Известно, что младенец вступает в большой мир как биологический
организм, и его основной заботой в этот момент является собственный
физический комфорт. Через некоторое время ребёнок становится человеческим
существом с комплексом установок и ценностей, с симпатиями и антипатиями,
целями и намерениями, шаблонами поведения и ответственностью, а также с
неповторимым индивидуальным видением мира. Человек достигает этого
состояния с помощью процесса, называемого социализацией. В ходе этого
процесса индивид превращается в человеческую личность. Социализация - это
процесс, посредством которого индивидом усваиваются нормы его группы таким образом, что через формирование собственного “Я” проявляется уникальность данного индивида как личности.
Рассмотрим наиболее популярные теории формирования личности,
осознания человеком своего “Я”.
Чарльз Кули отводит решающую роль в социализации индивида первичным
группам - семье, друзьям, - которые характеризуются неформальными,
доверительными межличностными отношениями. Непосредственные и тесные контакты ребёнка с членами таких групп вызывают своеобразные психические реакции в его сознании. Особое значение Кули придаёт мнениям и представлениям окружающих ребёнка лиц. Под их влиянием у индивида развивается так называемое “зеркальное Я”. Другие люди - это зеркала, в которые смотрится индивид, в постоянном общении с другими формируется его собственное “Я” как сумма зеркальных Я, т.е. человеческое Я оказывается результатом взаимодействия индивида с окружающими его людьми. Фактически, “зеркальное Я” становится важнейшим элементом самосознания ребёнка. Благодаря этому у него формируется самооценка, умение смотреть на себя глазами окружающих людей. Он приучается осознанно выделять себя из окружающих его людей, вырабатывая, вместе с тем, чувство гордости, уважения или унижения за собственное Я. С течением времени, вместе с расширением социального взаимодействия в первичных группах субъективное Я становится всё более устойчивым и фиксированным: под влиянием требований окружающих у индивида вырабатывается чувство самоконтроля, он всё в большей степени усваивает нормы и ценности социальной группы.
Джордж Мид уделял большее внимание символам и жестам в процессе
взаимодействия. Усматривая главную особенность человеческого сознания в
способности использовать символы и адекватно их интерпретировать, Мид
полагал, что необходимой стороной взаимопонимания и согласованного
социального взаимодействия является способность, формирующаяся ещё в
детстве, принимать на себя роли других людей. Главное место в формировании
этой способности, по его мнению, принадлежит детским играм. Уже само
вступление в коллективную игру побуждает ребёнка принимать на себя
определённую роль, затем по мере накопления опыта и взросления он научается
принимать на себя роли нескольких лиц, участвующих в игре. Вместе с этим,
развивается его разум и самосознание, ребёнок всё в большей мере усваивает
нормы и ценности группы, её требования и установки по отношению к нему.
Критерием формирования зрелого Я служит способность индивида принимать на себя роль “обобщённого другого”, под которым Мид понимает некий обобщённый образ коллективных требований и установок по отношению к данному индивиду.
Семья и другие первичные группы играют важнейшую роль в период ранней
социализации ребёнка. По мере его взросления, превращения в подростка,
юношу, закономерно расширяется круг его общения, и всё большую роль
начинают играть различные организации и учреждения, особенно системы
образования; немаловажны и средства массовой информации. Радио, газеты,
телевидение, а в последнее время - Интернет предлагают подростку информацию
о любой сфере деятельности человека, о любых странах и т.д. Все эти
посредники между человеком и обществом называются институтами и агентами социализации.
Агенты и институты социализации - это помощники человека в процессе
его социализации, какие-либо люди и учреждения. Агенты социализации - конкретные люди, ответственные за обучение культурным нормам и освоение социальных ролей. Институты социализации - учреждения, влияющие на процесс социализации и направляющие его. Поскольку социализация делится на первичную и вторичную, так же делятся и агенты и институты.
