Ћекции.ќрг


ѕоиск:




 атегории:

јстрономи€
Ѕиологи€
√еографи€
ƒругие €зыки
»нтернет
»нформатика
»стори€
 ультура
Ћитература
Ћогика
ћатематика
ћедицина
ћеханика
ќхрана труда
ѕедагогика
ѕолитика
ѕраво
ѕсихологи€
–елиги€
–иторика
—оциологи€
—порт
—троительство
“ехнологи€
“ранспорт
‘изика
‘илософи€
‘инансы
’ими€
Ёкологи€
Ёкономика
Ёлектроника

 

 

 

 


–асходка с лицевой и обратной стороны




 

“акие приемы очень часто использовались в прошлом.  огда же требуетс€ усилить рельеф, необходимо сн€ть пластину со смолы и отжечь ее. ƒл€ отжига пластину нагревают до темно-красного калени€. ¬ процессе нагрева металл отжигаетс€ и вновь приобретает в€зкость и плас≠тичность. ¬ то же врем€ смола с оборотной стороны выгорает и оставша€с€ земл€ легко удал€етс€ крацева-нием, отбеливанием и промывкой в воде.

ќтбеливать нужно в 10 Ч 15%-ном растворе серной кисло≠ты, если это медь, латунь или серебро; в сол€ной кислоте Ч если это железные сплавы. ƒл€ этого нужно осторожно постепенно опустить пластинку в отбел, избега€ разбрызгивани€ отбела. ѕосле отбеливани€ надо изделие хорошо промыть в теплой воде, просушить в древесных опилках или слабым подогревом. ≈сли чеканка производи≠лась на алюминий, отжигать его, как другие металлы, нельз€. ѕроцесс рекристаллизации алюмини€ начинаетс€ задолго до начала красного калени€. ¬ то же врем€ температурные интервалы красного калени€ и плавлени€ алюмини€ очень близки. »наче говор€, если алюминий нагреть докрасна, то он может начать плавитьс€ и работа погибнет. ѕоэтому перед отжигом, предварительно подогрев пластину, приставшую смолу на алюминии смывают керо≠сином (обильно смоченной керосином ветошью растирают загр€зненные места до тех пор, пока не растворитс€ вс€ смола). «атем пластину насухо протирают сухой ветошью.

ƒл€ отжига на чистой алюминиевой пластине пред≠варительно прочерчивают хоз€йственным мылом линии в двух направлени€х (клеткой) и нагревают ее до почер≠нени€ мыла. ѕосле отжига алюмини€ пластину промывают в подогретом растворе двууглекислой соды или едкого натра.

—н€тие пластины со смолы. ≈сли во врем€ чеканки пластина отскочила от смолы, значит под ней образова≠лась воздушна€ прослойка, поэтому достаточно сколоть вокруг пластины смолу, подковырнуть ее и сн€ть. ≈сли же пластина прочно сидит на смоле, то ее тоже нужно освободить от смолы по кра€м (сколов смолу вокруг пластины), затем, захватив клещами за край и одновре≠менно подогрева€ пластину газовой горелкой или па€льной лампой, поднимают ее. ѕри достаточном прогреве пластина легко сойдет со смолы.

“аким образом, рассмотрены начальные стадии работ, т. е. насмолка пластин, перевод рисунка, канфарение, опуска≠ние фона, сн€тие со смолы пластины, отжиг и отбе≠ливание.

¬ыколотка рельефа. ќпускание фона после расходки Ч это в некоторой степени начало выколотки. –ельеф чеканки со сложным рисунком (высотой до 5 мм) можно произ≠водить целиком на смоле. „еканки с высоким рельефом лучше делать комбинированным способом, т. е. производить выколотку рельефа и на смоле и без смолы. ѕосле опускани€ фона на смоле надо сн€ть со смолы чеканку, отжечь ее, отбелить, промыть и просушить. ¬ыколотку общего рельефа делают постепенно на подушке с песком, череду€ выколотку рельефа с посадкой соседних участков фона на свое место на плите. –абота ведетс€ с обеих сторон поочередно.

≈сли производитс€ чеканка на алюминии, меди, латуни, лучше это делать дерев€нными чеканами, а на железе Ч в основном стальными. ќсобое внимание следует обратить при этом на постепенность выколотки по всей поверх≠ности чеканки, избежать больших перепадов, неоднократ≠ных сдвигов металла на небольшом участке, так как это может привести к разрушению металла.

ѕри выколотке рельефа чекан надо ставить не верти≠кально к плоскости чеканки, а наклонно (как бы враспор) Ч то в одну сторону, то в другую. — лицевой же стороны, наоборот, как бы на сжатие. Ќаправление удара ведетс€ в направлении рельефа по фоновой плоскости. Ќа рис. 44 показана схема направлени€ ударов при выколотке рель≠ефа и посадке фона какого-либо участка на металле.  ак видно на схеме, работа ведетс€ с обеих сторон м€гкими скругленными чеканами, что позвол€ет сделать глубокую выколотку без разрушени€ металла.

