монархией и установлению демократической республики, утверждению народовласти€ на базе кресть€нской общины.

¬ конце XIX в. в развитии политической мысли начинаетс€ новый этап, когда происходит процесс выделени€ политологии в самосто€тельную науку, на базе которой формируютс€ различные течени€ политической мысли.

 

1.3 ћарксистска€ концепци€ политики. ¬тора€ половина XIX и начало XX вв. характеризуютс€ утверждением капиталистических отношений в странах ≈вропы и на американском континенте. ¬опрос о власти, формах государственного правлени€ приобретает большое значение в политической жизни того времени, что и определило необходимость формировани€ политологии как самосто€тельной науки о политике.

ќсновоположниками материалистического учени€ о политике и власти были  арл ћаркс (1818-1883 гг.) и ‘ридрих Ёнгельс (1820-1895 гг.). »звестно, что они жили и создавали свои произведени€ в услови€х революционных преобразований в странах «ападной ≈вропы. ќпира€сь на материалистическое понимание истории, они много внимани€ удел€ли изучению сущности политики, политической власти, характеру политической де€тельности, определили пути, формы и методы прихода к власти труд€щихс€ масс, рабочего класса.

ћарксистска€ теори€ системы политических отношений включает в себ€ следующие положени€:

1. ѕолитические отношени€, вытекающие из борьбы за власть и осуществлени€ власти, по€вл€ютс€ на основе общественно-экономических отношений, ими обусловлены и представл€ют собой политическую надстройку, с соответствующими формами общественного сознани€;

2. ’от€ базис первичен, а надстройка вторична, надстроечные институты тем не менее играют активную роль в социально-экономическом базисе. ѕолитика выступает не только как отражение экономических отношений, но и как важный инструмент их формировани€;

3. √осударство есть продукт классовых противоречий и служит интересам экономически господствующего класса. Ёто положение  . ћаркс обосновал в работе Ђ апиталї, подчеркива€ особую роль насили€ в возникновении первого классового разделени€ и по€влени€ государства;

4. Ёкономически господствующий класс Ц он и политически и идеологически господствующий класс;

5. Ќа основании такого понимани€ сущности государства и классового господства марксизм создает теорию политического сознани€. »сходным пунктом ее €вл€етс€ утверждение о том, что общественное бытие людей определ€ет их сознание;

6. јнализ общественного положени€ классов, слоев и социальных групп €вл€етс€ исходным пунктом дл€ понимани€ политического поведени€ масс, их интересов, отдельных лидеров;

7. ѕолитика в марксизме рассматриваетс€ лишь в конечном счете подчиненной экономике, и в то же врем€ она имеет относительную самосто€тельность и вли€ет на экономические отношени€, убыстр€€ или замедл€€ ход экономических процессов.

 

1.4 —овременные политические учени€ «апада. ¬ XIX и XX вв. нар€ду с марксистской получили широкое развитие и другие концепции политологии, обогатили ее новыми положени€ми и выводами. ¬о второй половине XIX столети€ известность приобрела теори€ завоевани€ Ћюдвига √умпловича (1838-1909 гг.) Ц представител€ социального дарвинизма. —огласно его теории, изложенной в работах Ђ—оциологи€ и политикаї, Ђќсновы социологииї, ЂЅорьба расї, общественна€ жизнь изначально представл€ет беспощадную и непрекращающуюс€ борьбу между группами людей.

¬идное место среди представителей позитивистского направлени€ занимает √ерберт —пенсер (1820-1903 гг.), который в своей работе Ђќсновани€ социологииї разработал теорию социальной обусловленности власти. ќн считает, что в процессе своего развити€ общее эволюционирует от войны к миру, от военного к промышленному (индустриальному) состо€нию. —пенсер предполагал, что в будущем может возникнуть федераци€ высших наций, котора€ в качестве верховной власти запретит войны между народами.

Ўирокое распространение в начале XX в. получила теори€ элит, создател€ми которой были два италь€нских ученых: ¬ильфредо ѕарето (1848-1923 гг.) и √аэтано ћоска (1858-1941 гг.). √. ћоска в работе ЂЁлементы, политической наукиї утверждает, что власть всегда находилась и должна находитьс€ в руках меньшинства.  огда она переходит из одних рук в другие, то переходит от одного меньшинства к другому, но никогда от меньшинства к большинст≠ву. Ёто прав€щее меньшинство автор называет господствующим классом, элитой. ѕолитический прогресс состоит в переходе власти от одной прав€щей элиты к другой.  ажда€ элита правит путем распространени€ той идеологии, котора€ отвечает задачам ее власти.

”чение о власти нашло свое дальнейшее развитие в теори€х олигархизации (бюрократизации) политических партий, разработанных ћоисеем ќстрогорским (1854-1919 гг.) и –обертом ћихельсом (1876-1936 гг.) как раз на рубеже XIX и XX вв. ћ. ќстрогорский в работе Ђƒемократи€ и организаци€ политических партийї выдел€ет три стадии в развитии политических партий: аристократические группировки, политические клубы, массовые политические организации. Ќа третьей стадии, указывает ќстрогорский, происходит бюрократизаци€ руководства партии, а демократи€ в партии невозможна.

