Лекции.Орг
 

Категории:


Расположение электрооборудования электропоезда ЭД4М


Теория отведений Эйнтховена: Сердце человека – это мощная мышца. При синхронном возбуждении волокон сердечной мышцы...


Электрогитара Fender: Эти статьи описывают создание цельнокорпусной, частично-полой и полой электрогитар...

ТЕМА 2. ЭСТЕТИЧЕСКОЕ СОЗНАНИЕ: СУЩНОСТЬ И СТРУКТУРА. СПЕЦИФИКА И ВИДЫ ЭСТЕТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ВВЕДЕНИЕ

 

Определение места эстетики в учебном процессе связано с осмыслением сути современного образования в целом. Изучение данной дисциплины составляет важнейшее направление гуманитарной подготовки современного специалиста. На уровне междисциплинарных связей и отношений эстетически ориентированное образование не только транслирует ставшее, но и обращает внимание преподавателей и студентов на выявление, поиск и необходимость выбора культурно-эстетических форм – образцов в ареалах профессиональной деятельности. Основная цель преподавания эстетики состоит в том, чтобы ознакомить студентов с категориально-понятийным аппаратом науки, ее современным состоянием и анализом механизма взаимодействия эстетики и экономического знания.

Изучение эстетики ориентировано на освоение студентами наследия мировой и отечественной эстетической мысли, формирование у них творческого отношения к этому наследию, развития навыков самостоятельного мышления.

Задача данного пособия состоит в том, чтобы помочь студентам глубоко и осмысленно изучить основные вопросы тем, рассматриваемых на семинарских занятиях, плодотворно организовать процесс самостоятельной работы, проконтролировать степень своей подготовленности к занятиям. В каждой теме излагается теоретический материал, который является наиболее сложным для студентов заочной формы обучения и недостаточно рассмотрен в учебных пособиях библиотечного фонда БФ БГЭУ, прилагаются вопросы для самоконтроля и повторения, организации дискуссий и других активных форм проведения занятий, примерная тематика докладов и рефератов, списки литературы.

Пособие составлено таким образом, чтобы активизировать мыслительную деятельность студентов, навыки самостоятельной работы.

 

 


Тематический план

№ п/п Тема Количество часов
1. Эстетическое и его основные формы
2. Эстетическое сознание: сущность и структура. Специфика и виды эстетической деятельности  
3. Сущность, природа и социальные функции искусства. Художественный образ  
4. Содержание и форма художественного произведения. Морфология искусства  
Всего

ТЕМА 1. ЭСТЕТИЧЕСКОЕ И ЕГО ОСНОВНЫЕ ФОРМЫ

Вопросы для обсуждения

 

1. Система категорий и понятий эстетики.

2. Эстетическое как главная категория эстетики

3. Сущность и смысл прекрасного, возвышенного, безобразного, низменного, трагического и комического – основных понятий эстетики.

 

Эстетика (от греч. aisthetikos – имеющий отношение к чувственному восприятию) – наука, изучающая природу, основные законы развития и функционирования эстетического в природе, обществе, в материальном и духовном производстве, в образе жизни, общении людей, формы эстетического сознания (чувство, восприятие, потребность, вкусы, оценки, идеалы, категории), основные закономерности возникновения, развития и места в жизни общества искусства как высшей формы проявления эстетического. Составной частью эстетики, является теория эстетического воспитания.

Предмет эстетики изменяется в ходе развития человеческого общества и его культуры. Вместе с развитием общественно-исторической практики и общим прогрессом человеческого знания расширяется круг предметов и явлений, являющихся объектом эстетики, изменяются и понятия о них.

Термин «эстетика» введён в научный обиход немецким философом – рационалистом Александром Баумгартеном в 1750 г. Но сама наука зародилась в глубокой древности, в эпоху рабовладельческого общества в Египте, Вавилоне, Индии и Китае.

Основной вопрос эстетики – это вопрос об отношении эстетического сознания к действительности.

Основные направления в развитии эстетики отчётливо обозначились в Древней Греции, где искусство и философское осмысление его сущности достигли довольно высокого развития. Гераклит, Демокрит, Эмпедокл, Аристотель, Эпикур со всей определённостью отстаивают положение о том, что эстетическое имеет своё начало в материальных свойствах, отношениях и закономерностях бытия. Мера, пропорциональность, гармония частей, единство многообразия, целостность рассматриваются названными мыслителями как объективные основы прекрасного. В античной Греции зародились и идеалистические эстетические теории. Так, пифагорейцы основу эстетического видели в чисто количественных отношениях, понятых в качестве идеальных сущностей. Платон объявляет идею источником эстетического начала.

Идеалистические тенденции античной эстетики получили продолжение в период феодального средневековья. Августин Блаженный, Фома Аквинский и др. источник красоты видят в боге. Эпоха Возрождения ознаменовалась развитием материалистических традиций античности. Леонардо да Винчи, Л. Альберти, А. Дюрер, М. Монтень, В. Шекспир, М. Сервантес реабилитируют отвергнутую средневековыми мыслителями природу и утверждают мысль о том, что природа и человек по своей сущности прекрасны, что задача художника – воспроизводить эту реальную красоту природы и человека. Природа - источник творчества и вместе с человеком – главный предмет художественного отображения. Искусство, подобно науке, должно стремиться к постижению объективной правды. Искусство и эстетика Возрождения полны жизнеутверждающего пафоса. Определённый вклад в эстетику внесли теоретики классицизма, подчеркивающие важное значение нравственного долга как стимула человеческого поведения, а также значение норм, правил в процессе творчества, хотя последний момент преувеличивался. Французские просветители главное внимание уделили выяснению социальной функции искусства и гносеологической природы художественного творчества. Вольтер, Монтескье, Дидро, Гельвеций, Руссо, с одной стороны, подчёркивают нравственно-политический аспект искусства, с другой – указывают на то, что искусство может выполнить высокую миссию лишь в том случае, если оно будет давать правдивое отражение реальности. В разработке реалистического метода особенно велики заслуги Дидро, сочетавшего в своём лице выдающегося философа, художественного критика и писателя.

Из немецких просветителей следует прежде всего назвать Лессинга, Гердера, а также Гете и Шиллера раннего периода их творчества. Заслуга немецких просветителей заключается в обосновании реализма в искусстве, разработке проблемы народности. Гердер впервые поставил вопрос о необходимости исторического подхода к художественной культуре. Этот аспект был проанализирован Шиллером. Глубокую трактовку у немецких просветителей получили фундаментальные эстетические понятия: прекрасное, трагическое комическое, возвышенное, вопросы, связанные с общественной природой искусства (его социальная обусловленность, место в жизни общества и т.д.).

Высшего пункта эстетика на Западе достигла в исследованиях наиболее видных представителей немецкой классической философии – Канта, Фихте, Шеллинга, Гегеля. Несмотря на внутреннюю противоречивость, философско-эстетическая концепция Канта содержит ряд гениальных догадок о природе эстетического, о специфике эстетического принципа, об основных категориях эстетики (прекрасное, возвышенное), об отличительных особенностях эстетического чувства («незаинтересованный» характер).

