Тема | Вид, название и краткое содержание задания | Планируемые часы на выполнение задания | Интернет-источни-ки | Форма отчетности и контроля |
Предмет социологии | Ознакомиться с материалами сайта. | Ресурс доступа http://sociology2015.ru/index/0-26 | Подготовить схему ответа. | |
Становление и развитие социологии | Проанализировать отрывок работы О. Конта «Курс позитивной философии». | Ресурс доступа http://www.sociology.mephi.ru/docs/sociologia/html/kont_positive_philosophy.html | Подготовить сообщение. | |
Социальная система и ее элементы | Проанализировать материалы сайта. | Ресурс доступа http://www.vuzlib.net/beta3/html/1/26235/26255/ | Подготовить опорный конспект. | |
Социальная структура | Проанализировать вторую и четвертую главы работы Р. Мертона «Социальная теория и социальная структура». | Ресурс доступа http://socioline.ru/node/979 | Подготовить миниреферат | |
Социальные организации и социальные институты | Ознакомиться с материалами сайта. | Ресурс доступа http://sociology2015.ru/index/0-26 | Подготовить сообщение на практическое занятие. | |
Социология культуры | Изучить отрывок из книги В.Я. Звездина «Социология культуры». | Ресурс доступа http://socioline.ru/node/412 | Подготовить сообщение на практическое занятие. | |
Социология личности | Ознакомиться с работой В.Б. Ольшанского «Социология личности в России» | Ресурс доступа http://www.ecsocman.edu.ru/data/000/699/1219/019Glava16.pdf | Подготовить сообщение на практическое занятие. | |
Социальные изменения и движения | Познакомиться со статьей Е. В. Крюковой «Новые социальные движения в современной России: проблемы и перспективы». | Ресурс доступа http://club.fom.ru/books/Krukova-ps-thesis.doc | Подготовить сообщение на практическое занятие. | |
Социология девиантного поведения и преступности | Проанализировать главы из монографии Д.А. Ли «Преступность как социальное явление». | Ресурс доступа http://crimestudy.ru/smartsection.item.3/lee_crime_as_social_object.html | Подготовить сообщение на практическое занятие. | |
Эмпирическая социология и ее методы | Проанализировать главу «Эмпирическая социология» работы В. Плахова «Западная социология», | Ресурс доступа http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Sociolog/Plah/_05.php | Подготовить сообщение на практическое занятие. |
Вопросы для подготовки к экзамену по дисциплине "Социология"
1. Основные проблемы выявления предметного поля социальной философии
2. Специфика предмета социологии
3. Уровни социологического знания
4. Социально-философские идеи Античности и Средних веков
5. Социально-философские идеи эпохи Возрождения и Нового времени
6. Становление теоретической социологии: социология О. Конта
7. Органическая социология Г. Спенсера
8. Социологизм Э. Дюркгейма
9. Понимающая социология М. Вебера.
10. Марксистская социология.
11. Основные школы российской социологии.
12. Зарубежная социология ХХ века
13. Социальная система и ее элементы.
14. Система культуры. Ценностное наполнение культуры.
15. Культурная норма и ее виды.
16. Понятие социальной структуры в широком и узком смысле. Классовая структура общества.
17. Понятие социальной структуры в широком и узком смысле. Классово-статусная структура общества. Теория стратификации.
18. Социальные группы и их виды.
19. Этнические социальные группы.
20. Понятие личность в социологии. Личность и общество.
21. Социализация личности и этапы этого процесса.
22. Марксистская теория личности. Ролевая концепция личности.
23. Социальная организация и ее элементы.
24. Институционализация отношений и взаимодействий.
25. Семья как социальный институт.
26. Характер и содержание социальных изменений.
27. Социальная мобильность как социальное изменение.
28. Понятие и виды социальных движений.
29. Основные теории, раскрывающие природу социального конфликта
30. Формы, ресурсы и стадии конфликта
31. История и предмет экономической социологии
32. Социальные связи и взаимодействия в экономической сфере
33. Экономическое сознание и проблемы его зрелости в современной России
34. Понятие девиантного поведения и его виды
35. Социологические теории девиантного поведения
36. История прикладной социологии.
37. Социальный факт как основа прикладного социологического исследования.
38. Проблема репрезентативности прикладного социологического исследования.
39. Программа эмпирического исследования, ее основные разделы.
40. Методы эмпирической социологии.
Глоссарий
Аккультурация - процесс взаимопроникновения и взаимовлияния обычаев и традиций, распространения культурных ценностей из одних социальных центров в другие.
Анализ документов – один из методов социологического исследования, позволяющий получать сведения о прошедших событиях, изучая документы.
Анкетный опрос – наиболее распространенный метод социологического исследования; позволяет собирать информацию с помощью опросных листов с заранее сформулированными вопросами.
Аномия - кризисное, болезненное состояние общества, характерное для переходных и кризисных периодов общественной жизни, когда старые ценности и нормы перестают действовать, а новые еще не утвердились.
Антипозитивизм – одно из направлений в социологии; его представители выступали за исследование социальной жизни на основе понимания и допустимости субъективных оценок, полагая, что у социологии свои особые методы познания, отличные от методов познания у наук о природе.
Аскриптивный статус - см. Приписанный статус.
Аттитюд - относительно устойчивая система убеждений, относящихся к какому-то объекту и имеющих своим результатом оценку этого объекта.
Базис - совокупность производительных сил и производственных отношений.
Большая социальная группа – (умозрительное) объединение большого количества людей по наиболее общим признакам. К большим социальным группам можно отнести: 1) этнические общности (расы, нации, народности, племена), 2) социально-территориальные общности (совокупности людей, постоянно проживающих на определенной территории, формирующиеся на основе социально-территориальных различий, обладающих сходным образом жизни), 3) социально-демографические общности (совокупности, выделяемые по половозрастным признакам), 4) социальные классы и социальные слои (совокупности людей, имеющих общие социальные признаки и выполняющих сходные функции в системе общественного разделения труда).
Взаимодействие социальное - любое действие, в ходе которого внешние акты или психологические акты одного социального агента вызывают ответную реакцию другого социального агента в виде его внешних актов или психических переживаний.
Вторичная группа - группа, включающая в себя в качестве составных частей первичные малые группы.
Вторичная социализация - период социализации, совпадающий с периодом получения формального образования и приобретения профессии. Она связана с овладением специальными знаниями и навыками, с приобщением к определенной субкультуре (профессиональной культуре). На этом этапе расширяются социальные контакты индивида, расширяется диапазон принимаемых им социальных ролей. В ходе вторичной социализации происходит включение индивида в систему общественного разделения труда. Это включение сопровождается его адаптацией в профессиональной субкультуре, а также с определением его по отношению к иным субкультурам.