ѕри выколотке рельефа на меди, латуни, железе и т. п. не исключены промежуточные отжиги дл€ при≠дани€ нужной в€зкости металлу. јлюминий выдерживает очень большие выколотки без промежуточных отжигов, но если обнаруживаютс€ жесткость, упругость и неподат≠ливость при выколотке рельефа, то необходимо чеканку отжечь.

44. —хема направлени€ ударов при выколот≠ке без смолы

 

¬ыколотку ведут чеканами только с м€гкой рабочей частью, особенно в начальной стадии, затем постепенно переход€т к более жестким чеканам в завершающей стадии выколотки рельефа. ќкончательную четкость рельефа при выколотке без смолы получить невозможно и это делаетс€ на следующем этапе. ƒл€ этого необходимо пластинку оп€ть отжечь, отбелить, промыть и просушить. «атем залить смолой рельеф с лицевой стороны.

√ор€чей мешалкой положить заранее разогретую в €щике смолу на рельеф и слегка снизу еще подогреть ее. ≈сли смолу брать холодной мешалкой, смола прилипает к мешалке и мешает работать. —мола при этом заполнит все неровности рельефа. ѕеред тем как положить че≠канку со смолой в €щик, ей дают немного остыть, так чтобы смола не сползала с пластины.   этому времени смола в €щике должна быть готова дл€ засмолки. ѕлас≠тину с рельефом, залитым смолой, закладывают в €щик обычным приемом, т. е. сначала погружают одну сторону и постепенно, вытесн€€ воздух, опускают всю пластину в смолу. «асмоленную чеканку надо охладить и только тогда продолжить выколотку рельефа, т. е. выколотку тех деталей, которые не удалось Ђподн€тьї на подушке с песком.

ќхлаждение вновь засмоленной чеканки лучше произ≠водить естественным путем Ч на воздухе. ѕоэтому эту операцию всегда делают к концу работы.

»ногда дл€ ускорени€ охлаждени€ став€т €щик с засмоленной пластиной под кран с водой, но это не≠желательно, так как быстро охлажденна€ смола хуже держит пластину. »ногда выгодно производить выколотку по теплой смоле, если нужно поднимать очень значитель≠ный рельеф. ѕри выколотке рельефа на смоле опуска≠етс€ только та часть рельефа, по которой наноситс€ удар чекана. ѕри выколотке рельефа на песке, резине или других материалах опускаетс€ не только участок рельефа, по кото≠рому ударили, но и соседний. ѕоэтому строго ограничен≠ные формы рельефа делаютс€ на смоле.

ƒл€ выколотки рельефа используютс€ облые чеканы соответствующих размеров (меньше выколачиваемой детали рельефа). ѕостепенно, начина€ с низких планов, опускают металл плавными движени€ми чекана. „екан передвигают всегда в направлении развити€ рисунка. ѕри высоком рельефе сначала выколачиваетс€ весь рисунок невысоко, и, если пластина еще держитс€, процесс повтор€ют, довод€ рельеф до задуманной высоты.

—ледует заметить, что чем точнее будет произведена выколотка рельефа, тем свежее, м€гче и сочнее будет выгл€деть чеканка, тем меньше будет работы с лицевой стороны. ѕоэтому очень важно, перед тем как присту≠пить к чеканке любого произведени€, имеющего рельеф, нужно предварительно вылепить его в пластилине, что позволит правильно установить основные его отношени€ в планах рельефа и определить их высоты. ѕо оттиску мастер судит о правильности выколотки. „тобы сн€ть оттиск, нужно вз€ть дерев€нную (лучше кусок стол€рного щита или металлическую пластину 4 Ч 5 мм толщиной) пластину, положить на нее пластилин, слегка увлажнить чеканку, положить на нее щит с пластилином и ударами молотка отбить оттиск. ≈сли рельеф на доске соответ≠ствует задуманному, нужно закончить стадию выколотки и подготовитьс€ к следующей операции. ќсобенно это важно при выполнении многофигурных композиций и портретных чеканок. ¬ообще же кажда€ работа требует особого подхода.

¬ качестве амортизационных материалов при выколотке рельефа примен€ют еще войлок, резину, дерев€нные доски, чурбаны и др. ¬ прошлом при выколотке мелких изделий использовали свинец.

