Вопрос 9 Питирим Сорокин
(1889-1968) - русский и американский социолог. Представитель позитивистской ориентации в русской социологии. Сам себя Сорокин считал представителем эмпирического неопозитивизма или критического реализма. В детстве Сорокин рано оказался сиротой и бродяжничал. В 1902 поступил, а в 1904 с отличием окончил Гамскую двухклассную школу, затем поступил в Хреновскую церковно-учительскую школу. В 1906 - арестован за революционную деятельность, заключен в тюрьму в Кинешме, где много читал (Лавров, Михайловский, Маркс, Ленин, Плеханов, Дарвин, Спенсер, Конт.Через какие-то несколько лет эта на вид довольно наивная схема быстро разбухает и обретает законченный логический вид. В книге "Система социологии" Сорокин формулирует принципы, от которых не отойдет в будущем. Совокупно они составляют самую квинтэссенцию структурного метода. Согласно Сорокину, теоретическая социология распадается фактически на три основных раздела:
- социальную аналитику (социальная анатомия и
морфология); - социальную механику (ее объект - социальные процессы);
- социальную генетику (теория эволюции общественной жизни).
В "Системе социологии" Сорокин предлагает пять принципов построения
социологии:
- социология может и должна быть построена по принципу
естественных наук; - социология должна отказаться от какого-либо
нормативизма; - она должна изучать только те явления, которые доступны
наблюдению, измерению, проверке; - социология должна исходить из
фактов и отказаться от всякого философствования; - социология является
изначально плюралистической дисциплиной. Коль скоро социология изучает
взаимодействия (духовное и психологическое), то ее задачей будет
являться выявление черт этого взаимодействия.
Питирим Сорокин формулирует исходный тезис о том, что социальное поведение основано на психофизических механизмах; субъективные же аспекты поведения суть "переменные" величины. В результате "коллективному рефлексу" Питирим Сорокин придает значение интегрального фактора всей общественной жизни. Не трудно пронаблюдать эту установку Питирима Сорокина в его "Социологии революции" (1925), где причины всех великих революций или иных схожих потрясений он видит в подавлении базовых инстинктов людей (пищеварительного, сексуального, самосохранения, самовыражения).
Вопрос 10
Вклад К. Маркса В Становление Социологии
Маркс, один из наиболее выдающихся мыслителей 20 века, стал основоположником теории марксизма. Одной из его заслуг по праву считается научный анализ современного ему капиталистического общества. На идеи Маркса оказали влияние диалектика Г.Гегеля, а также социологические воззрения мыслителей предшествующего периода (А.Смит, К.Сен-Симон) Марксистская социология основана на материалистическом понимании истории, выработанном на основе реального содержания исторического процесса, его объективных закономерностей. Обосновывая материалистическое понимание истории, Маркс подчеркивал основной принцип: развитие исторического процесса обусловлено способом производства материальных благ, и, прежде всего, производительными силами, сизменением которых меняется способ производства, вслед за которым меняются все экономические отношения Основной принцип марксистской социологии - "сведение индивидуального к социальному". Главный тезис социальной философии – “ Общественное бытие определяет общественное сознание”. 1. Общество как целостный социальный организм Согласно Марксу общество - совокупность общественных отношений и отношений всех социальных субъектов, целостный социальный организм. Общество определяет содержание и направление деятельности человека через: - систему общественных отношений - условия материального производства - общественные институты Общественные отношения подразделяются на: 1. материальные: - экономические - производственно-технологические - материальные отношения к природе Материальные отношения не зависят от воли людей. 2. идеологические: - политические - правовые - нравственные - религиозные - эстетические Идеологические отношения складываются сознательно. Маркс выделяет следующие сферы общественной жизни: - экономическая - социальная - политическая - духовная 3. Марксистская теория общественно - экономических формаций Понятие формации отражает сущностные признаки социально однородных обществ, это конкретно-исторический тип общества с присущими ему: - способом производства - социальной структурой - экономическим базисом - политической надстройкой - духовной жизнью Материальная предпосылка процесса смены общественно-политических формаций - углубляющееся и обостряющееся несоответствие устаревших экономических отношений и прогрессивно развивающихся сил общества.
Вопрос 11
В современной социологии, согласно Дж. Ритцеру, существуют пять основных парадигм - исходных концептуальных схем, объяснительных моделей, на которые опираются различные концепции. Они различаются в зависимости от того, как авторы понимают социальную реальность.
Парадигма социальных фактов сводит социальную реальность к двум группам социальных фактов - социальным структурам и социальным институтам, которые рассматриваются в качестве реальных вещей. Ее возникновение связано с именем Э. Дюркгейма. В рамках этой парадигмы выделяются два противоположных теоретических направления - структурно-функциональный анализ (функционализм) и теории конфликта. Среди последователей данного направления можно назвать таких известных социологов, как П. Сорокин, Т. Парсонс, Р. Мертон, Р. Дарендорф.
Парадигма социальных дефиниций обязана своим возникновением работам М. Вебера. Социальная реальность здесь рассматривается через способ понимания людьми социальных фактов. Согласно этой парадигме, социальное поведение людей строится в соответствии с пониманием ими социальной реальности. К данной парадигме относятся следующие теоретические направления: символический интеракционизм, феноменологическая социология и этнометодология. Наиболее видными представителями являются А. Шюц, Г. Мид, Г. Гарфинкель, Т. Лукман.
Парадигма социального поведения опирается на психологическую ориентацию в американской социологии и выражается в бихевиористской социологии и теории социального обмена. Наиболее известным представителем первой является психолог Б. Скиннер, второй - Дж. Хоманс. Суть данной парадигмы заключается в понимании поведения человека как соответствующей реакции на определенные внешние стимулы. Особое внимание акцентируется на проблеме вознаграждения ожидаемого и наказания нежелательного социального поведения.
Парадигма психологического детерминизма возникла на основе учения австрийского психиатра З. Фрейда. Социальная реальность здесь рассматривается через призму извечного конфликта индивида и общества. Такие исходные постулаты фрейдизма, как доминирующая роль бессознательного, гиперсексуализм, эдипов комплекс, антропопсихологкческий редукционизм, впоследствии претерпели определенные изменения в теориях неофрейдизма (Э. Фромм, Д. Рисмен) и фрейдомарксизма (Г. Маркузе и Ф. Райх).
Парадигма социально-исторического детерминизма связана с работами классиков марксизма. В этой парадигме социальная реальность рассматривается как совокупность отношений между людьми, складывающаяся в процессе их совместной деятельности. В фокусе ее внимания - социальные структуры, которые, взаимодействуя друг с другом, порождают социальный процесс. Фактическое устранение из объяснительной схемы реального человека, приписывание ведущей роли в общественном.развитии производственно-экономическим факторам дают основание определить эту парадигму более точно как экономический детерминизм.
