Ћекции.ќрг


ѕоиск:




 атегории:

јстрономи€
Ѕиологи€
√еографи€
ƒругие €зыки
»нтернет
»нформатика
»стори€
 ультура
Ћитература
Ћогика
ћатематика
ћедицина
ћеханика
ќхрана труда
ѕедагогика
ѕолитика
ѕраво
ѕсихологи€
–елиги€
–иторика
—оциологи€
—порт
—троительство
“ехнологи€
“ранспорт
‘изика
‘илософи€
‘инансы
’ими€
Ёкологи€
Ёкономика
Ёлектроника

 

 

 

 


«аконы пам€ти. ћнемотехнические приемы запоминани€




 

–абота разных видов пам€ти подчин€етс€ некоторым общим законом. –ассмотрим наиболее важные из них.

«акон осмыслени€: чем глубже осмысление запоминаемого, тем лучше оно сохран€етс€ в пам€ти. —амый лучший способ запомнить Ч научитьс€ должным образом организовывать информацию в момент запоминани€. —мысловую организацию материала обеспечивают такие мыслительные процессы, как анализ, синтез, систематизаци€ и обобщение. ¬ пам€ти запечатлеваютс€ не столько сами слова и предположени€, составл€ющие текст, сколько содержащиес€ в них мысли. ќни же первыми приход€т в голову, когда нужно вспомнить содержание текста. —ледует шире использовать опорные слова, схемы, диаграммы и таблицы.  роме того, эффективен прием прогнозировани€: начав читать абзац, попробуйте после выдвижени€ автором нескольких аргументов самосто€тельно сделать вывод. ¬озникающие при этом положительные (молодец, угадал!) или отрицательные (вследствие несогласи€) эмоции усиливают запоминание.

«акон интереса: интересное легко запоминаетс€, потому что мы не тратим на это усилий. ќтсюда следует, что запоминание нужно делать интересным. ќснова формировани€ интереса Ч цель. ≈сли мы знаем, что информаци€ понадобитс€ дл€ будущей работы, то ее освоение будет более продуктивным.

«акон установки. ќн может быть представлен в двух аспектах.

”становка на запоминание по времени: запоминание лучше происходит в том случае, если человек ставит перед собой задачу запомнить "всерьез и надолго ".

≈сли данна€ установка рассчитана на запоминание и хранение информации в течение определенного срока, что бывает при использовании оперативной пам€ти, то именно к этому сроку срабатывают механизмы пам€ти. ≈сли у студента имеетс€ установка на запоминание материала лишь к очередной сессии, то знани€ после экзаменов легко забываютс€.

”становка на воспри€тие материала по содержанию (она определ€ет воспри€тие). ¬ тексте человек в первую очередь найдетто,на что у него есть установка. “ак, если нужно ознакомитьс€ с описанием некоторого технического устройства, то мы готовимс€ к тому, что в этом описании встрет€тс€: название устройства, область его применени€, принцип действи€, рабочие параметры. »менно эти материалы и "выхватит" наше внимание.

«акон усилени€ первоначального впечатлени€: чем €рче первое впечатление от запоминаемого, тем прочнее само запоминание. ѕервоначальное впечатление можно усилить рационально и эмоционально. ѕри рациональном усилении нужно старатьс€ направить информацию по нескольким каналам: записать, нарисовать, проговорить, пропеть. ќчень полезно с кем-нибудь обсудить информацию (особенно с лицом, придерживающимс€ противоположной точки зрени€). ѕри эмоциональном усилении следует постаратьс€ вызвать максимум эмоций, которые св€заны с запоминаемой информацией. Ќередко эмоциональные впечатлени€ мы помним гораздо дольше, чем "впечатлени€ ума". ќднако отрицательные эмоции, не св€занные с запоминаемым материалом (неуверенность, печаль, раздражение, страх), мешают запоминанию.

«акон контекста: информаци€ легче запоминаетс€ и воспроизводитс€, если ее соотносить с другими одновременными впечатлени€ми.  онтекст, в котором происходит то или иное событие, иногда оказываетс€ более важным дл€ запоминани€, чем само это событие. —ходна€ информаци€ хранитс€ в нашей пам€ти где-то р€дом. јссоциации помогут вспомнить необходимое.

«акон объема знаний: чем больше знаний по определенной теме, тем лучше запоминаетс€ новое. ѕо этой причине так трудно бывает "войти" в ранее неизвестную дисциплину, тему. ѕеред чтением следует вспомнить все, что уже известно по изучаемой проблеме, "приподн€ть" знани€, полистать справочники.

«акон оптимальной длины запоминаемого р€да: чем больше по длине предъ€вл€емый р€д информации превышает объем кратковременной пам€ти, тем хуже он запоминаетс€. ≈сли человеку предстоит запомнить два разных по длине р€да слов, в одном из которых 10, а в другом 30 слов, то, естественно, первый он запомнит лучше.

