Лекции.Орг
 

Категории:


Нейроглия (или проще глия, глиальные клетки): Структурная и функциональная единица нервной ткани и он состоит из тела...


Электрогитара Fender: Эти статьи описывают создание цельнокорпусной, частично-полой и полой электрогитар...


Архитектурное бюро: Доминантами формообразования служат здесь в равной мере как контекст...

Риторический анализ фрагментов речей

Загрузка...

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Федеральное государственное образовательное учреждение

Высшего профессионального образования

«ЮЖНЫЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

ФАКУЛЬТЕТ ФИЛОЛОГИИ И ЖУРНАЛИСТИКИ

 

Рассмотрено и рекомендовано на заседании кафедры истории журналистики УТВЕРЖДАЮ Декан факультета
Протокол № ______ от «____»_____________ 2010 г. _______________ Е.В. Григорьева
Зав. кафедрой ______________ А.Г. Беспалова

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС

Учебной дисциплины

 

«Риторика»

по специальности 10.01.10 – журналистика

10.02.01 – русский язык

 

 

Составитель: к.ф.н., доцент Е.В. Ширина

г. Ростов-на-Дону


пояснительная записка

 

В курсе излагаются основные принципы изучения риторики в вузовской программе гуманитарного образования. В процессе занятий студенты получают знания о социальной и общественной роли риторики в творческой профессии, узнают о методических аспектах науки, ее методологической и научной концепции, о развитии на современном этапе истории. Курс обучает практике риторической речи; предназначен для студентов и магистрантов отделения журналистики факультета филологии и журналистики (V курс и II курс магистратуры) ЮФУ, рассчитан на 30 часов: 20 – лекций и 10 – практических занятий.

Актуальность. Риторика – наука об убеждающей речи. В современных условиях демократизации общества имеет значение как дисциплина, формирующая навыки организации публичной речи, результативное достижение которых необходимо для эффективного воздействия на аудиторию. Сегодня интерес к риторике проявляют все, кто по долгу своей профессии должен хорошо и убедительно говорить и писать: журналисты, политики, юристы.

Предметом науки являются знанияпо риторике, включая систему доводов и доказательств, а также правила убеждающей речи. Риторика как наука и искусство возникла в античные времена, была объектом внимания многих известных ученых и исследователей в Средних веках, эпоху Возрождения, XVIII и XIX столетиях в России. Начиная с 50-60-х гг. ХХ столетия, она приобрела новые черты и выработала принципиально верные, с позиции современной эпохи, подходы к пониманию механизмов коммуникативного процесса в прагматическом направлении от адресанта к адресату. В современной действительности риторика (или неориторика) базируется не только на исторических материалах и философских воззрениях прошлого, но и на данных многих наук: социологии, психологии, языкознания, культурологии, информатики. Экспериментальную основу риторики составляет экспрессивная стилистика, изучающая знаковые единицы языка, способные усилить акцентирующую часть высказывания с целью вызывать конкретное, индивидуально-авторское представление о фактах, событиях, предметах, лицах реальной действительности, придать им силу, необходимую для восприятия, сконцентрировать материал, усилить выступления (речи или текста) в его содержательной и эмоционально-оценочной сути. Риторические способы убеждения и воздействия, языковые средства их составляющие направлены на реципиента (адресата) и в структуре текста становятся «именно той дверью, через которую проходит все то, что только входит в душу человека из внешнего мира» (К. Ушинский).


Цель курса: познакомить студентов-журналистов с теорией риторики, формирующейся в процессе долгого исторического развития и определившей основные принципы и методы использования риторических приемов. Целесообразность курса заключается в необходимой практике обучения студентов навыкам самостоятельного речевого мышления.

Задачи курса: познакомить студентов с теоретическими основами курса, раскрыть этапы исторического развития риторики как искусства и науки, обучить студентов на основе опыта прошлого навыкам искусства убеждающей речи, организовать самостоятельную работу студентов в анализе риторических текстов и написании их в соответствии с полученными знаниями и правилами красноречия.

Место курса в учебном процессе. Курс играет важную роль в профессиональной подготовке журналистов – обучении навыкам организации риторического текста¸ предназначенного для опубликования в СМИ (газетах и журналах), а также приемам устной речи: ведение бесед, интервьюирование с целью достижения желаемого эффекта воздействия на сознание адресата, получения нужной для журналиста информации по его коммуникативным установкам, использование риторических средств, направленных на логику разума, чувства и нравственные позиции адресата.

Методическое обеспечение курса: занятия проводятся по апробированной методике, созданной школой факультета филологии и журналистики ЮФУ – «Риторика и экспрессивная стилистика». В основе теоретической и практической частей находятся труды по теме известных ученых, филологов, журналистов и дает обобщенный опыт результатов проводимых на факультете научных конференций.

Форма проведения занятий – лекции, практические занятия, аудиторные выступления студентов с риторическими речами. Формы контроля: рефераты, тексты речей, рецензии.

В составе курса – пять модулей, включающих темы программы.

Оценки результатов: V курс журналистов стационара и VI курс ОЗО – зачет; II курс магистратуры – экзамен.

На стационарном отделении курс «Риторики» рассчитан на 16 недель учебного времени – 32 ч. Из них: 20 ч. лекций и 12 – практических занятий.