Серьёзный недостаток эстетической концепции Канта заключается в том, что он отрицает объективный характер эстетических законов, преувеличивает специфику эстетического и тем самым отрывает от морали, науки, политики, социальной практики.

Гегель создаёт объективно-идеалистическую систему. Эстетическое искусство он понимает как первую и низшую форму самопознания абсолютной идеи, которая в дальнейшем самораскрывается в религии, а затем в философии. В этой идеалистической конструкции содержатся тем не менее гениальные догадки мыслителя о сущности, закономерностях развития и роли искусства в общественной жизни. Обосновывая свои идеалистические тезисы, философ приходит к мысли, что искусство есть не что иное, как «самопроизводство» человека во внешних предметах и явлениях. В процессе художественного творчества человек, по Гегелю, удваивает себя, очеловечивает природу, воплощает во внешних предметах свою родовую сущность. Гегель также впервые раскрывает диалектику художественного образа как единства общего и особенного. В своём анализе искусства он пользуется принципом единства логического и исторического, правда, подчиняя историческое логическому и тем самым впадая в спекулятивные конструкции, принося в жертву реальный процесс развития искусства предвзятой схеме.

Особое место в развитии эстетической мысли занимают русские мыслители, литературные критики и писатели XIX в. Белинский, Герцен, Чернышевский, Добролюбов, Достоевский, Толстой и др. Здесь прежде всего следует назвать Чернышевского. Его заслуга в том, что он сделал попытку рассмотреть все основные эстетические категории (прекрасное, возвышенное, трагическое, комическое) с позиций материализма. При этом не следует забывать, что русский мыслитель прекрасно владел диалектическим методом – здесь он шел по пути материалистического истолкования гегелевской диалектики. Исходя из материалистических установок, Чернышевский, теоретически обосновывал реализм. Известно, что Чернышевский подверг основательной критике идеалистическую эстетику Гегеля – Фишера, используя критические работы немецкого материалиста Л. Фейербаха.

Велики заслуги в развитии мировой эстетической мысли Л. Толстого, который выступил как страстный критик буржуазно-помещичьего строя и всех его институтов и идейных устоев. Он с большой энергией утверждал в искусстве принципы гуманизма, реализма, высокой нравственности, отстаивал искусство близкое и понятное народу, считая его необходимым средством общения между людьми. Л. Толстой первым из великих писателей XIX в. выступил с критикой декадентского искусства. Большую роль в обосновании реалистического и высоконравственного искусства сыграл Ф.М. Достоевский.

 

Эстетическое – основная категория эстетики, специфическое чувственное духовное отношение человека к действительности, в процессе которого в соответствии со своими идеальными представлениями о совершенстве, красоте и гармонии субъект оценивает форму различных проявлений бытия. Это всеобъемлющее понятие, отражающее то общее, что свойственно эстетическим явлениям. Сюда относятся: объективно-эстетическое в природе, обществе, в продуктах материального и духовного производства; эстетическая деятельность, или творчество по «законам красоты»; субъективно-эстетическое, или эстетическое сознание (эстетические чувства, восприятия, потребности, оценки, идеалы и т.д.). В понятие «эстетическое» входит, естественно, и художественная культура.

Эстетическое составляет важнейший элемент человеческой культуры. Генезис, историческое развитие, структура, общественные функции эстетического составляют предмет эстетики как науки, хотя термин «эстетика» введён в научный оборот лишь в XVIII в. Само понятие «эстетическое» – встречается уже у народов Древнего Востока. Правда, оно чаще всего выступало как синоним прекрасного. Поэтому, скажем, в античной культуре и философии функционирует термин «прекрасное» и в широком, и в узком смысле, т.е. и как наиболее общая эстетическая категория, и как прекрасное в собственном смысле слова, в отличие от других эстетических понятий: например, трагического и комического, которые относятся к жанровым характеристикам литературы и искусства. Что касается возвышенного, то и термин и понятие относятся к поздней античности. Категории прекрасного, возвышенного, трагического, комического и ряд других более узких понятий как раз находят своё обобщенное выражение в эстетическом.

 

Прекрасное – наиболее существенная и широкая по объёму эстетическая категория, характеризующая предметы и явления, обладающие высшей эстетической ценностью. Близко к термину «прекрасное» стоит красота. В отличие от прекрасного красота характеризует предметы и явления преимущественно с их внешней и не всегда существенной стороны. Прекрасное же относится к понятиям, в которых предмет и явления раскрываются с точки зрения их сущности, закономерных связей их внутренней структуры и свойств. В категории прекрасное, однако, отражаются не только его объективные основы, но и субъективная сторона, выражающаяся в характере восприятия этих объективных основ, в отношении к ним, в их оценке. В этом смысле говорят о прекрасном как о ценности, ибо оно воспринимается как положительный феномен, вызывающий целую гамму чувств, начиная от спокойного любования и кончая бурным восторгом.

Прекрасное занимает центральное место в структуре эстетического сознания. Чувство красоты, т.е. чувство формы, объема, цвета, ритма, симметрии, гармонии и др. элементарных проявлений объективно-эстетического сознания, сложилось в результате трудовой деятельности человека на основе его психобиологической эволюции. Хронологически это относится к среднему и позднему палеолиту (более сорока тысяч лет до н.э.). Данное заключение делается историками, археологами на основе анализа зачатков художественно-эстетической деятельности человека той поры. Генезис чувства прекрасного нельзя представлять как возникновение самого прекрасного. Его объективные основы и законы существовали и до того, как человек приобрёл способность воспринимать, правильно осознавать и оценивать их.

Дискуссии ведутся обычно относительно красоты природы. Некоторые учёные-эстетики полагают, что природа эстетически нейтральна. На самом деле природу также нужно рассматривать как эстетическую ценность, особенно сейчас, когда стал важным вопрос охраны и рационального использования природных ресурсов.

Говоря об объективных основах красоты, прежде всего красоты неживой и живой природы, мы обнаруживаем также простейшие её проявления: меру, симметрию, гармонию, оптимальность. Симметрию можно наблюдать в кристаллах, в строении насекомых, растений, животных. В живых организмах красота проявляется в их совершенной, целесообразной организации. Эволюционная лестница ведёт нас ко все более глубокому и всестороннему осознанию красоты природы. На вершине эволюционной лестницы находится человек как высшее воплощение красоты. Человек постепенно проникает в существующую гармонию мира, в его упорядоченность, оформленность.

На первых порах эту мировую гармонию человек не всегда улавливает сразу. Некоторые формы живой природы могут показаться уродливыми, несмотря на то что они целесообразны и оптимальны. Отчасти это связано с тем, что некоторые из них могут представлять для человека опасность. И это вызывает негативные чувства. Но в большей степени это объясняется ограниченностью в познании природы как единого целого. Мы часто вырываем живые формы из общей системы развития, и тогда отдельные звенья общей цепи осознаются нами неадекватно. Поэтому исторически сменяющиеся представления о красоте нельзя отождествлять с самими объективными основами природной красоты. Здесь проявляется также действие социальных факторов, которые по-разному сказываются на процессе человеческого познания.

