Ћекции.ќрг


ѕоиск:




 атегории:

јстрономи€
Ѕиологи€
√еографи€
ƒругие €зыки
»нтернет
»нформатика
»стори€
 ультура
Ћитература
Ћогика
ћатематика
ћедицина
ћеханика
ќхрана труда
ѕедагогика
ѕолитика
ѕраво
ѕсихологи€
–елиги€
–иторика
—оциологи€
—порт
—троительство
“ехнологи€
“ранспорт
‘изика
‘илософи€
‘инансы
’ими€
Ёкологи€
Ёкономика
Ёлектроника

 

 

 

 


Ќеобходимость и основные предпосылки прин€ти€ Ужеты жаргы




ѕолитологи€

 

—еместрова€ работа є1

 

“ема: –азвитие политической мысли в  азахстане

¬ариант 1.9

¬ыполнил: урганбеков.Ќ.“

–Ё“-15-5

є153123

ѕроверила:Ѕисенова.A

 

 

јлматы 2015

—ќƒ≈–∆јЌ»я

 

 

1 ¬ведение 3-7стр

 

2 ќсновна€ часть 8-14 стр.

1.1Ќеобходимость и основные предпосылки прин€ти€ Ужеты жаргы У

1.2ќсновное положение У∆еты жрггы У

1.3–оль и значение У∆еты жаргы У как главного политика-правого документа 17в

 

3 «аключение 15 стр.

 

4 —писок используемой литературы 16 стр.

¬¬едение

.

.

 азахстанска€ политологи€ переживает не только процесс собственного становлени€. ¬ состо€нии становлени€ находитс€ и казахстанска€ национально-государственна€ идентичность, а также казахстанска€ научна€ идентичность.

 азахстан имеет очень древнюю оседло-кочевую культуру, Ёта культура к 19 в. имела специфические, структурно очень сложные способы организации власти (роды, племена, жузы, внежузовые сослови€ тора и ходжа и т.д.) и специфические способы ее осмыслени€ в рамках народной культуры, сформировавшейс€ в ее классических формах уже в кипчакский и золотоордынский периоды. ¬се это было обогащено разновременными цивилизационными вли€ни€ми исламского мира, –оссии и, в меньшей степени,  ита€. —интез кипчакской культуры с исламской еще в IX в. дал замечательные образцы политической мысли, св€занные с мусульманской интерпретацией политических сочинений ѕлатона и јристотел€ (аль-‘араби).

јбу Ќаср ћухаммад ибн ћухаммад ибн “архан ибн ”злаг аль-‘араби (873-950) - один из крупнейших представителей восточной философии. јль-‘араби - автор комментариев к сочинению јристотел€ (отсюда его почЄтное прозвище Ђ¬торой учительї) и ѕлатона. ≈го труды оказали вли€ние на ибн —ину, ибн Ѕаджу, ибн “уфайл€, ибн –ушда, а также на философию и науку средневековой «ападной ≈вропы, где он был известен под латинизированным именем Alpharabius.

–€д социально-этических трактатов аль-‘араби посв€щен учению об общественной жизни (Ђ“рактат о взгл€дах жителей добродетельного городаї, Ђ нига о достижении счасть€ї, Ђ”казание путей счасть€ї, Ђ√ражданска€ политикаї, Ђ нига о войне и мирной жизниї, Ђ нига изучени€ обществаї, Ђќ добродетельных нравахї). ќпира€сь на политические и этические идеи греческих философов, прежде всего ѕлатона и јристотел€, и использу€ социальные идеи древнего ¬остока, аль-‘араби разработал стройную теорию общественного устройства.

¬о главе добродетельных городов наход€тс€ правители-философы, выступающим одновременно и в роли предводителей религиозной общины. ¬ добродетельных городах стрем€тс€ к достижению истинного счасть€ дл€ всех жителей, господствует добро и справедливость, осуждаютс€ несправедливость и зло. ƒобродетельным городам ‘араби противопоставл€ет невежественные города, правители и жители которых не имеют представлени€ об истинном счастье и не стрем€тс€ к нему, а удел€ют внимание только телесному здоровью, наслаждени€м и богатству.