общая Программа и основное содержание курса

 

МОДУЛЬ 1. Введение. Риторика как наука и искусство Кол-во часов
Лекция: Традиционное и нетрадиционное понимание риторики, ораторское искусство. Школы красноречия, принципы триединства риторики: талант, знания, опыт; эстетическое освоение мира средствами языка; пять частей риторики, цели и задачи исполнителя речи; общие и частные риторики; виды красноречия.  
МОДУЛЬ 2. История риторики. Общие и частные труды по риторике.  
Лекции: 1.   2.   Риторика в античном мире, Средние века, эпоха Возрождения. Риторика в России. Риторика в современном мире. Риторики Коракса, Лисия и Горгия. Демосфен и Цицерон как великие ораторы. Сократ о риторике как искусстве убеждать с помощью слов. Риторики Аристотеля, Цицерона и Квинтиллиана. Риторики в Средние века и в России: Ломоносов. Сперанский. Расцвет русского ораторского искусства в судебной практике. Возрождение риторики в ХХ веке: создание новой учебной дисциплины – экспрессивной стилистики, ее место в риторике. Классификация доводов и риторических средств в работах Лаусберга и Ланема. Неориторика: сращение наук: Риторика и психология; Риторика и педагогика; Риторика и публицистика.      
МОДУЛЬ 3.Содержание убеждающей речи.Основные ее компоненты.  
Лекции:1.     2.     3. Участники и компоненты убеждающей речи: оратор и слушатель; пишущий и говорящий. Необязательный компонент – третья сторона. Семь частей риторической речи. Коммуникативные установки. Довод как один из основных понятий риторики. Довод и сфера психической деятельности адресанта. Основа доводов – топика (тематика речи). Аристотель о делении общих топик. Доводы естественные и искусственные: «эвиденция», «к логосу», «к пафосу», «к этосу». Однородные – неоднородные доводы. Важнейшие типы ложных доводов и уловок. Приемы амфибологии в публицистике (иронической двусмысленности – см. А.И. Герцен, М.Е. Салтыков-Щедрин), подмены доказательств (см. Козьма Прутков), несоответствия заглавия и текста (см. газета).            
МОДУЛЬ 4.Словесное оформление риторической речи  
Лекции: 1.   2.     Изобразительность. Общие и специальные средства усиления изобразительности. Выразительность. Общие и специальные средства усиления выразительности. Фигуры мысли и фигуры речи. Композиция убеждающей речи. Общие правила расположения доводов и контрдоводов. Приемы композиции: конвергенция, сцепление, обманутое ожидание. Соотнесенность фигур речи и мысли с системой аргументации.      
МОДУЛЬ 5.Риторика и публицистика  
Лекции: 1.     2.   Жанровая специфика публицистики и система риторических средств. Дискурс риторического текста. Взаимо-проникновение экспрессивных приемов языка и публицистического стиля в структуре журналистских текстов. Экспрессивные способы выражения в публицистике персоносферы личности автора. Техника убеждающих приемов речи в СМИ. Труды известных ученых о связи риторических приемов и публицистического стиля. Риторические тексты А.И. Герцена, Д.И. Писарева, Н.А. Добролюбова. Современная журналистика и система аргументирующей и убеждающей структуры языка.      

 

основное содержание курса по модулям

МОДУЛЬ 1. Введение. Риторика как искусство и наука

 

В традиционном понимании риторикой называется ораторское искусство убеждать с помощью слов. Созданная в античные времена и успешно развивающаяся в средние века, эпоху Возрождения, а затем и в русской культуре, в годы с 1917 по 50 гг. в России не была понята как наука, нужная обществу. Возрождение риторики в России началось с 50-х гг. ХХ столетия. С учетом на вузовскую проблематику в 70-х гг. стали создаваться школы по изучению риторики и экспрессивных средств ее обеспечения. Наиболее значительными из них стали исследовательские семинары в гг. Свердловске (ныне Екатеринбург), Новосибирске и Ростове-на-Дону.

В основу риторики положен принцип триединства: талант, искусство и наука. Другими важнейшими ее компонентами являются эстетические и нравственно-моральные (этические) нормы организации риторической речи. Риторика имеет ценность, если, во-первых, привлекает внимание красотой речи, пафосом обращения к аудитории и истинно нравственными коммуникативными установками.

Композиционно риторика включает пять частей, установленных еще в древние времена (античную эпоху): «изображение мыслей» (Unventio), «расположение мыслей» (Compositio), «украшение мыслей» (Ornamenta), «запоминание» (Memoria) и «произнесение речи» (Exercitum). Такое деление предложил М.Т. Цицерон, установив пять задач: «Оратор должен приискать содержание для своей речи; расположить найденное по порядку, взвесив и оценив каждый довод; облечь и украсить все это словами; укрепить речь в памяти; произнести ее с достоинством и приятностью» («Три трактата об ораторском искусстве», С. 102).

Риторика как наука и искусство представлена в общих и частных трудах исследователей: первая – общая для всех характеристика существующих способов и приемов убеждающего воздействия; вторая – конкретные виды красноречия: академическое, дипломатическое, судебное, военное и др.

Нетрадиционная риторика – неориторика, связанная с современными теориями и практиками убеждающего воздействия. Появление неориторики объясняется новыми условиями существования общества, современных представлений «понимания механизмов коммуникативного процесса в его прагматических аспектах» (Авеличев А.Н. Возвращение риторики, С. 10).

Сегодня развитие неориторики базируется не только на философских воззрениях, но и на экспериментальных данных многих наук» (Панасюк А.Ю. «Психология риторики: теория и практика убеждающего воздействия», С. 10-11).

Р е з ю м е:

1. В риторике соединяются две отрасли знаний, получаемых адресатом: теоретические принципы организации риторической речи и творческие способности убедительно аргументировать словами выражаемые мысли.

2. С одной стороны, риторические приемы – необходимый элемент убеждения в соответствии с существующими правилами аргументации. С другой стороны – специальные структуры, обладающие эстетической установкой словесного искусства и создающие красоту слога.

3. В характеристике риторической речи учитываются два способа ее представления: для устного выступления (ораторская речь) и письменного исполнения (риторический текст). Первый требует не только искусного изложения, но и запоминания, чтобы ее произнести (в ораторском звучании – мемория и экзерцетум). Второй – изложения с использованием риторических приемов.

4. Основой риторики стали качества речи: правильность, ясность, уместность и красота, имеющие целевую коммуникативную направленность: привлечь читателя и подготовить его к восприятию речи по интенции автора. Качества речи имеют коммуникативное, настраивающее значение, убеждающее в правильности, верности сказанного. Они соединяют содержательную сторону речи и эстетические ее функции для выражения обоснованной и впечатляющей мысли автора.