Высота стратификации - социальная дистанция между наивысшим и самым низшим статусами стратификации данного общества.
Габитус – предложенное Бурдье представление о системе прочных приобретенных предрасположенностей индивидов, которые формируются под воздействием объективной социальной среды и используются ими в своих действиях как исходные установки.
Групповая динамика - изменения в составе и структуре группы, которые характеризуются следующими процессами: 1) сплочение или разобщение участников группы, 2) образования неофициальных групп внутри групп формальных и 3) становления групповых норм, то есть спонтанно складывающихся стандартов поведения индивида; наличие таких норм-стандартов делает поведение всех участников группы предсказуемым, способствует эффективности групповой деятельности.
Групповые процессы - процессы сплочения или разобщения группы, развития групповых норм, формирования лидерства, развития симпатий и антипатий среди членов группы и т.д.
Девиация - социальное явление, которое квалифицируется как не укладывающееся в рамки принятых социальных норм. Обычно так определяются действия и поступки индивидов и социальных групп, которые не соответствуют принятым в обществе нормам. К ним относят правонарушения, проституцию, пьянство, наркоманию и др.
Девиантное поведение - поведение, нарушающее правила, установленные социальными нормами. В связи с разным отношением людей к общественно одобряемым целям и нормативным средствам их достижения Мертон выделил следующие типы девиантного поведения: 1) конформистский (следование социально одобренным целям и санкционированным обществом средствам их достижения), 2) инновационный (разработка новых средств для достижения принятым в обществе целей), 3) ритуальный (использование принятых в обществе средств безотносительно целей), 4) ретритистский (игнорирование и принятых средств, и объявленных целей), 5) мятежный (свободное отношение – произвольный выбор не связанных между собой целей и средств).
Демографический переход - период развития общества, характеризуемый резким возрастанием численности и плотности народонаселения и связанный с переходом от одного типа демографической стабильности с высокими показателями рождаемости и смертности к другому - с низкими показателями рождаемости и смертности.
Дистанция социальная - понятие, характеризующее степень близости, отдаленности или отчужденности различных социальных статусов.
Диффузионизм - течение в эволюционной теории, изучающее каналы, по которым в данное общество проникают социальные влияния извне.
Достигаемый статус - статус, для достижения которого необходимо затратить определенные усилия.
Естественное право – традиционные установки в обществе, предполагающие, что справедливость социальных законов и институтов зависит от их соответствия определенным универсальным законам природы.
Жизненный стиль – совокупность образцов социальных отношений, спектра потребительских запросов, форм поведения, культурных стереотипов, которые характеризуют определенную социальную группу.
Закон – нормативный акт, принятый высшим органом государственной власти в установленном конституционном порядке. Является высшей разновидностью социальных и культурных норм, требует безусловного исполнения. Законом общество защищает главные ценности: человеческую жизнь, государственную тайну, собственность, человеческие права и достоинства. Нарушение законов влечет уголовное наказание.
Законы социальной динамики – сформулированы еще Контом и состоят в следующем: 1) закон "трех стадий" (выделенным 3 ступеням умственного развития человечества – теологической, метафизической и позитивной, соответствуют три стадии исторического развития), 2) закон "двойной эволюции" (все факторы общественного развития подразделяются на 2 группы - первичные (духовные, умственные) и вторичные (климат, раса) при безусловном приоритете первых).
Идентификация – процесс и результат признания индивидом или коллективом принадлежности к определенной социальной группе на основе ее отличия от более широкого социального окружения.
Индивид - отдельный, конкретный человек, единичный представитель человеческого рода (от лат. individ – неделимый, конечный).
Индивидуальность - совокупность черт, отличающих одного индивида от другого, причем различия проводятся на самых разных уровнях – биохимическом, нейрофизиологическом, психологическом, социальном и др.
Индустриализация - процесс непрерывного экономического роста, являющегося следствием приложения неодушевленных источников энергии к механизации производства.
Индустриальное общество - тип экономически развитого общества, обладающий следующими основными характеристиками: (1) создание национальных государств, сплачивающихся вокруг общего языка и культуры; (2) коммерциализация производства и исчезновение экономики пропитания; (3) господство машинного производства и реорганизация производства на фабрике; (4) падение доли рабочего класса, занятого в сельскохозяйственном производстве; (5) урбанизация общества; (6) рост массовой грамотности; (7) предоставление избирательных прав населению и институционализация политики вокруг массовых партий; (8) приложение науки ко всем сферам жизни, особенно к индустриальному производству, и последовательная рационализация социальной жизни.
Институт государства – социальная общность, по отношению к которой социальные нормы находят исчерпывающее выражение в конституции и своде законов государства; социальные статусы в основном имеют отношение к сфере государственного управления, начиная от глав государства и правительства и доходя до рядового гражданина, где каждый получает соответствующие права и обязанности; социальные установки выражаются в таких категориях, как патриотизм, гражданский долг, уважение к законам и т.д.; идеологическая основа выражается в провозглашении заботы государства о своих гражданах, защиты их от внешних посягательств, способствовании их благосостоянию через экономическое развитие государства и приобретение им высокого престижа на мировой арене; символами государства являются государственный флаг, герб, гимн, символическое выражение получают государственные праздники и прочие мероприятия, на которых признание и награды получают те граждане, которые внесли наибольший вклад в государственное строительство; материальной основой служит все государственное имущество, особенно та его часть, посредством которой осуществляют свои функции органы государственной власти.
Институт образования – социальная общность, по отношению к которой социальные нормы зафиксированы в соответствующих документах государственного образовательного стандарта и учебных заведений; социальные статусы определяются позициями получающего и предоставляющего образовательные услуги (в обыденном понимании это ученик и учитель), а также позициями тех, кто обеспечивает и организует образовательный процесс; социальные установки выражаются в таких категориях, как тяга к знаниям, стремление к личностному росту, намерение сделать карьеру и т.д.; идеологическая основа выражается в провозглашении безусловной ценности знания и познания окружающего мира, а также в провозглашении равных прав на образование для всех, в следовании традиции академических свобод и т.д.; символическая нагрузка получает выражение в исторической миссии, которую принимает на себя сфера образования, в ритуалах посвящения в студенты и получения диплома, в также в атрибутах учебных заведений и в особенностях студенческой жизни; материальной основой служат библиотеки и другие хранилища знания, лекционные залы, учебные классы, лаборатории и т.д.
