Ћекции.ќрг


ѕоиск:




 атегории:

јстрономи€
Ѕиологи€
√еографи€
ƒругие €зыки
»нтернет
»нформатика
»стори€
 ультура
Ћитература
Ћогика
ћатематика
ћедицина
ћеханика
ќхрана труда
ѕедагогика
ѕолитика
ѕраво
ѕсихологи€
–елиги€
–иторика
—оциологи€
—порт
—троительство
“ехнологи€
“ранспорт
‘изика
‘илософи€
‘инансы
’ими€
Ёкологи€
Ёкономика
Ёлектроника

 

 

 

 


Ќеспецифические способы воплощени€ содержани€ с помощью художественных знаков




„увственные образы в искусстве передаютс€ не только с помощью знаковЦизображений, но также с помощью знаковЦпризнаков и условных знаков.

Ќагл€дные образы (представлени€), особенно в выразительных, неизобразительных видах искусства, таких как музыка, танец, архитектура, воплощаютс€ на каждом шагу с помощью выразительных приемов. “ак, в музыке мы часто встречаемс€ с Ђкартинамиї природы, воссозданными главным образом с помощью не звукоизобразительных средств, а мелодии и гармонии, которые рождают настроение, соответствующее данной картине. “аковы многие ноктюрны Ўопена, пьесы „айковского из фортепианного альбома Ђ¬ремена годаї. ¬ этой музыке очень правдиво и тонко выражены различные эмоциональные состо€ни€, вызванные созерцанием тех или иных €влений природы и быта.

Ќа основании этих состо€ний слушатель может представить себе, увидеть Ђвнутренним зрениемї соответствующую картину, но в воображении разных слушателей под воздействием одних и тех же ЂмузыкальноЦэмоциональных зарисовокї возникают весьма различные образные представлени€. ќдин воображает себе лужайку, залитую солнцем, другой Ц море в спокойную лунную ночьЕ ќбщим здесь будет только настроение, а ассоциации между настроени€ми и предметами в силу их субъективности, произвольности оказываютс€ весьма многообразными.

—ледовательно, св€зь между выразительным приемом (например, мелодией) и тем предметом, к которому он Ђотсылаетї воспринимающего, оказываетс€ в большой мере условной.

Ќагл€дные образы могут быть выражены и с помощью символов, в частности, словесно, через описани€. » оп€ть в данном случае будет превалировать элемент условности. ќписыва€ то или иное €вление, мы лишь косвенно выражаем то или иное представление. —лово называет предмет или какоеЦлибо его свойство, но не воспроизводит его (исключение Ц звукоподражательные слова). ѕоэтому при воспри€тии нами любого описани€ включаетс€ механизм ассоциаций, основанных на личном опыте и имеющих во многом субъективный характер.

ќтсюда видно, что выражение представлений с помощью словесных описаний в целом достаточно условно, хот€ и тут присутствует элемент безусловности, поскольку словесные обозначени€, пусть не точно и не нагл€дно, но все же фиксируют реальные признаки предметов, которые примерно одинаково воспринимаютс€ всеми людьми.

ѕоэтому при всем различии индивидуальных ассоциаций в них об€зательно есть нечто общее, обусловленное самой действительностью и составл€ющее их €дро. ¬ противном случае было бы вообще невозможно выразить представлени€ с помощью описани€. ¬ живописи как изобразительном виде искусства воплощение нагл€дных образов с помощью опосредованных средств отнюдь не может быть закономерным. ќднако в некоторых абстрактных произведени€х такое возможно, но в силу индивидуальности такого видени€ все же достаточно редко представлено.

„то касаетс€ эмоций, то речь должна идти об их выражении с помощью либо знаковЦизображений, либо условных знаков. ќба эти способа применимы в жизни, но в определенных масштабах. »зЦза условности ассоциаций между эмоцией и предметом люди в жизни почти никогда не передают свои эмоции друг другу с помощью изображений, а используют другие средства, и прежде всего Ц это выразительные движени€. ќднако в искусстве экспрессивна€ функци€ изображени€ используетс€ широко в св€зи с тем, что

полнота конкретного чувства наиболее адекватно вы€вл€етс€ не в пон€ти€х, как это свойственно мысл€м, а в образахЕ »менно потому, что искусство пользуетс€ образными средствами, оно передает с такой силой и содержательностью чувства человека и оказывает такое эмоциональное воздействие на людей.[361]