Объективные законы красоты проявляются в творческой деятельности художника. Художник овладевает этими законами и творит в соответствии с ними. Конечно, человек воспринимает красоту природы не как биологическое, а как общественное существо. Природа осваивается человеком через практическую деятельность, а последняя детерминируется социальными факторами. В процессе практического отношения к природе и к другим людям в сознании образуются условные связи между явлениями природы и явлениями общественной жизни. В таком случае те или иные феномены природы могут восприниматься иносказательно в эстетическом плане. Вот этот аспект красоты природных явлений имеет основу не в самих свойствах природы, а в образовавшихся ассоциациях между природными и социальными предметами и феноменами. Однако эту природно-общественную, или, точнее, общественную красоту нельзя универсализировать, ибо сам человек часть природы, в нём пульсирует общий ритм вселенной. Законы природы, так же как и социальные, обусловливают эстетическое творчество. Человек творит не только как «совокупность всех общественных отношений», но и как сила природы. Таковы природные и социальные аспекты категории прекрасного.

Применительно к искусству прекрасное выступает в трёх аспектах. Художественное произведение прекрасно, если оно отвечает следующим требованиям: способствует утверждению гармонии отношений; является правдивым отражением действительности; обладает значительным содержанием, выраженным в адекватной форме, экспрессивно, выразительно, мастерски.

 

Возвышенное – одна из основных (наряду с прекрасным, трагическим, комическим) категорий эстетики, отображающая совокупность природных, социальных и художественных явлений, исключительных по своим количественно-качественным характеристикам и выступающим благодаря этому источником глубокого эстетического переживания – чувства возвышенного. Категорией, полярно противоположной возвышенному, является категория низменного.

В природе возвышенны, например, безбрежные просторы неба и моря, громады гор, величественные реки и водопады, грандиозные явления природы – буря, гроза, полярное сияние и т.д.

Еще больше ярких проявлений возвышенного мы находим в общественной жизни. Они содержатся в выдающихся деяниях как отдельных личностей (великих людей, героев), так и целых классов, масс, народов. Возвышают и воспевают эти свершения и подвиги произведения искусства. В процессе художественного освоения возвышенного сформировался целый ряд специфических жанров искусства: эпопея, героическая поэма, героическая трагедия, ода, гимн, оратория, монументальные жанры живописи, графики, скульптуры, архитектуры и др.

Исключительность возвышенных явлений бывает двоякого рода. Это может быть (а) исключительность внешнего масштаба, превосходящего привычную норму чувственного восприятия, и (б) исключительность внутренняя, смысловая, постигаемая интеллектуально, духовно, опосредствованно. Существует немало явлений, в которых оба эти признака совпадают.

Возвышенным может быть лишь такое явление, которое при всей своей исключительности, мощи и грандиозности не представляет непосредственной угрозы созерцающему его человеку. В противном случае разрушаются сами условия эстетического восприятия.

Субъективное эстетическое переживание возвышенного противоречиво. В нем сочетаются ощущение исключительности воспринимаемого объекта (различные оттенки удивления, восхищения, восторга, благоговения, преклонения, даже робости) и подъем, мобилизация всех сил и высших духовных потенций человека.

Сущность возвышенного раскрывается новыми гранями при сопоставлении его с категорией прекрасного. Признак исключительности присущ и прекрасным предметам. Но под исключительностью здесь подразумевается нечто иное, чем в случае с возвышенным, а именно высшая степень гармонии и совершенства. Прекрасное и возвышенное могут соединяться в одном и том же предмете, дополняя и обогащая друг друга.

Возвышенное проявляется в борьбе человека с природой и в столкновениях противоположных социальных сил. Полное внутреннего напряжения, возвышенное несёт в себе зерно неизбежных противоборств, конфликтов. Не случайно категория возвышенного тесно связана с эстетическими категориями драматического и трагического. Именно в драматических и трагических ситуациях и конфликтах ярко раскрывается подлинный масштаб возвышенного, величие человеческого духа.

Категория возвышенного обнаруживает в присущем ей содержании диалектическое единство эстетического и этического начал.

К возвышенному непосредственно примыкает категория «героическое». И все же полное отождествление этих двух категорий неправомерно. Если героическое всегда возвышенно, то обратное утверждение не всегда справедливо. Когда, например, выдающиеся результаты деятельности достигнуты без преодоления сопротивления враждебных сил, без величайших жертв, тогда перед нами возвышенное, но не героическое.

Возвышенное противостоит обычному, будничному. Но эта противоположность не абсолютна. Исключительность внутреннего значения объекта отнюдь не всегда находит дополнение в исключительности его внешнего масштаба. Поэтому возвышенное может также находить воплощение в явлениях внешне обычных, будничных, но пронизанных высоким значением и смыслом.

Особым, парадоксальным и маргинальным (пограничным) видом возвышенного является феномен т. наз. «мрачного величия», который существует и в природе (безжизненные скалы, пустыня, «белое безмолвие»), и в обществе (например, царь Иван Грозный, шекспировская леди Макбет, гетевский Мефистофель и др.). В этой модификации возвышенного не только отсутствует героическое в истинном смысле этого слова, но, напротив, мы отчетливо видим в нём проявления злой воли. И тем не менее мы не можем не ощущать своеобразную демоническую мощь этих фигур. В подобных случаях содержанием эстетического переживания является, с одной стороны, удивление незаурядностью субъективных качеств (воля, упорство, проницательность, решительность, личное бесстрашие и т.п.), проявленных такими личностями, а с другой – горечь от сознания того, что эти незаурядные человеческие качества оказались подчиненными принципам нравственного зла.

 

Безобразное – категория эстетики, которая обозначает нечто отталкивающее, вызывающее неудовольствие вследствие дисгармоничности, несоразмерности, неупорядоченности, и отражает невозможность или отсутствие совершенства. В отличие от уродливого или некрасивого, безобразное представляет собой не простое отрицание красоты, но в негативной форме содержит представление о положительном эстетическом идеале и выражает скрытое требование или желание возрождения этого идеала.

Безобразное связано с другими эстетическими категориями – прекрасным, возвышенным, комическим, трагическим и осуществляет свои эстетические функции только в связи с этими категориями. В форме уродливого безобразное содержится в комическом (карикатура), в форме ужасного – в возвышенном и трагическом. Как и трагическое, безобразное является воплощением зла, но в отличие от трагического гибель этого зла воспринимается как заслуженная и не вызывает сопереживания.

Безобразное, как и другие эстетические категории, связано с длительной традицией в истории эстетической мысли. Представление о выразительном значении безобразного в искусстве содержится уже у Сократа, который говорил, что благодаря мимесису искусство способно изображать не только положительные, но и отрицательные аффекты. Эта мысль получает развитие в «Поэтике» Аристотеля, где говорится, что подражание снимает отвратительную природу с уродливого и делает его либо эстетически нейтральным, либо даже в какой-то мере привлекательным, доставляющим удовольствие. Аристотель также связывал сферу безобразного с областью комического, определяя смешное как «некоторую ошибку и безобразие, никому не причиняющее страдания и ни для кого не пагубное».

Это понимание связи безобразного и смешного содержится и в эстетике эллинизма. По словам Цицерона, «область смешного ограничивается некоторым (духовным) безобразием и (физическим) уродством». Однако такое безобразие является не абсолютным, а относительным и требует эстетической выразительности, с помощью которой безобразное выявляется «не безобразно».