5. Каждый вид красноречия обладает своей содержательной (смысловой) фактурой, своими коммуникативными задачам и своей спецификой языковых средств

 

МОДУЛЬ 2. История риторики. Общие и частные труды по риторике

 

Как филологическая дисциплина, охватывающая проблематику эффективности речи, риторика зародилась во времена греческой античности. Далее развивалась в Римской республике и стала входить в число «избранных наук». В Греции ведущей формой риторики было «искусство убеждать образами, в Древнем Риме – «искусство говорить хорошо» и «убеждать словами». Отсюда развивалось театральное искусство (не только речь, но и образ, его пластика) и искусство публичного оратора (конфронтационная речь, дискуссия). Античные исследователи были уверены, что красноречие рождается из многих знаний и умений. Цицерон считал, что «если за речью не стоит глубокого содержания, усвоенного и познанного оратором, то словесные выражения – пустая болтовня». Но если оратор не владеет богатством своего языка для убедительного выражения мыслей, то такая речь никогда не привлечет внимания слушателей и не увлечет их к тому, о чем желает оратор. Следовательно, в риторическом искусстве соединяются два вопроса: истинность, актуальность содержания и знания специальных приемов воздействия.

Античная эпоха дала миру замечательных ораторов, исследователей, прак­тиков обучения ораторской речи: Аристотеля, Цицерона М.Т., Квинтиллиана М.Ф., Перикла, Демосфена, Сократа. Сейчас мы знаем о школах красноречия той эпохи: Горгия, Лисия – по сути, основателях риторики как науки «искусно говорить и писать».

Начиная с эпохи Возрождения, риторика стала приобретать черты «литературизации» и соединения с жанрами художественного и духовного направлений и в таком аспекте идеи риторики проникли в Россию. Русская риторика началась с трактата «Об образех», вошедшего в «Изборник Святослава» (1073 г.). Это был славянский перевод трактата византийского ученого Георгия Хиробоска. В дальнейшем развитии нужно отметить внедрение риторики в духовную, а затем и в художественную литературу. Особенный интерес вызвали лекции Феофана Прокоповича – «Поэтическое искусство» и «Риторическое искусство».

Мировое развитие риторики связано с именем М.В. Ломоносова и его книгой «Краткое руководство к красноречию» (1743 г.). Здесь разработаны принципы национально-исторического использования приемов риторики. Ломоносов высказал много новаторских идей – о взаимоотношении русского и церковно-славянского языков, о классификации стилей, о проблеме языкового мастерства оратора, писателя, поэта. Он заложил основы стилистики русского языка и национальной программы русской филологии.

В истории развития русской риторики наиболее продуктивными оказался период 19 века, когда сложилась риторическая школа Российской академии (риторики М.М. Сперанского, А.С. Никольского, И.С. Рижского, Н.Ф. Кошанского). Сперанский исследует стилистику индивидуальной речи, связанную с характерными чертами языка личности. Риторика Рижского была приближена к вопросам академической речи, к культуре национального языка. Заслуга Кошанского – в «руководстве к познанию всех прозаических произведений», в мысли о закрепленности каждого вида «слога» за определенными жанрами, в соединении «силы ума и дара слова».

В 60-х годах XIX века сформировалось судебное красноречие и были установлены рядом известных юристов принципы организации судебной ораторской деятельности. Теория и практика судебной речи получила признание как общественно-социальная практика в трудах А.Ф. Кони, П. Сергеича (П.С. Пороховщикова) и др.

Во многом риторическая наука обогатилась наставлениями и советами ораторов, исследователей и ученых прошлого. Античная риторика понималась как искусство убеждения

 

Современная риторика проявила понимание того, что опыт античной, средневековой, русской риторики необходимо изучать, возрождать культуру риторического искусства. Особенность нашей эпохи заключается в активизации научных исследований в области риторической науки. Это связано с исключительно содержательными трудами Л.К. Граудиной и Г.И. Миськевич («Теория и практика русского красноречия», 1989), А.А. Ивина («Риторика, 2005), Т.Г. Хазагерова, Л.С. Шириной («Общая риторика. Курс лекций и словарь риторических приемов», 1996, 1999); Г.Г. Хазагерова, И.Б. Лобанова («Риторика», 2006); А.Ю. Панасюк («Психология риторики: теория и практика убеждающего воздействия», 2007) и др. В них не только обобщены достижения прошедших эпох в области теории и практики риторики, но и представлены новые концепции научно-практического направления в изучении убеждающей коммуникации с точки зрения процесса информации в контексте – «человек человеку» – в стремлении одного достичь убеждения других целевыми средствами языка для утверждения или изменения его позиций, взглядов и настроений.

 

Р е з ю м е:

1. В античную эпоху были созданы первые школы красноречия с двумя направлениями: как «искусство создания и красноречия речи» и как «честный инструмент речи».

Практическая задача античной риторики заключалась, с одной стороны, в том, чтобы обучить красивой, образной, убедительной и ясной речи, с другой – в противоположность уловкам и манипулятивным приемам – поиску истины и обоснованных доказательств ее верности и справедливости. С этой целью была создана специальная система правил речи (Аристотель, Цицерон, Квинтиллиан).

2. В Средние века основным содержанием курса риторики было учение о жанрах речи, что и было связано с теорией стилей и учения о фигурах речи. На первый план в это время выступает гомилетика – искусство церковной проповеди. Развивается и публичная коммуникация, не связанная с проповедью, пробудившая национальные традиции в культуре речи. В эту эпоху в Константинополе выходит сочинение Георгия Хиробоска «О тропах», представившее их уже более 27 разновидностей.

3. С именем М.В. Ломоносова связано рождение риторики (красноречия) как науки в России. В своей основной работе, посвященной риторике, он полно и тщательно проанализировал общие правила красноречия и осветил идеи науки о красноречии. К качествам, которые способствуют «приобретению красноречия», им были отнесены «природные дарования, знания риторики, подражание хорошим авторам, самостоятельные упражнения в сочинении и общая эрудиция». М.В. Ломоносов первый определил риторику как науку и наметил пути развития риторики в будущем.

