Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Дает ли эстетика нормы искусству (отношение эстетики к худо­жественному творчеству)




Во взаимоотношениях эстетики и искусства в истории сложились две точки зрения: 1) теоретик классицизма Н. Буало (XVII в.) трактовал эстетику как науку, предписывающую художнику пра­вила; 2) другой французский ученый, И. Тэн (XIX в.), напротив, считал, что эстетика должна регистрировать факты искусства. Для современной эстетики и абсолютизация нормативности, и эмпиризм равно неприемле­мы.

Если человек решит в нарушение закона Архимеда плыть с кам­нем на шее — он утонет. Художник свободен в выборе темы, средств, формы образной мысли, но, если он нарушит законы эстетики, дейст­вующие с непреложностью законов физического мира, его творение окажется за пределами искусства. Эстетика нормативна, поскольку она обобщает законы самого искусства. Ее выводы имеют силу объек­тивных законов. Однако законы искусства не абсолютны — они исто­рически изменчивы. Основоположник балетного театра как самосто­ятельного вида искусства Ж. Ж. Новерр подчеркивал: «Правила хо­роши до некоего предела... Надобно уметь следовать им, но уметь так­же отказываться от них и вновь к ним возвращаться... Горе холодным художникам, цепляющимся за узкие правила своего искусства». (Но­верр. 1965. С. 27).

Когда Бетховен ввел в симфонию хор, его сочли безумцем. Великий художник раздвигает устоявшиеся рамки творчества. Но он не может от­менить законы, в которых сосредоточен весь предшествующий художест­венный опыт человечества. Он лишь вносит в них продиктованные новой действительностью, новым опытом коррективы или формирует (открыва­ет) новые законы.

Современная историческая эстетика осмысляет искусство и его осо­бенности в их движении.

Наука — это система (системность эстетических знаний).

Видный американский теоретик искусства Т. Манро в книге «За науку в эсте­тике» (Munro Th. Toward Science in Aesthetics. N.Y., 1956) протестует против эссеизма в науке. И действительно, наука — не набор истин, не кладовая фактов, не ломбард наблюдений, не арсенал идей и даже не коллекция законов. Наука — это подчиненная общественной практике система знаний.

Главные особенности научной системы:

Информативная насыщенность

1. Информативная насыщенность: научные суждения конкрет­но-всеобщи. Самолет летит, опираясь крыльями на воздух и преодоле­вая его сопротивление. Воздух науки—это факты, а ее крылья — мысль. Опереться на факты и преодолеть их, то есть сохранить в снятом виде —

только так достигаются конкретно-всеобщие суждения, противостоя­щие бескрылой эмпирике (простому описанию фактов) и пустым абст­ракциям.

Теоретичность

2. Теоретичность: обобщение и «снятие» конкретного материала. Г. Гадамер пишет: «Современная теория есть конструктивное средство, по­зволяющее нам обобщать опыт и создающее возможность овладения этим опытом... Одна теория отменяет другую и каждая изначально пре­тендует лишь на относительную значимость, а именно: пока не будет най­дено нечто лучшее... Само теоретическое знание рассматривается с точки зрения сознательного овладения сущим: не как цель, но как средство.» (Мир философии. Т. 1.1991. С. 581). Теория нацелена на постижение сущ­ности. Вопросы теории к познаваемому: что и как есть? почему оно есть так? Теория устремлена к предмету и к условиям его существования; свя­зана с предметом и устремлена к отысканию потаенной сущности его бы­тия. Теория выходит за пределы предмета — в сферу контекста его бытия.

Соподчиненность

3. Соподчиненность: понятия, категории, законы эстетики взаимосвя­заны.

Иерархичность

4. Иерархичность: менее общие понятия подчиняются более общим, понятия — категориям, менее общие категории — более общим, катего­рии — законам, менее общие законы — более общим, а последние — фун­даментальным парадигмам, гипотезам и аксиомам данной науки.

Упорядоченность

5. Упорядоченность: элементы системы организованы, она несводи­ма к их простой сумме.

Единство (монизм)

6. Единство (монизм): система строится на едином основании, путем организации накопленных знаний и позволяет объяснять одним принци­пом все явления, входящие в предмет данной науки. Расположив все изве­стные химические элементы в порядке увеличения их атомного веса, Д. Менделеев создал периодическую систему, поднявшую химию на но­вый уровень и, позволившую описать свойства еще не открытых элемен­тов только благодаря знанию их места в периодической системе. Замеча­тельное свойство системы: она дает возможность получать новые знания из нее самой. Монизм — главный признак научной системы. В культуре накоплено много наблюдений и теоретических идей. Однако универсаль­ные концепции, охватывающие развитие художественной культуры не­многочисленны: система Аристотеля и система Гегеля. Единым основа­нием эстетической системы в обоих случаях был принцип взаимоотноше­ния искусства и действительности.

Минимальная достаточность

7. Минимальная достаточность: минимальное число исходных поло­жений способствует такому развертыванию идей, что в совокупности они охватывают максимальное количество фактов и явлений. А. Эйнштейн по поводу этой особенности науки говорил: «Исходные гипотезы становятся все более абстрактными, далекими от жизненного опыта. Но зато мы при-

ближаемся к благороднейшей научной цели: охватить путем логической дедукции максимальное количество опытных фактов, исходя из минималь­ного количества гипотез и аксиом» (Зелиг. 1964. С. 60). Этот принцип при­дает научной системе логическое изящество и красоту. Красота научной си­стемы — один из признаков ее плодотворности и верности.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-11-05; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 626 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Человек, которым вам суждено стать – это только тот человек, которым вы сами решите стать. © Ральф Уолдо Эмерсон
==> читать все изречения...

2277 - | 2132 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.008 с.