Ћекции.ќрг


ѕоиск:




 атегории:

јстрономи€
Ѕиологи€
√еографи€
ƒругие €зыки
»нтернет
»нформатика
»стори€
 ультура
Ћитература
Ћогика
ћатематика
ћедицина
ћеханика
ќхрана труда
ѕедагогика
ѕолитика
ѕраво
ѕсихологи€
–елиги€
–иторика
—оциологи€
—порт
—троительство
“ехнологи€
“ранспорт
‘изика
‘илософи€
‘инансы
’ими€
Ёкологи€
Ёкономика
Ёлектроника

 

 

 

 


—овременна€ нравственность и еЄ перспективы




 

¬ данном курсе историческое развитие нравственности рассмотрено как смена и взаимодействие исторических систем нравственности:

1) традиционна€ нравственность

Ј архаическа€ до-моральна€ регул€ци€,

Ј исходна€ традиционна€ нравственность,

Ј религиозно-традиционна€ нравственность,

2) нравственность модерна (в буржуазном и советском вариантах).

—овременное развитие человечества характеризуетс€ взаимодействием нравственности модерна с традиционной нравственностью. ѕри этом иногда традиционна€ нравственность модернизируетс€, а иногда ценности нравственности модерна усваиваютс€ в рамках традиционного способа моральной регул€ции. —тановление постиндустриального, информационного общества породило тенденцию постмодернизации нравов, утверждение полного плюрализма нравственных ценностей при крайне неустойчивом механизме моральной регул€ции. –еакцией на этот процесс стала фундаментализаци€ морали, т.е. усиление консервативных сторон традиционной нравственности в тех странах и социальных сло€х, которые не приемлют ценностей модерна.

 


 

–аздел 3. “еори€ морали

ќсновные пон€ти€:

»мперативность; обобщенный характер требовани€, всепроницающий характер регул€ции; неинституциональна€ регул€ци€; личностна€ форма морального требовани€; мораль; антиномии в морали; моральный закон; всеобщность нравственного требовани€; общество; личность; свобода; структура морали; моральное сознание; нравственный поступок; нравственные отношени€; добро; долг; ригористическа€ традици€; совесть; честь; достоинство; моральные чувства; норма; нравственное качество; нравственный принцип, нравственный идеал; высшие моральные ценности; гуманизирующа€ функци€; регул€тивна€ функци€; ценностно-ориентирующа€ функци€; познавательна€ функци€; воспитательна€ функци€.

“ема 3.1. ѕон€тие морали

—войства морали

— первого взгл€да мораль выгл€дит как некоторые правила поведени€: по отношению к другим люд€м, к обществу и к самому себе. ¬ любом случае они формулируютс€ в повелительном наклонении: указывают не на то, что есть, а на то, как должно быть. —войство морали требовать определенного поведени€ называетс€ императивностью (от лат. imperative Ц повелевать).

ћоральные нормы не содержат рецептов на все случаи жизни, они нос€т обобщЄнный характер. ¬ отличие от обыча€, который регламентирует все детали поведени€, или права, которое стремитс€ сформулировать свои статьи предельно четко и строго, мораль указывает общее положительное направление в поведении, которое индивид конкретизирует, применительно к ситуации. ѕредельно обобщЄнное требование морали одно: делай добро! «начение более частных нравственных представлений зависит от общей ориентации мировоззрени€: например, принцип трудолюби€ в традиционной, буржуазной и советской морали имеет разное наполнение.

ћоральные требовани€ имеет всепроницающий характер: нет такой сферы, где моральна€ регул€ци€ не действует, нет такого €влени€, которое не подлежало бы моральной оценке. Ёта особенность также отличает мораль от обыча€ и права, имеющих локальное распространение и регулирующих вполне определенные сферы отношений.

ƒл€ поддержани€ морали нет специальных общественных учреждений, это неинституциональна€ регул€ци€. ¬ то врем€ как дл€ поддержани€ правопор€дка есть соответствующие органы: прокуратура, милици€, суд, в морали эту функцию берет на себ€ общественное мнение и совесть индивида. ѕо большому счету внешний контроль в морали не действенен, она держитс€ на самоконтроле личности и общества.

ћоральные требовани€ имеют личностную форму, т.е. это требовани€,обращЄнные личностью к самой себе. ќни функционируют тогда, когда стали собственным убеждением человека. ѕоэтому форма морального требовани€: Ђ€ долженЕї (а не Ђты долженЕї, как мы обычно говорим друг другу).

»так, мораль представл€ет собой способ неинституциональной регул€ции человеческого поведени€ с помощью требований, имеющих личностную форму, обобщЄнный и всепроницающий характер.

Ќар€ду с перечисленными простыми признаками, мораль обладает также набором противоречивых свойств.

 

јнтиномии в морали

 

јнтиноми€ (в логике) Ц это такое противоречие между суждени€ми, каждое из которых логически доказуемо. јнтиномии в морали Ц это противоречивые свойства морали, наличие каждого из которых можно подкрепить логическими аргументами.

