Ћекции.ќрг


ѕоиск:




 атегории:

јстрономи€
Ѕиологи€
√еографи€
ƒругие €зыки
»нтернет
»нформатика
»стори€
 ультура
Ћитература
Ћогика
ћатематика
ћедицина
ћеханика
ќхрана труда
ѕедагогика
ѕолитика
ѕраво
ѕсихологи€
–елиги€
–иторика
—оциологи€
—порт
—троительство
“ехнологи€
“ранспорт
‘изика
‘илософи€
‘инансы
’ими€
Ёкологи€
Ёкономика
Ёлектроника

 

 

 

 


–аздел 1 ќсновные составл€ющие общества. √лава 3. —оциальна€ структура




√лава 3. —оциальна€ структура

 

 

 –ј“ ќ≈ —ќƒ≈–∆јЌ»≈

 

1. —татусом называетс€ позици€ человека в обществе с определенными правами и об€занност€ми. Ћюди могут иметь несколько статусов, но лишь один из них, считающийс€ основным, определ€ет положение человека в обществе. —татус, полученный от рождени€, называетс€ приписанным; статус, обретенный благодар€ тому, что человек осуществил, называетс€ достигнутым статусом.

2. –оль - это ожидаемое поведение, св€занное с определенным статусом. —овокупность ролей соответствующих данному статусу, называетс€ ролевой системой. Ќаши роли определ€ютс€ ожидани€ми других людей. Ќекоторые ожидани€, например законы, €вл€ютс€ формальными, другие, скажем умение вести себ€ за столом, - неформальными.  огда поступки человека соответствуют ролевым ожидани€м, он получает социальные поощрени€ (деньги или уважение).

3. ѕарсонс составил классификацию ролей, исход€ их п€ти основных характеристик:

1) некоторые роли требуют эмоциональной сдержанности, в то врем€ как другие допускают откровенное выражение чувств;

2) есть роли приписанные, а бывают Ч достигнутые;

3) некоторые роли ограниченны, а другие нос€т диффузный характер;

4) одни роли предусматривают общение с людьми по формальным правилам, другие позвол€ют устанавливать неформальные, личные отношени€;

5) разные виды ролей св€заны с различной мотивацией.

4. Ќи одна роль (формальна€ или неформальна€) не €вл€етс€ жестко фиксированной моделью поведени€. —корее поведение представл€ет собой результат свойственного данной личности способа толковани€ ролевых ожиданий. —торонники символического интеракционизма и этнометодологии подчеркивают гибкость св€зи между поведением индивида и ролевыми ожидани€ми.

5.  огда человек сталкиваетс€ с противоборствующими требовани€ми двух или более несовместимых ролей, возникает ролевой конфликт. ѕротиворечивые требовани€, предъ€вл€емые одной и той же ролью, могут стать причиной ролевой напр€женности. —уществуют несколько способов преодолени€ ролевого конфликта: считать некоторые роли более важными, чем другие; раздел€ть дом и место работы, а также свои роли в них; разр€дить конфликтную ситуацию помогают шутки.

6. »нститутом называетс€ совокупность ролей и статусов, предназначенных дл€ удовлетворени€ определенной социальной потребности. Ћюди не могут существовать, не создава€ долговременных коллективов. ћаркс считал, что люди создают услови€ дл€ удовлетворени€ своих материальных потребностей только благодар€ организованной совместной де€тельности, без этого общество не могло бы существовать. —пенсер придавал важное значение потребности в "активной обороне", нуждам в "общем обеспечении жизненных ресурсов" координации различных видов де€тельности. √.Ћенски и ƒж.Ћенски выдел€ли шесть основных элементов, необходимых дл€ существовани€ общества:

а) общение между его членами;

б) производство товаров и услуг;

в) распределение;

г) защита членов общества;

д) замена выбывающих членов общества;

е) контроль их поведени€.

7. ƒл€ производства товаров необходимы четыре вида общественных ресурсов: земл€, труд, капитал и организаци€. »нституты создают устойчивые формы совместной де€тельности людей по использованию общественных ресурсов ради удовлетворени€ одной или нескольких социальных потребностей. ќдной из важных функций институтов €вл€етс€ стабилизаци€ де€тельности людей, на основе которой формируютс€ более или менее устойчивые ролевые модели поведени€.

8. —лово "общество" HNSCCT много различных значений. ћарш попыталс€ определить услови€, при которых социальное объединение становитс€ обществом.   этим услови€м относ€тс€: а) посто€нна€ территори€; б) пополнение общества главным образом благодар€ деторождению; в) развита€ культура; г) "политическа€" независимость. √.Ћенски и ƒж.Ћен-ски составили следующую классификацию обществ в соответствии с присущими им основными способами добывани€ средств к существованию: общество охотников и собирателей, садоводческое, аграрное и промышленное.

9. “еннис исследовал особенности св€зей людей в допро-мышленном, традиционном и современном обществах и ввел термины "√емайншафт" и "√езельшафт". '“емайншафт" обозначает кресть€нскую общину, в то врем€ как "√езельшафт" относитс€ к индустриально-городскому обществу. ќсновные различи€ между ними состо€т в следующем:

а) в обществе типа "√емайншафт" люди живут в соответствии с общинными об€занност€ми, тогда как "√езельшафт" основано на стремлении к личной выгоде;

б) "√емайншафт" основано на традиционных обыча€х, в то врем€ как "√езельшафт" придает основное значение формальным законам;

в) "√емайншафт" предполагает ограниченную специализацию, тогда как в "√езельшафт" формируютс€ специализированные профессиональные роли;

г) "√емайншафт" опираетс€ на религиозные, а "√езельшафт" - на светские ценности;

д) главными институтами общества первого типа €вл€ютс€ семь€ и община, основой второго станов€тс€ крупные корпоративные и ассоциативные формы объединени€ людей.

10. ѕомимо понимани€ структуры и динамики отдельных обществ, необходимо более глубокое знание международных общественных систем, особенно в св€зи с усиливающейс€ интернационализацией современного мира, олицетвор€ющей прогресс XX в.

 

 

 






ѕоделитьс€ с друзь€ми:


ƒата добавлени€: 2015-11-05; ћы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 377 | Ќарушение авторских прав


ѕоиск на сайте:

Ћучшие изречени€:

—воим успехом € об€зана тому, что никогда не оправдывалась и не принимала оправданий от других. © ‘лоренс Ќайтингейл
==> читать все изречени€...

1389 - | 1224 -


© 2015-2024 lektsii.org -  онтакты - ѕоследнее добавление

√ен: 0.012 с.