Прежде чем стать старшим пастором, я провёл несколько недель в молитве, прося Господа дать мне Его позицию в моём новом назначении. Одним из моих самых больших опасений было то, как сделать, чтобы церковь активнее участвовала в сборе урожая, потому что в течение трёх лет подряд у нас совсем не было роста. Не довольствуясь менталитетом «маленького стада», я имел видение на множество спасённых из владений сатаны и приведённых в Царство Божье.
Когда я молился об этом, я почувствовал сильное возбуждение от того, что Господь мог сделать с нашей церковью. У нас было сильное ядро посвящённых верующих, хорошая команда поклонения, замечательное здание и много других атрибутов, которые могли стать хорошим основанием, чтобы привлечь больше людей. Я развил стратегию роста церкви и не мог дождаться начала её осуществления.
Однако я не был готов к тому вызову, который Господь дал мне лишь за несколько дней до того, как я вошёл в свою новую роль. «Джим, — почувствовал я, как Он обращается ко мне, — если ты переживёшь взрывной рост церкви, о котором ты мечтаешь, кто будет ответственным за него?» У меня не было ответа! Это было что-то, о чем я совершенно не подумал, но когда я размышлял над вопросом Господа в течение последующих дней, я был обеспокоен тем, что открылось в моём сердце.
Когда я рисовал себе церковь, быстро растущую в последующие месяцы, я чувствовал самодовольное удовлетворение от того, что сделает «моё видение и стратегия». Я осознавал, что я чувствовал бы себя гораздо лучше на общегородских пасторских собраниях, когда кто-то задавал мне обычный вопрос: «Сколько людей посещает вашу церковь?» Более того, было бы приятно, если бы пастора разыскивали бы меня в поисках совета, как их церкви могут пережить динамический рост тоже.
Вы когда-нибудь чувствовали отвращение или даже испуг от того зла, которое вы увидели прячущимся в вашем собственном сердце? Это случилось со мной, когда я размышлял о том, кому будет приписана заслуга урожая, который я ожидал. На самом деле, я уже похлопывал себя по плечу, прежде чем сбор урожая начался.
Зло, обнаружил я, часто гораздо тяжелее обнаружить, когда оно прячется за благородным намерением. В моем случае и Господь, и я желали видеть великий урожай неверующих людей, приведённых в Царство. Однако мои мотивы были загрязнены желанием личного успеха и значимости в глазах людей. Бог и я хотели одну и ту же вещь, но этот проект был блокирован моим желанием получить славу самому.
Какие великие вещи мог бы сделать Господь через нас, если бы мы не приписывали себе заслугу за то, что было совершено! Библия говорит, что Бог активно ищет таких людей: «ибо очи Господа обозревают всю землю, чтобы поддерживать тех, чье сердце вполне предано Ему». (2 Паралипоменон 16:9а). Как много раз мы теряли право на Божью великую силу, потому что нам нельзя было доверять её?
Отпуская добычу
В процессе анализа своей души мне пришла на память история о том, как Авраам доблестно спас своего племянника Лота от злых царей, которые захватили его (см. Бытие 14). Когда я читал эту историю, я был поражен несколькими важными принципами:
Авраам мотивировался не желанием славы или финансовой выгоды, но лишь страстным желанием спасти Кота и других людей, захваченных царями. Подобным же образом множество людей сегодня были захвачены дьяволом и нуждаются в «Авраамах», чтобы спасти их жизни и освободить их.
Когда он успешно осуществил свою миссию, Авраам не придержал достижения этой победы для себя. Был великий «урожай» от крестового похода Авраама: «и возвратил всё имущество и Кота, сродника своего, и имущество его возвратил, также и женщин и народ». (Бытие 14:16). Часто лучшей проверкой для нас становится успех, чем неудача. Мы можем узнать многое из позиции Авраама по отношению к добыче, которую он получил.
Авраам встретил Мелхиседека, «священника Бога Всевышнего» (Бытие 14:18) и добровольно дал ему десятую часть добычи, полученной в результате победы. Мы можем подумать, что это не большое дело, потому что мы все знаем, что Библия говорит о десятине. Однако настоящая проверка часто не в том, даём ли мы десятину, она в том, что мы делаем с остальными 90%! Авраам прошёл и этот тест тоже.