Институт религии и церкви – социальная общность, по отношению к которой основой социальных норм служат догматы церкви и символ вероисповедания; социальные статусы определяются отношением к позициям пастыря и паствы, где священнослужитель, как правило, выполняет роль посредника; социальные установки выражаются в таких категориях, как искренняя вера и исполнение божьих заповедей; в качестве идеологической основы выступает идея спасения, которая выражается в награде за праведную жизнь и воздаянии за греховность; символическую нагрузку несут культовые символы (иконы, реликвии, священные книги и др.) и ритуалы церковной службы; материальным выражением выступает прежде всего храм, как помещение, в котором отправляется культ, культовые предметы и т.д.
Институт семьи – социальная общность, по отношению к которой социальные нормы выражаются в совокупности ограничений, которые должны принять на себя члены семейного круга; семейные статусы обычно выстроены иерархически, где на вершине – глава семьи и затем следует распределение по нисходящей; социальные установки выражаются в таких категориях, как привязанность, лояльность, чувство уважения и ответственности по отношению друг к другу и т.д.; идеологической основой семьи является союз близких людей, которые составляют семейный круг и расширяют его в потомстве; символом семьи является семейный очаг, который нужно хранить, что и получает выражение в семейных обычаях и традициях, ритуалах и праздниках; материальной основой семьи выступает дом, в широком понимании этого слова, и общее имущество, которое нужно совместно беречь и приумножать.
Институт социальный - устойчивый комплекс формальных и неформальных правил, принципов, норм, установок, регулирующих взаимодействие людей в определенной сфере жизнедеятельности и организующих его в систему ролей и статусов.
Институт экономики и хозяйства – социальная общность, по отношению к которой социальные нормы есть выражение рыночных принципов и они регулируют ход состязания и действия его участников в экономической сфере; социальные статусы определяются позициями победителя и побежденного в конкурентной борьбе (winner/looser) и эти позиции может занять любой участник в любой момент времени; социальные установки выражаются в таких категориях, как стремление к прибыли, конкуренция, рентабельность, риск и т.д.; идеологическая основа выражается в провозглашении ценности предпринимательства для хода социального развития, свободы передвижения капитала, права на труд для каждого, в каких бы формах и масштабах он ни выражался, и т.д.; символы получают различные формы выражения в образе делового и состоятельного человека, в его деловой репутации, в статусе, который он приобрел в конкурентной борьбе, в высоком престиже фирмы, торговой марки и т.п.; материальной основой служит производственная база, формы организации производства и сбыта, технологическое оснащение при соответствующем уровне инженерных изысканий.
Институционализация - процесс формирования различных типов социальной практики в качестве социальных институтов. Он получает выражение в замене спонтанного и экспериментального поведения на поведение регулированное, ожидаемое, предсказуемое. Это процесс, этапы которого можно описать следующим образом: 1) В рамках социальной жизни наступает момент осознания определенных потребностей, удовлетворение которых требует совместных организованных действий большинства членов социума. 2) В ходе стихийного социального взаимодействия по удовлетворению этих потребностей начинает формироваться совокупность предписаний для действий, приводящих к нужному результату. 3) Эти действия становятся социальными нормами и правилами, когда большинство членов социума принимают их к исполнению и вводятся санкции для их поддержания. 4) Социальные нормы, по своей природе, не носят тотального характера, то есть каждая норма может быть обязательной для одних членов социума, желательной – для других и не быть нормой для всех остальных. 5) Разница в отношениях к норме служит основой для формирования системы статусов и ролей при сохранении возможности для каждого члена социума исполнять избранную им роль и достигнуть определенного статуса в рамках конкретного социального института.
Институционализация конфликта - процесс, связанный с урегулированием классовых конфликтов между наемными работниками и работодателями, связанный с отделением и автономией социального и политического конфликтов и с развитием в обществе специализированных институтов для урегулирования этих конфликтов легальными средствами.
Интервью – метод социологического исследования – разновидность опроса, осуществляемая в форме заранее продуманной, целенаправленной беседы с опрашиваемым.
Интернализация - понятие, обозначающее процесс, в ходе которого индивид изучает и воспринимает как обязательные социальные ценности и нормы, переводя их на «внутренний» уровень.
Каналы социальной циркуляции – социальные институты, посредством которых обеспечивается социальная мобильность. Среди таковых могут выступать: 1) армия (возможность получения высокого воинского звания), 2) церковь (возможность получения высокого церковного сана), 3) система образования (возможность получить специальность в престижном ВУЗе), 4) брак (возможность породниться с представителями более высокого социального слоя), 5) политические и профессиональные организации (возможность сделать карьеру в одной из них) и др.
Класс социальный - большие группы людей, отличающиеся от других по одному-двум детерминирующим признакам, например, имущественный ценз, уровень дохода, уровень образования, политические права.
Коллективное поведение – действия людей, ориентированные на общие значения, ожидания, которые разделяются группой индивидов. Блумер различал такие его формы, как групповое, институциональное и спонтанное коллективное поведение. По его мнению, спонтанное поведение при определенных условиях может вылиться в новые формы группового и институционального поведения: 1) действующая толпа (спонтанно образованная группа, без общих значений и ожиданий, не имеет признанного лидера); 2) экспрессивная толпа (эмоциональные порывы - карнавалы, ритуальные танцы - как эмоциональная разрядка от тревожащих значений); 3) масса (спонтанное коллективное группирование людей, которые возбуждены значением какого-либо события); 4) общественность (спонтанная коллективная группа, но в общественности индивиды взаимодействуют друг с другом, демонстрируют рациональные, критические действия).
Конвергенции тезис - утверждение, что процесс индустриализации продуцирует общие и единообразные политические и культурные характеристики в тех обществах, которые до индустриализации могли иметь весьма различающиеся происхождение и социальные структуры.
Конфликт - тип отношения между сторонами социального взаимодействия, в ходе которого фиксируется наличие противоречия между интересами сторон. Такие противоречия характерны для любой социальной структуры, в которой практикуется принцип неравного распределения ресурсов системы. Основными элементами конфликтной ситуации являются участники конфликта и объект конфликта. Объект конфликта это ограниченный ресурс, который приобретает свойство неделимости либо как физический объект, либо в результате притязаний участников конфликта.
Конфликтология – междисциплинарная отрасль научного знания, исследующая возникновение, становление, развитие и разрешение конфликтов и признающая их решающим или очень важным фактором общественного развития. В социальном подходе к социальным конфликтам на первый план выдвигается изучение их места и роли в социальной системе.