ѕерва€ антиноми€ в рассуждении о морали возникает тогда, когда мы задаемс€ вопросом об авторе нравственных правил.

¬о-первых, общество требует от личности соответствующего поведени€. ќднако само общество может быть плохо устроено, и руководствоватьс€ совершенно аморальными принципами. ¬р€д ли личность должна уважать Ђморальї тоталитарного государства или Ђморальї общества бандитов. ќценива€ общественные нравы, мы сравниваем их с неким Ђистинным образцомї, которому и должно соответствовать хорошее общество.

¬о-вторых, человек сам выступает дл€ себ€ моральным авторитетом, руководствуетс€ собственными суждени€ми по поводу добра и зла. ќднако, задумыва€сь над тем, какие правила морали мы считаем своими, мы неизменно обнаруживаем, что человечество выработало их давным-давно, и они вовсе не €вл€ютс€ нашим личным изобретением. ѕридержива€сь тех или иных нравственных воззрений, мы считаем, что они не просто нрав€тс€ нам, но что они еще и правильные, имеют объективно положительный смысл.

¬-третьих, источником нравственных правил может считатьс€ √осподь Ѕог. ћежду тем, вопреки догматической установке, на прот€жении истории люди продолжают предъ€вл€ть к поведению Ѕога моральные требовани€, словно обладают некой Ђобъективно правильнойї меркой, независимой ни от √оспода, ни от них самих.

ѕолучаетс€, что с одной стороны, моральные правила исход€т от личности, общества или Ѕога, и в этом смысле субъективны. — другой стороны, моральный закон существует так, как будто он не имеет автора, он исходит от каждого и в то же врем€ ниоткуда, не опираетс€ ни на чей авторитет. ћоральное и аморальное различаютс€ по критери€м, независимым от общественных, личных и даже божественных вкусов. Ќесмотр€ на то, что мораль существует в повелительном наклонении, повелител€ на самом деле нет. ћоральный закон, подобно закону природы, формулируетс€ как безличный, объективный по содержанию.

»так, моральный закон существует как объективный, но действует благодар€ субъективной убежденности личности, общества или иного субъекта. ¬ то же врем€ из всех субъективных убеждений личности к морали относ€тс€ те, которые могут претендовать на объективный статус.

¬тора€ антиноми€ возникает тогда, когда знакомишьс€ с нравами разных времЄн, разных народов, классов, сословий, коллективов.

— одной стороны, наблюдаетс€ бесчисленное множество представлений людей о добре и должном, отражающих исторические услови€, образ жизни и групповые интересы. ” всех есть Ђсво€ моральї. — другой стороны, кажда€ историческа€ система нравственности считает Ђсвою моральї всеобщей, общечеловеческой, моральные правила формулируютс€ как универсальные. ¬сеобщность нравственного правила не означает, что все люди его выполн€ют или хот€ бы раздел€ют (таких правил вообще нет). Ђќдинаковоеї во всех системах нравственности образует набор банальных истин, така€ Ђобща€ї дл€ всех мораль оказалась бы бедной, примитивной, ограниченной в своем применении. ¬сеобщность нравственного требовани€ подразумевает, что если некое правило за€влено как моральное, субъект об€зуетс€ исполн€ть его по отношению ко всем без исключени€ люд€м; Ђсвою моральї реализовать как универсальную, а не требовать еЄ соблюдени€ от других.

»так, моральные правила €вл€ютс€ исторически многообразными и всеобщими одновременно. ќбщечеловеческое начало внутренне присуще всем историческим системам нравственности, но не существует отдельно от них.

“реть€ антиноми€ возникает при анализе мотивов нравственных действий, попытке пон€ть, что же движет человеком, поступающим нравственно. — одной стороны, человеком в морали движет практическа€ целесообразность. ƒобропор€дочное поведение облегчает нам сосуществование с другими людьми. ћораль полезна, поэтому все мы держимс€ за неЄ в интересах личного и общественного благополучи€. “ак думали французские материалисты XVIII века, Ќ.√. „ернышевский и многие другие, вид€ в морали житейское наставление о Ђмеханике всеобщего счасть€ї.

— другой стороны, на практике известно, что добродетель далеко не всегда приносит успех в житейских делах. —корее наоборот, излишн€€ щепетильность мешает добиватьс€ своей цели, а дл€ преуспевани€ бывает целесообразно нарушать нравственные правила. »ногда кажетс€, что пороки даже необходимы дл€ общественного блага. Ћюбовь к роскоши стимулирует производство, авантюризм приводит к географическим открыти€м, а страсть к наживе оживл€ет торговлю, как показал Ѕ. ћандевиль в знаменитой ЂЅасне о пчелахї. ћораль же невыгодна, бесполезна, и подлинно моральным мы обычно считаем поступок, совершенный бескорыстно, без задней мысли и без особой цели. ƒобро совершаетс€ ради него самого, Ђпо доброте душевнойї, Ђпо доброй волеї, моральный мотив €вл€етс€ Ђнезаинтересованнымї. ќриентиру€сь на моральные ценности, мы стремимс€ не столько добитьс€ чего-либо в этом мире, сколько улучшить самих себ€. “о есть преследуетс€ не прагматическа€, а гуманистическа€ цель: сделать человека „еловеком, сделать его чем-то лучшим, чем биологическа€ особь, котора€ ест, размножаетс€ и производит средства, чтобы снова есть и размножатьс€.

