Ћекции.ќрг


ѕоиск:




 атегории:

јстрономи€
Ѕиологи€
√еографи€
ƒругие €зыки
»нтернет
»нформатика
»стори€
 ультура
Ћитература
Ћогика
ћатематика
ћедицина
ћеханика
ќхрана труда
ѕедагогика
ѕолитика
ѕраво
ѕсихологи€
–елиги€
–иторика
—оциологи€
—порт
—троительство
“ехнологи€
“ранспорт
‘изика
‘илософи€
‘инансы
’ими€
Ёкологи€
Ёкономика
Ёлектроника

 

 

 

 


Ќевербальные средства общени€. Ќевербальными средствами общени€ €вл€ютс€ жесты, позы, мимика и другие двигательные действи€




Ќевербальными средствами общени€ €вл€ютс€ жесты, позы, мимика и другие двигательные действи€.

Ќевербальным средствам общени€ придавали большое значение еще в ƒревней √реции. Ќапример, большое значение придавалось осанке. ћужчине полагалось держать голову высоко подн€той, в противном случае его могли прин€ть за гомосексуалиста. ∆енщинам и дет€м, наоборот, не полагалось смотреть собеседнику пр€мо в глаза. ќтведенный в сторону взгл€д свидетельствовал о стыдливости, скромности, покорности.

Ѕольшой палец, подн€тый вверх или опущенный вниз, как знак одобрени€ или неодобрени€, был известен еще древним римл€нам. “аким образом император давал знать после окончани€ поединка, оставл€ет он гладиаторам жизнь или нет.

¬ риторике, начина€ с ÷ицерона, один из ее разделов посв€щалс€ внешнему выражению в поведении оратора.

¬о времена Ёразма –оттердамского сидеть, положив ногу на ногу, означало не уважать собеседника. –уки в боки толковались как мужественный жест, допустимый в обществе военных. √ражданским же лицам этого жеста следовало избегать. ”ченый советовал остерегатьс€ тех, кто покашливает во врем€ разговора. ќн считал их лжецами.

Ќа прот€жении многих веков считалось, что если человек в чьем-то присутствии чешет голову или теребит одежду, то тем самым он выказывает к собеседнику пренебрежение. ƒаже случайное соприкосновение с собеседником могло быть истолковано как грубое нарушение приличий.

Ќе случайно поэтому в ’”ѕ-’”Ў вв. в западных странах издавались книги, посв€щенные правилам хорошего тона. Ќапример, в 1735 г. вышла в свет книга —. ¬ан ѕара ЂЅольша€ церемониальна€ книга о добронравииї объемом 500 страниц.

ѕервой книгой, полностью посв€щенной жестам, была работа ƒ. Ѕалвера Ђ’ирологи€: или естественный €зык руки и хирономи€, или искусство риторики рукї. ј ‘ренсис Ѕэкон предложил даже создать науку о жестах. ¬ конце XIX в. жесты стали изучать антропологи и психологи. ¬. Ѕунд, например, видел в жестах более примитивную форму самовыражени€, чем €зык, но имеющую с ним существенные общие черты. ¬ 70-х гг. ’’ в. было издано несколько монографий о жестах (Ёфрон [D. Efron, 1972]; ћоррис с соавторами [D. Morris et al., 1979] и др.).

¬ –оссии первой работой, посв€щенной €зыку тела, €вл€етс€ сочинение —. ¬олконского, в котором автор излагает свою точку зрени€ на семиотику жестового общени€ как выражение внутреннего состо€ни€ человека.

¬ 1939 г. вышла трехтомна€ монографи€ ». ј. —оболевского, в которой автор изложил свой взгл€д на невербальное общение. ѕо ». ј. —оболевскому (1939), структуру кинетической речи составл€ют: а) кинесинтагмы (кинетическое предложение), б) кинелексемы (кинетическое слово) и в) кинемы (простейший элемент кинетической речи). ”чение о кинесинтагме составл€ет синтограмматику; учение о кинелексеме входит в лексикологию; учение о кинеме составл€ет кинетику (антропокинетику). јвтор распростран€ет свою схему на искусственно создаваемую кинетическую речь, используемую, например, на производстве, когда звукова€ речь затруднена из-за большого шума.

»зучение значени€ различных жестов человека продолжаетс€, свидетельством чему €вл€ютс€ международные конференции и сборники научных докладов, например вышедший в јнглии сборник Ђ∆есты и умонастроени€ от глубокой древности до наших днейї.