К агентам и институтам первичной социализации относится ближайшее
окружение человека, оказывающее наиболее сильное и значимое влияние на
формирование его личности - это семья, друзья, учителя.
Агенты вторичной социализации - представители администрации учебного
заведения, предприятия, армии, милиции, церкви, государства, сотрудники
СМИ. Это второй эшелон влияния. С ними подросток реже контактирует, эти
контакты менее длительные и их воздействие, как правило, менее глубокое,
чем у первичных агентов.
В первой половине жизни наиболее интенсивно идёт первичная
социализация, следовательно, изучая проблемы социализации подростков, мы
будем иметь дело в основном с ней и в меньшей степени со вторичной
социализацией.
Первичная социализация - сфера межличностных отношений, вторичная -
социальных отношений. Одно и то же лицо может выступать агентом и
первичной, и вторичной социализации.
Агенты первичной социализации выполняют каждый множество функций, а
вторичной - одну-две. Среди агентов первичной социализации не все играют
одинаковую роль. Для подростка родители находятся в превосходящей позиции,
а ровесники равны ему. Друзья могут простить подростку то, что не прощают
родители: ошибки, нарушение нравственных запретов и социальных норм,
бесцеремонность и т.д. Можно сказать, что родители и друзья оказывают
противоположное влияние, сводящее на нет взаимные усилия.
Функции агентов первичной социализации взаимозаменимы, так как они
универсальны, вторичной - нет, так как они специализированы.
Формулируя тему, кого мы имели в виду под понятием “подросток”?
Каковы хронологические рамки выделенного объекта? Вопрос возрастной
стратификации - предмет спора многих поколений и направлений
исследователей. Возьмём, например, определения В. Даля:
юноша - молодой, малый парень от 15 до 20 лет и более;
подросток - дитя на подросте, около 14-15 лет.
Л.Н. Толстой хронологической гранью между отрочеством и юностью считает 15-летие. В то же время герою романа Ф.М. Достоевского уже исполнилось 20 лет. Важная деталь: возрастные категории во многих древних языках обозначали не столько хронологический возраст человека, сколько его общественное
положение, социальный статус. Древнерусское слово “отрок” буквально
переводится как не имеющий права говорить, означало “раб”, “слуга”,
“работник”, “княжеский воин” и применялось по отношению и к младенцу, и к
подростку, и к юноше.
64. Социальная девиация: понятие, виды.
Социа́льная девиа́ция — социальное поведение, отклоняющееся от принятого, социально приемлемого поведения в определенном обществе. Бывает как негативным (алкоголизм), так и позитивным. Негативное девиантное поведение приводит к применению обществом определенных формальных и неформальных санкций (изоляция, лечение, исправление или наказание нарушителя).
Виды социальных отклонений.
Культурные и психические отклонения. Социологов интересуют прежде всего культурные отклонения, то есть отклонения данной социальной общности от норм культуры.
Индивидуальные и групповые отклонения.
индивидуальные, когда отдельный индивид отвергает нормы своей субкультуры;
групповое, рассматриваемое как конформное поведение члена девиантной группы по отношению к ее субкультуре
Первичное и вторичное отклонения. Под первичным отклонением подразумевается отклоняющееся поведение личности, которое в целом соответствует культурным нормам, принятым в обществе. Вторичным отклонение называют отклонение от существующих в группе норм, которое социально определяется как девиантное.
Культурно одобряемые отклонения. Отклоняющееся поведение всегда оценивается с точки зрения культуры, принятой в данном обществе:
сверхинтеллектуальность.
сверхмотивация.
Большие достижения - это не только ярко выраженный талант и желание, но и их проявление в определенном месте и в определенное время.
Культурно осуждаемые отклонения. Большинство обществ поддерживает и вознаграждает социальные отклонения, проявляемые в форме экстраординарных достижений и активности, направленной на развитие общепринятых ценностей культуры.