Социальная система - это упорядоченное целое, представляющее собой совокупность отдельных социальных элементов —индивидов,групп,организаций,институтов.
Общество – это совокупность людей, объединенных общими интересами, а также всех форм их совместной деятельности и разнообразных общественных отношений, в которых поддерживается определенный порядок. Первое в истории общество называется первобытным, родовым обществом. Для него характерно то, что люди жили сообща, объединяясь в большие семьи – родовые общины и племена по признаку кровного родства. В этом обществе все добываемое находилось в общественной собственности и делилось поровну, а потреблялось без остатка, поэтому отсутствовало неравенство: все были равны и свободны. Разделение труда существовало только между мужчинами и женщинами, а также по возрасту. Однако уже в родовом обществе появляется такое социальное (общественное) явление, как власть. Любая власть представляет собой реальную возможность подчинять своей воле поведение и деятельность других людей. Власть в первобытном обществе – это еще не государственная власть. Ее особенностью является отсутствие специальных, выделенных из общества органов (правительство, полиция, суды и т.п.), осуществляющих управление и принуждение. Это была общественная власть, при которой наиболее важные вопросы (например, войны и мира) решались на общем собрании всех взрослых членов рода. Оно же являлось и высшей судебной инстанцией. А для повседневного управления собранием из числа наиболее уважаемых сородичей избирались родовые старейшины, которые объединялись в совет старейшин, управляющий племенем, а для ведения войны с другими племенами избирались военные вожди – наиболее храбрые, сильные воины. С течением времени происходили процессы, которые постепенно привели к смене родовой организации государственной властью и возникновению государства. На сегодняшний день известно множество различных теорий, по-разному трактующих причины появления государства.
Государство — это особая организация, выделившаяся из общества, обретшая определенную относительную самостоятельность по отношению к обществу.
С одной стороны, государство как обособленная организация не тождественно гражданскому обществу, нс является его частью, а с другой стороны, оно, несомненно, часть гражданского общества как необходимый социальный институт общества, состоящий из членов общества. Следовательно, дилемма: государство — не часть общества и государство — часть общества, может быть разрешена только в относительном плане, в зависимости от того, в каком аспекте, в каком отношении мы будем рассматривать соотношение, связь общества и государства.
Несомненно, актуальным — теоретически и практически — является рассмотрение такого соотношения, при котором мы будем рассматривать государство как особую организацию, выделившуюся из общества, обретшую по отношению к нему самостоятельность. В таком случае мы можем рассмотреть их взаимодействие, взаимное влияние.
Всякое организованное общество нуждается в определенных функциях, носящих общественный характер, порождает эти функции (управленческие, регулятивные, охранительные). Эти необходимые для общества функции (осуществление власти) общество возлагает на государство. Из генетических и функциональных предпосылок следует, что государство призвано быть на службе обществу, служить обществу, выполнять те задачи, которые стоят перед обществом. В этом отношении общество стоит выше государства, над государством.
Кроме того, общество является основой существования самого государства. Нет общества, нет и государства. Государство развито и сильно настолько, насколько развито само общество. Именно общество питает государство в прямом смысле слова, выделяя для государства часть общественного продукта в виде налогов. Человеческий субстрат государства также постоянно подновляется обществом, рекрутируя из своего состава представителей в государственные органы.
В институциональном аспекте связь общества и государства заключается в том, что именно общество образует этот институт — государство и все его органы. Общество непосредственно, путем выборов формирует первичные институты государства — представительные органы. С помощью законов, принятых представителями общества, формируется вся система органов государства, определяется их компетенция, ставятся пределы самостоятельности государства, вмешательства государства в дела общества. Для целей воздействия на государство в обществе создаются и другие, кроме государства, институты (партии, общественные объединения, избирательные системы, различные формы общественного контроля).
Обратное влияние государства на общество, общественные процессы проявляется в его функциях, связанных с регулированием отношений между субъектами общества, индивидами и социальными группами, в управлении общественными делами "в разных общественные сферах (экономике, культуре, науке и т. д.).
Значительна роль государства как органа, поддерживающего общественный порядок, способствующего сохранению социального гомеостаза (сохранения социального равновесия и стабильности отношений между частями общества). Важную роль играет государство и как охранительный орган: оно осуществляет охрану общества от внешних врагов, охрану среды обитания человека.
Рассмотренная модель соотношения общества и государства, в которой общество стоит как бы выше государства, характерна для демократического правового государства.
Иное соотношение может сложиться при превращении государства в тоталитарное
14.Понятие социального института: типологии, функции социальных институтов
Социология уделяет большое внимание изучению социальных институтов общества. В социологии имеется множество определений социального института. их можно разделить на следующие. Социальный институт представляет собой: ролевую систему, в которую включены также нормы и статусы; совокупность обычаев, традиций и правил поведения; формальную и неформальную организацию; совокупность норм и учреждений, регулирующих определенную сферу общественных отношений; обособленный комплекс социальных действий. Понимая социальные институты как совокупность норм и механизмов, регулирующих определенную сферу общественных отношений (семья, производство, государство, образование, религия), социологи углубили представление о них как о базовых элементах, на которых покоится общество. Социальные институты помогают решать жизненно важные проблемы большому количеству людей. Институты одновременно выступают и инструментами социального контроля. Поэтому институт понимается как совокупность норм и образцов поведения.Внутреннее строение понимания соц института: Таковых пять:
1.установки и образцы поведения (ответственность и уважение в семье, послушание, лояльность и субординация в государстве); 2 символические культурные признаки (обручальное кольцо, флаг, герб, крест, иконы и др.);3. унитарные культурные черты (дом для семьи, общественные здания для государства, магазины и фабрики, учебные классы и библиотеки для образования, храмы для религии);4. устный и письменный кодексы (запреты, правовые гарантии, законы, правила);5. идеология (романтическая любовь в семье, демократизм в государстве,).