Ћекции.ќрг


ѕоиск:




 атегории:

јстрономи€
Ѕиологи€
√еографи€
ƒругие €зыки
»нтернет
»нформатика
»стори€
 ультура
Ћитература
Ћогика
ћатематика
ћедицина
ћеханика
ќхрана труда
ѕедагогика
ѕолитика
ѕраво
ѕсихологи€
–елиги€
–иторика
—оциологи€
—порт
—троительство
“ехнологи€
“ранспорт
‘изика
‘илософи€
‘инансы
’ими€
Ёкологи€
Ёкономика
Ёлектроника

 

 

 

 


“еори€ культурного лага ќгборна




 

ѕодобно ћарксу, американский социолог ”иль€м ‘илдинг ќгборн изучал воздействие изменений в области технологии на культуру. ≈го теори€ социального сдвига (ќгборн, 1922) исходит из неравномерности изменени€ различных аспектов культуры.

ќгборн выдел€л в культуре два аспекта: материальный и нематериальный. ћатериальна€ культура включает изготовленные товары, фабрики, жилые дома, автомобили - короче, все материальные предметы, а также изобретени€ и технологические новшества. Ќематериальна€ культура, которую ќгборн назвал адаптивной, включает социальные институты, например семью, церковь, школу, системы ценностей (законы, религии, обычаи, нравы и представлени€) и политические институты (правительства, лобби, политические клубы).

√лавна€ иде€ ќгборна: адаптивна€ культура обычно измен€етс€ медленнее, чем материальна€. ќдна из причин этого - наличие консервативных групп (например, религиозных кругов), защищающих свои идеи и ценности от воздействи€ материальной культуры. ƒругие элементы адаптивной культуры лишь частично приспосабливаютс€ к новым услови€м. ¬ качестве примера ќгборн приводит семью. ¬нутри семьи в какой-то мере наблюдаетс€ приспособление к материальным переменам. “ак, в период промышленной революции некоторые ремесла (ткачество, изготовление мыла, дубление кожи) были вытеснены из дома и превратились в отрасль фабричного производства. –астущий спрос на фабричный труд побуждал женщин работать вне дома. ¬ то же врем€ они по-прежнему должны были выполн€ть свои традиционные домашние об€занности. “аким образом, семь€ - часть адаптивной культуры, котора€ медленно приспосабливалась к материальным переменам. ќтчасти именно глубокий разрыв между требовани€ми, предъ€вл€емыми к женщине на работе, и гнетом домашних забот привлек внимание ќгборна к проблеме культурного лага (запаздывани€) - несоответстви€ между переменами в материальной культуре и ответной реакцией адаптивной культуры.

ќгборн полагал, что изменение в одной части общественной системы (особенно успехи технологии) требует соответствующего изменени€ других ее аспектов. ѕока это не достигнуто, общество (или, по крайней мере, некоторые его слои) будет сталкиватьс€ со многими проблемами.

ќдна из причин культурного лага - привычка и инерци€. „асто бывает трудно убедить людей в целесообразности нового, более разумного поведени€. ƒругим преп€тствием на пути к переменам €вл€етс€ то обсто€тельство, что современные общества состо€т из групп, имеющих глубоко различные интересы. —оциальна€ новаци€ (например, см€гчение иммиграционных законов) может быть в значительной мере желательна дл€ тех, кто стремитс€ привезти в страну своих родных и вызвать решительный протест со стороны тех, кто боитс€ потер€ть работу из-за нуждающихс€ в ней иммигрантов или необходимости обеспечивать их пособи€ми.

ќгборн полагал, что "культурное запаздывание" стало острой проблемой в современном обществе. »зменени€ в материальных компонентах культуры происход€т сейчас стремительно. ¬ прежние века общества имели больше времени дл€ приспособлени€ к нововведени€м и проверки различных способов осуществлени€ этих мер. Ќапример, в наши дни мы сталкиваемс€ с проблемой быстрого распространени€ €дерного оружи€. ¬озможность почти полного уничтожени€ всего живого на «емле существует уже в течение жизни целого поколени€ людей, но мы еще только создаем эффективные международные политические институты, призванные контролировать распространение этой опасности и добитьс€ ее предотвращени€.

Ќет недостатка в критиках теории ќгборна. ¬о-первых, разделение культуры на технологию и экономику, с одной стороны, и нематериальную, адаптивную - с другой, кажетс€ слишком упрощенным. Ќапример, недостаточна€ приспособленность семьи к новым тенденци€м, с точки зрени€ ќгборна, обусловлены лишь изменени€ми технологии. Ќо, может быть, нам следует учитывать и биологические перемены (например, увеличение продолжительности жизни), и мен€ющиес€ взгл€ды на роли, присущие родител€м и дет€м?

¬о-вторых, теори€ ќтборна главным образом характеризует лишь современную эпоху. ќн сам допускал, что "культурное запаздывание" редко наблюдалось в ранних обществах. “аким образом, культурный лаг можно трактовать не как всеобщий закон, а скорее как описание социальных перемен в последнее врем€.

¬ третьих, ќгборн, по-видимому, придает слишком большое значение сопротивлению переменам со стороны адаптивной культуры и слишком малое сопротивлению материальной культуры. Ќагл€дный пример - отставание в развитии €дерной энергетики даже в услови€х высокой технической оснащенности этой отрасли. √руппы, выступающие против использовани€ €дерной энергии, - не единственные источники сопротивлени€; представители материальной культура в лице угольной, нефт€ной и газовой промышленности тоже борютс€ в защиту своих интересов. ”читыва€ подобные примеры, приходитс€ считать теорию ќгборна слишком упрощенной.

 

 

 

 

 






ѕоделитьс€ с друзь€ми:


ƒата добавлени€: 2015-11-05; ћы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 308 | Ќарушение авторских прав


ѕоиск на сайте:

Ћучшие изречени€:

¬аше врем€ ограничено, не тратьте его, жив€ чужой жизнью © —тив ƒжобс
==> читать все изречени€...

1183 - | 1184 -


© 2015-2024 lektsii.org -  онтакты - ѕоследнее добавление

√ен: 0.008 с.