–езультатом исследовани€ моторной невербальной коммуникации на «ападе €вилось формулирование –. Ѕердвистлом (R. Birdwhistell, 1952) новой научной дисциплины Ц кинесики, котора€ изучает поведение человека в его невербальных про€влени€х, к которым относ€тс€ мимика (движение мышц лица), пантомимика (движени€ всего тела), Ђвокальна€ мимикаї (интонаци€, тембр, ритм, вибрато голоса), пространственный рисунок (выразительность, сила про€влени€ чувств, переживаний). Ђ инеї Ц мельчайша€ единица движени€, как бы буква движени€ тела, считыва€ которую можно интерпретировать передаваемые через жесты или другие движени€ тела сообщени€. ѕо –. Ѕердвистлу, все символические взаимодействи€ между людьми имеют один и тот же ограниченный репертуар, состо€щий из 50-60 элементарных движений, жестов или поз. ѕоведение, считает он, складываетс€ из кинем Ц элементарных единиц, точно так же, как звукова€ речь организуетс€ из последовательности слов и предложений.

—амые простые элементы телодвижений (Ђкиныї) он обозначил символами. Ќачав с глаз, он решил, что ќ €вл€етс€ лучшим символом дл€ открытого глаза, а ЂЧї наиболее подходит дл€ обозначени€ закрытого глаза. ѕодмигивание правым глазом обозначаетс€ так: (Ц ќ), подмигивание левым глазом: (ќ Ч). ќткрытые глаза обозначаютс€ знаком (ќќ). Ѕердвистл создал символы дл€ туловища и плеч, руки и кисти, ладони и пальцев, бедра, стопы и шеи, а также использовал особые знаки дл€ указани€ направлени€ движени€ (вверх, вниз, вперед, назад).

–азработанна€ им система фиксации жестов и мимики полезна многим профессионалам, так как позвол€ет регистрировать и анализировать состо€ние другого человека, целесообразность использовани€ определенных жестов и т. д. ѕроведенный с их помощью анализ публичных выступлений преподавателей, политических де€телей может помочь улучшить эффективность их будущих выступлений. ¬рач может лучше пон€ть пациента, учитыва€, что он сказал не только на словах, но и телом. Ёта система может быть полезна актерам и бизнесменам, ведущим переговоры.

ƒругим направлением изучени€ невербального общени€ €вл€етс€ постулированна€ Ё. ’оллом (E. Hall, 1959) Ђпространственна€ психологи€ї, или Ђпроксемикаї, котора€ изучает закономерности пространственной организации общени€, вли€ние на общение рассто€ни€ между людьми и их пространственной ориентации.

∆есты

Ќевербальные жестовые про€влени€, как произвольные, так и непроизвольные, первоначально в довербальный период эволюции человека были самосто€тельным средством коммуникации (√. ’ьюз [G.Hewes, 1977]; ј.  ендон [A. Kendon, 1981];  . ’оккет [C. Hockett, 1978]), а в вербальном периоде развити€ закрепились в качестве полусознательного выразительного средства, сохранив функции предыдущего этапа: защиты (непри€ти€, отторжени€), нападени€ (при€ти€, присвоени€), сосредоточени€ (ожидание, ритуалы и переходные состо€ни€). ƒл€ наблюдател€ жесты предстают как символы специфического €зыка образов.

 лассификации жестов. ѕерва€ попытка классификации жестов была предприн€та ƒ. Ёфроном (D. Efron, 1972). ќн выделил две группы жестов: употребл€емые совместно с речью и символические жесты, или эмблемы. ¬ свою очередь, первые жесты он разделил на подгруппы: 1) идеографические жесты, которые схематически изображают логическую последовательность высказывани€, структуру аргументации и наход€тс€ в сравнительно неконкретном отношении к содержанию высказывани€; 2) указательные жесты, показывающие на предмет высказывани€; 3) изобразительные жесты, схематически обрисовывающие форму или размер предмета обсуждени€, как бы иллюстрирующие содержание высказывани€; 4) дирижирующие жесты, совершаемые в такт речи.