Несмотря на многочисленные попытки социологов, до сих пор не удалось создать единой общей социологической теории. Многие исследователи считают социологию мультипарадигмальной наукой, в которой сосуществуют различные парадигмы. Так, американский социолог Д. Ритцер разработал интегральную модель социальной реальности. Она представлена в виде взаимодействия четырех уровней социальной реальности: макрообъективного, макросубъективного, микрообъективного и микросубъективного (рис. 1.4).
Значение этой модели в том, что она позволяет, во-первых, установить реальные взаимосвязи между различными уровнями социальной реальности (рис. 1.5), во-вторых, служит основанием классификации изучаемых явлений, в-третьих, требует применения соответствующей этим явлениям методики и техники.(Немировский В. Универсумная парадигма в российской социологии//Социология на пороге XXI века: Основные направления исследований/Под ред. С.И. Григорьева (Россия), Ж. Коэнен-Хуттера (Швейцария). 3-е изд., доп. и перераб. М., 1999. С. 84-87.)
Практически все названные парадигмы в той или иной мере представлены в отечественной социологической литературе. Преодолев идеологическое и теоретико-методологическое засилье марксизма, социология в нашей стране развивается в основном за счет восприятия западных социологических концепций.
Вопрос 12
Понимающая социология сформировалась в конце Х1Х - начале ХХ в. как враждебное позитивизму направление. Она ведет свое происхождение от идей философии жизни и неокантианства. Основополагающую идею понимающей социологии сформулировал Вильгельм Дильтей (1833-1911), разграничивший природу и общество как чуждые друг другу сферы бытия. Общество создается бесконечной игрой человеческих взаимодействий и представляет собой духовное начало.
В первой половине ХХ в. идеи понимающей социологии развивали в Германии кроме В.Дильтея также Г.Зиммель и М. Вебер, а в США Ч. Кули, Дж. Г. Мид, Ф.Знанецкий и др.
Автором самого термина <понимающая социология> и первой концептуаль-ной разработки понимающей социологии явился Вебер.
Макс Вебер (1864-1920) органично продолжал великие традиции немецкой философии, прежде всего неокантианства и философии жизни. Тем не менее, обратившись к социологии, он предложил строить ее здание на совершенно ином фундаменте. Благодаря усилиям его предшественников, в частности, представителей неокантианства (Г. Риккерт) и философии жизни (В. Дильтей), с одной стороны, а также немецкой исторической школы (В. Рошер, К. Книс) - с другой, между естественными и гуманитарными науками образовалась такая глубокая пропасть, которая грозила разрушить целостность всего здания науки. Строить социологию по образу и подобию физики, опираясь на позитивистскую методологию, как это делали французы Конт и Дюркгейм, Веберу не хотелось - слишком очевидным было различие двух родов знания.
Он намеревался оставить в социологии все ценное и от методов естествознания и от методов гуманитарных наук. Вебер предложил объединить в социологии два метода - качественный, направленный на постижение скрытых мотивов и присущий гуманитарному знанию, и количественный, призванный измерять степень корреляции повторяющихся действий на основе статистических связей, присущий естествознанию. Социальную реальность, по Веберу, надо, во-первых, интерпретировать, постигая внутренний смысл человеческих поступков, сопереживая с другими, во-вторых, объективно измерять при помощи статистики. Оба метода не противостоят друг другу, они дополнительны и только в совокупности дают полную картину реальности. Каждый порознь дает только частичную истину. Субъективное <подразумевание> значения или мотивов действия дает такую же приблизительную картину, как и объективное измерение при помощи статистических средних величин.
Предложенный Вебером проект переустройства социального знания можно сравнить только с научной революцией, совершенной Коперником. Гуманистическая и естественно-техническая составляющие социологического знания отныне не разрывались, а соединялись в некую органическую целостность. У социологии появился двойной статус, который одновременно и усложнял ее жизнь, и открывал ей новые перспективы в познании мира. Отметим, что сходную революцию примерно в то же самое время стала переживать и психология, но там революционный переворот до сих пор не завершился: гуманистическая и сциентистская составляющие находятся в противоборстве, чаще ослабляя, нежели усиливая позиции психологии.
По существу, Вебер заложил фундамент современной социологии. Социология должна стремиться прежде всего к пониманию не просто человеческого поведения, а его значения. Любой общественный институт (государство, производство, право, семья), как и общество в целом, надо рассматривать как бы с точки зрения интересов индивида. Иными словами, в этих обобщающих абстракциях, отображающих совместные поведения людей, надо искать то, что имеет значение для человека, что значимо для него. Только то, что ценится им как влияющее на его поведение, то и реально с социологической точки зрения. Социолог призван понять смысл поступков человека. Ученый должен выяснить, какой смысл придает своим поступкам сам человек, какую цель и значение вкладывает в них, какими мотивами и стимулами движим. Логика социологического изучения должна строиться таким образом, чтобы каждое отдельное действие можно было поместить в цепочку других мотивируемых и рационально понятых движений.
Л. Уорд (1841-1913), считающийся одним из основателей американской социологии, полагал, что человеческое существо раздвоено между миром природного и миром социального. Таким же раздвоенным оказа-лось и общество. В нем одновременно царствуют слепые законы естественного отбора, заставляющие людей не ща-дить друг друга в конкурентной борьбе, и разумные законы добра, основанные на высоких гуманистических ценностях.
Общество, согласно другому классику американской социологии У. Самнеру (1840-1910), необходимо рассматривать в социокультурном контексте, основой которого выступают социальные нормы, традиции и обычаи. Обычаи (folkways) напоминают правила приличия, например, требование пользоваться ножом и вилкой. Они различаются у разных народов и культур. Нравы (mores) - более строгий вид норм. Они со-ставляют групповую мораль, или нравственность. К ним относятся требования уважать старших, помогать родственникам. Нравы включают философские и этические оценки поступков. На обычаях и нравах основываются <естественные> институты, например, религия, се-мья, собственность, а на законах - <предписанные> институты (банки, система выборов).
Еще большее развитие интерпретативная перспектива получила в символическом интеракционизме - первом собственно американском теоретическом течении в социологии.
Вопрос13
Социологическая мысль в России развивается как часть общемировой социологической науки. Испытывая влияние со стороны различных течений западной социологии, она вместе с тем выдвигает оригинальные теории, в которых отражается своеобразие развития российского общества. В развитии социологической мысли в России исследователи выделяют три основных этапа. Первый - с середины XIX в. до 1918 г.XXв., второй - с начала 20-х гг. до конца 50-х гг., третий - с начала 60-х гг. до наших дней. Кратко охарактеризуем каждый из них.
Первый этап прежде всего связан с творчеством таких крупных социальных мыслителей, как П. Л. Лавров (1829-1900) и Н. К. Михайловский (1822 — 1904). Развиваемое ими направление социальной мысли получило название субъективной социологии. Основополагающие идеи этого направления были впервые сформулированы в знаменитых “Исторических письмах” П. Л. Лаврова (1870).