Конформность - усвоение и соблюдение социальным агентом определенных групповых и социальных норм, ценностей и привычек; необходимый элемент социализации и предпосылка нормального функционирования любой социальной системы. Конформность это характеристика позиции индивида относительно позиции группы, мера подчинения индивида групповому давлению. Конформность может проявляться в изменении мнения и поведения человека в сторону большего соответствия с таковыми, имеющими распространение в группе.
Концепция интерсубъективного мира – разработана Альфредом Шюцем и суть ее состоит в том, что позиции, взгляды на социальные реалии одного индивида и другого несовместимы, каждый человек оказывается в своем особом мире повседневной жизни - восприятие и понимание мира индивидом предопределено теми представлениями, которыми он пользуется. Шюц считал, что адекватная коммуникация возникает благодаря появлению общего для взаимодействующих индивидов интерсубъективного мира, то есть привычного социального мира, который в конечном счете обусловлен интеракциями (взаимодействиями) между людьми, принадлежащими к одной весьма узкой социальной группе, которую социолог называл домашней группой.
Концепция межиндивидуального взаимодействия – разработана Джорджем Мидом и основывается на том, что восприятие индивидом окружающей социальной действительности обусловлено его опытом общения с другими, особенно его способностью воспринимать мир и себя таким образом, чтобы это соответствовало видению других и значению символов. Символ обозначает предмет или событие, предполагая определенную реакцию на него, выражающуюся в соответствующих социальных действиях. Символы также обеспечивают средства, с помощью которых люди могут значимо общаться в своей естественной и социальной среде.
Концепция управления впечатлениями – в этой концепции Ирвинг Гофман рассматривает социальное взаимодействие как спектакль, где люди принимают на себя определенные роли и исполняют свои "партии", создавая тот или иной образ. Концепция отводит индивиду активную роль – он создает свой образ, а его жизнь – процесс производства впечатлений. Во главу угла концепции выдвигается умение управлять впечатлениями и контролировать их, что и позволяет управлять другими людьми. Такой контроль осуществляется с помощью вербальных и невербальных средств общения. Типичный пример применения этой концепции – это сфера рекламы, создания имиджа и др.
Культура – под это определение подпадает все, что производится, социально усваивается и разделяется членами общества. Не всякий материальный или духовный продукт, созданный людьми, охватывается понятием культура. Чтобы стать частью культуры, он должен быть принят членами общества или какой-то их частью и закреплен, материализован в их сознании (скажем, с помощью записи, фиксации в камне, керамике, металле и т.п.). Усвоенный таким образом продукт может быть передан другим людям, следующим поколениям. Любой член общества может относиться к элементам культуры как к наследию прошлого и в то же время принимать участие в создании новых культурных элементов.
Культура материальная – к ней относятся результаты производственной деятельности людей, то есть произведенные человеком предметы, которые постоянно изменяются и используются людьми.
Культура нематериальная – к ней относятся понятия, идеи, привычки, обычаи, верования, которые люди создают и поддерживают.
Культурные нормы – это обычаи, нравы, законы, которые образуют нормативную систему культуры, и она, в сою очередь, предписывает членам общества, что надо делать, каким образом и в каких ситуациях следует так поступать.
Культурные универсалии - по определению Мердока, общие черты, свойственные всем культурам. К ним он относит такие, как совместный труд, спорт, образование, наличие ритуалов, системы родства, правила взаимодействия полов, язык и др.
Легитимация – процесс, который реализуется посредством объяснения и оправдания социальной реальности. Роль легитимации, по мнению Бергера, весьма важна, так как для того, чтобы созданный в процессе социализации интерсубъективный мир продолжал существовать, его необходимо поддерживать. Эту функцию и выполняет легитимация.
Лидер - член малой группы, имеющий определенное влияние на стороны ее жизни. Влияние основано на авторитете - признании групповых и личностных качеств индивида. Выдвижение лидера обычно связано с функциональной задачей управления групповой жизнью. Управляющие функции лидера малой группы состоят в обеспечении ее целостности и рабочих характеристик по трем направлениям. В отношениях с внешней средой (и объемлющими системами) лидеру необходимо обеспечить совместимость и контакт с ними в такой степени и форме, чтобы избежать изоляции и при этом не нарушить целостность группы. В плане межличностных отношений лидеру необходимо обеспечить 1) включенность участников в группу, их расположение к лидеру и групповым нормам, контроль их поведения, 2) включенность участников в совместную деятельность в такой форме, чтобы никто не находился в изоляции и, в то же время, не терял своей индивидуальности, 3) принятие групповой атмосферы в такой форме, которая достаточна для реализации экспрессивной и поддерживающей функции, но при этом не мешает реализации инструментальной функции и 4) контроль за принятием решений в форме, позволяющей всем участвовать в обсуждении, но не исключающей функцию управления. В плане разрешения конфликтов в группе лидеру необходимо обеспечить достаточный уровень интеграции участников группы, что будет способствовать сплочению группы в случае конфликта. Реализация этих направлений определяет комплиментарную роль лидера, то есть его возможность сделать то, что не может сделать группа.
Личность – понятие, указывающее на неприродную, социальную сущность человека, индивида. Личность развивается из биологического организма исключительно благодаря различным видам социального и культурного опыта. Для анализа возникновения и развития личностных черт принимаются во внимание следующие факторы, влияющие на формирование личности: 1) биологическая наследственность; 2) физическое окружение; 3) культура; 4) групповой опыт; 5) уникальный индивидуальный опыт.
Личностные типы - социология выделяет следующие типы личности в соответствии с их ценностными ориентациями: 1) традиционалисты ориентированы в основном на ценности долга, порядка, дисциплины, законопослушания; 2) идеалисты критически настроены к традиционным нормам, главное для них – независимость; 3) фрустрированный тип личности, для которого характерна низкая самооценка, угнетенное, подавленное состояние, ощущение себя как бы выброшенным из потока жизни; 4) реалисты сочетают в себе стремление к самореализации с развитым чувством долга и ответственности; 5) гедонистические материалисты ориентированы в первую очередь на немедленное получение удовольствия, главное для них – удовлетворение потребительских желаний.
Логика индустриализации - закономерность социального развития, в соответствии с которой страны и народы, вступившие на путь индустриализации, неизбежно приобретают схожие социальные характеристики.
Макросоциология – раздел социологического знания, который включает в себя теории, описывающие крупные закономерности в развитии общества, взаимодействие основных элементов общественной системы, межгрупповые отношения и функциональные процессы.