4. Плодотворным этапом в русской риторике стала последняя четверть XVIII века, связанная с трудами М.М. Сперанского, И.С. Рижского, а в первых десятилетиях XIX века – А.Ф. Мерзлякова, Н.Ф. Кошанского, А.И. Галича, затем во второй половине – замечательными публицистами: А.И. Герценом, Д.И. Писаревым, Н.А. Добролюбовым. Риторика стала составной частью искусства и науки в учениях о жанрах художественной прозы, поэзии, философии, публицистики. Конкретно уже много внимания было уделено фигурам мысли и речи в риторическом обеспечении многообразных жанров и особенно – судебном красноречии, связанном с именами А.Ф. Кони, М.Ф. Громницкого, П.С. Пороховщикова и др.

5. Русская риторики пережила много этапов падения и возрождения в своем развитии. Она вошла в систему дискуссионной полемики в политических, социально-общественных, культурологических дебатах современного общества. Возросла роль риторики в средствах массовой информации (Ю.В. Рождественский, А.А. Волков). На стыке языка и журналистики была определена речемыслительная единица – публицистический дискурс (Е.О. Менджерицкая, Д.Б. Гудков, Л.Е. Кройчик).

6. Риторические приемы обеспечивают коммуникативно значимые части публицистического произведения: помимо традиционных функций, в них усилилась императивно-волевая и прагматическая направленность. В риторической науке стали больше внимания уделять личности автора и психологии аудитории, к которой он обращается.

 

МОДУЛЬ 3. Содержание убеждающей речи. Основные ее компоненты

 

В намеченном плане изучаются: инвенция («изобретение» текста речи); поиск способов убеждения и темы основного тезиса, структур антитезиса (для контрположений); установки на убеждение; система доказательных средств – аргументация; приемы эвиденции – естественные доводы; доводы к разуму (логос), к морали и нравственности (этос), к чувству (пафос) – искусственные доказательства.

Риторика определяется своей концепцией: убеждение средствами языка и особой их организации в речевых структурах. Как наука она непосредственно связана с принципами когнитивизма, антропоцентризма и прагматизма: изучения человеческого разума, мышления, ментальных процессов и состояний; способности рассуждения от собственного лица в рассмотрении спорных, конфликтных вопросов; целесообразной реакции тех, к кому обращена речь, а также активизации их мышления, сознания и речевого поведения. Как искусство риторика – творческий процесс, особенность которого заключается в индивидуальных способах и приемах использования риторических средств.

Речь включает: главные доминанты выражения: тезис, конфликт, проблему; стратегию убеждения; топику и систему аргументации; доводы и доказательства (« к очевидному», «к логосу», «к пафосу», «к этосу»); эквивокацию (формы риторических уловок) – при необходимости.

С точки зрения работы над речью целесообразно выделить общую цельи ее частные виды (последнее – конкретные формы целевых установок), тесно связанные между собой и развивающие основной, общий, тезис речи.

В речи надо учитывать два типа коммуникативных установок:

на сообщение – информация (о чем-либо; она может быть - познавательной, интересной, полезной – доказательств здесь меньше);

на развлечение (социально-бытовое красноречие): праздничные, застольные речи, в том числе, тосты, поздравления, юмористические речи;

на дискуссионное разбирательство темы: в спорах по вопросам политики, культуры, повседневной жизни;

на филологический анализ риторического текста: оценка эффективности, прагматичности , наличие риторических ошибок, предложения к их исправлению.

Один из принципов риторического искусства – выдвижение в речи тезиса оппонента (или антитезиса – противной стороны), истинность или достоверность которого надо подтвердить или опровергнуть. И в этом случае используются риторические приемы. Свой тезис автор текста стремится доказать при помощи специально представленных аргументов.

Тезис должен быть: 1) сформулирован таким образом, чтобы его можно было раскрыть в рамках речи полностью; 2) сформулирован так, чтобы он был понятен для аудитории и был охвачен по своей сути сразу, без особых усилий; 3) сформулирован четко и приемлемо для аудитории.

Цель речи – это тот результат, к которому стремится оратор. Общая цель – тесно связана с собственно коммуникативными задачами общения; частные цели – конкретные направления общей цели.

Стратегия убеждения – способ сделать доказательным тот или иной довод; организовать план будущей речи по установкам оратора. Она определяет структуру речи: 1) тезис (положение, которое необходимо обосновать, доказать); 2) доводы или аргументы (суждения, которые приводятся для обоснования тезиса); 3) демонстрация (средства, при помощи которых говорящий устанавливает связь между тезисом и аргументами).

Аргументация – важнейший компонент речи, при помощи которых субъект стремится доказать аудитории что-либо по факту своего выступления. Аргументы включают следующие части:

1) Заявление – положение, которое некто стремится подтвердить и обосновать;

2) Основание – факты, на которых базируется аргумент;

3) Обоснование – оценка, насколько правомерно то, что доказывается аргументами;

4) Поддержка – дополнение к обоснованию, осуществляемое при помощи вопросов, которые задает субъект речи и сам же отвечает на них;

5) Модальное уточнение – показывает, насколько трудно (или легко) перейти от основания к доказательному утверждению;

6) Контрдоказательства – вводятся в том случае, если связь между основанием и утверждением недостаточно очевидна и требует опровержения приводимых высказываний.

Система доказательств базируется на учении о топиках (Аристотель) или темах, которые ориентируют читателя (или слушателя) на восприятие и уточнение общих мест речи (лат. название loci communi)

Основной конкретный способ речевой деятельности оратора – развить тему, раскрыть ее главную мысль (доминанту), указать на аспекты, значимые с точки зрения автора и его коммуникативных установок. Все это связано с системой представления аргументов в речи: инвенцией (изображение – того, о чем предполагается вести речь); диспозицией (расположение материала в определенном порядке); аргументацией (важнейший компонент речи, при помощи которого говорящий или пишущий стремится что-то доказать аудитории); элокуцией (украшение речи риторическими приемами). Топика ведет к систематической организации речи. В соответствии с содержательным пониманием текста (или речи) частные топики являются основанием для умозаключений, при помощи которых оратор обосновывает правильность своего тезиса. Они передают отношения (предыдущие и последующие) в доказательствах сравнением, различием противоположных и противоречивых точек зрения, ссылками на алогичные случаи, документы.