Сущность общественного развития, по Лаврову, состоит в переработке культуры, а именно в переработке традиционных, склонных к застою общественных форм в цивилизацию, характеризующуюся гибкими, динамичными структурами и отношениями.
H. К. Михайловскийопределял социализм как творчество личного начала при посредстве начала общинного. В связи с этим, в субъективной социологии значительное внимание уделяется разработке вопроса об особомпути России к социализму, при котором должны быть учтены особенности российского опыта. Социальную деятельность личности определяют не какие-то внешние факторы, а ее субъективные помыслы и цели. Познать объективными методами эти помыслы и цели невозможно.
Параллельно с субъективной социологией и позитивизмом М. М. Ковалевского, в борьбе с ними в России развивалась социология марксизма, представленная двумя основными теориями. Ортодоксальный марксизм в тот период представляли две ведущие фигуры — Г. В. Плеханов и В. И. Ленин.
Второй период развития социологической мысли в России характеризуется нарастанием процессаинституционализации, приобретением социологической наукой статуса социального института. В 1918-1919 гг. в Петроградском и Ярославском университетах были созданы кафедры социологии, введена ученая степень по социологии. В 1919 г. был учрежден Социологический институт. В 1920 г. в Петроградском университете при факультете общественных наук было создано социологическое отделение, во главе которого стал Питирим Александрович Сорокин (1889-1968), — крупный ученый и общественный деятель, внесший существенный вклад в развитие отечественной и мировой социологии, о чем шла речь выше.
Наряду с разработкой теоретических вопросов разворачивались эмпирические социологические исследования. Центральное место в них занимают исследования по социальным и социально-психологическим проблемам труда и быта рабочих, крестьян. В этой области наиболее плодотворно работали А. К. Гастев, С. Г. Струмилин, А. Ф. Журавский и др. В тот же период активно разрабатывались социальные проблемы города, народонаселения и миграции (Н. Анцифиров, А Годулов, В. Смулевич и др.), социальные проблемы культуры (И. Загорский, Н. Трояновский, Р. Елизаров).
В 1930-х гг. марксизм окончательно утвердился в качестве идеологической основы общества, социология была объявлена философской наукой. Было провозглашено, что исторический материализм — это и есть социология марксизма и, следовательно, эмпирические конкретно-социологические исследования, как несовместимые со спецификой философской теории, выводились за пределы социологии. Это была теоретическая предпосылка разгрома социологии и ее полного упадка вСССР.
Возрождение социологии как науки начинается в конце 1950-х - начала 1960-х гг
Вопрос 14
Прорыв в общественном сознании в пользу социологии произошел в начале 90-х годов. Социология пришла в высшую школу - одной из самостоятельных отраслей знаний, быстро приобретает авторитет и вызывает интерес у молодежи.
Социология - относительно молодая наука, но за короткий период она добилась признания на Западе и начинает пробивать дорогу на Востоке. Действительно ни одна социальная наука не может сравниться с ней по оперативности исследования, различных сфер жизни людей, развития и формирования общества, общественных отношений, требующих всестороннего и глубокого изучения. Ответы на вопросы о насущном бытии, о глобальных проблемах, об обществе и его будущем люди ищут в той сфере знаний, которая может компетентно помочь разобраться, и такой сферой знаний и есть социология.
В России многие исследования образования, проводимые с позиции социологии (или со ссылками на нее), выглядят методологически разрозненными, часто лишенными общего языка, предмета и приоритетов, а потому недостаточно эффективными как в теоретическом, так и социально-практическом отношении. Нередко наблюдается распредмечивание отрасли, вольный или невольный уход от социологической методологии в смежные с социологией отрасли и в периферийную проблематику притом, что главные вопросы социального функционирования образования слишком долго остаются в забвении. Такое состояние не позволяет социологии образования до последнего времени успешно развиваться, а также выполнять ее методологическую функцию в отношении других дисциплин, изучающих образование и претендующих на активное формирование целостной системы образования и ее структур.
Гораздо большего внимания требуют и те содержательные аспекты, которые имеют отношение к социологическому осмыслению процессов, происходящих в современном российском обществе. По наблюдениям, студенты слабо и поверхностно ориентируются в этих вопросах. Наиболее приемлемый выход - разработка и включение в профессионально-образовательную подготовку полномасштабного курса "Современное российское общество: социологический анализ".
Концепции качественно нового этапа общественного развития (по ту сторону индустриального общества) несут в себе ряд позиций, ориентированных на коренное преобразование образовательной деятельности:приоритет общечеловеческих ценностей; преодоление противостояния: "человек-природа", "человек-культура", "человек-общество"; формирование нового (информационного) типа культуры, а в связи с этим и нового типа трудовой деятельности человека, ориентированного на работу с информацией; создание глобальной идеологии на основе нового планетарного общечеловеческого сознания (понимание людьми общности исторической судьбы, тесной взаимозависимости государств и народов, необходимости партнерства в борьбе за выживание человечества); социальный контроль за технологией;ведущее положение теоретического знания как основы политики и источника нововведений и др.
Образование-часть процесса формирования личности. При помощи этого процесса общество передаёт знания, навыки от одного человека другим. В процессе обучения ученику навязываются определённые культурные ценности; процесс обучения направлен на социализацию личности, но иногда обучение конфликтует с истинными интересами ученика.
Дюркгейм говорил, что основная цель образования - передавать ценности господствующей культуры. Так как культура каждой нации своеобразна, то и содержание образования существенно отличается. В Древнем Риме главной целью образования была подготовка военачальников и государственных деятелей. В средние века в Европе делался упор на изучение христианской религии, в эпоху Ренессанса основной интерес существовал к культуре, искусству к литературе. Так мы видим, как с течением времени и эпохи менялись культурные интересы человека и соответственно содержание образования. Так же образование способствует сохранению ценностей, накопленных человечеством, и появлению новых.
Образование оказывает влияние на все виды деятельности человека. Окончив школу, одни поступают в институт, другие в техникум, третьи не поступают никуда. Это являет собой определенный фильтр в выборе дальнейшей профессии человека, хотя не редки случаи, когда окончив институт человек идёт работать продавцом мороженого, особенно в нашей стране. Но, тем не менее, функция фильтрующего устройства образованием не утрачивается. Хэрн писал, что образование - разумный способ распределения людей в соответствии с их достоинствами.
Каждая из отраслей науки имеет предмет, раскрываемый в содержании, системе теорий, законов, категорий, принципов и т. п. и выполняет особые функции по отношению к практике, исследует определенную сферу общественных отношений, те или иные явления, процессы, в общем все общество. Существует определенная взаимозависимость между предметом, содержанием и функциями науки. Но современное обществоне механическое соединение различных механизмов управления, властных институтов и структур, социальных сфер политики, экономики, а нечто целое. Возникает потребность именно в отрасли знаний, которая изучает общество во всех его аспектах. Такой наукой и есть социология - наука об обществе.
