Культурные универсалии возникают потому, что все люди, в какой бы части света они ни жили, физически устроены одинаково, они имеют одни и те же биологические потребности и сталкиваются с общими проблемами, которые ставит перед человеческим родом окружающая среда.
Универсалии происходят оттого, что в мире существует очень устойчивый порядок, образованный обществом.
Общество — это большая совокупность людей, находящихся между
собой в более или менее постоянной связи (ассоциации), организованных благодаря коллективной деятельности и ощущающих, что все они составляют единое целое.
Кларк Уислер выделил всего девять фундаментальных черт, присущих всем культурам:
речь (язык); материальные черты; искусство; мифология и научное знание; религиозная практика; семья и социальная система; собственность; правительство; война.
Он назвал их универсальными паттернами (структурами, образцами) культуры.
Паттерны иначе называют культурными темами. Одни культуры построены вокруг таких тем, как равенство и социальная справедливость, вторые — индивидуальной ответственности и денежного успеха, третьи — военной доблести и охоты и т. п.
Культурный комплекс
Культурный комплекс — совокупность культурных черт или элементов, возникших на базе исходного элемента и функционально с ним связанных. Примером служит спортивная игра, в частности, футбол. С ним связаны стадион, болельщики, рефери, спортивная одежда, мяч, пенальти, форвард, билеты и мн. др.
Культурным комплексом могут являться частные собрания картин и антикварных предметов, галереи и музеи, художественные стили и направления, научные теории и школы, науки и научные дисциплины, философские и религиозные учения и т. д.
Культурный комплекс может быть пространственным и временным.
Под пространственным культурным комплексом понимается культурный ареал, а под временным — культурное наследие.
Культурный ареал — географический регион, включающий ряд обществ, наделенных одними и теми же либо сходными чертами (например, скотоводство — отличительный признак обществ восточноафриканского культурного ареала).
Теорию культурного ареала разработал американский антрополог А. Кребер.
К примеру, славянская культура включает русскую, украинскую, болгарскую, белорусскую и некоторые другие субкультуры или национальные культуры. Границы культурного ареала необязательно
совпадают с государственными или с рамками данного общества.
Культурное наследие — часть материальной и духовной культуры, созданная прошлыми поколениями, выдержавшая испытание временем и передающаяся следующим поколениям как нечто ценное и почитаемое.
Далеко не все из того, что создано руками и умом человека,
удостаивается этого названия.
Культурное наследие часто идеализируется. Положительные стороны преувеличиваются, а негативные — преуменьшаются. В конечном итоге наследие становится фактором сплочения нации, средством объединения в периоды кризисов и нестабильности.
Агенты и институты культуры
К агентам культуры относятся большие социальные группы, малые социальные группы, индивиды.
Малые социальные группы подразделяются на:
■ добровольные профессиональные ассоциации, объединяющие творцов культуры, способствующие их профессиональному росту, защищающие их права и способствующие распространению культурных ценностей;
■ специализированные объединения и кружки, например, кружок петрашевцев;
■ круг поклонников отдельных видов искусства, музыкальной группы, определенной религии;
■ культурные срезы, представляющие собой размытое (неопределенное) множество людей, принадлежащих к интеллигенции и осуществляющих духовную поддержку либо культуре в целом, либо ее отдельным видам и направлениям,
■ семьи, в которых происходит первичная социализация и инкультурация человека.
Большие социальные группы подразделяются на:
■ этносы (племя, народность, нация), представляющие собой устойчивые межпоколенные общности людей, объединенные общей исторической судьбой, общими традициями и культурой, особенностями быта, единством территории и языка;
■ профессиональные группы создателей, исследователей, хранителей и исполнителей художественных произведений, в частности музыковеды, краеведы, этнографы, филологи, философы, критики, цензоры, архитекторы, реставраторы;
■ непрофессиональные группы, в той или иной форме приобщенные к культуре, например зрители, читатели, поклонники;
■ аудитории: читательская, зрительская.
Особую категорию субъектов культуры составляют вкладчики — люди, которые способствовали позитивным изменениям в культуре.
Эта категория распадается на несколько
групп:
1) создатели художественных произведений — поэты, писатели, композиторы, художники;
2) меценаты, спонсоры, т. е. инвесторы культуры;
3) распространители культурных ценностей — издатели, конферансье, лекторы, дикторы;
4) потребители культурных ценностей — публика, аудитория;
5) цензоры — литературные редакторы, главные редакторы, литературные цензоры, следящие за соблюдением правил;
6) организаторы — царь Петр, министр Фурцева, мэр Лужков.
К институтам культуры следует относить учреждения и организации, создающие, исполняющие, хранящие, распространяющие художественные произведения, а также спонсирующие и обучающие население культурным ценностям, в частности академии наук, школы и вузы, министерства культуры и образования, галереи, библиотеки, стадионы, учебно-воспитательные комплексы, театры и др.
Таково первое, но не единственное понимание культурного
института.
Второе его значение выводит нас на устоявшуюся социальную практику.
К примеру, цензура не всегда представлена, подобно музею или библиотеке, многоэтажным зданием или разветвленной организацией. Цензуру следует именовать социальной или культурной практикой, а
не учреждением.
Литературные критики и обозреватели, жюри, присуждающие призы и премии, а также публичные библиотеки, школы и университеты тоже называются культурными институтами, способствующими продвижению литературы на рынок и распространению среди читателей.
Культурными институтами выступают такие группы населения и явления, которые на первый взгляд трудно причислить к ним. Например, в числе культурных институтов называют институты английских дворецких, промышленных инструкторов, опекунства, частного образования,
гувернерства.