Ѕазиру€сь на этой классификации, ѕ. Ёкман и ¬. ‘ризен (P. Ekman, W. Friesen, 1972) создали свою классификацию жестов: 1) эмблемы Ц жесты, имеющие €зыковой эквивалент и достаточно точное значение дл€ данной социальной группы; 2) иллюстративные жесты, которые дел€тс€ на семь подгрупп: дирижирующие, акцентирующие, указательные, ритмические, кинетографические, пиктографические и эмблематические движени€; 3) адаптеры Ц жесты, способствующие уменьшению или сн€тию внутреннего напр€жени€; 4) регул€торы Ц жесты, используемые дл€ контрол€ или координации общени€; 5) аффективные жесты, €вл€ющиес€ выразител€ми эмоций и чувств.

Ёкман и ‘ризен описали степень, в которой каждый из знаков €вл€етс€ панкультурным, т. е. используетс€ многими народами независимо от особенностей их культуры. “е знаки, которые имеют панкультурную основу, выражают преимущественно аффекты. ∆есты-эмблемы, иллюстративные жесты, жесты-регул€торы обычно специфичны дл€ культуры и €вл€ютс€ результатом индивидуального обучени€.

 ритику€ эту классификацию,  ендон (A. Kendon, 1981) считает, что в контексте общени€ ни один жест не может быть полностью только регул€тором, эмблемой или адаптером.

Ќ. ‘ридман и —. √ранд придерживаютс€ другой классификации жестов. ќни выдел€ют объектные движени€ (общеизвестные коммуникативные жесты) и жестовую самостимул€цию. ќбъектные движени€ дел€тс€ ими на доречевые жесты (при задерживающемс€ или несосто€вшемс€ речевом высказывании); движени€, которые возникают с началом речи и сопровождают высказывание (как дополнение и избыточность); движени€, ограничивающиес€ разъ€снением одного слова.

ѕо Ѕ. јргайлу (B. Argyle, 1975), жесты по своим функци€м дел€тс€ на п€ть групп: иллюстративные и другие св€занные с речью знаки; конвенциальные жесты; движени€, выражающие эмоции; движени€, выражающие личность; ритуальные жесты.

∆есты-эмблемы €вл€ютс€ особой группой жестов, так как имеют двойную природу. — одной стороны, они относ€тс€ к классу жестов, с другой Ц функционируют как €зык и этим уподобл€ютс€ слову. ¬ св€зи с этим они изучаютс€ и систематизируютс€ как специфические коммуникативные единицы дл€ той или иной культуры. ƒл€ многих культур жесты-эмблемы сходны, например пожатие плечами означает Ђне знаюї, Ђничего не могу сделатьї, Ђне понимаюї, Ђкака€ разница?ї ѕриставленна€ к уху ладонь Ц это просьба говорить громче. ¬ то же врем€ имеютс€ и существенные различи€. Ќапример, прикосновение указательным пальцем к нижнему веку дл€ флорентийца означает что-то лестное, а дл€ жител€ —аудовской јравии этот жест оскорбителен. ƒевушка из ёжной јмерики воспримет этот жест как ухаживание. ƒл€ русских движение головой вправо-влево означает отрицание, несогласие, а дл€ болгар, наоборот, согласие. ¬ нашей стране постукивание пальцем по виску означает: Ђ“ы что, ненормальный?ї ¬ ƒании же этот жест означает комплимент интеллекту. ѕри соединении указательного и большого пальца в —Ўј подумают, что это Ђо'кейї, во ‘ранции Ц Ђнольї, в японии Ц Ђденьгиї, в “унисе Ц Ђя теб€ убьюї. ј в —редиземноморье и на —реднем ¬остоке этот же знак означает намек на гомосексуальные отношени€ (ј. ѕиз, 1992).

ѕотирание мочки уха в средиземноморских странах имеет 5 различных значений. Ќапример, дл€ испанцев, греков, мальтийцев и италь€нцев этот жест будет оскорбительным, а португалец окажетс€ польщенным. ∆ест из указательного и среднего пальцев, обозначающий букву V Ц победа Ц в ≈вропе воспринимаетс€ однозначно, но только не у англичан. ” них имеет значение, какой стороной кисть повернута к собеседнику. ≈сли этот жест сопровождаетс€ поворотом ладони к говор€щему собеседнику, то он означает Ђзаткнисьї. ¬ европейской культуре человек, сообщающий о постигшем его горе, сделает скорбное выражение лица; вьетнамец же в этой ситуации будет улыбатьс€, потому что он не хочет нав€зывать собеседнику свою скорбь и избавл€ет его от притворного выражени€ этого состо€ни€. јрабы при общении стараютс€ смотреть собеседнику пр€мо в глаза; €понца же с детских лет приучают смотреть собеседнику не в глаза, а в область шеи.