Вопрос 15Как и многие другие науки, социология развивалась в двух основных направлениях: фундаментальном и прикладном. Первое направление включает в себя проблемы социально-философского осмысления наиболее общих вопросов развития и функционирования общества и места в нем человеческой личности, гносеологические проблемные вопросы социологии, проблемы построения структур социальных ассоциаций, построения математических моделей социальных общностей и процессов, разработку методов изучения социальных процессов и явлений и т.д. На фундаментальном уровне осуществляются взаимосвязи социологии с другими науками и областями научного знания: философией, историей, культурологией, политологией, антропологией, психологией, экономикой, космогонией и др. Концепции, выдвигаемые социологией на фундаментальном уровне, отличаются высокой степенью абстракции; при этом, как правило, не выделяются для изучения такие конкретные социальные единицы, как социальная группа или социальный процесс. Такой уровень социологического знания принято называть общесоциологическим, а теории, возникающие на этом уровне, - общесоциологическими. Фундаментальные социологические теории возникли из социальной философии и психологии; они основывались на наблюдениях, умозаключениях и обобщениях различных сторон общественной жизни, которые давали сведения о единых для всех социальных структур законах поведения людей. Вместе с тем очевидно, что социология как наука должна основываться на точных, конкретных данных об отдельных социальных фактах, составляющих процесс изменения и структуру общества. Эти данные собираются исследователями с помощью набора методов эмпирических исследований (опросов, наблюдений, изучения документов, экспериментов). Что касается эмпирического уровня, то в социологии это сбор многочисленных фактов, сведений, мнений членов социальных групп, личностных данных, их последующая обработка, а также обобщение и формулирование первичных выводов относительно конкретных явлений социальной жизни. Сюда относятся теоретические обобщения, полученные методом индукции (умозаключения от частных, единичных случаев к общим выводам). Общесоциологические теории и эмпирические исследования должны быть неразрывно связаны между собой, так как теоретизирование, не подкрепленное знанием конкретных фактов социальной действительности, становится бессодержательным, нежизненным. В то же время эмпирические исследования, не связанные общетеоретическими выводами, не могут объяснить природу большинства социальных явлений.По мере возрастания требований к практическому решению социальных проблем современного общества возникла настоятельная необходимость в изучении и объяснении социальных явлений, происходящих в отдельных областях жизнедеятельности людей, в отдельных социальных общностях и социальных институтах. Резко возросший уровень эмпирических исследований требовал универсального теоретического аппарата для объяснения результатов теоретических изысканий. Однако фундаментальные исследования в социологии не могли приспособить свой теоретический аппарат для изучения таких разных социальных феноменов, как семья, государство, отклоняющееся поведение и т.д., в силу значительных различий в природе этих объектов исследования. В свою очередь фундаментальная наука испытывала значительный дефицит в эмпирической информации, так как эмпирические исследования, как правило, проводились в узкопрактических, утилитарных целях и трудно было связать их в единую систему. В результате произошел разрыв между фундаментальной социологией и эмпирическими исследованиями. В практической деятельности это отразилось, с одной стороны, на создании спекулятивных, не основанных на достаточно широкой эмпирической базе теоретических построений, а с другой - в появлении таких направлений получения знания, как позитивизм и эмпиризм, отрицающих необходимость общесоциологических, фундаментальных теорий.Противостояние фундаментальных и эмпирических исследований в значительной степени тормозило развитие социологии, мешало кооперации ученых и объединению их усилий. Выход из этого положения был найден в результате формирования еще одного уровня социологического знания - теорий среднего уровня. Этот научный термин был введен в практическую деятельность исследователей американским социологом Робертом Мертоном (186). Как видно из рис. 2, теории среднего уровня занимают некоторое промежуточное положение между фундаментальными теориями и эмпирическим обобщением первичной социологической информации.
Вопрос 16
ЛИЧНОСТЬ - система социальных качеств человека, формирующаяся на основе его включения в систему социальных отношений. Социологический анализ выделяет в личности не индивидуальные, а социально-типические черты, формируемые данной системой общественных отношений и необходимые для ее воспроизводства.
Индивид становится личностью лишь в качестве члена определенного социума в процессе освоения определенных социальных ролей и соответствующей ценностно-нормативной системы, в процессе обретения социальной идентичности, т.е. в процессе социализации. Личность является продуктом и субъектом социальных систем, их изменения и развития. Поэтому различные типы социальных систем "продуцируют" определенные типы личности и тем или иным способом исключают те, которые им "не подходят". Э.Фромм, анализируя становление индустриального общества и характерный для него трудоцентризм, отмечал, что человек вынужден был превратиться в личность, которая жаждет направить основную часть своей энергии на труд с неведомой для большинства культур интенсивностью. Сформированные в процессе социализации социально типичные личностные качества ("социальный характер", по Фромму), заставляли индивида "с любовью и со рвением" делать то, что он должен был делать ради целей экономической системы. Социальная необходимость в труде должна была превратиться во внутреннее побуждение. Помимо общесоциальных черт, личность характеризуется чертами, связанными с принадлежностью индивида к различным социальным общностям - классовым, этническим, профессиональным и т.п.
Вопрос 17
Социальная роль — это поведение, ожидаемое от того, кто имеет определенный социальный статус. Социальные роли — это совокупность требований, предъявляемых индивиду обществом, а также действий, которые должен выполнить человек, занимающий данный статус в социальной системе. У человека может быть множество ролей.
Статус детей обычно подчинен взрослым, и от детей ожидается почтительность по отношению к последним. Статус солдат отличен от статуса штатских; роль солдат связана с риском и выполнением присяги, чего нельзя сказать о других группах населения. Статус женщин отличается от статуса мужчин, и потому от них ожидают иного поведения, чем от мужчин. Каждый индивид может иметь большое число статусов, и окружающие вправе ожидать от него исполнения ролей в соответствии с данными статусами. В этом смысле статус и роль — это две стороны одного феномена: если статус является совокупностью прав, привилегий и обязанностей, то роль — действием в рамках этой совокупности прав и обязанностей. Социальная роль состоит:
- из ролевого ожидания (экспектации) и
- исполнения этой роли (игры).
Социальные роли могут быть институционализированными и конвенциональными.
Институционализированные: институт брака, семьи (социальные роли матери, дочери, жены)
Конвенциональные: принимаются по соглашению (человек может отказаться принять их)
Нормы культуры усваиваются в основном через обучение ролям. Например, человек, осваивающий роль военного, приобщается к обычаям, нравственным нормам и законам, характерным для статуса данной роли. Только немногие нормы принимаются всеми членами общества, принятие большинства норм зависит от статуса той или иной личности. То, что приемлемо для одного статуса, оказывается неприемлемым для другого. Таким образом, социализация как процесс обучения общепринятым способам и методам действий и взаимодействий является важнейшим процессом обучения ролевому поведению, в результате чего индивид действительно становится частью общества.
