Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Карл Маркс Исторический материализм

Фейербах и Маркс Конец классической немецкой философии

· Давид Штраус(1808-1874)

· Бруно Бауэр(1809-1882)

· Людвиг ФейербахРод. 28 июля 1804 г. в Ландсхуте

· Ум. 13 сентября 1872 г.в Рехенберге

· Карл Маркс Род. 5 мая 1818 г. в Трире

· Ум. 14 марта 1883 г.в Лондоне

 

· Основные сочинения

Д. Штраус

· Жизнь Иисуса, критически переработанная (1835-1836)

· Старая и новая вера (1872)

Б. Бауэр

· Критика истории Откровения(1838)

· Критика евангельской истории синоптиков (1841-1842)

 

Субстанция» или «самосознание»?

 

Первый толчок дала книга Штрауса «Жизнь Иисуса», вышедшая в 1835 году. Против изложенной в этой книге теории возникновения евангельских мифов выступил позднее
Бруно Бауэр, доказывавший, что целый ряд евангельских рассказов сфабрикован самими
авторами евангелий. Спор между Штраусом и Бауэром вёлся под видом философской
борьбы между «самосознанием» и «субстанцией». Вопрос о том, возникли ли евангельские рассказы о чудесах путём бессознательного, основанного на традиции, создания мифов в недрах общины или же они были сфабрикованы самими евангелистами, – разросся до вопроса о том, что является главной действующей силой во всемирной истории: «субстанция» или «самосознание».

Людвиг Фейербах Антропологический материализм

Основные сочинения

• К критике философии Гегеля» (1839)

• Сущность христианства (1841)

• Основные положения философии будущего (1843)

• Вопрос о бессмертии с точки зрения антропологии (1846)

• О спиритуализме и материализме, в особенности в их отношении к свободе воли (1866)

• Эвдемонизм (1866-1869)

 

Ø Единство мышления и бытия, о котором трактовала философия тождества Шеллинга и Гегеля, реально лишь в человеке – единственном субъекте мышления.

Ø Но человека отличает от животных не только способность мышления: если бы он не отличался от животных в своих ощущениях, то не отличался бы от них и в мышлении. Сущность человека – это прежде всего чувственность, проявляющаяся в многообразии переживаний, стремлении к счастью, любви, т.е. жизни не только ума, но и сердца.

Ø Человек осознаёт себя человеком лишь в общении, в основе своей – чувственном, с другим человеком: самосознание «Я» опосредовано сознанием «Ты». Самосознание, следовательно, сопровождается осознанием человеческой сущности как родовой:

o стремление к единению с другим («Я» с «Ты»)

o пробуждает осознание принадлежности к роду,

o каковое и есть разум (= любовь);

o причём эта родовая сущность осознаётся как тождественная во всех индивидах и образующая их родовое единство.

Ø Но между родовой сущностью человека и его индивидуальным существованием имеется противоречие: разум, например (вопреки Канту) ограничен лишь в индивиде, но не в роде.

Ø Попыткой преодоления этого противоречия является религия.

 

Философия религии

… понятие божества совпадает с понятием человечества. Все божественные определения,
все определения делающие Бога богом, суть определения рода – определения, ограниченные
отдельным существом, индивидом и не ограниченные в сущности рода и даже в его
существовании, поскольку это существование соответственно проявляется только во всех
людях, взятых как нечто собирательное. <…> Бог есть понятие рода как индивида, понятие
или сущность рода; он как всеобщая сущность, как средоточие всех совершенств, всех качеств,
свободных от действительных или мнимых границ индивида, есть в то же время существо
отдельное, индивидуальное.

 

• Религия – не просто результат корыстного обмана (хотя её и используют в корыстных интересах) и невежества (хотя непонимание её корней и её действительной функции играет существенную роль в её возникновении и в сохранении её в существующей – «отчуждённой» – форме).

• Сущность религии – в перенесении родовой сущности человека, не реализуемой в индивидуальном человеческом существовании, на индивидуальное существо и в поклонении этому существу как своего рода «идеальному человеку».

• В результате такого переноса это антропоморфное идеальное существо оказывается наделённым атрибутами человеческого рода, которых лишены действительные человеческие индивиды: бессмертием, могуществом, всеведением и пр., иными словами – традиционными атрибутами Бога монотеистических религий.

• Но такое разрешение противоречия между сущностью и существованием человека ведёт к «отчуждению» – отрыву человеческой сущности от самого человека, противопоставлению первой второму и – сначала идеальному, а потом и реальному – порабощению человека плодом его собственной фантазии.

• Это «отчуждение» должно быть преодолено: необходимо вернуть реальному, живому «ты» его законное место в мыслях, чувствах и сердце «Я», не по праву занятое Богом – этой проекцией вовне человеческих желаний.

Карл Маркс Исторический материализм

Основные сочинения

• Экономическо-философские рукописи 1844 года (1844)

• Святое семейство (1845)

• Немецкая идеология (1845-1846)

• Нищета философии (1847)

• Манифест Коммунистической партии (1848)

• К критике политической экономии (1859)

• Капитал (1867 и сл.)

Отчуждение (нем. Entfremdung, англ. и франц. alienation) – философско-социологическая категория, выражающая объективное превращение деятельности человека и её результатов
в самостоятельную силу, господствующую над ним самим и враждебную ему, и связанное с этим превращение человека из активного субъекта в объект общественного процесса.

 

… Маркс положил конец воззрению на общество, как на механический агрегат индивидов, допускающий всякие изменения по воле начальства (или, всё равно, по воле общества и правительства), возникающий и изменяющийся случайно,и впервые поставил социологию на
научную почву, установив понятие общественно-экономической формации,как совокупности данных производственных отношений, установив,что развитие таких формаций есть
естественно-исторический процесс.

В общественном производстве своей жизни люди вступают в определённые, необходимые, от их воли не зависящие отношения – производственные отношения, которые соответствуют определённой ступени развития их материальных производительных сил. Совокупность этих производственных отношений составляет экономическую структуру общества, реальный базис,на котором возвышается юридическая и политическая надстройка и которому соответствуют определённые формы общественного сознания.

 

Люди сами делают свою историю, но они её делают не так, как им вздумается, при обстоятельствах, которые не сами они выбрали, а которые непосредственно имеются налицо, даны им и перешли от прошлого.

 

Людей можно отличать от животных по сознанию, по религии – вообще по чему угодно. Сами они начинают отличать себя от животных, как только начинают производить необходимые
им средства к жизни, – шаг, который обусловлен их телесной организацией. Производя необходимые им средства к жизни, люди косвенным образом производят и самоё материальную жизнь.

 

В общественном производстве своей жизни люди вступают в пределённые,необходимые, от их воли не зависящие отношения – производственные отношения, которые соответствуют
определённой ступени развития их материальных производительных сил. Совокупность этих производственных отношений составляет экономическую структуру общества, реальный базис,
на котором возвышается юридическая и политическая надстройка и которому соответствуют определённые формы общественного сознания.

 

На известной ступени своего развития материальные производительные силы общества приходят в противоречие с существующими производственными отношениями, или – что является только юридическим выражением последних – с отношениями собственности, внутри
которых они до сих пор развивались. Из форм развития производительных сил эти
отношения превращаются в их оковы. Тогда наступает эпоха социальной революции.
С изменением экономической основы более или менее быстро происходит переворот во всей громадной надстройке.

 



<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Анализ сильных и слабых сторон организации | Конфликтология Ральфа Дарендорфа
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-10-21; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 528 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Настоящая ответственность бывает только личной. © Фазиль Искандер
==> читать все изречения...

2364 - | 2084 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.016 с.