Аргументация в темах раскрывает одну из представленных альтернатив в решении и путях риторического доказательства: использовать естественные приемы и способы убеждения (то, что позднее назвали эвиденцией: «к очевидному») или искусственные (то, что связано с процессом мышления, чувствами и правилами нравственности).

Последние, делятся на а) логическое мышление (доводы «к логосу») – с индукцией и дедукцией: рассуждение от частного к общему и наоборот; б) апелляцию к этике в процессе контакта убеждающих и убеждаемых (доводы «к этосу»); в) обращение к чувственности, настроениям, сомнениям и т.п. (доводы «к пафосу»).

Доводы «к логосу» включают дефиниции (выводные суждения, определения), которые могут располагаться в начале текста или в конце его. Доводы «к этосу» структурируются по противоположным принципам морали и нравственности Они вызывают сопереживания конкретным личностям (или их группе) и признания ценностей в их восприятии реальной действительности или отвержения позиций другой стороны. Доводы «к пафосу» указывают на последствия действий или поступков убеждаемого и затрагивают его личные интересы.

Таким образом, искусственные доводы содержат аналитическое мышление говорящего, его эмоциональное восприятие объекта речи и морально-нравственные установки, направленные на получателя информации. Эффективность доводов зависит от творческих способностей автора в словесном их оформлении.

Естественные доводы – усиливают искусственные привлечением очевидных доказательств (свидетелей, документов, прямого цитирования) и продуманным включением их в организацию риторической структуры речи.

В классификации доводов выделяется «третья сторона», которая может быть союзником или противником убеждающего. «Третья сторона» – мнение со стороны, оно признается говорящим более объективным, чем собственное мнение. Такой же процесс происходит в обратном отношении, если «третья сторона» не поддерживает убеждающего. Отсюда уже в античной теории появились дополнительные доводы: «к доверию» (авторитету, вере) и «к недоверию» третьей стороне (сомнению, несогласию).

Названные обязательные доводы опираются на многообразие риторических приемов, вызывающих позитивное или негативное восприятие речи тех, к кому она обращена. Поэтому экспрессивная стилистика – это неотъемлемая часть риторики.

 

Заключительная часть модуля «Содержание убеждающей речи» посвящена разграничению доводов и уловок. В последних случаях коммуникативная установка оратора (в том числе и любого «говорящего» лица в его обращении к адресату) будет не истинной, а ложной, направленной на сознательный обман для достижения своих целей. Античная риторика издавна рассматривала умышленное нарушение правил построения умозаключений. Они получили название софизмы и имели две разновидности: искажение логики размышлений и создающие двусмысленность – амфибология (игра на чувствах и использование моральной неустойчивости убеждаемых).

 

Система аргументации в схемах, таблицах, выводах и рекомендациях

Таблица 1

Структура риторической речи как научной дисциплины

 
 


Инвенция Аргументация Диспозиция Элокуция

 

1→ Замысел и предмет речи → Содержание речи

       
   


Общий тезис, цель, коммуникативные установки   Развертывание тезиса  

2→ Коммуникативные установки

 
 


на наблюдение на размышление на чувства на нравственность

Доводы

к эвиденции (очевидное) к логосу (умозаключения) к пафосу (чувство) к этосу (мораль)

3→ Языковые способы риторического стиля речи

 
 


Качества речи: Стилистика речи: Композиция речи:
правильность, уместность, ясность, красота фигуры речи тропы выдвижение ведущей мысли оптимальное расположение доводов и приемов речи
           

Таблица 2

Характер доводов)

 
 


Естественные доказательстваИскусственные доказательства

Показания свидетелей, документы, экспертиза   Логические источники, чувство и мораль

доводы «ad rem» (по существу)   доводы «ad homminem» (к человеку)

Эвиденция (очевидное)

Рекомендации к использованию:

1. Установить, какой из типов суждений (утверждение, отрицание, сомнение) ставится под вопрос;

2. кто является очевидцем, свидетелем, какие именно показания очевидцев используются (личные, со слов других, исходя из опыта);

3. подтвердить указанием на даты, время, фамилии.

Таблица 3

«К логосу»

СиллогизмыНаведение

       
   


Доказательство по умозаключениям   Частные доказательства – наведение на мысль

Процесс доказательства

ИндукцияДедукция

       
   


Переход от единичных фактов к общим утверждениям (выводам)   Переход от общего к частному

Вывод: способы давать полноценные, достоверные убедительные знания

(см. «Общая риторика» Т.Г. Хазагеров, с. 59-60)

Рекомендации к использованию речи:

1. Необходимо определить для себя, к какой дефиниции (определению) вы должны придти: утвердительной или отрицательной;

2. выбрать способ рассуждений: дедуктивный или индуктивный;

3. продумать порядок расположения аргументов (от более сильных к слабым или от частных, незначительных, аргументов к более сильным и убедительным);

4. использовать риторические приемы организации логически правильной речи (см. «Словарь риторических приемов. Общая риторика. – С. 192-290).

 

Таблица 4

«К пафосу»

«к обещанию» «к угрозе»

       
   


желательное как хорошее: удовлетворение   нежелательное как плохое: неудовольствие, страх

Выражение чувств

радость, ликование, спокойствие, комфорт и др.   тревога, печаль, жалость, уныние, дискомфорт и др.

Рекомендации к использованию речи:

1. Выбрать приемлемую позицию воздействия на чувства читателя;

2. тщательно разобраться в ситуациях не только по своему отношению к ним, но предполагаемой реакции читателя;

3. обратить внимание на психологический тип аудитории, к которой вы обращаетесь;

4. подобрать соответствующие приемы воздействия на чувства читателей или слушателей.