Виды социальных ролей
Виды социальных ролей определяются разнообразием социальных групп, видов деятельности и отношений, в которые включена личность. В зависимости от общественных отношений выделяют социальные и межличностные социальные роли.
Социальные роли связаны с социальным статусом, профессией или видом деятельности (учитель, ученик, студент, продавец). Это стандартизированные безличные роли, строящиеся на основе прав и обязанностей, независимо от того, кто эти роли исполняет. Выделяют социально-демографические роли: муж, жена, дочь, сын, внук... Мужчина и женщина — это тоже социальные роли, биологически предопределенные и предполагающие специфические способы поведения, закрепленные общественными нормами, обычаями.
Межличностные роли связаны с межличностными отношениями, которые регулируются на эмоциональном уровне (лидер, обиженный, пренебрегаемый, кумир семьи, любимый и т. д.).
В жизни, в межличностных отношениях, каждый человек выступает в какой-то доминирующей социальной роли, своеобразном социальном амплуа как наиболее типичном индивидуальном образе, привычном для окружающих. Изменить привычный образ крайне трудно как для самого человека, так и для восприятия окружающих его людей. Чем более длительный период времени существует группа, тем привычнее становятся для окружающих доминирующие социальные роли каждого участника группы и тем сложнее изменить привычный для окружающих стереотип поведения.
Вопрос 18
Социальная структура общества всегда обусловлена способом производства и соответственно изменяется по мере изменения социальных отношений.
Социальные общности - относительно устойчивые совокупности людей, отличающиеся более-менее сходными условиями и образом жизни, более-менее сходными интересами. Общества различных типов - формы совместной жизнедеятельности.
Общности бывают:
· статические (номинальные категории) - например, по прописке;
· реальные - те же горожане, в реальной обстановке;
· массовые (агрегаты) - совокупности людей, выделяемые на основе поведенческих различий, которые ситуационны и не фиксированы;
· групповые - малые и большие социальные группы.
Социальная стратификация (расслоение общества) - иерархически ранжированное социальное неравенство, а также процесс, в результате которого индивиды и группы оказываются неравными друг-другу и иерархически сгруппированными согласно социальным признакам. Стратификационная система подразумевает характерное расслоение и способ его утверждения.
Виды социальных общностей | Критерии выделения социальных общностей | Признаки общностей |
Классы (страты) | Место в системе общественного производства | Характер трудовой деятельности |
Проф. общности | Положение в системе разделения труда | Направление производственной деятельности |
Отраслевые общности | Сфера приложения труда | Направление производственной деятельности |
Этнонациональные | Этническая и национальная принадлежность | Общность происхождения языка, территории... |
Региональные | Межэтнические, межнациональные, межгосударственные связи | Интернациональные связи во всех областях общественной жизни |
Демографические | Половозрастные характеристики индивидов | Молодёжь, женщины, мужчины, и другие социальные группы |
Территориальные | Место проживания | Государственно-административное образование |
Расовые группы | Морфофизиологические и физические особенности | Цвет кожи, рост,... |
Производственные коллективы | Решение производственных проблем | Организационные формы трудовой деятельности |
Семья | Родственные отношения | Совместное проживание, общее хозяйство, взаимная ответственность... |
Вопрос 19
Изучение этнических структур необходимо для понимания специфики современного общественного развития. Национальная проблематика находит свое место и в экономике, демографии, политологии, этнографии и других гуманитарных науках.
Социология наций, национальных отношений изучает социально-экономические, социально-политические, культурные, образовательные процессы, вопросы ассимиляции, консолидации и интеграции наций и народностей.
Специфика исследований национальных проблем в нашей стране заключалась в том, что ими занимались в основном ученые из союзных республик, и часто результаты напоминали здравицы в честь старшего брата, дружбы народов, интернационализма. На все сложные и противоречивые вопросы межнациональных отношений было наложено табу. Теперь за это приходится платить распадом многонационального государства, межнациональными конфликтами.
Своевременно не было замечено, что на фоне интернационализации экономики и политики параллельно шел процесс роста национального самосознания, на чем спекулировали некоторые политики. Так проросли всходы махрового национализма, проявилось стремление обеспечить своему народу привилегии за счет других, проживающих на той же территории.
Надо иметь в виду, что в мире практически не осталось этнически чистых государств. Поэтому рост национального самосознания, демократизация практически везде сопровождаются этническими конфликтами (Канада, США, Югославия, Ирак, Бельгия, Испания, Индия, Северная Ирландия, многие африканские государства). Так что если говорить о межнациональных конфликтах в нашей стране между грузинами и осетинами, армянами и азербайджанцами, молдаванами и гагаузами, русскими и прибалтами, поляками и литовцами, то они не составляют исключения, а развиваются в соответствии с мировыми тенденциями.
Для анализа социально-этнических отношений следует уточнить некоторые понятия. Прежде всего стоит обозначить понятие рас - это группы людей с общими для них биологическими признаками (цвет кожи, разрез глаз, цвет и текстура волос). В этнографии выделяются черная, желтая и белая, в западной социологии - кавказская раса.
В этническом развитии человечество прошло несколько ступеней: род, племя, народность и, наконец, нация. При всей спорности трактовки понятия "нация" большинство социологов сходится на том, что нация - "большая социальная группа людей, сложившаяся на определенной территории, имеющая общий литературный язык, общность исторического прошлого, культуры и некоторые особенности психического склада".
Важно уточнить, что большинство наций сложилось в условиях капитализма. Стремление буржуазии обеспечить возможность для своего свободного развития способствовало объединению разрозненных феодальных образований, требовало государственного единства территории, на которой проживало население, говорящее на одном языке. Следует также отметить, что процесс образования наций продолжается и в настоящее время, но происходит он в других социальных и политических условиях, и его движущими мотивами выступают другие факторы.
Этнические группы - группы людей, различающиеся по своему культурному наследию, языку, истории, духовной культуре. Например, евреи, цыгане в России. В западной социологии (М. Хегтер) "этническая группа существует на базе чувств, которые связывают личности в солидарную группу на основе некоей культурной основы". Например, иудаизм для евреев. Важность изучения социально-этнических отношений неоспорима.
Вопрос 20
Развитие городов связано с урбанизацией. Урбанизация - глубокое качественное преобразование всей системы расселения на основе развития промышленности, транспорта, средств массовой информации, культурного и бытового обслуживания, распространения городского образа жизни среди различных социально-демографических групп населения.
Они жили в условиях не конкуренции, а взаимопомощи. Все это создало определенный психологический стереотип и тот психологический настрой, который служил источником психологического здоровья, развивал чувство единения людей с природой. Такой образ жизни сохранялся не менее двух миллионов лет.