Широкое включение безобразного в систему эстетических понятий происходит в средние века, где по аналогии с понятиями добра и зла безобразное рассматривается как необходимый элемент прекрасного или контраст к нему.

Искусство и эстетика Возрождения, стремящиеся выразить идею гармонического развития человека, часто обращались к сфере безобразного как к средству контрастного выражения красоты. Категория безобразного широко используется в эстетике просветителей. Э. Берк подчеркивал связь безобразного с возвышенным. Г. Лессинг, полемизируя с эстетикой классицизма, говорил, что предметом искусства должна быть не только идеальная красота, но всё общеинтересное.

Классическая немецкая эстетика рассматривала категорию безобразного в диалектической связи с другими эстетическими категориями. Напротив, эстетика послегегелевского периода (Ф.Т. Фишер) стремилась абсолютизировать безобразное, рассмотреть другие категории как модификацию безобразного.

Особую роль безобразное приобретает и в искусстве и эстетике декаданса (см. Декадентство), где происходят попытки эстетического оправдания уродливого. Искусство декаданса воплощает феномен Дориана Грея: изображение внешней красивости при полной моральной деградации. Такое же отношение к безобразному сохраняется и в искусстве модернизма. В марксистско-ленинской эстетике категория безобразного рассматривается как категория, находящаяся в диалектической противоположности по отношению к прекрасному, вследствие этого в ней опосредствованно передаются представления об эстетическом идеале.

 

Низменное – категория эстетики (антипод возвышенного), отражающая предельно негативные явления действительности и свойства общественной и индивидуальной жизни, которые вызывают у читателя или зрителя соответствующую эмоционально-эстетическую реакцию (презрение и отвращение). Представление о низменном в природе может вызвать, например, неблагоприятное для жизни человека, нездоровая болотистая местность. Таким образом, и критерий низменного в природе имеет своим основанием благо человека. Низменными мы называем тех животных, чей способ существования наиболее отличен от человеческого и поэтому рождает у нас неприятные ассоциации (гиена, шакал, змея, пиявка и т.д.).

Низменное непосредственно граничит с эстетическими категориями безобразного и комического. Эти смежные, пересекающиеся явления находят художественное отображение и оценку в целом ряде жанров искусства (таких, как комедия, сатира, памфлет, эпиграмма, фарс, пародия и др.). Изображение низменного в подлинном искусстве подчинено принципу художественной правды, эстетической и нравственной мере. Художественное разоблачение низменного содействует преодолению его в реальной жизни.

 

Трагическое – одна из основных категорий эстетики, отображающая наличие глубоких объективных противоречий в борьбе человека с природой, в столкновениях противоположных общественных сил, в деятельности и внутреннем мире личности – противоречий, катастрофических по своим последствиям для человека, для защищаемых им гуманистических ценностей, а потому возбуждающих в нас напряженнейшее духовное переживание – трагическое чувство.

Существование трагического начала в человеческой жизни было осознано сначала художественно в мифах и легендах, затем – в жанре трагедии, и уже на этой основе получило теоретическое обобщение в учениях классиков философско-эстетической мысли (Аристотель, Лессинг, Шиллер, А. Шлегель, Гегель, Чернышевский).

Объективную основу существования трагического составляет конкретно-исторический уровень господства человека над силами природы, общественными отношениями и формами жизнедеятельности личности. Иными словами, существует область действительности, где человек в своей деятельности сталкивается с явлениями, не познанными им и не подвластными его воле. Здесь и находится сфера трагического.

Конкретные противоречия человеческой деятельности и существования, могущие приобрести трагический характер, многообразны.

Объективная основа трагического внутренне противоречива. Подлинно трагичен лишь тот человек (соответственно та социальная сила, то общественное явление), который страдает или гибнет, но по своей общей ценности «на весах истории», на путях общественного прогресса заслуживает иной, лучшей участи. И наоборот, гибель того, что вполне её достойно, не заключает в себе никакого внутреннего раздвоения, несоответствия и к области трагического отношения не имеет.

В свою очередь, субъективное трагическое переживание так же противоречиво по своей природе. Это отметил уже Аристотель в «Поэтике», указав, что производимый трагедией катарсис («очищение подобных страстей» в душе зрителя) совершается посредством сочетания противоположных чувств – сострадания и страха.

Лишь в результате длительного, многовекового развития, в особенности благодаря художественному освоению средствами искусства, такие глубокие, негативные человеческие эмоции, как страдание и страх, смогли превратиться со временем в одно из самых высоких, сложных и одухотворённых эстетических переживаний – трагическое чувство.

Категория трагического находится в тесной связи с эстетическими категориями прекрасного, возвышенного, с понятиями гармонии и дисгармонии, а также с рядом важнейших категорий этики – «героическое», «добро и зло», «справедливость», «совесть», «ответственность», «вина» и др. Ведь то же сострадание, без которого нет трагического, есть одно из проявлений человечности, нравственности. Глубиной лежащих в его основе объективных противоречий, непримиримостью внутренних противоположностей трагическое противостоит внешней остроте мелодраматического.

Обнажая глубинные закономерности общественного развития, наглядно выявляя ещё не решенные задачи и вдохновляя людей на их разрешение, трагическое заключает в себе огромный познавательный и воспитательный (этико-эстетический) потенциал.

 

Комическое (от греч. kǒmikos – смешной) – одна из основных эстетических категорий, отражающая жизненные явления, характеризующиеся внутренней противоречивостью, несоответствием между тем, чем они являются по существу, и тем, за что они себя выдают. Это несоответствие Н.Г. Чер- нышевский определил как выражение «пустоты и ничтожества, прикрывающегося внешностью и имеющего притязание на содержание и реальное значение». Это может быть несоответствие цели и средства, усилий и результата, возможностей и претензий в действиях людей и т.д.

В комическом отображаются социальные явления, образ жизни, деятельности, поведения людей и т.д., которые находятся в противоречии с объективным ходом истории, поэтому они оцениваются отрицательно и достойны осмеяния. Комическое, таким образом, является специфической формой раскрытия и оценки общественных противоречий. Оттенки комического крайне многообразны: юмор, ирония, сатира, сарказм. Комическое встречается практически во всех видах искусства, реализуясь в различных жанрах: комедия, сатира, пародия, эпиграмма, фарс, карикатура, шарж. В комическом сконцентрирован многообразный опыт общественного сознания, осваивающего и познающего мир со стороны его негативных проявлений, в особенности мир социальный, в соотношении с общепринятыми нормами и ценностями.

Комическое как феномен культуры имеет конкретно-исторический характер. Комедия развивалась из различных ритуальных действий, народных обычаев и празднеств, из тех игровых сценок с использованием песен и включением тем из повседневной жизни, которыми сопровождались древние культы. Вершиной развития античной комедии является творчество Аристофана. Его комедии носят гротескный, буффонадный и нередко фантастический характер. По своему содержанию это памфлеты на политические, на литературные или нравственные сюжеты. В «Облаках», например, уничтожающим и остроумным насмешкам подвергается Сократ, вся философия софистов. Расцвет комического искусства Рима связан с именами Плавта и Теренция. Римская комедия в значительной степени теряет политическую остроту своего греческого образца. Писались комедии и на местные темы, была распространена пантомима. Сатира в Риме, наряду с эпиграммой, становится излюбленным комическим жанром. В средние века были распространены простонародные формы комического искусства: моралите, фарс. Эти пьесы исполнялись бродячими актерами, были насыщены импровизацией, комические ситуации были относительно постоянными и строились на обмане, хитрости, мистификации. В Италии такой характер носила комедия дель арте, в Германии – шванки, в России сходную роль играли скоморохи. Жонглёры, шпильманы, скоморохи, потешники – основные герои средневековых маскарадов, карнавалов, праздничных процессий (праздника дураков во Франции, «корабля дураков» в Англии и т.п.).