јналогичные выводы делает –. ћихельс в работе Ђ—оциологи€ политических партийї. ќн формулирует закон олигархизации политических партий. ¬ожди уступают власть в партии только вожд€м, но не массам. ¬ласть в партии принадлежит руководител€м, поддерживаемым профессионалами, платным, назначаемым аппаратом. ”частие р€довых членов в руководстве ее невозможно, а так как парти€ Ц это общество в миниатюре, то в обществе тем более невозможно участие всех граждан в управлении государством.

ќсобое место в развитии науки о политике принадлежит немецкому социологу ћаксу ¬еберу (1864-1920 гг.), работы которого оказали сильное вли€ние на мировую социологию и политологию XX в. ¬ работах Ђѕротестантска€ этика, и дух капитализмаї, Ђ’оз€йство и обществої ћ. ¬ебер утверждает, что в позднекапиталистическом обществе политическа€ жизнь людей в решающей степени определ€етс€ бюрократией Ц быстро растущим слоем профессиональных управл€ющих. “отальна€ бюрократизаци€, по ћ. ¬еберу, представл€ет собой неизбежную тенденцию современного общества. ќднако в отличие от сторонников теории элиты, ћ. ¬ебер рассматривал бюрократию не как господствующий класс, а как независимый от общественных групп инструмент власти, которым может завладеть люба€ из этих групп. ќн разработал и теорию демократии, центральным звеном которой стало учение о механизме социального контрол€ над обособленным от общества бюрократическим аппаратом. √лавное внимание он удел€л технике отбора политической элиты, котора€ должна подчин€ть себе бюрократию. «десь им разработаны две взаимосв€занные проблемы: типологи€ господства и способы легитимизации (признание законности) этих типов господства.

–ассматриваемые нами политические концепции представл€ют собой своеобразный переход от классической политической науки к современной политологии, котора€ характеризуетс€ различными школами и направлени€ми исследовани€. ÷ентральное место в современной политологии занимают вопросы, касающиес€ власти и демократизации общественной жизни в услови€х перехода цивилизации к постиндустриальному обществу. —реди представителей этого направлени€ видное место занимают американские политологи √арольд ƒуайт Ћассуэлл (1902-1978 гг.), –оберт јлан ƒаль (род, в 1915 г.), ќлвин “оффлер (род. в 1928 г.), италь€нский политолог Ќорберто Ѕоббио (род. в 1909 г.), французский политолог ћишель  розье (род. в 1922 г.) и другие.

√.Ћассуэлл свои исследовани€ проводил на основе использовани€ эмпирических наблюдений и анализа статистических данных. “ак, в книге Ђјнализ политического поведени€. Ёмпирический подходї, вышедшей в свет в 1949 г., он затрагивает широкий круг проблем взаимоотношений между людьми, морали и религии, науки и политики, методов познани€ политических €влений, пон€тий, терминов, используемых американскими политологами.

ѕредставл€ют интерес выводы и определени€ власти политолога ќлеина “оффлера. ¬ книге Ђ—мещение власти: знание, богатство и сила на пороге XXIв.ї он утверждает, что в услови€х постиндустриального общества человечество вступило в эру смещени€ власти, когда постепенно распадаютс€ все существовавшие в мире властные структуры и зарождаютс€ принципиально новые. ¬едущим фактором формировани€ власти станов€тс€ знание, наука, а не сила и богатство.

«начительна€ часть современных политологов посв€тили свои исследовани€ проблемам международной политики и международных отношений, проблемам разрешени€ конфликтов, вопросам политического лидерства, личности и политики, теори€м систем и др.

 


ѕолитические учени€ Ќового времени
ѕолитические учени€ ƒревней √реции и ƒревнего –има

ћ. ƒюверже, ∆. Ѕурдо, ћ.  розье, –. јрон
—. Ћипсет,  . –айт, —. ’антингтон, √. ћоргентау, ƒж. —артари, –. ƒарендорф  

ѕродолжаетс€ классова€ борьба, ведуща€с€ эксплуатируемыми массами ради справедливого распределени€ собственности и политической власти






ѕоделитьс€ с друзь€ми:


ƒата добавлени€: 2015-11-05; ћы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 808 | Ќарушение авторских прав


ѕоиск на сайте:

Ћучшие изречени€:

Ќачинайте делать все, что вы можете сделать Ц и даже то, о чем можете хот€ бы мечтать. ¬ смелости гений, сила и маги€. © »оганн ¬ольфганг √ете
==> читать все изречени€...

1509 - | 1347 -


© 2015-2024 lektsii.org -  онтакты - ѕоследнее добавление

√ен: 0.038 с.