„еканка рельефа с лицевой стороны. ƒл€ этого чекан≠ку нужно оп€ть сн€ть со смолы, т. е. сколоть вокруг пластины смолу, слегка поддеть ее и, подогрева€, сн€ть. «атем пластину отжигают до темно-красного калени€, крацуют на стальной щетке выгоревшую землю, отбеливают, промывают и просушивают. ящик со смолой и все осколки смолы став€т под электронагреватель. „еканку выправл€ют на чугунной, стальной или другой плите, заливают с обратной стороны смолой, слегка остужают и снова засмаливают дл€ окончательной прочеканки с лицевой стороны.

“реть€ насмолка производитс€ так же, как и втора€, с той лишь разницей, что теперь смола заливаетс€ с оборотной стороны и закладываетс€ в €щик с лицевой стороной наверх. ≈сли в процессе насмолки на лицевую поверхность рельефа попала смола, то ее смывают керо≠сином и насухо протирают. ѕосле этого серным отбелом, порошкообразной пемзой или наждачным порошком тща≠тельно протирают рельеф до чистоты металла, затем чистой тр€пкой вторично протирают поверхность чеканки и, наконец, вытирают насухо.

ќкончательна€ прочеканка рельефа заключаетс€ в деталь≠ной проработке всех форм, вы€влении их характерных особенностей, нанесении различных фактур (если это нужно), создании общего цельного впечатлени€ от всего рельефа (рис. 45).

Ѕольшую роль в окончательной отделке играет фактура чеканных поверхностей: сочетание гладких, кованых и матовых (шероховатых) элементов рельефа. «начительно обогащает чеканку применение различных рисунчатых чеканов, придающих отдельным участкам рельефа полоса≠тую, решетчатую, €мчатую или €чеистую фактуру. ƒл€ этого примен€ютс€ специальные фактурные чеканы, просто расходник или кругла€ обжимка и др. ћастера прошлых веков очень искусно примен€ли фактурные чеканы (рис. 46). ќднако в конце XIX в. это достигдо крайней виртуозности, не всегда оправданной. ¬ серебре начали передавать фактуру меха, ткани, дерева и т. п. (рис. 47). ѕодобные образцы можно увидеть в экспозиции √осударственной ќружейной палаты ћосковского  ремл€.

≈сли во врем€ выколотки примен€ютс€ главным обра≠зом облые (с различной закругленностью рабочей части) чеканы, то при окончательной прочеканке используютс€ все виды чеканов, включа€ и фактурные. ѕри завершении работы, когда нужно подчеркнуть какую-либо деталь, нанести несколько штрихов, уточнить контур рельефа, вновь могут примен€тьс€ и расходники. Ѕольшое внима≠ние удел€етс€ отделке фона. ≈го делают то гладким кованым, то матовым или рисунчатым с применением различных пуансонов или набивают канфарником или пурочником.

„еканка на объемных формах. ≈е выполн€ют при≠мерно так же, как и на плоскости. ќднако здесь есть свои особенности, на которых необходимо остановитьс€. ƒл€ конических и цилиндрических объемных форм готов€т соответствующие развертки рисунка. ѕолости объемных форм заливают заранее разогретой смолой. ≈сли форма не имеет дна, то одним концом ее став€т на бумагу, обкладывают сырым песком и только потом заливают смолой через верхнее отверстие. ѕодготовка поверхности дл€ перевода рисунка така€ же, как и на плоскости. ѕри переводе рисунка через копировальную бумагу металл покрывают тонким слоем белой гуаши, а при канфаре-нии металл оставл€ют чистым Ч без покрытий. «атем на объемную форму накладывают развертку рисунка и при≠клеивают ее мылом, пластилином, воском, резиновым клеем или канфар€т. ќднако канфарение на объеме при≠мен€етс€ редко. ¬ тех случа€х, когда форма объема шарообразна€, сферическа€ или индивидуальна€, ее разбивают на участки, по которым готов€тс€ фрагменты рисунка, и их перевод€т на заготовку. ѕосле перевода рисунка на объем м€гким карандашом, внос€т поправки, недостающие элементы рисунка, затем весь рисунок вместе с поправ≠ками закрепл€етс€ лаком и обводитс€ расходником. Ќа объем вообще лучше переводить рисунок через копирку, так как легче вносить поправки. Ќесложный или хорошо продуманный рисунок можно рисовать пр€мо на объемной форме, предварительно покрыв ее белой гуашью.






ѕоделитьс€ с друзь€ми:


ƒата добавлени€: 2015-11-05; ћы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 391 | Ќарушение авторских прав


ѕоиск на сайте:

Ћучшие изречени€:

Ќаглость Ц это ругатьс€ с преподавателем по поводу четверки, хот€ перед экзаменом уверен, что не знаешь даже на два. © Ќеизвестно
==> читать все изречени€...

1609 - | 1280 -


© 2015-2024 lektsii.org -  онтакты - ѕоследнее добавление

√ен: 0.015 с.