Малая социальная группа - объединение людей, имеющих непосредственный контакт друг с другом, объединенных совместной деятельностью, эмоциональной или родственной близостью, осознающих свою принадлежность к группе и признанных другими членами группы. Малая группа характеризуется следующими свойствами: (1) постоянство (регулярность) совместного пространственно-временного бытия; (2) осознание своего членства в группе (самоидентификация); (3) признание за этими людьми принадлежности к данной группе со стороны внешнего окружения (идентификация). Состав группы обычно характеризуется ее численностью и общими для большинства членов группы признаками – возрастом, полом, уровнем образования, национальной принадлежностью, вероисповеданием и др. Структура группы обычно описывается через функциональные обязанности членов группы в их совместной деятельности, через принятые в этой группе набор ролей (набор ожидаемых действий от человека, за которым закреплены определенные функциональные обязанности) и набор норм (набор предписаний, требований, пожеланий общественно одобряемого поведения).
Марксистская социология – направление в социологии, основанное на понимании общества как состоящего из социальных классов. Маркс считал, что в современном обществе, где есть классы, существует антагонизм между ними, то есть непримиримое противоречие основных классов, так как один класс всегда эксплуатируется другим. Эксплуатацию нельзя реформировать, ее можно только уничтожить, заменив классовое общество на бесклассовое.
Методика социологического исследования – совокупность конкретных приемов организации и проведения исследования, сбора, обработки и анализа полученной информации.
Методология - чаще всего под методологией конкретной науки понимают совокупность используемых ею методов получения и подтверждения нового знания. При такой трактовке методология - это корпус специальных, технических приемов, которыми пользуются ученые. В последние три десятилетия возрастает влияние более широкого понимания социологической методологии как исследования используемых социологами методов получения знания, включающего в себя их описание, объяснение, обоснование и оценку.
Методология социологического исследования – формулировка и обоснование проблемы, указание цели, определение объекта и предмета исследования, логический анализ основных понятий, формулировка гипотез и задач исследования.
Механистическая модель общества – разработана деятелями эпохи Просвещения, которые рассматривали отдельного человека как независимого от других субъекта, поведение которого направляется в основном его собственными волевыми усилиями. Со временем потеряла свое значение, так как не учитывала сложность человеческих отношений и не указывала путь практического решения проблем взаимоотношений между людьми и социальными общностями.
Микросоциология – раздел социологического знания, который включает в себя теории, описывающие влияние межличностных отношений, малых групп, коллективного поведения в процессе возникновения и развития конкретных социальных явлений.
Мобильность социальная - изменение статуса социального субъекта; переход из одной социальной страты в другую.
Модернизация - совокупность социальных изменений во всех социальных институтах, сопровождающих процесс индустриализации.
Мораль – совокупность культурных норм, получивших идейное обоснование в виде идеалов добра и зла, справедливости и т.д.
Надстройка - совокупность всех общественных отношений - идеологических, политических, религиозных и т.п., - остающихся «за вычетом» производственных.
Норма социальная - предписание, выступающее в качестве общей руководящей линии социального действия.
Нравы - обычаи, приобретающие моральное значение. Наряду с обычаями и законами они образуют нормативную систему культуры. Это обычаи, приобретающие моральное значение. Что считать нравственным зависит от культуры данного общества. Наказание к нарушителям нравственных устоев предполагается более суровое, чем к нарушением обычаев.
Нуклеарная семья - социальная единица, состоящая из брачной пары (родителей) и их детей, живущих вместе под одной крышей; часто противопоставляется расширенной семье.
Общая социология – система знаний, изучающая основные аспекты общества - разнообразные социальные системы, основные социальные институты, конституционные взаимоотношения и формы реализации принципа стратификации, фиксирующего социальное неравенство.
Общественно-экономическая формация - исторический период развития конкретного общества, в течение которого доминирует определенный способ производства.
Общественное производство - процесс воспроизводства обществом самого себя, куда входит производство необходимых для жизни материальных объектов, комплексов, идей, воспроизводство определенных отношений между людьми, а также восполнение самого населения.
Общество – совокупность людей, объединенных исторически сложившимися формами их взаимосвязи и взаимодействия в целях удовлетворения своих потребностей, характеризующаяся устойчивостью и целостностью, самовоспроизводством и самодостаточностью, саморегулируемостью и саморазвитием, достижением такого уровня культуры, когда появляются особые социальные нормы и ценности, лежащие в основе взаимосвязи и взаимодействия людей. Общество – понятие, непосредственно характеризующее социальную организацию страны и поэтому занимающее центральное место в системе категорий социологии. Его необходимо отличать от понятия страны (отражающего преимущественно географическую характеристику части поверхности планеты, определенной государственными границами) и понятия государства (выступающее в качестве важнейшей категории политологии).
Обычай – традиционно установившийся порядок поведения, закрепленный коллективными привычками. Например, обычаи праздновать Новый год и Рождество, уступать место женщине и много другое. К нарушителям применяются неформальные санкции – неодобрение.
Объект научного исследования - определенная часть внешней реальности, выбранная для изучения.
Объект социологии – общество как целостное образование. Из разнообразия трактовок понятия общества можно выделить три основные подхода. Согласно первому подходу, объект социологии понимается как общество в целом, а предмет – как закономерности развития общества в виде целостной общественной системы. Согласно второму подходу, объектом социологии выступает не все общество, а его часть – сфера социальных отношений. Предметом социологии выступает специфика закономерностей функционирования и развития этих отношений, их воспроизводства и изменений. Третий подход синтезирует два первых, рассматривая общество как систему взаимовлияний различных сфер общественной жизни. Единого мнения у социологов по этому вопросу нет и дискуссии продолжаются.
Организация - в социологии термин используется в нескольких значениях: 1) как элемент социальной структуры общества; 2) как вид деятельности какой-либо группы; 3) как степень внутренней упорядоченности, согласованности функционирования элементов системы.
Отклоняющееся поведение – см. девиантное поведение.
Парадигма – это совокупность исходных категорий, идей, положений, принципов, лежащих в основе той или иной теории или ряда родственных теорий, признающаяся группой ученых.
Парадигма социологическая – это система наиболее общих, исходных и важных оснований широко признанной социологической теории, определяющая ее концептуально – методологический подход к постановке и решению социальных задач.
Первичная группа - малая группа, являющаяся составной частью другой малой группы (вторичной по отношению к ней) и отличающаяся более высокой частотой и плотностью контактов между ее членами.
Первичная социализация - период социализации, совпадающий с детством.
Позитивизм – одно из направлений в социологии, основанное еще Огюстом Контом. Его суть в следующем: 1) методы познания общества те же, что и у наук о природе; 2) это познание базируется на научных (объективных) наблюдениях, а не на воображении или субъективных предположениях. Одно из наиболее влиятельных и поныне направлений в философии и социологии.