ƒл€ того чтобы человек мог воспроизвести как можно больше материала, необходимо, чтобы одновременно предъ€вленный ему р€д стимулов равн€лс€ или ненамного превышал средний объем его кратковременной пам€ти: 7+2 (закон ћиллера).

«акон торможени€: вс€кое последующее запоминание тормозит предыдущее. ќтсюда €сно: лучший способ забыть только что заученное Ч сразу вслед за этим постаратьс€ запомнить сходный материал. »менно поэтому нельз€ учить физику после математики, литературу после истории. Ћюба€ информаци€, чтобы быть запомненной, должна "отсто€тьс€".

«акон кра€: лучше запоминаетс€ то, что сказано (написано) в начале и конце р€да информации (т.е. как бы с его кра€) и хуже запоминаетс€ середина р€да.

«акон повторени€: повторение способствует лучшему запоминанию. Ќародна€ мудрость отразила это в следующей пословице: "ѕовторение Ч мать учени€". ѕовторение способствует тому, чтобы информаци€ сохран€лась в оперативной пам€ти до того, как она будет закодирована и введена в долговременную пам€ть.

ѕсихолог √. Ёббингауз установил, что больша€ часть запоминаемого "тер€етс€" сразу после запоминани€, а с течением времени забываетс€ все меньшее количество информации. »менно поэтому мы так хорошо помним впечатлени€ детства.

≈сли что-либо нужно надолго запомнить, то необходимо как минимум четыре повторени€: первый раз нужно повторить сразу после запоминани€, второй Ч через 20Ч30 мин, третий Ч через день, четвертый Ч через две-три недели. ѕри этом следует помнить о том, что повторение должно быть активным. ¬ виде воспроизведени€ оно в несколько раз эффективнее, чем в виде дополнительного пассивного чтени€ (прослушивани€, просмотра).

ƒл€ лучшего запоминани€ широко используютс€ мнемотехнические приемы, имеющие свою специфику при запоминании иностранных слов, чисел, большого объема информации. —уть мнемотехнических приемов заключаетс€ в том, что запоминаемый материал определенным образом структурируетс€. “ак, год французской революции Ч 1789-й Ч легко запомнить, выделив структуру даты (последовательность цифр 7, 8, 9).  роме того, рифмование также способствует запоминанию. –ассмотрим некоторые приемы мнемотехники.

ћетод ассоциаций. «апоминание даты, например, можно ассоциировать с событием, которое хорошо сохранено в пам€ти: за столько-то лет до... или спуст€ столько-то лет после... ѕри этом определ€ющее значение имеют прочность ассоциаций и их количество. „ем многообразнее и многочисленнее ассоциации, тем прочнее они закрепл€ютс€ в пам€ти. »ррациональные, странные, нелогичные ассоциации способствуют лучшему запоминанию.

ћетод св€зок. ќн заключаетс€ в объединении опорных слов текста в единую целостную структуру, в единый рассказ.

ћетод мест. ќн основан на зрительных ассоциаци€х; нужно €сно представить себе предмет, который следует запомнить, и объединить его образ с образом места, которое легко "извлекаетс€" из пам€ти. Ётот метод не требует логических ассоциаций, он базируетс€ на ассоциаци€х, диктуемых последовательностью предметов и мест. ѕрежде всего нужно выбрать посто€нный "маршрут". Ёто может быть дорога к месту работы, расположение комнат в квартире и отдельных "мест" внутри комнаты (диван, ковер, шкаф). ƒл€ начала достаточно набора из 15Ч20 мест, четко пронумерованных в определенной последовательности. «атем по хорошо известному вам "маршруту" вы размещаете предметы, которые нужно запомнить, и фиксируете в пам€ти их зрительные образы. “аким образом достигаетс€ запоминание необходимого материала в определенной последовательности. ћетод эффективен тогда, когда запоминаемые предметы трудно "разбить" по какому-то признаку. Ётим методом широко пользовались древнеримские ораторы.

Ќазванные приемы позвол€ют значительно увеличить объем запоминаемого материала.

√лава 4. ¬оображение

1. ѕон€тие "воображение", его виды и формы про€влени€

¬оображение Ч это психический процесс создани€ новых образов на основе ранее восприн€тых. ¬оображение представл€ет собой отражение реальной действительности в новых непривычных сочетани€х и св€з€х. ќно занимает промежуточное положение между воспри€тием и мышлением, мышлением и пам€тью. Ёто одно из самых загадочных психических €влений. Ќам почти ничего не известно о механизме воображени€, его анатомо-физиологической основе. ¬оображение свойственно только человеку. ќно позвол€ет ему выйти за пределы реального мира во времени и пространстве, дает возможность еще до начала работы представить себе готовый результат труда. ѕочти вс€ человеческа€ материальна€ и духовна€ культура €вл€етс€ продуктом воображени€ и творчества людей.