Теперь огромные массы людей живут вдали от природы, в квартирах - каменных гнездах; несмотря на давку в общественном транспорте каждый человек социально анонимен. Жизнь в мегаполисе разъединяет его жителей, а не сближает. По статистике в любом крупном городе очень малый процент коренных (в третьем-четвертом поколении) горожан Туров И.С. Городской образ жизни: теоретический аспект. // Социс. - 2005. - № 1.. Все остальные - мигранты: то есть те, кто когда-то перебрался в большой город из других мест. И пусть даже они всю жизнь прожили в этом городе, пусть даже коренными горожанами стали их дети и внуки - все равно люди в семьях хранят традиции и устои, которые впитали с молоком матери на «земле предков». И эти традиции передают своим потомкам. То есть следующие поколения воспитываются в духе тех мест, откуда когда-то прибыли их деды и отцы. Но в каждой деревне, в каждом поселке и городке есть свои установленные нормы поведения, свой диалект, свой язык жестов и поступков, понятный только местным жителям... Поэтому у многих горожан возникают трудности с общением, с нахождением адекватного партнера. А в результате большие города побивают все рекорды по количеству одиноких людей.
Сейчас индивид борется с городской реальностью, так как она порождает то, что человеку биологически не свойственно. Пьянство, наркомания, хулиганство и т.п. - своего рода злобный протест, рождающий преступления.
Большой город на своей относительно небольшой территории с помощью институтов города контролирует несколько тысяч или несколько миллионов человек создает определенный образ жизни и образует ряд характерных общественный явлений. К ним относится огромное количество предметных контактов и преобладание предметных контактов над личностными. Разделение труда, узкая специализация ведут к сужению интересов людей и в первую очередь к ограничению интереса к делам соседей. Это приводит к тому, что возникает явление все большей изоляции, уменьшается давление неформального общественного контроля и разрушаются узы личных отношений.
Работа в индустриальном обществе также предъявляет слишком высокий счет за гигантский рост производительности, вызванный интенсифицированным разделением труда. Промышленный рабочий чувствует себя отчужденным от производства, поскольку его задача слишком фрагментарна, неинтересна и бессмысленна. Он не способен реализовать в работе себя, свой личный потенциал. В отличие, к примеру, от традиционного ремесленного труда современные производственные обязанности рабочего не требуют от него конструктивных и творческих способностей. Рабочий в индустриальном обществе ощущает себя отчужденным и от продукта своего труда, потому что не может контролировать ни его производство, ни последующее распределение.
Среди социологических проблем города, напрямую связанных с селом, выделяется проблема миграции. Две трети городского населения нашей страны - вчерашние жители сел. Мигранты из села и в городе длительное время сохраняют многие признаки сельского образа жизни, происходит рурализация - окрестьянивание городов. Горожанином по образу жизни трудно стать выходцу из традиционного села. Именно поэтому новые города, население которых состоит в значительной мере из сельских мигрантов, выделяются невысоким уровнем бытовой культуры, специфическим укладом повседневной жизни.
С середины 20-х и до середины 80-х годов городское население нашей страны увеличилось на 80 млн. человек. В современных крупных городах России доля эмигрантов составляет 2/3 городского населения. Так была решена проблема обеспечения рабочей силой городов. Крупные города как бы «обезлюживают» Шафранов-Купец Г.Ф. Социология: Курс лекций. - Тюмень, 2001. окружающую территорию. Есть такое понятие, как ареал города, то есть окружающая территория, на которую он оказывает всестороннее влияние. И чем крупнее город, тем больше такой ареал. Вот почему между Петербургом и Москвой расположены разваленные российские деревни, заброшенные села, пашни.
Социологи изучают мотивы миграции населения из деревни в город. По данным исследований, на первом месте стоит стремление получить профессию; продолжить образование (четверть опрошенных); примерно столько же опрошенных указывают на желание улучшить социально-бытовые условия; примерно по 12% - на семейные обстоятельства, стремление быть там, где больше молодежи. На самом последнем месте находится нежелание заниматься сельскохозяйственным трудом.
Так образом, при всей своей внешней привлекательности жизнь города содержит и ряд социальных проблем, основными среди которых являются: ухудшение экологической обстановки; снижение естественного прироста населения; повышение уровня заболеваемости; отчуждение масс городского населения от традиционной культуры, свойственной селу и небольшим городкам, а также возникновение промежуточных и «маргинальных» слоев населения, ведущих к формированию люмпенизированных (т.е. не имеющих собственности, не придерживающихся норм основной культуры) и пауперизированных (т.е. физически и нравственно деградированных) групп населения.
Вопрос 21
Для села характерным является: непосредственная связь жителей с землей, хозяйственное освоение территории, рассредоточение деревень, небольшие размеры сельских населенных пунктов, приспособление основных видов занятий к природной среде, сезонная цикличная работа, небольшое разнообразие занятий, относительная социальная и профессиональная однородность и специфический сельский образ жизни. Основные отличия сельского образа жизни от городского уклада Г.Ф. Шафранов-Купец видит в следующем: менее развитый и технически оснащенный труд, меньшее разнообразие рабочих мест и профессий, сильная зависимость от природно-климатических условий, как правило, более тяжелые условия труда. Для сельских поселений характерна большая слитность труда и быта. Преобладают социально и национально однородные семьи, нет городской анонимности общения. Очень сильны общественное мнение, социальный контроль, особенно со стороны старшего поколения, традиции. Здесь ниже ритм жизни, проще формы общения, меньше психологических нагрузок.
Кризисная ситуация в социальной сфере села стала формироваться в середине 80-х годах. Более низкий уровень качества жизни способствовал формированию миграционных настроений жителей, снижал уровень их экономической заинтересованности. Из сельских поселений уезжает самое молодое, образованное население, и возникают серьезные перекосы в развитии сельских поселений и отраслей экономики, связанных с ними. Село все более и более стареет. Так, доля трудоспособных людей, родившихся в селе, не превышает 20%. Половина мигрантов, приехавших в село, - пенсионеры, недостаточно подготовленные и не способные к производительному интенсивному труду. Анализ возрастной структуры населения страны показывают, что доля нетрудоспособных лиц в сельской местности значительно больше, чем в городе. Однако экономических возможностей для их содержания существенно меньше по сравнению с городом, это противоречие можно устранить за счет дотирования социальной сферы села.
Отсутствие удобного транспортного сообщения сокращает трудовую мобильность и спектр социальных возможностей сельского населения. Одна из причин, способствующих ухудшению транспортного обслуживания сельских жителей, - плохое состояние автомобильных дорог. Как и в городе, в сельской местности существует проблема жилья.