Таблица 5

«К этосу»

 
 


установка на действие

сопереживание отвержение

1. Процесс сопереживания начинается с установления общности в понимании отдельных ценностей автором и его собеседником и завершается полным отождествлением выводов, к которым они пришли.

2. Отвержение начинается с несовместимости их позиций и полным отрицанием автором системы ценностей противоположной стороны.

Таблица 6

Структуры коммуникации в доводах «к этосу»

 
 


убеждающий убеждаемый

       
   


писатель, поэт, публицист, прокурор и т.п. - адресант   судьи, власть, читатель, персонаж и др. - адресат

 

Рекомендации к использованию речи:

1. Установить коммуникативные цели речи в соответствии с моральными принципами, принятыми обществом;

2. выявить «объекты» сопереживания или отвержения;

3. представить объекты с максимальной изобразительностью;

4. разобраться в психологии лиц воспринимаемой стороны (темперамент, характер, опыт личной жизни);

5. использовать средства языка для коммуникативной удачи.

Риторика – теория и практика убеждающего воздействия

Коммуникация – общение двух сторон: адресанта и адресата с целью рассмотрения движения информации: ее передачи, приема и обмена.

 

«Убеждающая коммуникация – это вид общения с целью изменения в той или иной степени системы ценностей человека в ситуации его противодействия этим изменениям». (А.Ю. Панасюк «Психология риторики: теория и практика убеждающего воздействия»).

 

Коммуникаторы

 

индуктор[1] реципиент[2]

1. Результат воздействия – убедить в чем-либо реципиента и определить его восприятие информации в каком-либо, но ориентированном направлении. Иначе: превратить желание индуктора в желание реципиента.

2. Эффективность убеждающего воздействия зависит от психологических факторов влияния на личность.

3. Убеждающее воздействие – психологическое убеждающее влияние на реципиента (психология риторики).

 

Область приложения психориторики – сфера широкой материальной среды словесного искусства: в юриспруденции, политике, культуре, публицистике и т.п.

Модель действия двух сторон коммуникации

Позиции сторон

1. Индуктор 2. Реципиент

 

Предъявление сообщения   Восприятие сообщения

 

3. Соотнесение элементов убеждающей информации в разных позициях

 

совпадение   несогласие
когнитивный консонас   когнитивный диссонанс
понимание сообщения   непонимание сообщения

 

Достижение коммуникационной общности

 

Подбор доводов и установок на понимание и принятие сообщения   Использование риторических форм речи с ориентацией на психологию аудитории

 

Согласованность сторон в процессе риторического воздействия зависит от:

1) понимания реципиентом ранее неопределенной для него ситуации и неясных трактовок;

2) совпадения когнитивных (познавательных) продуктов осмысления и осознания фактов, ситуаций, высказываний, положенных в основу риторической речи;

3) истинности и убедительности предпосылочных данных (документов, писем, свидетельств и т.п.);

4) осознания положительных результатов убеждения;

5) знания психологии реципиента и способности выбрать доводы, наиболее сильно влияющие на него (или на них);

6) удачно сконцентрировать материал содержания в композиции речи;

7) использовать эффективные речевые приемы риторики;

8) подвести реципиентов к осознанию мотива для реализации его установок, предопределенных по интенции индуктора.

 

«Итак, суть психологического механизма, обусловливающего влияние имиджа индуктора, заключается в принятии его позиции реципиентом – это генерализация установки реципиента на различные проявления личности индуктора» (А.Я. Панасюк).

 

«Третья сторона» в убеждающей речи

Внешняя оценка третьим лицом позиции автора

Признание или отвержение оценки «третьей стороны»

к доверию к недоверию

Доверие со стороны автора к «третьей стороне» заключается в признании его авторитета и выражении согласия в оценке высказанных суждений. Недоверие – отвержение автором сужений «третьей стороны», подтверждается дополнительными доводами.

 

Компоненты «третьей стороны»

индивидуальное лицо (со стороны наблюдателя) сам автор обобщенное лицо (коллектив)

 

Чтобы избежать обмана и раскрыть уловки, необходимо проследить: 1) совпадают ли коммуникативные установки с характером сообщения и достоверностью изложенных фактов; 2) совпадают ли интересы убеждающего и убеждаемых; 3) истинны или ложны приводимые факты, положенные в основу доводов; 4) не двусмысленны ли формы убеждения в логическом и словесном оформлении доводов: нарушения причинно-следственной связи, подтверждения доводов знаниями; допуском нечестных вопросов, ориентирующих на неправильный ответ; нарушения принципов аргументации и выводов. Обратить внимание: конкретны ли языковые способы в доказательствах – ясны и понятны в выражении основные положения аргументации, не используются ли многозначные структуры, необоснованные синонимичные формы, насколько убедительны приводимые примеры.

 

Р е з ю м е:

1. Риторика как наука опирается на принципы когнитивизма, антропоцентризма и прагматизма. В ней соединены способы организации речи по речемыслительной деятельности исполнителя, непосредственно от определенного лица и по его позициям, а также ориентация писателя на практически полезные результаты.

2. Как искусство риторика – это способность автора не просто владеть нормативными правилами языка, но хорошо и обоснованно говорить, создавать речь по индивидуально-творческим приемам убеждения тех, к кому он обращается.

3. С целью воздействия на читателя текст структурируется в определенной стратегии и тактике, в системе риторической аргументации, направленной на убеждение в ходе рассуждений («к логосу»), в совокупности моральных принципов поведения людей («к этосу») и подъема их эмоционального воодушевления («к пафосу»).

4. Обязательным компонентом риторической речи является коммуникативная установка, по которой оратор (говорящий или пишущий) стремится внушить адресату свое отношение к предмету (объекту) темы, дать ему свою оценку, возможно изменить мнение или яснее его подтвердить. Коммуникативные установки, в соответствии с античной традицией, имеют три типа: было – не было; истинно – ложно; надо сделать – не надо делать.