¬оображение может функционировать на разных уровн€х. »х различие определ€етс€ прежде всего активностью человека.

ѕо степени выраженности активности различают воображение активное и пассивное.

јктивное воображение характеризуетс€ тем, что, пользу€сь им, человек по собственному желанию усилием воли вызывает у себ€ соответствующие образы. јктивное воображение может быть творческим и воссоздающим.

“ворческое активное воображение, возникающее в труде, предполагает самосто€тельное создание образов, реализуемых в оригинальных и ценных продуктах де€тельности, и €вл€етс€ неотъемлемой стороной технического, художественного и иного творчества.

¬оссоздающее активное воображение имеет в своей основе создание тех или иных образов, соответствующих описанию. Ётим видом воображени€ мы пользуемс€ при чтении литературы, изучении географических карт и чертежей.

ќбразы пассивного воображени€ возникают спонтанно, помимо воли и желани€ человека. ѕассивное воображение характеризуетс€ созданием образов, которые не воплощаютс€ в жизнь. ѕассивное воображение может быть преднамеренным и непреднамеренным. ѕреднамеренное пассивное воображение создает образы, не св€занные с волей, котора€ способствовала бы их осуществлению. “ак, создав образ ћанилова, Ќ.¬. √оголь обобщенно изобразил людей, которые в бесплодной мечтательности вид€т удобную возможность уйти от действительности. ‘антази€ геро€ создает проекты, которые не реализуютс€ и зачастую не могут быть реализованы.

Ќепреднамеренное пассивное воображение наблюдаетс€ при ослаблении де€тельности сознани€, при его расстройствах, в полудремотном состо€нии, во сне.

¬оображение может про€вл€тьс€ в разных формах.

‘ормой про€влени€ активного воображени€ и необходимым условием претворени€ в жизнь творческих сил человека, направленных на преобразование действительности, €вл€ютс€ мечты. ћечты Ч отодвинутые во времени желани€. ќт грез мечты отличаютс€ тем, что св€заны с действительностью, т.е. в принципе осуществимы. ‘актически любой предмет, сделанный руками человека, в своей исторической сущности есть осуществленна€ мечта. »звечна€ мечта человечества о скорости передвижени€ воплотилась в целую серию изобретений от колеса до ракеты.

ќднако воображение может выступать и как замена де€тельности, ее суррогат. “огда человек уходит от действительности в область фантазии, чтобы скрытьс€ от кажущихс€ ему неразрешимыми задач, от необходимости действовать, от т€гот жизни. “акие фантазий называютс€ грезами. ¬ грезах отражаетс€ св€зь фантазии с нашими потребност€ми. √резы принципиально неосуществимы. ¬спомним мучительную попытку гоголевской героини из "∆енитьбы" выбрать жениха из четырех претендентов: "≈сли бы губы Ќиканора »вановича да приставить к носу »вана  узьмича, да вз€ть сколько-нибудь разв€зности, кака€ у Ѕалтазара Ѕалтазарыча, да, пожалуй, прибавить к этому еще дородности »вана ѕавловича Ч € бы тогда тотчас же решилась". √резы выполн€ют компенсаторную функцию: человек в иллюзорной выдуманной жизни получает то, чего ему недостает в реальности. ќднако если бесплодна€ мечтательность занимает значительное место в жизни человека, то это свидетельствует о дефекте развити€ личности.

√аллюцинации €вл€ютс€ фантастическим видением, не имеющим почти никакой св€зи с действительностью. ≈сли грезы можно считать вполне нормальным психическим состо€нием, то галлюцинации обычно €вл€ютс€ результатом тех или иных нарушений психики или работы организма и сопровождают многие болезненные состо€ни€. √аллюцинации Ч наиболее показательные про€влени€ пассивного непреднамеренного воображени€, при котором человеком воспринимаетс€ несуществующий объект. Ёти образы бывают настолько €ркими, что человек абсолютно убежден в их реальности.

  разр€ду пассивных непреднамеренных форм воображени€ относ€тс€ и сновидени€. ѕодлинна€ их роль в жизни человека до сих пор не установлена, хот€ известно, что в сновидени€х наход€т выражение и удовлетворение многие жизненно важные потребности человека, которые в силу р€да причин не могут быть реализованы в жизни.





ѕоделитьс€ с друзь€ми:


ƒата добавлени€: 2015-11-05; ћы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 483 | Ќарушение авторских прав


ѕоиск на сайте:

Ћучшие изречени€:

—туденческа€ общага - это место, где мен€ научили готовить 20 блюд из макарон и 40 из доширака. ј майонез - это вообще десерт. © Ќеизвестно
==> читать все изречени€...

1322 - | 1271 -


© 2015-2024 lektsii.org -  онтакты - ѕоследнее добавление

√ен: 0.012 с.