Саратовский государственный технический университет
Теория культуры
Методические указания,
планы семинарских занятий
для студентов специальности
и направления «Культурология»
всех форм обучения
Одобрено редакционно-издательским советом Саратовского государственного технического университета |
Саратов 2007
ЦЕЛЬ ИЗУЧЕНИЯ И СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
«ТЕОРИЯ КУЛЬТУРЫ»
Главная цель курса – представить систему знаний о современном состоянии теории культуры, рассмотреть в систематической форме основные понятия, категории, концептуальные схемы и методы теоретической культурологии, способствовать овладению современной терминологией. Основные концепции теории культуры выстроены в рамках курса в определенную логическую последовательность. В рамках курса ставится задача выделить базовые определения понятия культуры и наметить основные направления их синтеза.
Структура курса организована таким образом, чтобы выделить наиболее существенные, узловые моменты рассмотрения теоретических проблем культурологии в ее органической, системной целостности и историческом развитии и представить культуру во всей сложности и неоднозначности ее положения в современном мире. С этой целью содержание курса разбито на четыре модуля: Модуль 1. Теоретическая рефлексия сущности культуры; Модуль 2. Культура, социум, природа; Модуль 3. Структурная морфология культуры. Категории и универсалии культуры; Модуль 4. Культура и история. Теоретические основания сравнительно-исторической культурологии. В изложении основных проблем теоретической культурологии составитель видит одной из главных задач органическое сочетание классического, «объективирующего» метода изучения феноменов культуры и современных неклассических и постнеклассических подходов, основанных на онтологической презумпции «бесконечновозможного мира» и принципиальной открытости человеческого и исторического бытия. При этом составитель старался избежать навязывания студентам какой-либо единственной трактовки предмета, оставляя ему место для выбора собственной смысловой позиции.
Основной задачей изучения курса «Теория культуры» является: научиться свободно ориентироваться в многообразии подходов и методов изучения культуры, овладеть основными концепциями сущности культуры. Главная проблема заключается в том, чтобы в предельно обобщенной, концентрированной форме дать типологическую характеристику культуры в ее уникальном своеобразии, неповторимости. В этом и заключается главная задача культурологического исследования: раскрывая общечеловеческое содержание и смысл данной культуры, одновременно выявить и ее индивидуальную форму. К основной задаче курса примыкают также и следующие важнейшие задачи: ознакомление с методами структурно-функционального анализа феномена культуры, формирование устойчивого
представления о структуре культуры и ее основных элементов, выделение наиболее значимых универсалий культуры и их структурообразующих функций, обучение приемам и методам историко-генетического подхода к культуре, воспитания чувства культурного историзма, уважения к исторической памяти как одной из главных функций культуры.
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ К ИЗУЧЕНИЮ КУРСА
«ТЕОРИЯ КУЛЬТУРЫ»
Современная культурология представляет собой молодую науку, предметное поле которой сформировалось на стыке социального и гуманитарного знания. Культурология представляет собой сложившуюся область знаний, обеспечивающую особый взгляд на процесс социокультурного развития человеческой общности. Культурология – это рациональное знание о закономерностях культурно-цивилизационного процесса, которые являются его универсалиями и имеют ценностно-нормативное значение.
Фундаментом и началом культурологии является понятие культуры как специфической функции и модальности человеческого бытия. В условиях смены парадигмы современного познания, любое культурологическое исследование должно быть направлено на выявление бытийных установок человека в культуре. Однако, в настоящее время в теоретическом и культурном сообществе не выработан еще консенсус относительно понимания самой сущности культуры. Многие культурологи констатируют, что слово «культура» в современном гуманитарном дискурсе нередко подменяет слово «общество». Следовательно, в теории культура растворяется в социальности. Такое растворение угрожает бытию самой культуры. Ряд авторов справедливо настаивает на том, что чрезмерно расширенное значение термина культура имплицирует возможность ее поглощения даже не социумом, а «техносом». Универсализация культуры через отнесение ее ко всему, что угодно, в действительности является выражением ее дезинтеграции и утраты самой себя.
Очевидно, адекватным ответом на вызов времени будет интенсификация усилий по дальнейшему самоопределению культуры в философии и культурологии, ее демаркации от смежных явлений и феноменов. На выполнение этой задачи и нацеливает основное содержание предлагаемого курса. Проблема заключается в том, чтобы в предельно обобщенной, концентрированной форме дать типологическую характеристику культуры в ее уникальном своеобразии, неповторимости. При изучении курса необходимым условием является формирование соответствующей установки. Это должна быть не просто установка на запоминание текста, усвоение информации, а понимание текста, т.е. адекватное усвоение его смысла. Рекомендуется использовать такую последовательность процесса понимания: 1. Выявление специфики того вопроса, ответ на который призван дать изучаемый текст. 2. Выявление спектра возможных ответов, т.е. теоретических положений и точек зрения, на основе которых формируется авторская концепция. 3. Выяснение основной идеи автора, системы определений предмета исследования и ее обоснование. 4. Формирование через мысленный диалог с автором своей собственной смысловой позиции, выработка и оформление личностного понимания обсуждаемой проблемы.
ПЛАНЫ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ
МОДУЛЬ 1. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ РЕФЛЕКСИЯ СУЩНОСТИ КУЛЬТУРЫ