Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Различия в ходе исторического воспитания




[...] Народности, национальности суть органы человечества, посред­ством которых заключающаяся в нем идея достигает в пространстве и во времени возможного разнообразия, возможной многосторонности осуществления. [...] Народность составляет поэтому существенную ос­нову государства, самую причину его существования, — и главная цель его и есть именно охранение народности. Из самого определения госу­дарства следует, что государство, не имеющее народной основы, не имеет в себе жизненного начала и вообще не имеет никакой причины существовать. Если, в самом деле, государство есть случайная смесь народностей, то какую национальную честь, какую национальную сво­боду может оно охранять и защищать, когда честь и свобода их могут


202 Раздел 1. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ИСТОРИИ И ТЕОРИИ ПОЛИТИЧЕСКОЙ НАУКИ

 

быть (и в большинстве случаев не могут не быть) друг другу противо­положны? На что идут миллионы, поглощаемые флотами, армиями, финансовым управлением, государственным долгом таких госу­дарств? — ни на что, как на оскорбление и лишение народной чести и свободы народностей, втиснутых в его искусственную рамку. Что зна­чит честь и свобода Турции, честь и свобода Австрии, честь и свобода Польши? — не иное что, как угнетение и оскорбление действительного народного чувства и действительной национальной свободы народов, составляющих эти государства: греков, сербов, болгар, чехов, русских, румын, недавно еще итальянцев. Эти государства могут быть по сердцу только тем, кому они дают средства к этому угнетению и оскорблению: турецкой орде в Турции, небольшому клочку немцев, а с недавнего вре­мени и мадьяр, в Австрии, оторвавшемуся от своей народности и от сла­вянского корня польскому шляхетству и католическому духовенству.

Из этого национального значения государства следует, что.каждая народность, если получила уже и не утратила еще сознание своего самобытного исторического национального значения, должна состав­лять государство и что одна Народность должна составлять только одно государство. Эти положения подвержены, по-видимому, многим ис­ключениям, но только по-видимому. [...]

[...] Русский народ перешел через различные формы зависимости, которые должны были сплотить его в единое тело, отучить от личного племенного эгоизма, приучить к подчинению своей воли высшим, общим целям — и цели эти достигнуты; государство основалось на не­зыблемой народной основе; и, однако же, в течение этого тысячелет­него процесса племенной эгоизм не заменился сословным, русский народ, не утратив своих нравственных достоинств, не утратил и веще­ственной основы для дальнейшего своего развития, ибо сохранил вла­дение землею в несравненно большей степени, нежели какой бы то ни было европейский народ. И не только сохранил он это владение, но и обеспечил его себе на долгие веки общинною формою землевладения. Он вполне приготовлен к принятию гражданской свободы взамен пле­менной воли, которой (как всякий исторический народ) он должен был лишиться во время своего государственного роста. Доза свободы, ко­торую он может вынести, с одной стороны, больше, чем для всякого другого народа, потому что, обладая землею, он одарен в высшей сте­пени консервативными инстинктами, так как его собственное положе­ние не находится в противоречии с его политической будущностью; с другой же стороны, сами политические требования или, лучше сказать,


Глава 3. РУССКАЯ ПОЛИТИЧЕСКАЯ МЫСЛЬ XIX — НАЧАЛА ХХ в.

 

 

надежды его в высшей степени умеренны, так как за отсутствием (в те­чение всей его жизни) внутренней междоусобной исторической борьбы между различными слоями русского общества он не видит во власти врага (против которого чувство самосохранения заставляло бы его при­нимать всевозможные средства предосторожности), а относится к ней с полнейшею доверенностью.

Г л а в а XI





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-11-05; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 282 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

80% успеха - это появиться в нужном месте в нужное время. © Вуди Аллен
==> читать все изречения...

2294 - | 2147 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.012 с.