¬есь механизм эмоционального действи€ нагл€дных образов на человека строитс€ на ассоциативной основе. Ёмоции, вызванные этими образами, частично завис€т от того, каково отношение данного человека к отображаемым в них предметам. ќтсюда оп€ть больша€ условность изображений, выполн€ющих преимущественно экспрессивную функцию, нежели изображений, где акцентируетс€ чисто познавательна€ (Ђвоспроизводительна€ї) функци€. —равним, к примеру, пейзажи Ўишкина и Ћевитана. ≈сли Ўишкин тщательно выписывает все травинки, листочки, цветочки, так что они могут быть занесены в альбом ботаника, то у Ћевитана манера письма более обобщенна€. Ќо зато как чувствуетс€ в его картинах настроение, как задумываетс€ зритель, умолкает перед картиной ЂЌад вечным покоемї и как он выпр€мл€етс€, поддаетс€ ощущению торжественности, праздничности, широты и мощи перед его последней картиной Ђќзерої!

¬ живописи и эмоции, и пон€ти€ чаще всего могут быть переданы с помощью изображений.

Ёмоции могут быть переданы с помощью символов, т. е. они могут быть выражены словами без сопровождени€ их интонаци€ми и жестами (например, письменна€ речь).

ƒл€ пон€тий (мыслей) неспецифическими способами воплощени€ в искусстве €вл€ютс€ также знакиЦизображени€ и знакиЦпризнаки (в том числе выразительные движени€).

—обственно говор€, в произведени€х изобразительных видов искусства, обход€щихс€ без слов или с минимальным их использованием, пон€ти€ не выражаютс€ иначе, как через изображение конкретных предметов.

»зображение может служить выражением очень далеких ассоциаций. “ак, в картине ƒжаспера ƒжонса ЂЌыр€льщикї (1962) многие интерпретаторы усматривают намек на то, как в 1932 г., бросившись за борт корабл€, покончил с собой американский поэт ’арт  рейн. Ќа это указывают все детали картины: у ныр€льщика отча€нный, страдальческий взгл€д, намеком же служит то обсто€тельство, что слово yellow (желтый) в углу картины сокращено до слова yell (крик), а отсюда Ц ассоциации, которые оно вызывает.

—ледует, однако, различать пон€тийную функцию каждого художественного изображени€ как его побочную функцию и использование изображени€ специально дл€ воплощени€ более или менее отвлеченных пон€тий, когда пон€тийна€ функци€ становитс€ главной.

“ак, например, в первобытном искусстве эпохи мезолита, в отличие от мадленского периода, животные даютс€ уже силуэтом, залитым черной или красной краской. „еловеческа€ фигура изображена схематично, отдельными штрихами, но зато все изображени€ даны в динамике. ¬идимо, теперь дл€ художника самым важным стало отобразить движение предметов, а не их облик в статике. ’удожники, стрем€сь выразить отвлеченные идеи, пон€ти€, обращались к изображени€м, имевшим определенное символическое значение, пон€тное и получившее распространение в ту или иную эпоху. ƒостаточно вспомнить символические изображени€ —редневековь€.

ѕон€тие можно передать также с помощью выразительных движений в жизни и выразительных приемов в искусстве. —опоставление эмоциональных состо€ний, выраженных мимикой, пантомимикой, интонаци€ми, их последовательность способны выразить некоторые идеи. Ќапример, Ђрадость торжествует над страданиемї, Ђраздумье Ц источник силыї. »спользуемые при этом пон€ти€ вполне конкретны, так как каждое из них обозначает какоеЦто чувство.

¬ качестве эмоционального признака может выступать и цвет. ћы знаем, что каждый цвет обладает эмоциональной выразительностью, скажем, красный Ц возбуждает, зеленый Ц успокаивает и т. д. ¬ древнерусской иконе колорит представл€л собой набор Ђмузыкальных звуковї, репрезентиру€ определенные эмоциональные свойства.

¬ каждой культуре выработаны свои цветовые символические обозначени€.