Эпоха Возрождения придала комическим жанрам большее разнообразие, глубину, признала их законность как культурного явления, сняв с них ограничения и запреты со стороны официальной религии. Шекспир и Бен Джонсон в Англии; Сервантес, Лопе де Вега, Кальдерон в Испании; Рабле во Франции и др. – все они уже не ограничиваются поверхностным осмеянием отдельных явлений повседневной жизни, а создают образцы комического искусства в современном смысле слова. Каждый из этих образцов воплощает свой особый оттенок К.

Новый этап в развитии комического искусства представляет комедия эпохи классицизма, которая противопоставлялась трагедии, но, как и последняя, подчинялась строгим нормам. Эта нормативность, однако, не помешала Мольеру создать свои шедевры. Творчество Бомарше знаменует поворот в истории комического, обращение к комическому искусству восходящего класса буржуазии. Россия XVIII – XIX вв. необыкновенно богата комическими талантами: Фонвизин, Грибоедов, Гоголь, Островский, Салтыков-Щедрин, Достоевский, Сухово-Кобылин и др. Непревзойденным образцом по глубине воздействия, разнообразию и тонкости оттенков и переходов от комического к серьёзному может быть названо искусство Гоголя. В изобразительном искусстве особое распространение получили карикатура, шарж, использующие гротеск, преувеличение. Многие видные художники работали в этом жанре: Ф. Эффель, Х. Бидструп, Кукрыниксы и др.

Параллельно с искусством комического развивались и соответствующие эстетические теории. Для Аристотеля «смешное есть некоторая ошибка и уродство, но безболезненное и безвредное». Однако позднейшая античная комедия выходит за рамки этого определения. В средневековой Европе комическое отрицательно оценивается официальной церковной идеологией и вытесняется в народную «карнавальную» культуру. Эстетические теории Возрождения подчеркивают момент удовольствия от комического, его объективный характер. Классицизм (Буало) превратил высказывания Аристотеля в каноны. Мыслители просвещения (Дидро, Лессинг и др.) выступили против жестокого разделения жанров по этому основанию, за демократизацию искусства и за его нравственное воздействие на зрителя. Немецкая классическая философия существенно углубила понимание комического. Кант определял смех как «аффект от внезапного превращения напряжённого ожидания в ничто». Гегель впервые в истории философии дал объяснение, почему тот или иной жанр расцветает в определённую эпоху, а затем угасает или канонизируется. Наиболее широкой категорией для него было «смешное», т.е. все, что может вызвать смех. Комическое он относил только к аристофановской комедии, в которой дух свободно царит над противоречиями действительности. Сатира, по Гегелю, находит своё настоящее место в прозаическом Риме, где царит дух абстракции и мертвого закона. Случайность субъективности, раздутой до уровня важнейших целей, принимаемых субъектом всерьёз, – такова основа комического контраста, по Гегелю.

 

Контрольные вопросы

1. Что общее и что отличное вы находите в разных типах ценностного отношения к действительности: эстетическом, нравственном, правовом, религиозном, утилитарном и т.д.?

2. Каковы основные (атрибутивные) признаки эстетического отношения человека к действительности?

3. Что является объективной детерминантой прекрасного?

4. Каково содержание и смысл законов красоты?

5. Проанализируйте соотношение прекрасного с такими эстетическими категориями, как безобразное, возвышенное и низменное.

6. Почему Г. Гегель считал, что трагические герои столь же виновны, как и невинны?

7. Как вы понимаете мысль К. Маркса о том, что человечество должно весело расставаться со своим прошлым?

 

Темы докладов и рефератов

1. Основные категории эстетики, их содержание и форма.

2. Прекрасное, возвышенное, безобразное, низменное, трагическое, комическое в природе, человеке и обществе. Эстетическое и художественное – общее и особенное.

3. Искусство как воплощение эстетического.

 

Литература

Борев Ю. Эстетика: В 2-х т. Смоленск, 1997.

Гулыга А.В. Принципы эстетики. М., 1987.

Зись А. Искусство и эстетика. М., 1967.

Краткий словарь по эстетике. М., 1980.

Савилова Т.А. Эстетические категории. Киев-Одесса, 1977.

Яковлев Е.Г. Эстетический вкус как категория эстетики. М., 1986.


ТЕМА 2. ЭСТЕТИЧЕСКОЕ СОЗНАНИЕ: СУЩНОСТЬ И СТРУКТУРА. СПЕЦИФИКА И ВИДЫ ЭСТЕТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

 

Вопросы для обсуждения

 

1. Специфика и структура эстетического сознания.

2. Эстетическое чувство. Эстетический вкус. Эстетический идеал.

3. Особенности, цели и виды эстетической деятельности.

4. Эстетическая и художественная деятельность. Понятие дизайна

и технической эстетики.

 

Эстетическое чувство – следствие субъективной эмоциональной реакции человека на объективные выразительные формы природной и общественной реальности, которая оценивается и переживается в соответствии с представлениями субъекта о красоте. В тех случаях, когда красота объекта, так же как и слияние его содержания с выразительной формой, совпадает с представлениями субъекта о должном, у него возникает то особое эстетическое наслаждение, которое и закрепляет соответствующее чувство. Эстетическое чувство – основной компонент исторически обусловленного общественного эстетического сознания, которое, в свою очередь, оказывает непосредственное воздействие на формирование индивидуальных эстетических чувств.

В эстетических чувствах концентрируется не только многосторонний чувственный опыт человека, сверх того, в них находит своё отражение переживание освоенных личностью ценностей культуры. Поэтому сформировавшиеся эстетические чувства следует рассматривать как чувственно-теоретический срез реальных ценностей объективного мира и субъективных ценностей человека, составляющих реальность сознания личности. Эстетическое чувство не только концентрирует, но и целенаправляет самые разнородные отношения человека к действительности с позиций сознания и даже неосознанных, в первую очередь чувственно опосредованных личностных представлений о прекрасном желаемом будущем. Вполне понятно, что без действенного развития эстетического чувства не может осуществиться процесс всестороннего и гармонического совершенствования человека, только на их основе складываются эстетические потребности, вкусы и идеалы.

 

Эстетический вкус – способность адекватного освоения эстетических качеств действительности, выражающаяся в системе непосредственных эмоциональных оценок. В процессе эстетического восприятия и деятельности эстетический вкус проявляется чрезвычайно широко. Он даёт о себе знать в любой творческой деятельности, в быту, в поведении людей.

Характерная черта эстетического вкуса заключена в непосредственном его проявлении; это – чувственная реакция субъекта на то, с чем он взаимодействует. Прежде всего, вкус – это «способность судить о красоте» (И. Кант).

