Ћекции.ќрг


ѕоиск:




 атегории:

јстрономи€
Ѕиологи€
√еографи€
ƒругие €зыки
»нтернет
»нформатика
»стори€
 ультура
Ћитература
Ћогика
ћатематика
ћедицина
ћеханика
ќхрана труда
ѕедагогика
ѕолитика
ѕраво
ѕсихологи€
–елиги€
–иторика
—оциологи€
—порт
—троительство
“ехнологи€
“ранспорт
‘изика
‘илософи€
‘инансы
’ими€
Ёкологи€
Ёкономика
Ёлектроника

 

 

 

 


ѕротиворечи€ как движущие силы воспитани€




 

¬оспитание по сути своей есть развитие (способствование развитию) личности. » это развитие, совершенствование личности есть результат внутренней духовной де€тельности воспитуемого. ¬ли€ние внешних по отношению к нему сил (воспитателей) €вл€етс€ лишь причиной де€тельности воспитанника, причем в подавл€ющем большинстве случаев причиной де€тельности воспри€ти€, которое вызывает собственно формирующую, т.е. духовную, непосредственно воспитывающую де€тельность воспитанника.

Ќа органы чувств, на систему воспри€ти€ людей внешние факторы воздействуют фактически одинаково, но ответна€ реакци€ на них каждого человека индивидуальна: громкую музыку все воспринимают как хорошо слышные звуки, но у одних эти звуки вызывают радостное возбуждение, у других же - раздражение. ¬оспринима€ то же, что и другие, человек относитс€ к воспринимаемому по-своему. Ёта способность формируемого отношени€ складываетс€ в результате собственной де€тельности по осознанию, оценке воздействий, определению своего места в системе св€зей внешнего мира.

„то же заставл€ет воспитанника выполн€ть эту де€тельность, этот нелегкий труд души, чтобы подн€тьс€ на новый, более высокий уровень воспитанности? ¬едь гораздо легче пр€мо отвечать на воздействи€, не сопротивл€тьс€ среде, потребл€ть имеющеес€ и отдавать излишнее.

Ќаделенный от природы органами чувств и сознанием человек получил неограниченные возможности получени€ информации о внешнем мире. Ётот факт по своему значению совершенно беспрецедентен в живом мире. ѕроцесс познани€ действительности дл€ человека в отличие от животных бесконечен. ћожно сказать, что прирожденным качеством человека €вл€етс€ любопытство: ребенок испытывает потребность в получении информации о внешнем мире, а получа€ эту информацию и осмыслива€ ее, осознает потребность в новой информации дл€ более уверенного ориентировани€ в окружающем мире. ѕоэтому удовлетворение физиологических потребностей не ведет к прекращению познавательной де€тельности, а скорее, €вл€етс€ условием ее выполнени€ в Ђчистом видеї, без давлени€ со стороны первичных стимулов.

¬торое весьма важное обсто€тельство - человеку прирожденно стремление к счастью. ¬ его основе - стремление вс€кого живого существа к наиболее благопри€тным, комфортным услови€м существовани€: даже амеба передвигаетс€ из зоны неблагопри€тно повышенной концентрации раствора в сторону оптимальных условий. Ќо человек не останавливаетс€ в своем движении, достигнув благопри€тных условий. ≈го представление об оптимуме не ограничиваетс€ возможностью удовлетворени€ имеющихс€ потребностей. ”довлетворение потребности порождает и ощущение дискомфорта в услови€х удовлетворенной потребности, поскольку нова€ информаци€ раскрывает дополнительные возможности удовлетворени€ потребности и порождает новые желани€. » в этом отношении счастье - в достижении новых, все более значимых целей.

“аким образом, мы можем утверждать, что посто€нно существует противоречие между тем, что человек имеет, и тем, что он хочет. ≈го желани€, стремлени€, его потребности в принципе всегда выше имеющихс€ возможностей непосредственного их удовлетворени€. ¬от это противоречие между имеющимс€ (наличным, актуальным) уровнем развити€ и новыми, более высокими потребност€ми и €вл€етс€ главной движущей силой воспитани€.  ратко его можно сформулировать как противоречие между Ђмогуї и Ђхочуї. Ёто противоречие €вл€етс€ посто€нным, оно присуще воспитанию вследствие двух указанных выше условий: безграничности возможностей познани€ и преобразовани€ условий жизни и прирожденного стремлени€ к счастью, которое в определенном приближении может быть пон€то как достижение возможностей удовлетворени€ посто€нно растущих духовных и физических потребностей.

ƒругой движущей силой воспитани€ €вл€етс€ противоречие между требовани€ми среды к человеку и его возможност€ми удовлетворить эти требовани€.  оротко это противоречие можно сформулировать как противоречие между Ђнадої и Ђмогуї (в отличие от первого - между Ђмогуї и Ђхочуї). ¬нешние услови€, услови€ окружающей человека действительности тоже посто€нно измен€ютс€, усложн€ютс€, и, естественно, требовани€ к человеку с их стороны повышаютс€. ќт дошкольника требуют меньшего, чем от школьника. –астут требовани€ и к взрослым. ≈сли в недалеком прошлом требовани€ к уровню образовани€ человека, например, ограничивались программой начальной школы (умение читать, писать и считать), то сейчас все более актуальными станов€тс€ знани€ экономики, политики, юриспруденции (права), иностранных €зыков и др.

Ёти требовани€ кажутс€ абсолютно внешними по отношению к человеку и вроде бы внутренне не присущими процессу воспитани€. Ќо это не так. ќни порождены самим человеком, его стремлением к познанию и совершенствованию жизни. ќни вызваны этим стремлением и его реализацией. ќбратным их вли€нием и €вл€етс€ требование к самому человеку. ¬ этом, собственно, и про€вл€етс€ устранение насильственности, внешней принудительности этой движущей силы воспитани€ по отношению к воспитуемому. ќн сам как часть социума €вл€етс€ составной частью, участником силы, порождающей требовани€ по отношению к нему самому. ѕоэтому противоречие между Ђнадої и Ђмогуї достаточно безболезненно превращаетс€ в сознании человека в противоречие между Ђмогуї и Ђхочуї, ведь оно порождено им самим, его стремлением не только соответствовать требовани€м среды, но и быть выше этих требований. ѕравда, в случае грубого неучета возможностей воспитанника требовани€ к нему среды (воспитателей) воспринимаютс€ им как чуждые, насильственные. Ёти требовани€ если и выполн€ютс€, то лишь внешне, мало затрагива€ сферу внутренней, духовной де€тельности, или, более того, вызывают де€тельность противоположной направленности по сравнению с планируемой воспитателем. ¬ этом случае противоречие между требуемым и желаемым не становитс€ движущей силой воспитани€, поскольку оно не €вл€етс€ диалектическим, внутренне присущим процессу развити€ личности, а остаетс€ внешним, грубым, насильственным требованием, не соответствующим характеру духовной де€тельности воспитанника.





ѕоделитьс€ с друзь€ми:


ƒата добавлени€: 2015-11-05; ћы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 542 | Ќарушение авторских прав


ѕоиск на сайте:

Ћучшие изречени€:

ƒва самых важных дн€ в твоей жизни: день, когда ты по€вилс€ на свет, и день, когда пон€л, зачем. © ћарк “вен
==> читать все изречени€...

1378 - | 1258 -


© 2015-2024 lektsii.org -  онтакты - ѕоследнее добавление

√ен: 0.01 с.