¬ музыке без помощи слов и изображений, только путем сопоставлени€ эмоциональных состо€ний, можно выразить некоторые философские идеи Ц мыслиЦобобщени€. Ђѕуть к победе лежит через борьбуї, Ђмечты рушатс€ при столкновении с действительностьюї, Ђлюбовь сильнее смертиї, Ђисточник силы личностиЧвееединстве с народомї Ц такие идеи мы найдем в чисто инструментальных, беспрограммных произведени€х Ћ. Ѕетховена, ‘. Ўуберта, ѕ. ». „айковского, ƒ. ƒ. Ўостаковича. Ќо таким образом можно воплотить только те сравнительно немногие идеи, которые св€заны с пон€ти€ми, относ€щимис€ к нравственным качествам, чертам характера, эмоциональным состо€ни€м, т. е. те, которые целиком или хот€ бы в значительной мере поддаютс€ эмоциональному воплощению. ѕри этом философска€ направленность замысла сказываетс€ обычно на характере использовани€ Ђвыразительных приемовї: из них отбираютс€ более обобщенные по форме.

¬се вышеизложенное неизбежно подводит нас к мысли, что все средства выразительного искусства в той или иной степени условны. Ќаименьшей условностью обладают знакиЦизображени€. ѕри переходе к знакамЦпризнакам условность возрастает. » максимальной условности могут достигать условные знаки.  азалось бы, если это так, значит, живопись, где превалируют знакиЦизображени€, должна быть менее условным видом искусства, нежели музыка. «десь, как мы видели, доминирующее значение приобретают знакиЦпризнаки. ƒействительно, когда мы обращаемс€ к искусствам, то на первый взгл€д кажетс€, что живопись более доступна дл€ понимани€, нежели музыка. » как часто люди, никогда серьезно не занимавшиес€ этим видом искусства, смело берутс€ за его оценку. “акой смелости мы не наблюдаем в подходе к музыке. ѕо отношению к ней нередко приходитс€ слышать: Ђ¬ музыке € не разбираюсьї. ћежду тем и живопись и музыка Ц специфические €зыки, требующие определенной подготовки к их воспри€тию.  ажуща€с€ легкость, доступность €зыка живописи проистекает из постулированного нами выше положени€, что в одном искусстве главенствующее значение приобретают знакиЦизображени€, в другом Ц знакиЦпризнаки. Ќо это относитс€ только к специфическим способам воплощени€ содержани€. ¬ данном разделе мы показали, что, помимо них, в любом виде искусства большое значение приобретают неспецифические средства воплощени€ содержани€. ѕри этом возрастает роль условности. ѕравда, следует отметить, что искусство, как и вс€ ¬селенна€, циклично. јмплитуда качаний от реалистического к условному отображению действительности и обратно может быть более длительной и более короткой (от 25 до 50 лет). ¬ момент перехода как творцам, так и критикам очень сложно сориентироватьс€, кака€ тенденци€ ведуща€. ≈сли талант, творчество художника совпадают с доминирующей тенденцией, он становитс€ знаменитым. ≈сли нет, он непризнанный гений, которого могут оценить следующие поколени€. „аще такой художник пропадает в безвестности. ¬от почему художнику надо жить долго, чтобы дождатьс€ смены тенденций и оказатьс€ в русле основного бренда эпохи. »менно поэтому искусствоведам лучше удаетс€ структурировать историю художественной культуры и намного сложнее оценить текущий момент.

»так, культура представл€ет собой множество разнообразных семиотических систем, бывает выражена с помощью самых различных €зыковых средств. ≈е семиотическое понимание раскрывает ее сущность и своеобразие с одной из важнейших сторон.

¬ообще, культура и ее ценности, разные культуры, культура повседневности, культура, выражаема€ в знаковоЦсимволических системах со всем традиционным и новаторским в ней, со всеми межкультурными св€з€ми и взаимодействи€ми существуют не в вакууме и развиваютс€ вовсе не хаотично.

 ультура, как бы мы ее ни понимали, бытует в неких пространствах и в св€зи с ними. ќна так или иначе св€зана со временем. —в€зи культуры с пространством и временем в XX и XXI вв. стали вызывать повышенный интерес у философов и культурологов.

 

 





ѕоделитьс€ с друзь€ми:


ƒата добавлени€: 2015-11-05; ћы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 370 | Ќарушение авторских прав


ѕоиск на сайте:

Ћучшие изречени€:

ƒва самых важных дн€ в твоей жизни: день, когда ты по€вилс€ на свет, и день, когда пон€л, зачем. © ћарк “вен
==> читать все изречени€...

1214 - | 1126 -


© 2015-2024 lektsii.org -  онтакты - ѕоследнее добавление

√ен: 0.011 с.