5. Структура риторического текста базируется на выдвижении двух противоположных центров: тезиса (авторского или противной стороны) и антитезиса (в том же противопоставлении, но представленном для опровержения высказанных положений).

6. В пределах тезиса содержатся: заявление, основание (данные), обоснование (о правомерности отношения к данным) и поддержка личностной оценкой. В пределах антитезиса, помимо названного, включаются контрдоказательства автора с приведением иллюстративного материала.

7. Топика (тема) – риторический прием как основание для умозаключения в естественных и искусственных доводах: «к очевидному» (ad rem) и «к человеку» (ad homminem) в размышлении, в выражении чувств и следовании нравственным принципам.

8. «Третья сторона» – взгляд наблюдателя со стороны. К ней может относиться индивидуальное лицо (реальное или мифическое), а также конкретный или обезличенный коллектив, представленный в тексте непосредственно (имплицитно) или намеком (эксплицитно). В качестве «третьей стороны» может фигурировать и сам убеждающий (например, в полемике двух лиц, противопоставленных автору, который и становится» третьей стороной»). Убеждающему выгодно обращаться к «третьей стороне» для подтверждения своих позиций или для выводов в спорах.

9. Доводы в системе аргументации противоположны уловкам – ложным умозаключениям, формально кажущимся правильными (софизмы), но основанным на преднамеренном, сознательном нарушении правил логики, а также использованием словесных ухищрений, вводящих в заблуждение.

 

МОДУЛЬ 4. Словесное оформление риторической речи

 

В структуру раздела входят следующие темы: изобразительность, общие и специальные средства усиления изобразительности; тропы как фигуры мысли: метафора, сравнение, аллегория и др.; выразительность как способность автора привлекать внимание речевой организацией текста; стилистические фигуры речи как способы усилить воздействующую функцию речи; приемы выдвижения в композиции риторического текста.

Выделенные вопросы входят в структуру курса «Риторическая стилистика», изучающего ведущие языковые формы как способы эффективного воздействия на аудиторию. К ним относятся «не просто средства языка, которые вызывают представления, а те, которые усиливают способность вызывать их и доводить до максимальной конкретности» (Т.Г. Хазагеров).

Для этого необходимы специальные средства усиления изобразительности и выразительности. Изобразительность – способность вызвать в сознании адресата образные представления в восприятии объекта изображения. Изобразительность чаще всего передает психический мир говорящего или пишущего, поэтому сфера изобразительности – тропеическое искусство речи. Выразительность – способность автора привлечь внимание необычной организацией речи. Сфера языкового выражения – стилистические фигуры речи. Специальные риторические приемы усиливают воздействие доводов в аргументации текста (или речи) на воспринимаемую сторону. Экспрессивные средства речи – неотъемлемая часть риторики. Особую функцию в риторической речи выполняет стиль, или слог, выражения. По определению М.Т. Цицерона, «истинно красноречив тот, кто умеет говорить о будничных делах просто, о великих – величаво, о средних – стилем, промежуточным между обоими» («Оратор»).

В речи необходимо использовать все богатые ресурсы родного языка. Кроме того, опыт риторической речи надо усиливать практикой письма и говорения. М.Ф. Квинтиллиан писал: «Красноречие никогда не будет иметь ни энергии, ни мощи, если мы не станем черпать силы в стилистических упражнениях» («Правила ораторского искусства»).

Наука, изучающая структуру риторического текста, рассматривает три ключевых вопроса: специфику функций языка (в данном случае – воздействующую); специфику привлекаемых специальных средств в создаваемых текстах, в которых эти средства используются, и специфику композиции текста.

Комплекс экспрессивных средств языка может быть представлен в сводной таблице простых и гибридных фигур мысли (тропы) и словесных формах речи (стилистические фигуры).

Таблица 1

СПЕЦИАЛЬНЫЕ СРЕДСТВА ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОСТИ И ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ

ФИГУРЫ РЕЧИ ТРОПЫ   АМПЛИФИКАЦИЯ
ФИГУРЫ ПРИБАВЛЕНИЯ МЕТАФОРА/СХОДСТВО СРАВНЕНИЕ
ФИГУРЫ УБАВЛЕНИЯ МЕТОНИМИЯ / СМЕЖНОСТЬ АНТИТЕЗА
ФИГУРЫ РАЗМЕЩЕНИЯ И ПЕРЕСТАНОВКИ АНТИФРАЗИС/ ТОЖДЕСТВО АЛЛЕГОРИЯ

 

Фигуры мысли характеризуются сопоставлением двух денотатов (в реальности и воображении) по ассоциативной связи: контраст, сходство, смежность, тождество – и вызывают новые смыслы изображаемого объекта. Основные из них: метафора (сходство); антифразис (контраст); метонимия (смежность): перифраз (тождество). Фигуры речи построены на основе диаграмматического расположения словесных компонентов в схемах их повторения, перемещения, убавления, передают процесс эмоционального нарастания, психического настроя, изображения быстроты мысли, своеобразного контакта или его преднамеренного разрушения, уверенность или неуверенность автора, носителя текста.

Гибридные фигуры совмещают в себе компоненты фигур мысли и фигур речи и представляют собой многочисленные комбинации простых фигур. Словесные фигуры (или фигуры речи) комбинируются с амплификациями, особенно основанными на контрасте. Наиболее известные из них: антиметабола – наложение антитезы на гипербатон (фигура с обратной перестановкой слов, частей предложения, иногда с явной алогичностью); хиазм, ирония, антифразис; формы соединения разных падежей одного слова в одном контексте – полиптот, плока.

Таблица 2

 

 

Тип текста в риторической структуре характерен не только содержанием информации, но и эмоциональной оценкой, через которую в нем осуществляется функция воздействия и получают особое значение аргументация и доводы психического влияния на адресата. Носитель текста выбирает формы установок в тексте на рассуждение и волеизъявление, что способствует выполнению им задач частотного наставления людей в их поведении, эмоциональном состоянии и последующих поступках. Таким образом, формируется два типа экспрессии – в содержании (с усилением компонентов смысла) и в эмоционально-оценочных трактовках наблюдаемых фактов, событий, поступков. Усиление изобразительности и выразительность помогают читателю осознать и понять мысли автора, заложенные в тексте.