Эстетический вкус представляет собой диалектическое единство общего, особенного и единичного, общественного и личного, коллективного и индивидуального.

Самые первоначальные градации вкуса: нравится – не нравится, красиво – не красиво. Вполне понятно, что данная импульсивная реакция, приобретающая значение невысказанной оценки, имеет тенденцию усложняться и в конечном счёте осознаваться личностью. Она оказывает непосредственное воздействие на поступки и на переживания человека. Эстетический вкус регулирует его эмоциональные реакции. Опосредствовано он воздействует и на интеллектуальную жизнь субъекта. «Только вкус, – отмечал Ф. Шиллер, – вносит гармонию в общество, так как он создаёт гармонию в индивиде. Все другие формы представления разделяют человека, ибо они основываются или исключительно на чувственной, или на духовной части его существа; только представления красоты делают человека цельным, ибо они требуют согласия двух его натур».

Обладая эстетическим вкусом, человек рассматривает окружающий его мир и себя прежде всего с учётом основных эстетических категорий, таких, как прекрасное и безобразное, возвышенное и низменное, трагическое и комическое.

 

Эстетический идеал (фр. ideal от греч. idea – образец, образ, норма) – исторически конкретное, чувственное представление или понятие о должном как прекрасном, материализуемое в искусстве, в практике общественной жизни и производственной деятельности людей. Эстетический идеал, как правило, органически связан с теми или иными сторонами и чертами исторически изменчивого общественного идеала.

Представления об идеальных сторонах жизни, о самом эстетическом идеале зачастую отображаются в лирических стихах, в пейзажах, натюрмортах, музыкальных пьесах, программах симфоний. В опосредованном виде позитивный идеальный настрой произведений каждый раз находит своеобразное выражение в методе художественного творчества (романтизм, реализм и т.д.). Этому же выражению в той или иной мере служит и форма художественных произведений. Она может героизировать, наделять мыслимым совершенством реальность жизни (классицизм), поэтизировать по сути прозаическую её обыденность (романтизм, отдельные проявления символизма в различных видах искусства). В то же время реалистическое искусство, как правило, вскрывает конкретные противоречия действительности, даёт правдивое изображение положительных сил эпохи.

Основополагающее значение идеала в искусстве и самой жизни подтверждает его место в системе ведущих категорий эстетики. По существу, эстетический идеал сливается с представлением о прекрасном, тогда как его отсутствие вызывает представление о безобразном и низменном, комическом и трагическом. В своём высшем значении эстетический идеал отображает возвышенное и героическое.

 

Эстетическая деятельность – понятие, отражающее формы и проявления человеческой деятельности, детерминированные эстетической потребностью.

Эстетическая деятельность формируется на основе чувственно-образного мышления. В этом процессе участвуют воображение, способность к эмоциональному реагированию, общению, опережающему отражению действительности, предвидению и целеполаганию. Эстетическая деятельность Развивалась как часть трудовой деятельности человека. она выделяется в относительно независимую форму в процессе разделения труда. В эстетической деятельности, как и в трудовой, могут быть выявлены предмет, субъект, средства и результат деятельности.

В процессе исторического развития эстетической деятельности выкристаллизовались её основные типы. Это – тип коллективной эстетической деятельности (ремесло, народная архитектура, обрядовый, игровой и устный фольклор) и искусство, индивидуальный по своему характеру тип эстетической деятельности.

В историческом движении форм и типов эстетической деятельности её традиционные формы и искусство представляют две стадии. Возникнув из нужд общественной практики, эстетическая деятельность первоначально развивается как специфически коллективная форма духовно-практической деятельности. Здесь начинают разрабатываться собственные выразительные средства эстетической деятельности, но только на второй стадии, в искусстве, эстетическая деятельность организуется и обретает в художественном творчестве специфическую технологию.

Эстетическая деятельность принимает конкретно-исторические формы в зависимости от своеобразия конкретных социально-культурных условий. Функциональная связь эстетической деятельности с потребностями общественного развития носит сложный опосредствованный характер.

Эстетическая деятельность формирует самого субъекта деятельности, развивает его способности как общественного существа.

 

Контрольные вопросы

1. В чём проявляется специфика эстетического сознания?

2. Каковы критерии оценки развитости эстетического вкуса?

3. Как в эстетическом идеале сочетается идеальное и реальное, сущее

и должное, прошлое, настоящее и будущее?

4. Каковы цель и особенности эстетической деятельности?

5. В чём отличие и схожесть художественной и эстетической деятельности?

6. Что служит критерием для выделения видов эстетической деятельности?

7. В чём специфика дизайна как вида эстетической деятельности?

 

Темы докладов и рефератов

 

1. Теоретический и обыденный уровни эстетического сознания.

2. Искусство как главное средство формирования эстетического чувства.

3. Соотношение эстетической и художественной деятельности.

4. Дизайн как вид эстетической деятельности.

 

Литература

Аронов В.Р. Дизайн и искусство. Сер. «Эстетика». М., 1984. №2.

Асмус В.Ф. Вопросы теории и истории эстетики. М., 1968.

Зись А. Искусство и эстетика. М., 1967.

Ларин Е.А. Эстетическое воспитание. Мн., 1992.

Лихачёв Д.С. Очерки по философии художественного творчества. СПб., 1996.

Лотман Ю.М. Об искусстве. СПб., 1998.

Полях Е.А. Постлюдернизм и дизайн // Вестн. Моск. ун-та. Сер. Философия. 1998. № 5.

Рытникова Л.А. Эстетическое сознание: сущность и специфика. М., 1985.

Худушин Ф.С. Эстетический идеал. М.,1985.

 

ТЕМА 3. СУЩНОСТЬ, ПРИРОДА И СОЦИАЛЬНЫЕ ФУНКЦИИ ИСКУССТВА. ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ОБРАЗ

 

Вопросы для обсуждения

 

1. Происхождение и социальная сущность искусства.

2. Социальные функции искусства.

3. Художественный образ как форма познания действительности в искусстве.

4. Особенности художественного образа.

 

Искусство возникло на базе развившихся в рамках непосредственно практической деятельности эстетических потребностей и эстетических способностей человека. Социальная сущность искусства заключается в том, что художественное развитие общества представляет собой естественно- исторический процесс, то есть его развитие выявляет некоторые характерные закономерности, сопряжённые с определёнными периодами становления человеческой культуры.

Искусство полифункционально. Все его функции взаимосвязаны, поскольку произведение искусства существует как целостное явление, предполагающее целостное восприятие.

Функции искусства (от лат. functio – исполнение, осуществление) – роль, которую выполняет искусство в жизни человека и общества. Искусство отражает жизнь человека в нераздельности её природных, социальных и личностных моментов. Отсюда вытекает многообразие его функций как по отношению к отдельному человеку (зрителю, слушателю), так и их множеству, составляющему публику, а через неё – к обществу в целом. Многообразие функций свойственно и науке, но в искусстве оно получило более разностороннее развитие в силу его способности давать целостную картину мира.