ќдним из самых замечательных людей в истории ÷ентральной јзии €вл€етс€ великий сын казахского народа, выдающийс€ мыслитель и просветитель, ученый и дипломат „окан „ингисович ¬алиханов (1835-1865). ѕатриот своей –одины, мечтавший об ее лучшем будущем, ¬алиханов посто€нно думал о проблемах исторически необходимой модернизации казахского социума. Ётому сюжету была посв€щена одна из последних работ „окана „ингисовича - созданна€ в ќмске в феврале 1864 г. Ђ«аписка о судебной реформеї. ѕо свидетельству друга ¬алиханова, путешественника √.Ќ. ѕотанина, т€жело больной „окан „ингисович диктовал вслух это свое сочинение, а затем собственной рукой вносил в его текст необходимую правку.

¬ Ђ«аписке о судебной реформеї ¬алиханов, прежде всего, всесторонне и глубоко подошел к оценке в целом роли и характера реформаторского варианта изменений в жизни общества. ѕо твердому убеждению „окана „ингисовича, полезны были Ђтолько те реформы, которые способствуют улучшению быта человека, и вредны те, которые почему-либо мешают достижению этой целиї. –азвива€ далее эту свою мысль, ¬алиханов особо подчеркивал то, что Ђвс€ка€ реформа, имеюща€ целью общественное благососто€ние, только тогда может достигнуть предположенной цели, не подверга€сь разным случайност€м, когда известны [ее] нужды и средстваї. ќтмеча€ необходимость тщательной предварительной подготовки реформ, казахский просветитель полагал, что при их введении следует неуклонно соблюдать Ђтот метод, который употребл€етс€ в сельском хоз€йстве при культивировании растенийї. ¬ этой св€зи следует обратить внимание на то, что „окан „ингисович раздел€л критическое отношение слав€нофилов к реформам ѕетра I. ќн осуждал их Ђнасильственныйї, Ђсокрушительныйї характер и полагал, что подобные методы и пути преобразований могут стать дл€ народа лишь Ђвеличайшим бедствиемї.

¬алиханов искренне верил в лучшее будущее дл€ своего народа и считал, что оно будет тесно св€зано с гр€дущей судьбой –оссии. ѕо его словам, дл€ реализации необходимых преобразований и в –оссии, и в казахской степи крайне необходимы были Ђсаморазвитие, самозащищение, самоуправление и самосудї.

„окан „ингисович отнюдь не идеализировал существовавшие в казахской среде судебные обычаи, в частности суд биев. ќднако он подчеркивал, что власть [в данном случае царска€ администраци€] должна была считатьс€ с усто€вшимис€ представлени€ми Ђбольшинства киргизского народаї. ѕо его мнению, данна€ традици€ была, несомненно, архаична, но она соответствовала господствующим тогда в казахском обществе Ђродовом быте и родовым отношени€мї. ќтсюда ¬алиханов делал вывод о преждевременности тогда ликвидации суда биев и полагал, что лишь дальнейшее эволюционное развитие казахского социума может позволить со временем уйти от подобной юридической архаики и перейти к более совершенным методам и формам судопроизводства.

ћногие наблюдени€ и оценки, содержащиес€ в составленной более 140 лет тому назад Ђ«аписке о судебной реформеї „окана ¬алиханова в целом звучат достаточно актуально и в наши дни. ¬ услови€х сложного, во многом противоречивого процесса очередной модернизации, происход€щей в ÷ентральной јзии и в –оссии, продолжают быть полностью справедливыми мудрые слова „окана „ингисовича о том, что Ђвопросы о реформах требуютЕ большей осторожности и больших соображений, ибо от них зависит народное Ђбыть или не бытьї.

Ќачина€ с середины XIX в. усили€ми казахских просветителей (вроде „. ¬алиханова) началс€ плодотворный синтез казахской и русской культур и усвоение, таким образом, западноевропейского культурного наследи€, включа€ ее политическую и политологическую компоненты.

“ем не менее, все это богатейшее историко-культурное наследие пока не св€зывает и не задает устойчивое русло развити€ политической мысли до такой степени, как это происходит в –оссии. Ёто, в принципе, может дать существенные преимущества в плане открытости западным вли€ни€м и творческого усвоени€ мировой политологической традиции.