—оставл€ютс€ словари жестов, содержащие сведени€ об особенност€х употреблени€ эмблем, о методах их исследовани€ и пр. (ƒ. ћоррис с соавторами [D. Morris et al., 1979]; –. «айтц с соавторами [R. Saitz et al., 1972]).

—емантическое поле эмблем ограничено.  руг значений жестов, описанных ƒ. ћоррисом с соавторами, в основном исчерпываетс€ выражением физического или душевного состо€ни€, регул€цией межличностных отношений и оценочной реакцией на себ€ и других людей. ¬ эти три области значений входит 80 и более процентов всех жестов. ѕри этом эмблемы, относ€щиес€ к контролю межличностных отношений, наход€тс€ в списке значений на первом месте.

ќсобенности жестов-эмблем: одна эмблема может иметь несколько значений сразу; не имеют эмблем-синонимов; не происход€т от других эмблем; возникают как заместители слова или действи€; эмблемы с одним и тем же значением могут употребл€тьс€ на достаточно обширных территори€х, населенных разно€зычными народами. ¬ыступа€ в качестве своеобразного €зыка эсперанто, они функционируют не как простые заместители слов, а как самосто€тельные носители значений.

∆естикул€ци€ Ц это сложна€ и интенсивна€ кинетическа€ активность говор€щего человека. ќна возникает только тогда, когда человек активно разговаривает с другими людьми (ј.  ендон). –ечи соответствует определенный паттерн кинетического действи€. –азличные речевые единицы внутри реплики соотнос€тс€ с различными движени€ми рук. “аким образом, процесс речевого выражени€ осуществл€етс€ одновременно в двух формах активности: речевых органов и движений тела. ѕри этом фразы жестикул€ции предшествуют соответственным речевым отрезкам, в св€зи с чем ј.  ендон предполагает, что процесс речевого выражени€ (возникновение внутриречевого звена конкретного отрезка громкой речи) начинаетс€ одновременно с жестовым. ќтмечаетс€ и определенна€ св€зь интонации высказывани€ с кинетической организацией поведени€.

∆естикул€ци€ становитс€ более интенсивной в случа€х эмоционального подъема или волнени€ говор€щего, а также при его доминировании в процессе общени€. ќна усиливаетс€ и тогда, когда Ђобратна€ св€зьї со слушателем Ђне замыкаетс€ї на говор€щем или он сам испытывает затруднени€ в объ€снении чего-либо (ѕ. Ёкман, ¬. ‘ризен). ќна спонтанна и непосредственна, и человек обычно едва ли осознает, что он жестикулирует (в этом отличие жестикул€ции от жестов-эмблем, которые произвольны и мотивированы).

—амостимулирующие жесты отражают кинетическую фильтрацию (Ќ. ‘ридман, ¬. Ѕасси). ‘ильтраци€ определ€етс€ как внутренн€€ активность поиска и формировани€ образа. ќна может быть св€зана с ограничением и исключением ограничени€ и сопоставлени€ наход€т выражение в кинетической активности говор€щего. ѕри этом стратеги€м ограничени€ и сопоставлени€ соответствуют разные формы самостимул€ции.

ѕосто€нна€ самостимул€ци€ и описательные движени€ рук говор€щего на некотором рассто€нии от своего тела служат компенсаторным механизмом саморегул€ции, обеспечивающим говор€щему определенную направленность мыслей в тех случа€х, когда зрительные, слуховые и другие сенсорные сигналы недостаточно интенсивны или вообще отсутствуют.

ѕри р€де психических заболеваний наблюдаетс€ изменение характера самостимулирующих жестов. јктивна€ продолжительна€ самостимул€ци€ свойственна больным с депрессивными состо€ни€ми; интенсивные прикосновени€ к руке отличают больных шизофренией. ƒл€ больных с агрессивными состо€ни€ми характерны короткие, сфокусированные и соритмичные паузам движени€ (у здоровых людей эти движени€ наблюдаютс€ обычно в самом начале реплики и сопутствуют, веро€тно, процессам планировани€ лексических и синтаксических аспектов речи (ј. Dittman, 1976)).