Царь Содомский подбивал Авраама оставить все оставшиеся ценности для себя, но Авраам отказался. Он мог по праву чувствовать себя хозяином добычи, однако он отклонился от предложения царя. Не оставив ничего для себя, Авраам предположил, что люди, которые ходили с ним, должны быть вознаграждены, и остаток добычи вернулся к их первоначальным владельцам.
Заметьте, что, даже хотя Авраам ничего не оставил для себя, он очень хотел отблагодарить и вознаградить своих соработников. Бедные лидеры быстры на то, чтобы требовать приписывания себе заслуг и захватывать добычу в каждой победе, а великие лидеры, как Авраам, позаботятся о том, чтобы разделить заслуги и щедрость с другими. Когда ваша церковь или служение успешны в какой-то области, заботитесь ли вы о том, чтобы отметить участников и ободрить их в служениях?
Бог радуется, когда благословляет тех, кто не захватывает эгоистично плоды своего труда, и Он обильно благословил Авраама после этого случая. В следующей главе Бог является Аврааму и говорит, что Он Сам будет наградой Авраама! (Бытие 15:1). Господь говорит бесплодному мужчине примерно 85 лет, что Он даст ему потомков, многочисленных, как звёзды в ночном небе.
Бог нашёл человека, которому Он мог доверить добычу после победы, и Он продолжал поддерживать желание в его сердце: иметь потомка. Подобным же образом Он хочет дать нам духовных «потомков», но сначала Он должен знать, что мы не припишем себе все заслуги и не захватим добычу. После того, как Бог дал ему Исаака, Авраам снова прошёл эту проверку, будучи готовым положить Своего возлюбленного сына на алтарь перед Господом (Бытие глава 22).
К концу жизни Авраама сказано: «Господь благословил Авраама всем». (Бытие 24:1). Как бы вам понравилось, если бы это было вашим свидетельством: «Господь благословил меня всем»? Секрет в том, что Авраам осознавал, что Господь — это «Бог Всевышний», его верный партнёр по завету. Он не чувствовал никакой необходимости оплакивать плод своей работы, потому что он знал, что Божьи богатства были в его распоряжении в любой момент, когда они ему понадобятся.
Исаак или Исмаил?
Авраам во многих отношениях является предвестником служения апостола, потому что он был человеком, который «ожидал города, имеющего основание, которого художник и строитель Бог». (К Евреям 11:10). Он также разделял апостольское бремя в отношении репродукции: «И потому от одного, и притом омертвелого, родилось так много, как много звёзд на небе и как бесчислен песок на берегу морском». (К Евреям 11:12).
Авраам произвёл на свет двух замечательных сыновей, Исаака и Исмаила. Один - Исаак - был сыном обетования, сверхъестественным даром от Бога. Другой - Исмаил - был продуктом нетерпения Авраама и его плотской попытки достичь цели Бога своей собственной силой. Потомки этих двух сыновей всё ещё воюют сегодня.
Один из самых больших вопросов, стоящих перед появляющимся апостольским движением, — дадим ли мы жизнь Исааку или лишь Исмаилу. Рождение Исаака потребует терпеливой зависимости от Бога; рождение Исмаила потребует лишь поспешных действий и собственных попыток. Исаак принесет великую радость и благословение, осуществляя цели Бога; Исмаил станет врагом Божьих целей.
Для рождения Исаака потребуется большее, чем хорошие намерения. Авраам, без сомнения, «хотел лучшего» когда он последовал совету Сарры переспать с Агарь. На самом деле я уверен, что Авраам искренне верил, что он осуществляет Божье обещание дать ему отпрыска. Даже после того, как Исмаил родился, Авраам всё ещё надеялся, что Бог может благословить его и дать ему обещанное семя (см. Бытие 17:18).
Настоящий апостольский евангелизм не будет рождён от пассивных христиан, и он не будет рождён также от нетерпеливых и полагающихся на себя. Он будет зачат в сердцах тех, кто ожидал присутствия Господа достаточно долго, чтобы почувствовать Его сердце и узнать Его стратегию. Это будет сделано теми, кто пожелает отдать Богу славу за урожай, который будет получен в результате.