Позитивизм (лат. рozitivus – положительный) - интеллектуальное течение, возникшее в Европе XIX века в связи с успехами науки и пониманием важности ее философского осмысления. Развитие данного направления связано с деятельностью мыслителей, сосредоточивших свое внимание на феномене науки и позиционирующих ту или иную модель роста научного знания. Понятие «позитивизм» содержит представление о том, что подлинное, положительное знание может быть получено лишь специальными науками, метафизические построения не имеют предмета, следовательно, должны быть отброшены. Наука, в видении позитивистов, призвана не объяснять, а лишь описывать феномены.
Позитивизм - методология, направленная на изучение, обобщение фактов и артикуляцию всеобщих законов, выявляющихся в результате суммирования регулярностей и установления последовательностей фактов. Выделяют две исторические разновидности позитивизма – первый и второй позитивизм.
Исходным положением первого позитивизма является утверждение: сущностные - ноуменальные основания мира непознаваемы, поэтому необходимо сосредоточить внимание на явлениях – феноменах, данных в опыте познающему субъекту. Окружающий мир позиционируется позитивизмом как мир фактов – такого рода фактологический подход именуется принципом феноменализма. Главная задача, которую ставят позитивисты – задача привести научно-познавательную деятельность в соответствие с методологическим идеалом феноменализма. Важнейшим требованием феноменализма является отказ от любого рода не подкрепленных фактами умозрительных идей, отказ от обсуждения онтологической проблематики, отказ от постановки вопроса о сущности культуры, общества. Неверифицируемые опытом идеи квалифицируются позитивистами как хлам метафизический.
Ключевой принцип первого позитивизма - принцип опоры на опытное знание, т.е. эмпиризм. Наблюдение квалифицируется позитивизмом как универсальный метод получения знаний, способ освобождения от догматических напластований, удержания на твердой почве фактов. Важнейший тезис, выдвигаемый позитивизмом: поскольку наблюдаются только явления, а не причины и сущности, научное знание по своему характеру является описательным и феноменальным. Задача науки заключается в том, чтобы не объяснять, но описывать феномены. Таким образом, объяснение вытесняется описанием.
Важнейший принцип первого позитивизма - принцип отказа от дедуктивных построений и абсолютизации обобщения как единственного подлинно-научного метода исследования, т.е. индуктивизм. Позитивистский метод ориентирует исследователя на изучение и обобщение фактов. Важную роль играют также статистика и сравнение, которые восполняют в гуманитарных и социальных науках анализ и эксперимент. Основные процедуры позитивистского метода можно представить в виде исследовательской цепочки: наблюдение – описание – обобщение – закономерность.
Первый позитивизм базируется на идее антикаузализма – убеждении, что нет причин и следствий, лишь повторяющиеся последовательности, регулярности явлений. Отсюда вытекает необходимость заменить слово «почему» словом «как».
Первый позитивизм выдвигает также принцип номинализма – признания первичности вещей и вторичности идей, представление об общих понятиях как мыслительных конструкциях, образованных в результате отвлечения от конкретных представлений о предметах важных существенных признаков. В позитивистском представлении постоянные сходства, связывающие явления между собой и постоянная последовательность, объединяющая их в виде предшествующих и последующих – есть законы этих явлений. Всеобщие законы, таким образом, выявляются при помощи суммирования регулярностей и установления последовательностей. Детерминизм не конструируется метафизически, но принимается как практическая очевидность.
Позитивизму свойственно нивелирование специфики социальных, гуманитарных наук, утверждение в качестве идеала научного знания естественнонаучное знание.
Позитивизм неотделим от сциентизма – абсолютизации научно-технологического способа решения проблем, определения науки как единственно действенного орудия социальных, культурных преобразований. Позитивизм включает в свое смысловое пространство идею прогрессизма – уверенности в неизменности научного прогресса, понятого как продукт человеческой изобретательности, вера в бесконечный рост науки.
Второй позитивизм опирается на принципы эмпириокритицизма и конвенционализма.
Термин «эмпириокритицизм» был введен для обозначения позиции, критически рассматривающей все проверенные истины. Эмпириокритики провозгласили возвращение к опыту. Эмпириокритицизм как методологическая концепция, выдвигает две ключевые идеи - идею «экономии мышления» и идею «описательной науки». Основное требование принципов «экономии мышления» и «описательной науки» заключается в необходимости отыскания наименьшего числа наипростейших независимых суждений, из которых все остальные могут быть получены как логические следствия. Принцип экономии мышления вырастает из общего представления о науке как форме приспособления человека к окружающей среде. В целях экономии мышления не следует тратить силы на объяснения, достаточно описания. Описание вытесняет объяснение, понимаемое как паразитический элемент науки.
Конвенционализм как методологическая концепция истолкования науки, определяющая генерализующую теорию как конвенцию - соглашение между учеными, обусловленное соображениями удобства и простоты и не связанное непосредственно с критерием истинности. Сторонники конвенционализма утверждают, что научные теории не являются обобщениями опытных данных, они суть конвенции. В рамках конвенционализма выдвигается идея гипотез ad hoc – гипотез для каждого отдельного случая. Посредством гипотез ad hoc конвенционалисты стремились примирить противоречащие факты с существующей теорией. Конвенционализм выдвигает тезис о несоизмеримости, логической несвязанности и несопоставимости теорий. Выбор теорий осуществляется на основе мировоззренческих или социокультурных предпочтений. Развитие науки истолковывается как дискретный процесс, а научное сообщество представает в виде разобщенных, исповедующих разные принципы группировок. Философия науки превращается в историю науки. Конвенционализм продемонстрировал зависимость научного исследования от антропологического фактора – мнения, интуиции ученого как важнейшего инструмента открытия.