∆есты-эмблемы, жестикул€ци€ и самостимулирующие движени€ образуют вместе с громкой речью речекинетический комплекс, развитие которого заканчиваетс€ в юношеском возрасте. ƒо этого возрастного периода различные жесты используютс€ неодинаково. “ак, самостимулирующие жесты предшествуют речи во всех возрастных периодах (4, 10 и 14 лет), объектные движени€ предшествуют речи только у детей 4 лет, в других возрастных группах эти жесты могут совпадать с началом речи.

— переходом к общению на неродном €зыке наблюдаетс€ видоизменение активности речекинетического комплекса (S. Grand, 1976). »нтенсифицируютс€ все формы объектных жестов и более всего акцентирующие речь движени€.  оличество самостимулирующих жестов при этом уменьшаетс€.

” людей, слепых от рождени€, в общении преобладают не объектные движени€, а разные формы самостимулирующих жестов (особенно часто Ц совместные движени€ кистей, что помогает сузить фокус внимани€).

¬ысказываетс€ предположение, что структура речи и жестов филоЦ и онтогенетически обусловлена.

«начение жестов:

Х ∆есты дают дополнительную к вербальной информацию о психическом состо€нии партнера по общению, о его отношении к участникам общени€ и обсуждаемому вопросу, о желани€х, выражаемых без слов (жест Ц Ђзнак возможного действи€ї, как пишет ¬. Ћеви, 1991), или же о желани€х, остановленных самоконтролем (захотел встать, но только дернулс€).

Х  ак правило, выражают отношение не к любой, а к эмоционально значимой информации; ритмически согласованные с интонацией, ударени€ми и паузами, жесты помогают сосредоточить внимание слушающего на тех или иных Ђударныхї част€х высказывани€.

Х ћогут провоцировать состо€ни€ и отношени€ партнеров по общению, так как могут оказывать на человека большее вли€ние, чем речь.

Х ќни молчаливы и могут быть использованы не только в тех случа€х, где употребление речи неудобно или запрещено, но также параллельно с речевым общением.

Х ќдин жест может быть эквивалентен нескольким словам и требует меньшего времени дл€ своего планировани€ и выражени€; он удобен дл€ выражений, которые могут производитьс€ мимоходом, поход€.

Х ћогут лучше восприниматьс€ на рассто€нии по сравнению с речью, особенно в услови€х сильного шума.

Х Ќе требуют ответа.

Ќе все жесты выполн€ют информативную функцию. »меютс€ и жесты-сорн€ки, не несущие никакой смысловой нагрузки: заламывание рук, кистей, пальцев, одергивание одежды, непроизвольное раскачивание, притоптывание ногой и т. п.

¬ насто€щее врем€ по€вилось большое количество книг по психологии, в которых рассматриваетс€ значение различных жестов как сигналов состо€ний, желаний, намерений, отношений человека к партнеру по общению и его предложени€м. —оздаютс€ словари жестов, в которых каждый жест св€зываетс€ с каким-нибудь одним про€влением поведени€ человека. “акой путь представл€етс€ не очень продуктивным, так как часто одни и те же жесты могут означать различные вещи. Ќапример, наклон головы вперед и взгл€д исподлобь€ могут говорить как об осуждении со стороны партнера по общению, так и о его смущении; мелкие жесты пальцев могут отражать и беспокойство, и скуку; позици€ пр€мо против друга, лицом к лицу Ц интимность или агрессию; касание или потирание носа, век, уха Ц отрицание или нетерпеливость, желание что-то добавить; пускание курильщиком дыма вверх Ц самодовольство или согласие. ѕоэтому дл€ психолога важнее знать комплекс жестов, характеризующих разные состо€ни€ субъектов. »менно по их сочетанию можно делать прогноз об этих состо€ни€х, настроени€х, намерени€х людей.

¬ажно учитывать и то, что жесты имеют не только национальные различи€, но и классовые. Ѕердвистл, например, признает, что в культуре —Ўј нет единого €зыка тела. ќн отмечает, что €зык тела, вы€вленный им на американцах среднего класса, может отличатьс€ от такового людей из рабочего класса.

