Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Ренессансный реализм в литературе XVII века

1.Определение понятия.

Термин «ренессансный реализм» достаточно условен. Под «ренессансным» имеется в виду продолжение в литературе традиций Боккаччо, Рабле, Сервантеса, Шекспира.

Реализм – художественный метод, согласно которому задача искусства состоит в изображении жизни как она есть, – в образах, соответствующих явлениям самой жизни и создаваемых посредством типизации действительности; изображение типических характеров в типических обстоятельствах.

Строго говоря, художественных методов всего два:

- фантастический (романтический) – отражение жизни такой, какова она в воображении художника, т.е. не воссоздание, а пересоздание действительности;

- реалистический.

В то же время, термины «реализм» и «романтизм» употребляются в значении литературного направления, т.е. конкретной формы, в которую выливается метод.

В XVII веке ренессансный реализм ярче всего проявился в наиболее «кризисных» странах Европы – Испании и Германии.

 

2.Ренессансный реализм в Испании принимает форму пикарески.

Пикареска – плутовской роман. Название происходит от испанского picaro – плут, мошенник. Этим словом в Испании обозначали особую прослойку – людей деклассированных, оторванных от своей социальной среды: потомки разорившихся крестьян, обедневших дворян-идальго, личности авантюрного склада, криминальный элемент.

Пикареска возникает в Испании ещё в середине XVI века. Первым образцом жанра считается анонимный роман «Ласарильо с Тормеса». Жанр активно развивался и приобрел популярность не только в Испании, но и в других странах Европы. Однако там он представлен не в чистом виде; его элементы более-менее отчётливо прослеживаются в разных произведениях (Томас Нэш, «Злосчастный путешественник» – Англия; Лесаж, «Хромой бес» – Франция).

Характерные черты плутовского романа:

1) В центре произведения – образ пикаро, оторванного от своих социальных корней, авантюриста, «ловца удачи».

2) Герой показывается как порождение своей среды.

3) Даются очень реалистичные, почти натуралистические картины жизни. И жизнь показана «с изнанки», с самых неприглядных сторон.

4) Силён комический элемент, но это комизм грубый, вульгарный, часто физиологический.

5) Лежащая в основе пикарески жизненная философия довольно мрачная – философия выживания и жестокой конкуренции.

6) Тематика пикарески заключается в попытках героя преуспеть, взобраться как можно выше по социальной лестнице. В финале это удаётся не всегда, но довольно часто. Однако достижение желаемого и жизненное возвышение чаще всего достигается за счёт морального падения. В любом случае, герой не протестует против жестокого порядка вещей, не борется с ним, а старается приспособиться, использовать его в своих целях.

7) Композиция пикарески проста – это ряд эпизодов из жизни героя. Сюжетная техника – линейная, иногда перебивается вставными новеллами. Повествование, как правило, идёт от 1 лица, в форме рассказа или записок героя.

В целом, плутовской роман как жанр заметно повлиял на дальнейшее становление реализма в литературе и на развитие европейского романа (в плане техники, фигуры героя).

 

3. Ренессансный реализм в Германии.

Помимо Испании, кризисная ситуация в Европе XVII века наиболее отчётливо проявилась в Германии, которая была раздроблена на 300 мелких княжеств, беспрерывно воевавших (Тридцатилетняя война 1618-1648, религиозные войны). В итоге – полное разорение, хаос, одичание.

Свидетельство этого исторического периода и яркий образец ренессансного реализма – роман «Симплициус Симплициссимус» (1668) Якоба Гриммельсгаузена, участника Тридцатилетней войны, которая и стала фоном для событий романа, имеющего некоторые черты пикарески и продолжающего традиции сатирической литературы позднего Возрождения (Эразм Роттердамский, Себастьян Брант, народные книги о Тиле Эйленшпигеле).

Об авторе известно очень мало. В романе яркие реалистические тенденции сочетаются с элементами барокко (символика, фантастика). Обстановка в стране со всеми её ужасами показана предельно достоверно и подробно. В то же время, можно усмотреть и черты воспитательного романа, поскольку внешние события – иллюстрация к становлению личности главного героя. Повествование идёт от 1 лица; история героя от младенчества до старости показана в несколько этапов. В итоге каждого из них Симплициус получает от жизни определённый урок, – как правило, жестокий и болезненный. В финале он обобщает, осмысливает свой опыт, критически его оценивает. Герой проходит путь от неведения к познанию мира и отречению от него. В каком-то смысле Симплициус плут, но достаточно безобидный, не ставящий себе целью наживаться на обмане других.

 

 



<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
УНІТАРІЯНСЬКО-УНІВЕРСАЛІСТСЬКА ЦЕРКВА 4 страница | Искусство Святослава Рериха 1 страница
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-11-05; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 3626 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Не будет большим злом, если студент впадет в заблуждение; если же ошибаются великие умы, мир дорого оплачивает их ошибки. © Никола Тесла
==> читать все изречения...

2601 - | 2278 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.014 с.