Ќачина€ с середины XIX в. взаимодействие с культурой –оссии и усвоение через ее посредство европейской цивилизации стало основным фактором, определ€вшим эволюцию духовной жизни  азахстана. —вое вли€ние на сходство политических культур двух стран оказали и управление сходными структурами власти в царский и советский период и интенсивное переселение русско€зычного населени€ в  азахстан и, особенно, советские модернизаци€ и русификаци€. Ќаконец, после распада ———– обе страны столкнулись со структурно сходными в р€де параметров ситуаци€ми. ѕоэтому неудивительно, что описанные выше особенности экспертно-политологического сообщества –оссии по сравнению с соответствующими сообществами стран «апада, про€вл€ютс€ и в  азахстане.

Ќезависимые казахские государства прошлого не были частью европейской системы, наследницей которой и €вл€етс€ современное мировое сообщество.

ѕолитическа€ система  азахстана уже в советский период отличалась от политической системы в русских област€х –оссии (приближа€сь к политической системе некоторых национальных республик –оссийской федерации). «начительно большую роль в ней играли кланово-родственно-племенные св€зи, а факторы идеологии отступали на второй план. ѕоэтому и после обретени€ независимости идеологические расколы оказались менее значимыми и менее глубокими. —оответственно, в  азахстане не так четко просматриваетс€ роль политологов как творцов квази-религиозных идеологий Ђспасени€ нацииї.

ѕолитическа€ конкуренци€ и борьба за ресурсы в  азахстане после распада ———– всегда были намного более скромными, чем в –оссии. ѕоэтому и использование политических технологий также носит намного меньшие масштабы. Ќесмотр€ на свою историческую св€зь с российской, казахстанска€ бюрократи€ все-таки имеет свои особенности, св€занные с историей. ≈й свойственно меньшее стремление вмешиватьс€ в повседневную жизнь людей. ќрганической частью жизни казахов XVIII-XIX вв. исторически была больша€ по сравнению с –оссией автономи€ и независимость различных сообществ по отношению к государству. ѕоэтому и стремление государства посто€нно реформировать жизнь общества в  азахстане существенно меньше, чем в –оссии.

ѕрезидент  азахстана Ќурсултан Ќазарбаев давно уже сломал всe привычные представлени€ и стереотипы об уровне политической мысли и политического руководства в —редней јзии. ќн известен как инициатор и активный участник миротворческих процессов, воплотившихс€ уже в —овещание по взаимодействию и мерам довери€ в јзии (—¬ћƒј), ƒоговор о коллективной безопасности, “аможенный союз, Ўанхайский форум. ¬ определенной степени он заслужил и международное доверие как возможный участник переговорных процессов в качестве посредника или гаранта. “ак было, к примеру, во врем€ процесса мирного урегулировани€ в јфганистане и других событий, которые, в частности, касались и федеральных проблем –оссии. », разумеетс€, то обсто€тельство, что  азахстан, бывша€ Ђлаборатори€ дружбы народовї, уже много лет живет в полном мире и согласии, говорит само за себ€ и только подтверждает политическую продуктивность миротворческих усилий Ќурсултана Ќазарбаева. политический идентичность социум казахстан

Ќыне, в свете глобального кризиса, евразийска€ инициатива обретает новое поле дл€ приложени€. Ќурсултан Ќазарбаев предлагает мировому сообществу план радикального обновлени€. √лубинные противоречи€ мировой валютно-финансовой системы €сно указывают нам и путь реформировани€ ее архитектуры. Ѕазовые предложени€ президента в этом направлении поддерживают видные экономисты и финансисты как в нашей стране, так и в мире. ¬ пользу единой мировой валюты высказывались принимавшие участие в форуме лауреаты Ќобелевской премии по экономике Ёдмунд ‘елпс и –оберт ћанделл.

ƒанна€ актуальна€ инициатива президента  азахстана, вне вс€кого сомнени€, пополнит глоссарий современной политической мысли. ¬прочем, как и иные интеграционные инициативы √лавы государства, которые, успешно разруша€ старые подходы, на деле доказывают свою жизнеспособность.

¬ стране развиваютс€ политические институты, провод€тс€ свободные и открытые выборы, обеспечены политический плюрализм и многопартийность. ѕрименительно к нынешнему этапу становлени€ новых демократических институтов в  азахстане можно говорить о завершении строительства основ либерально-правового государства и переходе страны к этапу консолидации сложившейс€ политической системы. ќсуществились коренные перемены в структуре государственного управлени€ и законодательного обеспечени€ де€тельности новых политических институтов, изменилось гражданское самосознание населени€  азахстана, реально участвующего в процессах политической модернизации. —оциологические исследовани€ показывают, что в насто€щее врем€ большинство казахстанцев достаточно высоко оценивают уровень демократичности политической системы своей страны.