Говоря о системности функций искусства, мы прежде всего должны отметить то системообразующее начало, объединяющее все его функции, каким является эстетическая функция. Именно в эстетической функции выражается та неразрывность содержания и формы духовного и материального, без которой не может быть ни красоты, ни художественного образа. Поэтому все функции искусства проходят через эстетическую, хотя сама она в чистом виде не существует. Содержание и форма в искусстве всегда едины, хотя в восприятии можно акцентировать одну из сторон этого единства. В тот момент, когда мы переносим внимание с содержания на форму или с формы на содержание, как раз и проявляется его эстетическая функция как свидетельство одухотворённости художественной плоти и материализованности её идей. Так, самой своей организацией произведение искусства снимает «слепок» со своего главного предмета воспроизведения – человека, в котором душевные процессы погружены в телесные, а телесные – одухотворены. Но человек – это не просто индивид, это ещё и его мир – область материальной и духовной культуры. Поэтому и мир искусства, воспроизводя эту особенность мира человека, представляет собой систему, в которой произведения одних видов больше тяготеют к духовной культуре, а других – к материальной: притом что эстетическая функция не позволяет ни одному из них стать только духовным или только материальным явлением.

Среди функций искусства можно выделить – духовные и практические (социально-организующие). Благодаря первым мы получаем возможность яркого эмоционального познания природы, истории и современной жизни общества. Искусство вводит нас в глубины человеческой души, раскрывает её тайны, воспитывает нравственно и политически. Другой род функций искусства направлен на то, чтобы организовать труд и быт, создавать радостную социально-психологическую атмосферу на работе, улице, дома, окружать человека комфортом. Ведь какими бы вещами он ни пользовался, но, если к ним прикоснулись руки художника, эти вещи приобретают эстетический характер и требуют особого любовного и бережного отношения к себе, точно так же как живопись и фотография учат любоваться природой, развивают способность замечать в ней эмоциональный, «человеческий» аспект.

Воспроизводя целостно человеческую культуру, искусство выполняет ещё одну функцию – коммуникативную (вернее, их набор), т. к. без общения не может быть никакой деятельности. При этом характер общения, деловой или дружеский, служебный или развлекательный, определяет разные коммуникативные функции.

Функции искусства, таким образом, делятся на четыре рода. Первый род связан со способностью произведений искусства быть носителями социальной информации, поэтому их можно назвать познавательными. Второй связан с их принадлежностью к предметной среде, окружающей человека. Их можно назвать практическими или социально-организующими. Третий род – коммуникативные функции. Они переводят вышеуказанные функции из ограниченного в общекультурный контекст. И наконец, эстетическая функция искусства фиксирует его общечеловеческий, антропологический аспект, воздействие искусства на человека в целом, в единстве всех его сторон.

 

Художественный образ – один из важнейших терминов эстетики и искусствознания, который служит для обозначения связи между действительностью и искусством и наиболее концентрированно выражает специфику искусства в целом. Художественный образ обычно определяют как форму или средство отражения действительности в искусстве, особенностью которого является выражение абстрактной идеи в конкретной чувственной форме. Такое определение позволяет выделить специфику художественно-образного мышления в сравнении с другими основными формами мыслительной деятельности.

Подлинно художественное произведение всегда отличается большой глубиной мысли, значительностью поставленных проблем. В художественном образе, как важнейшем средстве отражения действительности, сосредоточены критерии правдивости и реалистичности искусства. Соединяя реальный мир и мир искусства, художественный образ, с одной стороны, даёт нам воспроизведение действительных мыслей, чувств, переживаний, а с другой – делает это с помощью средств, характеризующихся условностью. Правдивость и условность существуют в образе вместе. Поэтому яркой художественной образностью отличаются не только произведения великих художников - реалистов, но и те, которые целиком построены на вымысле (народная сказка, фантастическая повесть и др.). Образность разрушается и исчезает, когда художник рабски копирует факты реальности или когда он полностью уклоняется от изображения фактов и тем самым порывает связь с действительностью, сосредоточившись на воспроизведении своих различных субъективных состояний.

Таким образом, как результат отражения действительности в искусстве, художественный образ представляет собой продукт мысли художника, однако мысль или идея, заключённые в образе, всегда имеют конкретно-чувственное выражение. Образами называют как отдельные выразительные приёмы, метафоры, сравнения, так и целостные структуры (персонажи, характеры, произведение в целом и т. п.). Но сверх этого существует и образный строй направлений, стилей, манер и т. д. (образы средневекового искусства, Возрождения, барокко). Художественный образ может быть частью произведения искусства, но может быть и равным ему и даже его превосходить.

Особенно важно установить взаимосвязь между художественным образом и художественным произведением. Иногда они рассматриваются в аспекте причинно-следственных связей. В этом случае художественный образ выступает как нечто производное от художественного произведения. Если произведение искусства – это единство материала, формы, содержания, т. е. всего того, с чем работает художник для достижения художественного эффекта, то художественный образ понимается лишь как пассивный результат, фиксированный итог творческой деятельности. Между тем деятельностный аспект в равной мере присущ как художественному произведению, так и художественному образу. Работая над художественным образом, художник часто преодолевает ограниченность первоначального замысла и порой материала, т. е. практика творческого процесса вносит свои поправки в самую сердцевину художественного образа. Искусство мастера здесь органически слито с мировоззрением, эстетическим идеалом, которые выступают основой художественного образа.

Основными этапами, или уровнями, формирования художественного образа являются: образ-замысел, художественное произведение, образ-восприятие. Каждый из них свидетельствует об определённом качественном состоянии в развитии художественной мысли. Так, от замысла во многом зависит дальнейший ход творческого процесса. Именно здесь происходит «озарение» художника, когда будущее произведение «вдруг» представляется ему в главных чертах. Конечно, это схема, но схема наглядная и образная. Установлено, что образ-замысел играет одинаково важную и необходимую роль в творческом процессе как художника, так и учённого.

Следующий этап связан с конкретизацией образа-замысла в материале. Условно его называют образ-произведение. Это такой же важный уровень творческого процесса, как и замысел. Здесь начинают действовать закономерности, связанные с природой материала, и только здесь произведение получает реальное существование.

Последним этапом, на котором действуют свои законы, является этап восприятия художественного произведения. Здесь образность не что иное, как способность воссоздать, увидеть в материале (в цвете, звуке, слове) идейное содержание произведения искусства. Это умение видеть и переживать требует усилия и подготовки. В известной мере восприятие – это сотворчество, результатом которого является художественный образ, способный глубоко взволновать и потрясти человека, одновременно с этим оказать на него огромное воспитательное воздействие.

 

Контрольные вопросы

1. В чём проявляется социальная сущность искусства?

2. Каковы социальные закономерности развития искусства?

3. Какие социальные функции искусства наиболее актуальны в современном обществе?

4. Что такое художественный образ? Каковы черты художественного образа?

5. Чем отличается понятие «художественный образ» в искусстве от понятия «художественный образ» в философии?

6. Как понимать самодвижение художественного образа?

7. Что такое индивидуальная определённость художественного образа?

8. Раскройте единство объективного и субъективного, эмоционального и рационального в художественном образе?

9. В чём проявляется условность искусства?

 

Темы докладов и рефератов

1. Искусство как социальный феномен.

2. Полифункциональность искусства.

3. Образ – «субъективная картина объективного мира».