»так, от морали есть польза, но руководствоватьс€ ею нельз€. ¬ то же врем€, от морали нет конкретной пользы, но сама она €вл€етс€ источником специфического морального удовлетворени€. ¬идимое бескорыстие морального поведени€ обусловлено тем, что мораль решает непрагматические задачи. ќна, собственно, ставит задачи бесконечного совершенствовани€ человека. ¬едь это тоже необходимо: искать жизненные цели, не св€занные с конкретикой сегодн€шнего дн€. јнтиноми€ практической целесообразности и незаинтересованности морального мотива разрешаетс€ так, что польза от морали заключаетс€ в создани€ нового, нематериального, небиологического, чисто человеческого стимула в жизни.

„етверта€ антиноми€ обнаруживаетс€ между общественной и личной стороной морали. — одной стороны, общество через систему воспитани€ сообщает индивиду систему нравственных представлений, тем самым ограничива€ его индивидуальность. ћораль выступает как общепризнанный стандарт поведени€; морален тот, кто не нарушает нравственные правила. »з таких людей и состоит больша€ часть общества, все мы, в общем-то, хорошие люди.

— другой стороны, высокоморальна€ личность не повтор€ет, а превосходит нравы своей социальной среды. ≈Є сознание отрицает существующие нравы, приподыма€сь над повседневностью и групповыми интересами. ќна поступает Ђне как всеї, но правильно, задава€ своим поведением новую норму. ќгромное число литературных сюжетов складываетс€ из того, что герой боретс€ с косными взгл€дами общества, отстаива€ свое право на иную, лучшую нравственность. ¬ысокоморальный человек, поступа€ нестандартно, поступает так, как и надо действовать насто€щему человеку, принимает во внимание интересы человечества в целом.  роме того, моральный человек предъ€вл€ет повышенные требовани€ в первую очередь к себе, а не к другим. Ќаконец, выдел€тьс€ на фоне общественных нравов можно творческим исполнением всем известных моральных правил. “ак все обычно согласны с тем, что мужество и милосердие Ц положительные нравственные качества, однако, јлексей ћаресьев и мать “ереза Ц уникальные, Ђлучшие представители человечестваї.

»так, моральны те общественные правила, которые способствуют возвышению личности, и те правила личности, которые возвышаютс€ до общечеловеческого идеала.

ѕ€та€ антиноми€ обнаруживаетс€ тогда, когда мы решаем вопрос о детерминации в морали, то есть о причине нравственных действий. — одной стороны, причиной нравственного поведени€ выступают различные факторы (природные, социальные, физиологические и т.п.). Ётические учени€ выдвигали то те, то другие из них в качестве главных, определ€ющих развитие морали. — другой стороны, на практике моральный человек способен поступать вопреки обсто€тельствам, логике, общественному мнению, своим привычкам, вопреки любой причине, т.е. совершенно свободно. ѕолучаетс€, что нравственное поведение вообще не имеет видимых причин и ничем не определено. ћы сами выбираем, что считать за причины своего поведени€. Ѕез свободного выбора поступок не будет моральным. «начит, чтобы быть моральным, человек об€зан стать свободным. —вобода оказываетс€ не подарком, а скорее бременем, которое надо нести, если хочешь быть человеком. —вобода Ц это не просто противосто€ние внешней причине, она сама и есть подлинна€ причина нравственных поступков. ¬ то же врем€, чтобы быть свободным, человек должен быть моральным, ведь в морали он свободен: от корысти, от страха, от условностей, от догм. ¬ морали человек зависит только от одного Ц от морального закона, который €вл€етс€ личностным и свободно избранным. ѕо свободной воле человек делает добро, которое личным усилием утверждаетс€ как закон его жизни.

»так, свобода выступает как подлинна€ причина нравственных поступков, мораль суть саморегул€ци€ личности и общества по закону свободы.

¬ыделенные антиномии вытекают из сущности самой морали, а потому нос€т объективный характер и служат источником еЄ развити€.

 





ѕоделитьс€ с друзь€ми:


ƒата добавлени€: 2015-11-05; ћы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 692 | Ќарушение авторских прав


ѕоиск на сайте:

Ћучшие изречени€:

ƒаже страх см€гчаетс€ привычкой. © Ќеизвестно
==> читать все изречени€...

1347 - | 1185 -


© 2015-2024 lektsii.org -  онтакты - ѕоследнее добавление

√ен: 0.012 с.