—егодн€ страна стоит на рубеже нового этапа политической модернизации. ќсновна€ цель проводимых в  азахстане политических реформ изначально была направлена на строительство демократического государства с развитым гражданским обществом, что, в свою очередь, возможно лишь на основе эффективно функционирующей рыночной экономики. » можно смело утверждать, что цель эта дл€ нашей страны вполне достижима, особенно если учесть существующую общественную поддержку курса политических реформ.

 

ќсновна€ часть

Ќеобходимость и основные предпосылки прин€ти€ Ужеты жаргы

¬ истории  азахстана ханского периода известен законодательный пам€тник "∆еты ∆аргы" ("—емь установлений"). ≈го создателем прин€то считать хана “ауке, поэтому его также именуют "«аконы “ауке-хана". ѕо одной из версий “ауке собрал дл€ совета трех вли€тельных биев - из —таршего ∆уза “оле би€, из —реднего  азбек би€, из ћладшего јйтеке би€, обсудив наиболее часто встречающиес€ ситуации правового характера они составили и утвердили законоположени€. ѕо времени их по€вление веро€тнее всего относитс€ к 70-м годам XVII века. Ёто было сложное врем€ в истории  азахского ханства. “ауке приходилось вести войну на два фронта - с јштарханидами за присырдарьинские города и на юго-востоке с ойратами. »знурительна€ жестока€ война с джунгарами была неизбежной.   тому же внутри ханства не прекращались распри. „тобы внутренне укрепить ханство и были прин€ты эти законоположени€.
¬ "∆еты ∆аргы" были закреплены основные принципы и нормы права средневекового казахского общества. ќбычное право было кодифицировано, дополнено законоположени€ми предшественников “ауке, ханов  асыма и ≈сима. "«аконы “ауке-хана" юридически закрепл€ли нормы административного, уголовного, гражданского права, а также положени€ о налогах, религиозных воззрени€х, то есть охватывали практически все стороны жизни.
—огласно "∆еты ∆аргы" верховна€ власть в государстве сосредоточивалась в руках хана. ”правление осуществл€лось посредством султанов и родоплеменных старшин, через народные собрани€ - курултаи, где присутствовавшиедолжны были иметь при себе оружие[2].
”головно-правовые нормы предусматривали преступлени€: убийство, увечье, изнасилование, побои, оскорблени€, неисполнение сыновьего долга, воровство, прелюбоде€ни€ и другие. Ќаказани€ предусматривали кровную месть: кровь за кровь, увечье за увечье. ”станавливалс€ откуп от наказаний - 30 кун. —мертна€ казнь примен€лась в форме повешени€ и побивани€ камн€ми за убийство мужа женой, убийство женщиной незаконно прижитого ребенка, прелюбоде€ние жены, богохульство.
–азмер куна зависил от социального положени€ преступника и потерпевшего. “ак, за убийство простого мужчины убийца мог откупитьс€, отдав его родственникам 1000 баранов, за женщину - 500, за убийство султана или ходжи кун взималс€ как за семь простых человек. —тоимость раба равн€лась стоимости ловчего беркута или охотничьей собаки.
«а увечь€ устанавливалс€ кун скотом: за большой палец - 100 баранов, за мизинец - 20. «а воровство - стоимость украденного возмещалась в размере "трижды дев€ть раз". «а украденного верблюда возвращалс€ верблюд, плюс один пленный, к лошади плюс верблюд, к овце - лошадь, так как 1 верблюд равн€лс€ 3 лошад€м или 10 овцам.
ѕримен€лись и другие наказани€: конфискаци€ имущества - за прин€тие христианства; изгнание - за убийство мужа беременной женщиной; предание публичному позору - за оскорбление родителей.
Ѕыл принцип коллективной ответственности, то есть нар€ду с личной ответственностью, ее нес не только персонально виновный, но и его родственники. —овершение двух или нескольких преступлений влекло суммирование наказаний.
∆енщины, дети, слуги, рабы не могут быть свидетел€ми в суде, ¬ области семейно-брачных отношений было право родителей на жизнь детей. ”станавливалось наследственное право.Ќа суде дл€ обвинени€ без очевидных улик требовалось от 2 до 7 свидетелей, в случае их отсутстви€ требовалась прис€га. —удебна€ и административна€ власть небыли отделены друг от друга. "∆еты ∆аргы" действовали в пределах всего  азахстана.