Понимающая социология – направление в социологической науке, основанное Максом Вебером, который считал, что задача социологии заключается в том, чтобы понять и объяснить: 1) посредством каких осмысленных действий люди пытаются осуществить свои стремления, в какой степени и по каким причинам им это удается или не удается; 2) какие последствия имели их стремления и действия для поведения других людей.
Постиндустриальное общество - общество, в котором осевой принцип развития образует совокупность накопленных человечеством знаний.
Приписанный статус - статус, приобретаемый при рождении в семье, принадлежащей к определенной страте.
Проблема исследования – это выявленное противоречие между знаниями о потребностях людей и незнанием путей и средств их реализации. Решить проблему – значит получить новое знание или создать теоретическую модель, объясняющую то или иное явление.
Производительные силы - совокупность личностных и вещественных элементов производства, предназначенная для производства из предметов природы вещей, способных удовлетворять потребности людей.
Производственные отношения - совокупность отношений, в которые вступают люди по поводу производства материальных благ.
Пространство социальное - совокупность всех социальных статусов данного общества.
Профиль стратификации - распределение страт по всему социальному пространству, соотношение численности различных страт.
Ранняя или первичная социализация - приобретение общекультурных знаний, освоение начальных представлений о мире и характере взаимоотношений людей. В качестве отдельного этапа ранней социализации можно обычно выделяют подростковый возраст. Повышенная конфликтность, наблюдаемая в данном возрасте, связана с тем, что возможности и способности ребенка значительно превышают предписанные ему правила, рамки поведения.
Расширенная семья – социальная единица, включающая в себя родителей и детей, а также других родственников (бабушек, дедушек, теть, дядь и др.), живущих вместе под одной крышей; довольно часто она представлена в модифицированной форме – когда нуклеарная семья поддерживает постоянные контакты с родственниками и получает от них помощь.
Революция – комплексное изменение всех или большинства сторон общественной жизни, затрагивающее основы существующего строя. Такое изменение имеет скачкообразный характер и представляет собой переход общества из одного качественного состояния в другое. Революции бывают научные, технические, социальные, политические и экономические.
Ресоциализация (повторная социализация) - усвоение новых ценностей, ролей, навыков взамен прежних, недостаточно усвоенных, потерявших свое практическое значение или же в связи со сменой рода занятий, с переходом в принципиально иные социальные условия. Это процесс усвоения взрослыми людьми новых знаний, ценностей, норм, идеалов, статусов, ролей вместо прежних весьма непрост и требует социальной поддержки. Ресоциализация может охватывать многие стороны жизни индивида - от коррекции чтения и речи до профессиональной переподготовки или смены ценностных ориентиров, норм поведения и др. Ресоциализация становится необходимой и при наступлении пенсионного возраста или при утере трудоспособности.
Референтная группа – реальная или воображаемая, обычно малая социальная группа, система ценностей и норм которой служит образцом для той или иной личности.
Реформа – частичное усовершенствование в какой-либо сфере жизни, ряд постепенных преобразований, не затрагивающий основ существующего социального строя.
Реформа социальная – это проведение преобразований в тех сферах общества, которые непосредственно связаны с людьми; результаты таких преобразований отражаются на их уровне и образе жизни, на их здоровье, на доступе к социальным благам.
Ролевая дистанция - масштабы субъективного отделения (отстраненности) от роли ее исполнителя.
Ролевая идентификация - усвоение образцов поведения (социальных кодов), соответствующих той или иной статусной позиции. Чем выше статусная позиция в социальной иерархии, тем слабее предписания относительно допустимых действий и т.д.
Ролевая теория личности - согласно этой теории Мида сущность личности, ее богатство и своеобразие определяются и проявляются прежде всего через выполняемые ею социальные роли, а сама социальная деятельность личности представляется как совокупность ее социальных ролей, зафиксированных в системе языковых и других символов. Через процесс принятия роли индивиды развивают самость - способность людей представлять себя в качестве объектов своей собственной мысли. Мид различает два аспекта формирования самости: 1) я (соответствует англ. "I") - спонтанное, внутреннее, субъективное представление индивидом себя; 2) я (соответствует англ. "me") - это то, как люди видят себя, но глазами других.
Ролевой конфликт - ситуация столкновения противоречивых требований различных социальных ролей одного и того же социального агента.
Роль социальная - характер поведения, ожидаемый от обладателя того или иного социального статуса.
Секуляризация - процесс, в ходе которого религиозная мысль, практика и институты утрачивают социальное значение.
Семья - социально санкционированное и относительно постоянное объединение людей, связанных родством, браком или усыновлением, живущих вместе и экономически зависящих друг о друга. Семья подразумевает реализацию ряда социальных функций (например, воспитание детей), включает совокупность общественных ценностей, являющихся переплетением статусов и ролей. Обычно выделяют два типа семьи в зависимости от ее формы: 1) нуклеарная семья, то есть состоящая из взрослых родителей (брачная пара) и зависящих от них детей, и 2) расширенная семья, где в состав нуклеарной включены также и другие родственники, не обязательно живущие под одной крышей.
Символический интеракционизм - одна из социологических парадигм, основывающаяся на том, что все формы взаимодействия людей в обществе подразумевают общение, базирующееся на принятии определенных социальных символов. Люди не реагируют на внешний мир и других людей непосредственно, а осмысливают реальность в неких символах и соответственно продуцируют эти символы в ходе общения. По Блумеру, символический интеракционизм покоится на трех базовых посылках: 1) люди скорее действуют на основе значений, которые они придают предметам и событиям, чем просто реагируют на внешние стимулы, такие как социальные силы; 2) значения являются не столько фиксированными, сформулированными заранее, сколько создаются, развиваются и изменяются в ситуациях взаимодействия; 3) значения являются результатом интерпретаций, которые были осуществлены в интеракционных контекстах.
Солидарность механическая – общественное устройство, основанное на сходстве индивидов между собой, следствием чего есть наличие у них одинаковых чувств, ценностей, намерений и стремлений. По мнению Дюркгейма, такое положение характерно для архаичных обществ – индивид не выделяется из коллектива.
Солидарность органическая – общественное устройство, возникающее вследствие дезинтеграции механической солидарности, что в первую очередь связано с разделением общественного труда и профессиональной специализацией. В таких обществах индивид обретает самостоятельность и индивидуальное сознание, важную роль приобретает достижение коллективного согласия и формы регулирования индивидуальной активности.
Социализация личности – это процесс, в ходе которого индивидом усваиваются нормы поведения его группы таким образом, что через формирование собственного «Я» проявляется уникальность данного индивида как личности. Обособление личности сначала от физического мира, а затем от социального – довольно сложный процесс, который продолжается всю жизнь. Процесс социализации личности протекает в основном под влиянием группового опыта.