Кроме того, можно говорить о значительном отставании села от города по уровню благоустройства жилья, особенно в частном секторе, который преобладает в сельской местности: В настоящее время 39% сельского жилого фонда имеют водопровод, 37% центральное отопление, 30% канализацию, 17% горячую воду. То есть, по степени обустройства жилья водопроводом, канализацией, горячим водоснабжением, город опережает село в 2,5-4 раза. 65% локальных водопроводов нуждаются в реконструкции, при этом 10% из них в полном восстановлении. 75% сельского населения в настоящее время пользуются водой, несоответствующей санитарным нормам и стандартам, треть сельских населенных пунктов не имеют телефонной связи, а в тех, где она есть только 28% абонентов имеют автоматический выход на междугородние линии. Пожалуй, лишь по уровню газификации (который составляет 28%) село выходит вперёд и то лишь потому, что почти четвёртая часть городского жилищного фонда перешла с газа на электроэнергию, тогда как в сельской местности этот процесс только начал развиваться в пригородной зоне.
В последние годы в сельской местности, как и в городе, наблюдается сокращение сети дошкольных учреждений и общеобразовательных школ. Количество сельских школ в России составляет 67% от общего числа. В сельской местности работает 46,4 тыс. дневных общеобразовательных школ, в которых обучается 6,5 млн. школьников. По сравнению с началом 90-х г. сеть школ сократилось на 3%, а контингент учащихся в них вырос на 8%. В этой связи усиливаются трудности в подвозе на занятия школьников из отдаленных деревень. На селе в 70% начальных школ обучаются до 20 учащихся, в 72 % основных школ - до 100 и в каждой средней школе до 200 учащихся. Демографические изменения привели к снижению наполняемости сельских школ, больше стало малочисленных начальных, основных (девятилетних) и средних. Масштабы распространения этого явления настолько велико, что малокомплектные школы преобладают в сельской местности. Более трети сельских школ нуждаются в капитальном ремонте, в них обучаются почти 2,8 млн. детей (44,5%). Почти полмиллиона школьников занимаются в зданиях, признанных аварийными. Только треть школ имеет все виды благоустройства. В итоге образовательные возможности сельской молодежи ниже, чем у городских ровесников. Это вызывает миграционные настроения молодых людей.
За последние десять лет количество клубов и домов культуры в сельской местности сократилось на 23%. Свертывание деятельности учреждений культуры на селе - один из факторов непривлекательности сельского образа жизни, который стимулирует миграцию сельского населения, способствует явлениям асоциального поведения селян.
Сокращается на селе и сеть лечебных учреждений. За последние 10 лет на 30% сократилось количество участковых больниц. Две трети сельских медицинских учреждений испытывают недостаток в самом необходимом медицинском оборудовании и лекарств. Около 6% участковых больниц и 11% амбулаторий не имеют ни одного врача.
Вопрос 22
Государство является социальным институтом организации жизни людей, удовлетворяющий общественные потребности, сферой общего интереса (в отличие от гражданского общества, в основе которо?го лежит частный интерес), а также основным органом политической власти, руководящий всеми сферами общественной жизни и использующий при этом различные средства, в т.ч. принуждение. Государство играет центральную роль в политической системе. Оно также представляет собой конкретную историческую форму осуществления государственности в жизни того или иного народа. Государственность - системное единство (целостность) факторов, взаимосвязей и взаимодействий, тенденций, форм и сфер жизнедеятельности людей и их общностей. Государственность есть тип политической организованности общества, которая достигается в ходе исторического развития. Государственность обеспечивает включенность человека в общество, социализированность его жизнедеятельности (трудовая, семейно-бытовая, досуговая, общественно-политическая).
Государство - мощный институт власти. А. Смит определяет функции государства следующим образом. С одной стороны оно должно делать то, что невозможно или невыгодно для частных лиц (народное образование, общественные работы, развитие и содержание систем транспорта, связи, коммунальных служб и т.п.), с другой стороны, поддерживать режим естественной свободы (антимонопольная деятельность, регулирование нормы процента); наконец, охранять жизнь, свободу и собственность граждан (регулирование минимума заработной платы, оборона страны, полиция, отправление правосудия). Фундаментом общества по мнению А. Смита служит социальная справедливость. Опорой моральных стандартов и социальной справедливости служит система положительного права.
Центральным пунктом для разработки теории государства является интерпретация понятия власти. Для социологов, разрабатывающих проблемы социального государства концепция власти является самой необходимой, ибо власть присутствует во всех процессах общественной жизни. К. Маркс и Ф. Энгельс применяют термин "власть" не только для характеристики социальных отношений, но и применительно к отношению человека и природы. К. Маркс и В.И. Ленин неоднократно указывали, что понятие власти относится к числу коренных понятий политической власти.
Вопрос 23
Метки: общество, жизнь, управление, политика
Ещё одним объектом изучения в политической социологии выступают политические партии, которые представляют собой добровольные объединения, стремящиеся оказать влияние на политику государства или добиться полного контроля над формированием этой политики.
Политические партии являются формальными организациями с постоянно действующим управленческим аппаратом. Партии придерживаются так же определённой идеологии, которая получает отражение в их программах.
В странах западной Европы влияние партий на политическуюжизнь общества постепенно возрастало примерно с середины 19 века. А к концу 19 века партии становятся объектом социологических исследований. Однако из наиболее известных концепций развития и структуры партий предложил немецкий социолог Роберт Михелье.
В самом начале 20 века он изучал западноевропейские социал-демократические партии. Такие партии претендовали на то, что они отражают интересы самых широких слоёв общества и прежде всего рабочего класса. Кроме того, как утверждали лидеры этих партий, по своей внутренней структуре они являются подлинно демократическими организациями. И Михельс попытался определить, насколько соответствует действительности такие утверждения.
В своём исследовании он прежде всего отмечает тот факт, что для успешной деятельности любой крупной организации ей необходим управленческий аппарат. Политические партии постоянно сталкиваются с разнообразными проблемами. Она должна проводить предвыборные компании, вступать в переговоры с другими организациями. Но все эти виды деятельности требуют специальных знаний и навыков, которыми не обладают большинство рядовых членов партии. В результате возникает потребность в своего рода разделении труда и формируется управленческий аппарат, состоящий из специализированных чиновников.
Но, как подчёркивал Михелье, возникновение такого аппарата неизбежно означает сосредоточение власти в его руках. Партийные чиновники с самого начала обладают определёнными преимуществами перед остальными членами организации. У этих чиновников есть навыки управленческой деятельности, они лучше информированы и кроме того, они контролируют организационную структуру и финансовые средства партии.
По мнению Михелье постепенно возникает всё больше расхождений между интересами этих чиновников и интересами остальной части партии. Чиновники начинают стремиться не столько к достижению программных целей партии, сколько к сохранению своего руководящего положения и связанных с ним преимуществах. Программной целью европейских социал-демократических партий начала 20 века является социалистическая революция, предполагавшая радикальное преобразование существующих общественных отношений. Но, как замечает Михелье, партийным чиновникам больше не было необходимости стремиться к такой революции, поскольку их личная социалистическая революция уже произошла, то есть они уже добились достаточно высокого общественного положения и фактически стали частью правящей элиты. В конечном итоге Михелье рассматривает социалдемократические партии как своего рода каналы вертикальной мобильности, позволяющие выходцам из низших слоёв общества существенно повысить свой социальный статус.
