Ћекции.ќрг


ѕоиск:




 атегории:

јстрономи€
Ѕиологи€
√еографи€
ƒругие €зыки
»нтернет
»нформатика
»стори€
 ультура
Ћитература
Ћогика
ћатематика
ћедицина
ћеханика
ќхрана труда
ѕедагогика
ѕолитика
ѕраво
ѕсихологи€
–елиги€
–иторика
—оциологи€
—порт
—троительство
“ехнологи€
“ранспорт
‘изика
‘илософи€
‘инансы
’ими€
Ёкологи€
Ёкономика
Ёлектроника

 

 

 

 


ѕедагогические взгл€ды ј. Ќ. –адищева




јлександр Ќиколаевич –адищев (1749Ч1802) €вл€етс€ родоначальником русского революционного просветительства. ќн не только мужественно встал на защиту интересов крепостного кресть€нства, но и подн€лс€ до понимани€ необходимости революционной борьбы с царизмом. –адищев оправдывал кресть€нскую войну, возглавленную ѕугачевым, он разрабатывал теорию народной революции и считал восстание народа единственным способом освобождени€ –оссии от крепостничества и самодержави€.

¬. ». Ћенин называл –адищева гордостью русского народа.

ј. Ќ. –адищев придавал большое значение правильно поставленному воспитанию. ¬ своей книге Уѕутешествие из ѕетербурга. в ћоскву –адищев нарисовал т€желую картину страданий кресть€нских детей. ќн показал, как из-за крепостнических пор€дков притупл€ютс€ их способности, жизнерадостность, общительность, свойственные кресть€нским дет€м. ќн страстно негодовал против существующего в –оссии неравенства в образовании и развитии детей.

÷елью воспитани€ –адищев считал формирование человека-гражданина, способного боротьс€ за счастье своего народа и с ненавистью относ€щегос€ к его притеснител€м. ¬ своем произведении УЅеседа о том, что есть сын отечества –адищев говорил, что основной задачей воспитани€ €вл€етс€ воспитание человека высокой нравственности, люб€щего больше всего свою родину, отдающего всего себ€ борьбе за благо народа. –адищев считал, что насто€щим патриотом может быть только революционер, борющийс€ с самодержавием.

¬ыдвига€ перед воспитанием революционную задачу Ч формирование Усына отечестваФ, –адищев коренным образом расходилс€ с официальной царской педагогикой в понимании патриотизма. ¬ то врем€ как в. казенных учреждени€х (кадетских корпусах, институтах, школах, воспитательных домах) старались готовить из детей верных слуг самодержави€, и церкви, лжепатриотов, защищающих эксплуататорский строй, –адищев ставил вопрос о воспитании истинного патриота, борющегос€ с самодержавием, не жалеющего своей жизни в том случае, если эта жертва Упринесет крепость и славу отечествуФ. Ќасто€щий сын отечества ненавидит от всей души Ураболепствование, ко-варство, ложь, вероломство, сребролюбие... зверство и боретс€ с носител€ми этих пороков.

 ритику€ русских (Ѕецкой) и западноевропейских педагогов (–уссо и др.), которые выступали в это врем€ с требованием

изолировать детей от окружающей жизни, революционер –адищев подчеркивал: У„еловек рожден дл€ общежити€... ƒа, человеки не разыдутс€, как звериФ. ќн говорил, что удаление детей от реальной жизни способствует воспитанию индивидуалистов, людей, думающих только о своих личных интересах, не способных участвовать в переустройстве общества, быть идейными борцами.

ј. Ќ. –адищев вносил в педагогическую теорию революционность и материализм. ќн утверждал, что человек €вл€етс€ частью природы, существом материальным, что умственное развитие ребенка происходит вместе с ростом детского организма, Уразверзение сил умственных в человеке,Ч говорил он,Ч следует во всем силам телеснымФ.

”казыва€ на наличие у всех детей природных данных к развитию и воспитанию, –адищев вместе с тем считал, что формирование личности человека определ€етс€ не его природой; а обсто€тельствами жизни, социальными услови€ми, в которых он находитс€. ¬ отличие от Ѕецкого он не считал, что можно изменить общество путем воспитани€. Ќаоборот, утверждал, что только в разумном обществе можно правильно организовать воспитание.

–адищев сто€л за такую организацию воспитани€, котора€ способствовала бы развитию в ребенке общественных интересов, стремлений к общему благу; говорил, что в развитии полноценной человеческой личности большую роль играет активное участие воспитанника в борьбе со всем косным во им€ лучшего будущего. ќн утверждал, что характер человека формируетс€ его де€тельностью на общее благо, посто€нным противодействием несправедливым законам, косным пор€дкам, невежеству корыстных людей.

ј. Ќ. –адищев был зачинателем новой, революционной морали, основанной на ненависти к угнетател€м, стремлении боротьс€ с ними во им€ счасть€ простого народа.

Ќастаива€ на необходимости прививать дет€м истинную любовь к родине, к народу, ј. Ќ. –адищев решительно выступал против свойственного двор€нам пренебрежительного отношени€ к отечественной культуре, против их чрезмерного увлечени€ французским €зыком. ќн считал, что истинный патриот должен в совершенстве знать родной €зык, что честь и достоинство насто€щего гражданина требуют от него решительной борьбы с теми, кто не верит в силы своего народа.

Ќамеча€ широкий круг общеобразовательных знаний, которыми должен овладеть человек, –адищев многозначительно умалчивал о религии. ќн считал, что самодержавие и церковь вместе, УсоюзноФ, как он говорил, угнетают общество, что религи€ притупл€ет человеческие способности, парализует волю людей к борьбе.

ѕравительство ≈катерины II прин€ло все меры к тому, чтобы скрыть от общества произведени€ –адищева, вытравить пам€ть о нем в сознании русских людей. ќднако гневный голос великого патриота, мужественно звавшего на революционную борьбу с крепостничеством и самодержавием, был услышан передовыми русскими людьми. ≈го произведени€, запрещенные правительством, тайно распростран€лись в рукопис€х.

ќгромна роль-ј. Ќ. –адищева в развитии общественной мысли и педагогической теории в –оссии, в развитии русского революционного движени€ и передовой педагогики.

√лава 11





ѕоделитьс€ с друзь€ми:


ƒата добавлени€: 2015-11-05; ћы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 704 | Ќарушение авторских прав


ѕоиск на сайте:

Ћучшие изречени€:

¬ моем словаре нет слова Ђневозможної. © Ќаполеон Ѕонапарт
==> читать все изречени€...

1263 - | 1244 -


© 2015-2024 lektsii.org -  онтакты - ѕоследнее добавление

√ен: 0.011 с.