 

Литература

Давыдов Ю.Н. Искусство как социологический феномен. М., 1968.

Золотарёва П.Р. История искусств: Художественная картина мира. Караганда, 1996.

Лившиц М.А. Карл Маркс: Искусство и общественный идеал. М., 1979.

Лунин И.П. Искусство как социальный феномен. М., 1984.

Розин В. Визуальное восприятие в современной культуре // Alma mater. 1998. № 7.

Социальные функции искусства и его видов. М., 1980.

Столович Л.Н. Красота. Добро. Истина: Очерк истории эстетической аксиологии. М., 1994.

Филипьев Ю.А. Искусство в системе человеческих ценностей. М., 1996.

Эстетика: Словарь. М., 1990.

 

 

ТЕМА 4. СОДЕРЖАНИЕ И ФОРМА ХУДОЖЕСТВЕННОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ. МОРФОЛОГИЯ ИСКУССТВА

 

Вопросы для обсуждения

 

1. Художественное произведение и его содержание.

2. Форма, её компоненты и материал.

3. Взаимодействие содержания и формы.

4. Проблема классификации видов искусства.

5. Синтез искусства.

 

Художественное произведение – результат творчества в сфере искусства и предмет художественного восприятия, специфической человеческой деятельности. Художественное произведение обладает определённым уровнем законченности и выразительности, соответствия полноценного содержания и формы, способностью воздействовать на зрителя, слушателя, читателя.

Граница между произведением искусства и продуктом природы не всегда отчётливо обозначена (в садово-парковом творчестве, зодчестве, монументально-мемориальных памятниках и т. д.). Противоположностью подлинного искусства являются произведения псевдоискусства: низкого художественного качества, дурного, вульгарного вкуса, иллюстративно-рационалистические подделки под искусство. С другой стороны, высокое качество предметов утилитарно-прикладного характера может приблизить их к разряду произведений искусства.

Принципы создания художественного произведения исторически меняются: наряду с классической уравновешенностью и соразмерностью в искусстве есть немало произведений с ярко выделенной образно-смысловой и формальной доминантой, оттеняющей другие компоненты в силу определённой содержательно-экспрессивной задачи; наряду с ярко выраженной законченностью и отшлифованностью в деталях художественной выразительностью обладает и произведение со следами внешней незавершённости и некоторой неотделанности (ср. ранних и поздних Микеланджело и Ге). Классическая эстетика утверждала, что целостность искусства должна производить впечатление естественности и непреднамеренности, а произведение восприниматься как нечто сделанное и одновременно как естественно природное, непроизвольное явление. Не случайно возникла аналогия между феноменом художественного произведения и живым организмом.

Таким образом, художественное произведение – особый социально-культурный предмет или процесс материально-духовного порядка, в котором зафиксированы результаты специфической духовно-практической и познавательно-ценностной деятельности.

 

Художественное содержание – идейно-эмоциональная, чувственно-образная сфера значения и смысла, адекватно воплощённая в художественной форме и обладающая социально-эстетической ценностью. Содержание искусства находится в нём самом, а не вне его, оно возникает лишь в результате законченного творческого акта как система образных смыслов, находящихся друг с другом и с формой воплощения в единстве, и не может быть сведено к одному из своих компонентов. Содержательность музыки несомненна, но более специфична, чем у других видов искусства.

Хотя в организации художественного содержания, которое должно произвести эстетическое впечатление на зрителя, нет незначительных компонентов, тем не менее имеются основания говорить об определяющей, доминирующей роли в нём таких уровней, как идея художественная, тема художественная, пафос, тенденция, эстетическая оценка, характер, лирический герой и лирическое переживание. Посредством этих звеньев осуществляется связь искусства с жизнью.

Содержание, по Гегелю, есть не что иное, как переход формы в содержание, а форма – переход содержания в форму. Применительно к историческому развитию искусства это положение означает, что художественное содержание постепенно формализуется и «оседает» в жанрово-композиционных пространственно-временных структурах, а затем снова вливается в актуальные содержательные пласты нового художественного процесса, влияя на них и преобразуя. По отношению к структуре художественного произведения это означает, что принадлежность тех или иных компонентов к содержанию или к форме относительна: каждый из художественных уровней будет формой по отношению к вышестоящему и содержанием по отношению к низшему уровню, кроме того, в искусстве имеются сращения формы и содержания (сюжет, конфликт, предметная изобразительность, пространственно-временная сфера и т. п.), наконец, в художественном произведении все уровни и компоненты взаимно «высвечивают» друг друга.

Последняя особенность, а главное, образная природа искусства определяет такое его атрибутивное свойство, как многозначность, т. е. способность художественного содержания нести в себе массу дополнительных смыслов, которые невозможно сформулировать понятийно, создавать особый подтекст и контекст внутренних сцеплений, по-разному звучать в различных социально-культурных ситуациях, открываться одному и тому же человеку всё новыми и новыми аспектами. Вместе с тем многозначность содержания не безгранична: в социально, эстетически жизненно важных его сторонах истинный художник не хочет быть понятым превратно, он целеустремлён и определён. Многозначность введена в определённые «берега» замыслом автора и целостной природой произведения: влияние различных художественных компонентов друг на друга, их «взаимовысвечивание» придают Х. с. ясность и определённость, сконцентрированную в художественной идее.

Содержание искусства рождено своим временем и обращено к нему, однако в нём всегда присутствует культурно-историческая память народа, а также ориентация на высшие нетленные духовные ценности человечества. Пропорции традиционного и актуального художественного содержания различны в различных культурно-художественных регионах, стилях и жанрах, на различных этапах исторического развития (ср. народное и профессиональное искусство, западноевропейское искусство средневековья и Нового времени; балет и кинематограф, оперу и роман и т. д.).

В содержании искусства запечатлён определённый тип эстетического отношения к действительности и человеку, эстетический идеал времени и художника, оно проникнуто эстетическим пафосом возвышенного, трагического, комического, драматического, идиллически-сентиментального, героико-романтического, лирического и т. п. характера. Эта эстетическая наполненность и специфичность содержания отвечает глубинной функции искусства как ничем не заменимого средства воздействия на целостный внутренний мир человека путём гармонизации и катарсиса.

 

Художественная форма (лат. forma – наружный вид) – в широком смысле – это структура, организация, внешнее выражение художественного содержания; в более узком – приведённая к единству совокупность художественных средств в отдельном произведении (целостная художественная форма). Первое значение смыкается с понятием «язык художественный». Одни уровни непосредственно обусловлены духовно-образным содержанием и направлены на социально-ценностные аспекты действительности – это так называемая внутренняя форма (структурно-композиционный, жанрово-конструктивный аспекты искусства). Другие мотивированы материалом искусства и тяготеют к нему – т. наз. внешняя форма (конкретно-чувственные средства: красочный мазок, штриховка, звучащая речь, темп, фактура художественной поверхности и т. п.). Внутренняя форма – это по преимуществу общ


<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Список використаної та рекомендованої літератури. Нормативні документи (І-ІІ) | Новая задача школы — научить учиться всю жизнь

Дата добавления: 2015-11-05; просмотров: 1544 | Нарушение авторских прав


Рекомендуемый контект:


Похожая информация:

Поиск на сайте:


© 2015-2019 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.055 с.