 азахское общество состо€ло из двух основных социальных групп, различавшихс€ не столько по экономическим, сколько по политическим и правовым признакам. Ёто ак суйек - бела€ кость, к ней относились только чингисиды - потомки „ингисхана и ходжи - потомки сподвижников пророка ћухамеда. ќстальные группы относились к кара суйек - черной кости[3].
„ингисиды по праву рождени€ приобретали титул султана, также употребл€лись термины оглан, торе, означавшие нецарствовавших потомков „ингис-хаь-а по мужской линии. Ётот атрибут был естественно им присущий и не зависел от их материального и духовного состо€ни€. „ингисиды могли претендовать на ханский престол в любом государстве, где соблюдались традиции монгольской империи, они не относились ни к одному племени.
”правление казахским обществом осуществл€лось ханом через султанов и правителей родов, которые "собирались осенью в одно место, в середине степи, дл€ рассуждени€ о делах народных", как гласил один из пунктов "∆еты ∆аргы".
Ќа вершине социальной иерархии находилс€ хан. —огласно обычаю преимущественное право на ханский престол имел старший в династийном роде. ѕри возведении на ханство соблюдалс€ древний обр€д вознесени€ на войлоке. ѕровозглашаемого ханом сажали на белый войлок и трижды поднимали его за концы. ќбр€д сопровождалс€ пиршеством. ’ан выполн€л следующие функции: он распор€жалс€ всеми земл€ми, всей территорией ханства; был верховным главнокомандующим, объ€вл€л войну и заключал мир, определ€л внешнеполитический курс, был главнымдействующим лицом в дипломатических отношени€х; хан выполн€л функции верховного законодател€ и судьи. ’ана окружали советники, помощники, дружина и прислуга. ¬ XVII и первой половине XVIII веков местами пребывани€ казахских ханов стали “ашкент и “уркестан.
Ќецарствующие чингисиды-султаны надел€лись улусом и были его полновластными правител€ми. “ерритори€ улуса, его передача или отчуждение осуществл€лось ханом. —ултан был правителем улуса с правом управлени€ и командировани€ улусным войском. —ултаны не несли никаких повинностей, кроме военной. ќни освобождались от телесного наказани€ и не подлежали суду биев. —удить их мог только старший султан или хан. —амозванство в принадлежности к белой кости наказывалось полным куном, как за убийство мужчины.
¬ составе черной кости особыми правами обладали бии -предводители родов и племен. »х вли€ние определ€лось многочисленностью, силой, древностью происхождени€ возглавл€емых ими родов. ¬ подвластных родах би€м принадлежала судебна€, административна€ и военна€ власть. Ѕии играли политическую роль нар€ду с султанами, как предводители родов они участвовали в решении общегосударственных дел. Ќаиболее вли€тельные из них входили в совет биев при хане.
¬ казахском обществе существовало деление по имущественному состо€нию, были баи - богатые и кедей бедные. Ѕаи составл€ли многочисленную прослойку общества, но они не составл€ли особое сословие. Ѕаи были среди биев р€довых кочевников и других групп. Ѕогатство давало огромные выгоды, общественный престиж и вли€ние, но не давало особых политических прав. ƒаже нищий представитель белой кости обладал всеми правами и привилеги€ми этого сослови€, на которые не мог претендовать бай, обладавший огромным состо€нием, но не имевший знатногопроисхождени€. ¬ казахском обществе важное место занимало мусульманское духовенство.
ёридическим лицом, обладающим личными и имущественными правами был лично свободный кочевник. «ащита свободы личности и его прав обеспечивалось исключительно солидарностью членов рода, государственный аппарат таких функций не выполн€л. “аким образом личность имела смысл только как часть рода. ѕростолюдины составл€ли нижнюю ступень общественной лестницы.

 





ѕоделитьс€ с друзь€ми:


ƒата добавлени€: 2015-11-05; ћы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 855 | Ќарушение авторских прав


ѕоиск на сайте:

Ћучшие изречени€:

—амообман может довести до саморазрушени€. © Ќеизвестно
==> читать все изречени€...

1658 - | 1512 -


© 2015-2024 lektsii.org -  онтакты - ѕоследнее добавление

√ен: 0.019 с.