Особое значение имеет композиция риторической речи. Это строение сообщения, взаимное расположение его частей (подбор, группировка и последовательность), с помощью которых адресант (оратор) управляет вниманием адресата (аудитории) таким образом, что эти части воспринимаются как целое с единой коммуникативной установкой – оказать воздействие на читателей по заранее подготовленному замыслу.

Композиция связана с интенсивностью предназначенной для адресата информации, степень которой зависит от приема «выдвижения», включающего основные типы экспрессивной композиции: конвергенцию, сцепление и «обманутое ожидание». Первый – схождение в пучке стилистических приемов фигур одной функциональной направленности. Это текст, насыщенный фигурами мысли и речи. Второй – появление сходных речевых элементов в сходных текстовых позициях, выполняющих функцию повтора, размещения, контакта. Третий – основан на ожидаемой предсказуемости и неожиданности ее нарушения, чаще в конечной части текста и выражает диаметрально-противоположную структуру речи в предполагаемом развитии мысли[3].

 

Р е з ю м е:

1. Риторика базируется на специальных речевых приемах целенаправленного воздействия на адресата: изобразительности и выразительности, создаваемых усилением конкретных представлений его об объектах изображения и концентрирующих внимание слушающих и читающих необычной организацией.

2. С античных времен сложилась система специальных средств изобразительности и выразительности. Это фигуры мысли и словесные фигуры речи. Фигуры мысли – тропы: обороты речи, связанные с переносом наименования и созданием образа. К ним относятся метафора, сравнение, метонимия, перифраз; использование их на основе подмены денотатов меняет смысл и значение объекта представления. Словесные фигуры речи: особые конструкции речи (словосочетания, предложения или группы предложений в тексте), создающие стилистический эффект своей необычной организацией усиления выразительности. Состоят из простых и гибридных форм.

3. Риторическая стилистика имеет статус филологической дисциплины, обслуживающей разные ее сферы: художественную, публицистическую, политическую, культурологическую, изучающую правила пользования национальным языком в коммуникативно-речевых структурах выражения объективного и субъективного содержания любого типа текстов, преследующих цель эстетического, общественно-социального и прагматического воздействия на адресата.

4. Риторическая речь включает систему средств, соединяющих разумно-рациональные, эмоциональные и социальные стороны своего выражения в контексте того или иного произведения. Инструментарий языковых риторических средств изучается по индивидуальным качествам творческой личности, обусловленным талантом и природным дарованием человека, склонностью его к определенным типам мышления и воображения, а также способностью к словесному мастерству.

5. Цель раздела – углубление и расширение курса риторики, знаний опыта творческой речи авторов многих поколений прошлого и получения собственных навыков владения риторической речью.

МОДУЛЬ 5. Риторика и публицистика

 

Рассматриваются вопросы: 1) Риторика и жанровая специфика публицистических текстов. Речемыслительные единицы (прагматика и дискурс) в системе изучения риторических средств массовой коммуникации; 2) Особенности публицистического стиля в ракурсе риторических функций языка; 3) Доводы и риторические приемы, характерные публицистическому типу речи; 4) Специфика риторической речи в публицистике А.И. Герцена, М.Е. Салтыкова-Щедрина и др.

 

С середины XX столетия риторика стала расширять границы своего влияния. Базовой формулой для этого по-прежнему была установка М.Ф. Квинтиллиана: «искусство хорошо говорить и хорошо писать». Уже тогда риторика развивалась в двух направлениях: как театральное искусство (Древняя Греция) и искусство политических и судебных дебатов (Древний Рим). Последнее направление было началом риторики публицистического текста.

Долгое время риторика в нашей стране была исключена из дисциплин, имеющих научное, академическое, педагогическое значение, в силу исторических условий и политической обстановки определенного времени. Ее возрождение началось с активной демократизации российского общества. Речевая структура разнообразных форм высказываний стала существенно меняться со второй половины XX века с расширением тематики публичных выступлений в печати при освещении жизни общества и индивидуального характера ее освещения. В исследовательском плане ученых стали интересовать проблемы образа автора; способы уместного речевого проведения; полемики в газетных и публицистических текстах; эффективность применения речевых приемов воздействия; анализ риторических текстов классиков. На этой базе усилилась роль риторики в практике создания журнальной литературы, были поставлены вопросы концепции риторического текста в публицистике, в понятийный аппарат которой входят новые проблемы, связанные непосредственно с теорией и практикой коммуникации. Из них следует назвать – прагматику, о которой Ю.С. Степанов писал, что она «занимается особыми, только ее присущими вопросами. Ими не занимается синтактика и семантика. Хотя вопросы эти те же, что и в традиционной стилистике, но в особом свойстве «пронизывающего» характера языка, когда объективное дается через субъективное («В поисках прагматики. Проблемы субъекта» // Изв. АН ССР. Сер. лит-ры и языка, 1981, Т. 40. № 4. – С. 325-326).

Суть схождения стилистики и риторики в том, что обе эти ветви филологической науки общие, они разрабатывают критерии оценок литературных текстов и способы их распознавания, но в разных пространствах текста, в том числе и в публицистике, и по разным требованиям и законам.

Многовидовое и жанровое разнообразие риторики в своей время отмечал Аристотель, определяя ее «как способность находить возможные способы убеждения относительно каждого отдельного предмета» («Риторика» // Античная риторика. – М., 1978. – С. 19).

 


<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Правила произнесения ораторской речи | РАЗВИТИЕ РИТОРИКИ В ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ

Дата добавления: 2015-11-05; просмотров: 1728 | Нарушение авторских прав


Рекомендуемый контект:


Похожая информация:

Поиск на сайте:


© 2015-2019 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.061 с.