В тоже время, как утверждал Михелье, по своей внутренней структуре эти партии вовсе не являются действительно демократическими, ими управляет немногочисленная группа или олигархия партийных чиновников. И общий вывод, который сделал Михельс в результате своего исследования, был сформулирован им как железный закон олигархии. Согласно этому закону в любой политической организации было неизбежно господство меньшинства над большинством, лидеров над массами. Предложенный Михелье закон обсуждался другими исследователями и при этом многие социологи отмечали, что он не носит всеобщий, абсолютный характер. Его следует рассматривать скорее как тенденцию, которая действует лишь при определённых условиях. В целом же Михелье исследовал лишь один тип политических партий в определённый исторический период, но выводы своего исследования он попытался распространить на все без исключения политические организации.
Дальнейшее развитие изучения партий получило в работах французского социолога Мориса Дюверже. Этот исследователь предположил различные классификации политических партий. Так он разделил партии на кадровые и массовые.
Кадровые партии являются сравнительно немногочисленными и объединяют влиятельных людей, принимающих активное участие в партийной жизни. В отличие от этого массовые партии стремятся включить в свои ряды как можно большее число людей, основная часть которых ограничиваются уплатой взносов и участием лишь в отдельных партийных мероприятиях.
Дюверже выделял также такие типы как тоталитарные и специализированные партии. Тоталитарная партия стремится подчинить себе все без исключения сферы жизни входящих в них людей. Такая партия навязывает своим членам обязательную для всех идеологию и жёстко контролирует их поведение.
Что же касается специализированных партий, они допускают в своих рядах существование различных точек зрения и при этом не пытаются влиять на другие сферы деятельности помимо политической сферы
Вопрос 24
Изучение проблемы развития общества невозможно без изучения социальной сущности труда, отношения к нему, поскольку все, что необходимо для жизни и развития людей, создается трудом. Труд - основа функционирования и развития любого человеческого общества, независимое от всяких общественных форм условие существования людей, вечная, естественная необходимость, без него не была возможна сама человеческая жизнь. Труд, прежде всего процесс, совершающийся между человеком и природой, процесс, в котором человек своей собственной деятельностью опосредствует, регулирует и контролирует обмен веществ между собой и природой. Также нужно учитывать, что человек, воздействуя на природу, используя и изменяя ее в целях создания потребительных стоимостей, необходимых для удовлетворения своих материальных и духовных потребностей, не только создает материальные (пищу, одежду, жилище) и духовные блага (искусство, литературу, науку), но и изменяет свою собственную природу. Он развивает свои способности и дарования, вырабатывает у себя необходимые социальные качества, формирует себя как личность. Труд - первопричина развития человека. Человек обязан труду в разделении функций между верхними и нижними конечностями, развитии речи, постепенном превращении мозга животного в развитый мозг человека, в совершенствовании органов чувств. В процессе труда у человека расширялся круг восприятий и представлений, его трудовые действия постепенно стали носить сознательный характер. Таким образом, понятие "труд" не только экономическая, но и социологическая категория, имеющая определяющее значение в характеристике общества в целом и отдельных его индивидов. Выполняя трудовые функции, люди взаимодействуют, вступают в отношения друг с другом, и именно труд является той первичной категорией, в которой заключено все многообразие конкретных общественных явлений и отношений.
Общественный труд является общей базой, истоком всех социальных явлений. Он изменяет положение различных групп работников, их социальные качества, в чем и проявляется сущность труда как базового социального процесса. Наиболее полно социальная сущность труда раскрывается в категориях "характера труда" и "содержания труда" (Рис.1). Характер общественного труда определяется тем способом, которым рабочая сила соединяется со средствами производства, формой собственности на средства производства. В первобытном обществе примитивность орудий труда, исключавшая возможность борьбы первобытных людей с силами природы и хищными животными в одиночку, обуславливало необходимость коллективного труда, общинной собственности на средства производства и на продукты труда, поэтому труд носил общественный характер, эксплуатация труда отсутствовала. Развитие общественного разделения труда и расширение обмена привели к тому, что общественная собственность на средства производства уступило место частной собственности, коллективный труд - индивидуальному, частному, родовой строй классовому обществу. Возникло и развивалось товарное производство, достигшее всеобщего характера при капитализме, когда и рабочая сила стала товаром. Труд товаропроизводителя воплощенный в товаре приобрел двойственный характер, выступая с одной стороны, как труд в определенной форме, как конкретный труд, создающий потребительную стоимость, с другой стороны как затрата человеческой силы вообще, независимо от её конкретной формы, как абстрактный труд, создающий стоимость товара. В обществе, где господствует частная собственность на средства производства, двойственный характер труда воплощенный в товаре, отражает противоречия между частным и общественным трудом товаропроизводителей. Частная собственность на средства производства разъединяет людей, делает труд отдельного товаропроизводителя его частным делом. Каждый товаропроизводитель ведет своё хозяйство обособленно от других. Труд отдельных работников не согласован и не увязан в масштабе всего общества, но общественное разделение труда означает наличие всесторонней связи между производителями, которые работают друг на друга, поэтому труд отдельного товаропроизводителя, по существу является общественным трудом.
Вопрос 25
К |
ультура рассматривается в социологии как сложное, динамичное образование, имеющее социальную природу и выражающееся в социальных отношения, направленных на создание, усвоение, сохранение и распространение предметов, идей, ценностных представлений, обеспечивающих взаимопонимание людей в различных социальных ситуациях.
Объектом социального исследования является конкретное изучение распределение существующих в данном обществе форм и способов освоения, создания и передачи объектов культуры, устойчивые и изменчивые процессы в культурной жизни, а также обусловливающие их социальные факторы и механизмы.
В социологии под культурой в широком смысле этого слова понимают специфическую, генетически не наследуемую совокупность средств, способов, форм, образцов и ориентиров взаимодействия людей со средой существования, которые они вырабатывают в совместной жизни для поддержания определённых структур деятельности и общения. В узком смысле культура практикуется в социологии как система коллективно разделяемых ценностей, убеждений образцов и норм поведения, присущих определенной группе людей.
О социологии культуры - нужно говорить как о конкретной, специфической отрасли знания, которая находится на стыке областей социологии и культуры, и соответственно, изучает социальные закономерности развитие культуры, формы проявления этих закономерностей в человеческой деятельности.
Социология культуры призвана раскрывать противоречивые тенденции, факторы, влияющие на культурогенез, иначе говоря, на общую социологическую картину культуры. Каждое из составляющих это знание – целый пласт чрезвычайно сложных и взаимообусловленных элементов: тво