Социальная группа – это совокупность людей, имеющих общий социальный признак, взаимодействующих определенным образом на основе разделяемых ожиданий каждого члена группы по отношению к другим и выполняющих социально необходимую функцию в общей структуре общественного разделения труда и деятельности. С этой точки зрения под понятие «социальная группа» подпадает и социальная общность, как весьма многочисленное объединение людей, и собственно социальная группа, как сравнительно меньшая по численности совокупность людей. Социальные группы отличаются большей устойчивостью и стабильностью, сравнительно высокой степенью однородности и сплоченности, вхождением в более широкие социальные объединения в качестве структурных единиц.
Социальная группа неформальная – для такого объединения людей характерно отсутствие официальной регламентации; они складываются на основе инициативы самих индивидов, общности их интересов и др. Взаимодействие членов такой группы носит сугубо личностный характер, опирается на силу авторитета.
Социальная группа формальная – для такого объединения людей характерно наличие формальных правил их организации; действия членов такой группы устанавливаются, регламентируются или санкционируются официальным образом социальными институтами и организациями. Такие группы отличает разделение и высокая рационализация функций, безличность отношений, единая цель и др.
Социальная коммуникация - процесс передачи информации, идей, эмоций от одного участника коммуникации к другому посредством знаков и символов. Значение этого процесса заключается в том, что он связывает отдельные части социальных систем друг с другом. Современная коммуникация является одним из механизмов, посредством которых осуществляется социальное управление. Это один из механизмов реализации власти, где власть понимается как стремление определить поведение одних людей другими.
Социальная культура - система социально значимых ценностей, норм и правил поведения, представлений, идей, верований и традиций общих для людей, социально приобретенных, передаваемых от поколения к поколению и служащих упорядочению опыта и социального регулирования.
Социальная мобильность – перемещение личности или социальной группы с одного социального уровня (страта) в другой, изменение места социального субъекта в социальной структуре, переход из одной социальной позиции в другую. Данное понятие в социологию ввел Сорокин. Это важный показатель для социальной жизни, зависящий от многих факторов. Показатель уровня социальной мобильности существенно различается как на разных этапах исторического развития общества, так и в неодинаковых условиях развития отдельных стран.
Социальная мобильность вертикальная – смена социальной позиции, которая ведет к изменению места в социальной иерархии. Вертикальная социальная мобильность подразделяется на восходящую и нисходящую, в зависимости от того, происходит ли повышение или понижение социального статуса в результате такого перемещения. Восхождение это перемещение к позициям с более высоким престижем, доходом и властью, которое осуществляется индивидуально либо конкретной социальной группой. Высокий уровень вертикальной социальной мобильности – один из важнейших показателей демократичности современного общества.
Социальная мобильность горизонтальная – простая смена индивидом или группой одной социальной позиции на равнозначную в рамках одного и того же социального уровня, например, переход специалиста в другое учреждение без изменений в зарплате.
Социальная организация - одна из наиболее развитых форм социальных систем. Ее важнейшим признаком является синергия, понимаемая как совокупный организационный эффект. Суть этого эффекта заключается в качественном приросте возможностей для социальной организации, превышающем простую сумму индивидуальных организационных усилий членов и институтов общества. Источником такого эффекта служит одновременность и однонаправленность действий, специализация и комбинирование труда, процессы и отношения разделения труда, кооперации и управления.
Социальная роль – модель поведения, ориентированная на конкретный статус, иначе говоря, это шаблонный вид поведения, направленный на выполнения прав и обязанностей, предписанных конкретному статусу. От банкира окружающие ожидают один вид поведения, а от таксиста – совсем иной. Каждая социальная роль включает множество культурных норм, правил и стереотипов поведения, незримыми социальными нитями (правами, обязанностями, отношениями) она связана с другими ролями. И все это приходится осваивать, включаясь в реальные межчеловеческие взаимодействия.
Социальная санкция - социальные последствия действия социального агента в рамках требований социальных ролей, находящие свое выражение в виде социального одобрения или социального порицания (наказания) со стороны окружающих.
Социальная связь - социальное действие, выражающее зависимость и совместимость людей или их групп. Она включает такие основные элементы: 1) субъекты этой связи, 2) предмет связи, характеризующий содержание связей; 3) механизм осуществления связи и его сознательное регулирование. Социальная связь может выражаться в различных формах: как в виде социального контакта (поверхностные связи людей), так и социального взаимодействия.
Социальная система – под системой обычно имеют в виду упорядоченную определенным образом совокупность элементов, связанных между собой, зависящих друг от друга и образующих некоторую целостность; к основным признакам социальной системы можно отнести такие: 1) качественная определенность, 2) выделенность относительно среды существования, 3) гетерогенность (неоднородность состава), т.е. наличие некоторого множества составных частей в целом, 4) наличие интегральных свойств, в которых проявляется зависимость частей и целого.
Социальная стратификация – естественное и социальное расслоение общества, имеющего иерархический характер, закрепляемое и поддерживаемое различными социальными институтами, постоянно воспроизводимое. Сегодня в качестве показателей социальной стратификации чаще всего используют принадлежность к профессии или роду занятий, уровень образования и дохода, владение собственностью, участие во власти.
Социальная структура – в общем виде понятие «структура» включает в себя совокупность функционально зависимых элементов и связей между ними, образующих внутреннее строение объекта. Структуру объекта характеризуют: 1) состав элементов, 2) порядок их расположения, 3) характер зависимости между ними. Элементами социальных структур могут выступать индивиды, социальные общности и социальные институты.
Социально-стратификационная структура общества - многомерное, иерархически организованное социальное пространство, в котором люди различаются (группируются) в зависимости от степени обладания властью, собственностью, их социального статуса (ранг или позиция индивида в группе или группы по отношению к другим группам) и соответствующих ценностных ориентацией.
Социальное взаимодействие – система взаимообусловленных социальных действий, при которой действия одного субъекта одновременно являются причиной и следствием ответных действий других. Оно имеет место тогда, когда люди взаимно, сравнительно глубоко, устойчиво и регулярно влияют на поведение друг друга, в результате чего происходит не только возобновление, но, обычно, и изменение социальных отношений.
Социальное действие – по мнению Вебера, действия людей подразделяются на социальные и личностные. Действие становится социальным лишь тогда, когда: 1) действующий субъект вкладывает в него свой определенный смысл, действие субъекта мотивировано; 2) действие, поведение людей соотнесено с поведением других, сориентировано на социальное окружение. Парсонс выделил такие признаки социального действия, как: 1) нормативность (зависимость от общепринятых ценностей и норм), 2) волентаричность (волевую составляющую, обеспечивающую некоторую независимость субъекта и его действия от окружающей среды) и 3) наличие знаковых механизмов регуляции действия. Сами социальные действия (по критерию рациональности) подразделяются на 4 категории: 1) целерациональные, 2) ценностно-рациональные, 3) аффективные и 4) традиционные.
Социальное наблюдение - направленное систематическое непосредственное прослеживание и регистрация социальных явлений. Использование метода связано с необходимостью получения предварительного материала об исследуемом социальном объекте и для получения первичной информации по какой-либо проблеме, которую следует проанализировать средствами социологической науки. Основными видами наблюдения являются 1) включенное наблюдение (участие исследователя в наблюдаемых событиях), невключенное или внешнее наблюдение (дистанцирование исследователя от исследуемого объекта или ситуации), 3) полевое наблюдение (изучение объекта или ситуации в их естественных условиях), 4) лабораторное наблюдение (постановка экспериментов в контролируемых условиях в соответствии с принятой гипотезой или моделью исследования), 5) структурированное наблюдение (изучение объекта или явления в строгом соответствии с детальной инструкцией), 6) неструктурированное наблюдение (исследование явления в свободном режиме).
Социальное поведение – действия индивидов и групп в их отношении к социальным целям и средствам их достижения. Мертон выделил 5 типов: 1) конформизм - социальные цели общества и способы их достижения принимаются полностью; 2) инновационность - принимаются социальные цели, но не способы их достижения; 3) ритуализм - социальные цели не осмысливаются, но способы их достижения непоколебимы и священны; 4) ретритизм - отрицание и того и другого; 5) мятеж - замена и первого и второго.
Социальное поле – разработанное Бурдье понятие социального пространства, в котором осуществляются различные взаимодействия людей. Оно включает в себя целый ряд полей различного типа – политическое, экономическое, культурное, духовное и др.
Социальные нормы - формы регуляции поведения в социальной системе (ожидания, определяющие круг допустимых действий), имеющие вид правил, стандартов, образцов поведения, которые призваны определять, как члены общества должны вести себя в определенной ситуации. Норма задает интервал допустимых действий. Социальные нормы это одобренные обществом инварианты поведения. Различают следующие виды норм: 1) формализованные правила (все, что официально зафиксировано в виде таковых), 2) правила морали (связаны с представлениями людей о должном и нормальном) и 3) образцы поведения (которые заметно изменяются с течением времени, в частности, под влиянием модных тенденций). Манеры, этикет и кодекс также входят в нормативную систему культуры в качестве дополнительных ее элементов.
Социальные общности - относительно устойчивые совокупности людей, отличающихся более или менее сходными условиями и образом жизни, более или менее сходными интересами. Общности различных типов выделяются в соответствии с формами совместной жизнедеятельности. Социальные общности разделяются на 1) статистические (номинальные, имеющие вид социальных категорий, что необходимо для целей статистического анализа) и 2) реальные. Реальные социальные общности обычно подразделяются на 1) массовые (агрегаты), 2) групповые, 3) малые социальные группы и 4) большие социальные группы.
Социальные отношения - отношения между более или менее широкими общностями людей (классами, социальными слоями и группами, национальностями и народностями, коллективами и т.д.) и самими людьми, выступающими в качестве представителей этих общностей. В зависимости от особенностей субъектов социальные отношения подразделяются на: 1) социально-групповые (в социальные отношения вовлечены классы, социальные группы и слои); 2) социально-демографические (мужчины, женщины, дети, молодёжь, пенсионеры, члены семьи); 3) социально-территориальные (городское и сельское население); 4) социально-этнические (нации, народности, национальные и этнографические группы); 5) социально-профессиональные (трудовые коллективы, профессиональные объединения); 6) межличностные (индивиды и их отношения между собой) и др.
Социальные санкции - поощрения (позитивные санкции) и наказания (негативные санкции), выступающие инструментами контроля за исполнением социальных норм. Они применяются по отношению к индивидам и социальным группам, в зависимости от того, как они исполняют социальные нормы. Санкции также могут иметь формальный и неформальный вид. В каждом обществе присутствуют социальные институты, утверждающие определенные социальные нормы, контролирующие их исполнение и применяющие соответствующие санкции. К таким институтам можно отнести правоохранительные органы, судебную и пенитенциарную системы и др. Часть этих функций принимает на себя общественное мнение и общественные организации.
Социальные функции – по мнению Парсонса, для нормального существования и развития общества, понимаемого как система, необходимо выполнение этой системой и ее подсистемами инвариантного набора функций (который известен как структурно-функциональная сетка "эйджил"): 1) адаптация к окружающей среде; 2) целедостижение; 3) интеграция и координация деятельности структурных элементов системы и 4) поддержание ценностного образца. В социальной системе функцию адаптации выполняет экономическая подсистема, функцию целедостижения – политическая, интеграции – правовые институты и обычаи, функцию поддержания ценностного образца – система верований, мораль и органы социализации.
Социальные функции и их формы – по мнению Мертона, социальные функции в социальной реальности имеют две формы проявления – явную и скрытую (латентную). Первая имеет место тогда, когда речь идет об объективных и преднамеренных последствиях социальных действий, а вторая – о непреднамеренных и неосознанных последствиях. Такое разграничение служит цели недопущения смешения сознательной мотивации социального поведения с его объективными последствиями, а также точки зрения действующего лица с точкой зрения наблюдателя.
Социальные ценности - предпочтительные для индивида или группы значения явлений. Это представления о значимом, важном, которые определяют жизнедеятельность человека, позволяют различать желательное и нежелательное, то к чему следует стремиться и чего следует избегать (оценка – это процедура отнесения к ценности). Различают ценности: 1) терминальные (ценности цели) и 2) инструментальные (ценности средства).
Социальный дарвинизм – существо социальных взглядов Спенсера, в основе которых лежали 2 исходных положения, тесно связанных с дарвинским учением: 1) понимание общества как социального организма, подобного биологическому организму и подчиняющегося тем же самым законам организации, функционирования и развития, 2) учение о всеобщей эволюции, согласно которому любое явление неорганического, органического и надорганического мира представляет собой часть общего процесса эволюции, поскольку существует только одна эволюция, совершающаяся одинаковым образом повсюду. Такие взгляды на общество были популярны в XIXв.
Социальный институт –исторически сложившаяся устойчивая форма организации совместной деятельности людей. Каждый социальный институт возникает и функционирует, выполняя определенную социальную потребность. Если такая потребность становится незначительной или совсем исчезает, то существование института становится неоправданны