—лабым местом кинесики, отмечает ƒж. ‘аст (J. Fast, 1978), €вл€етс€ неумение отделить значащее движение от незначащего, случайного. ѕочесывание носа, пишет он, может свидетельствовать о сомнени€х человека. Ќо не исключено, что у него просто чешетс€ нос.  огда женщина сидит в определенной позе (Ђпоза ледиї), это может свидетельствовать о складе ее ума. ќднако не исключено, что эта поза €вл€етс€ результатом тщательной подготовки на курсах хороших манер, где учат очаровывать людей. ѕоэтому ƒж. ‘аст считает, что подходить к кинесике надо осторожно и изучать каждое телодвижение и каждый жест лишь с точки зрени€ всей структуры движени€.

» все же общие трактовки жестов дл€ людей из близких культур, очевидно, имеютс€. ¬ св€зи с этим ниже приводитс€ характеристика различных состо€ний человека, про€вл€емых в общении через различные жесты.

«начение различных жестов при общении дано в приложении.

ћимика

ћимика Ц это сокращение различных мышц лица дл€ выражени€ своих переживаний и отношени€ к чемуЦ или кому-либо. ƒл€ понимани€ состо€ни€ и намерений собеседника важно следить за его мимикой. ћимика €вл€етс€ одним из средств экспрессивного про€влени€ эмоций. ѕоследние контролируютс€ правым полушарием, и поэтому труднее скрыть эмоции именно на левой стороне лица. ѕравда, положительные эмоции отражаютс€ более или менее равномерно на обеих сторонах лица, но отрицательные эмоции более отчетливо выражены на левой стороне. ќсобенно экспрессивны губы и глаза человека. ѕоследние, например, могут характеризоватьс€ широкой раскрытостью или суженностью, блеском или тусклостью (что зависит от количества слезной жидкости, кровенаполнени€ сосудов слизистой оболочки), величиной зрачка. ЂЅрови и рот по-разному измен€ютс€ при различных причинах плачаї, Ц говорил Ћеонардо да ¬инчи, а Ћ. Ќ. “олстой описал 85 оттенков выражени€ глаз и 97 оттенков улыбки.

”лыбка может выражать радость и доброжелательное отношение к человеку, поэтому писатель ¬. —олоухин справедливо отметил ее важную роль дл€ взаимоотношений людей и их самочувстви€: Ђ”лыбка предназначена другим люд€м, чтобы им с вами было хорошо, радостно и легко. Ёто ужасно, если за дес€ть дней тебе никто не улыбнулс€ и ты никому не улыбнулс€ тоже. ƒуша з€бнет и каменеетї. ќднако улыбки бывают разные. ≈сли человек допустил ошибку, он может виновато улыбатьс€, как бы прос€ извинени€. ”лыбка старшего может €вл€тьс€ знаком одобрени€ поступка или действи€ ребенка. ”лыбка может выражать дружелюбие, стремление войти в контакт. Ќо она может отражать и сарказм, иронию, и лицемерное дружелюбие, и превосходство человека (снисходительна€ улыбка). ”лыбка может быть Ђдежурнойї, по сути обознача€ безразличное отношение к человеку. ѕри заискивании у человека может про€вл€тьс€ чрезмерна€ улыбчивость. ”лыбка, сопровождаема€ подн€тием бровей, обозначает, как правило, готовность подчинитьс€, а улыбка с опущенными бров€ми выражает превосходство и стремление осуществл€ть социальный контроль (». јтватер, 1983).

Ќеоднозначность толковани€ мимики относитс€ и к другим выражени€м лица: разлету бровей, движени€м глазных €блок, прищуру век и т. п. ћимика может иметь универсальный характер (например, опущенные уголки губ свидетельствуют об отрицательных эмоци€х, переживаемых человеком: гневе, презрении, страдании) и специфичный (например, суженные глазные щели при презрении и страдании). — другой стороны, одно и то же состо€ние может выражатьс€ разными неспецифическими мимическими средствами. “ак, гнев и радость могут выражатьс€ как суженными, так и широко раскрытыми глазами. ¬ этом случае дл€ правильного распознавани€ эмоции требуютс€ дополнительные признаки. ѕростые мимические признаки вход€т в состав мимических симптомокомплексов, отражающих различные сочетани€ положени€ глаз, губ, век, бровей (рис. 2.2), подвижность лица и его частей. ќпознание эмоций зависит от участи€ в их отражении многих лицевых мышц.

ѕо выражению лица можно предугадать намерени€ человека. ≈сли человек в процессе общени€ занимает агрессивно-жесткую позицию, то он обычно смотрит собеседнику пр€мо в глаза, широко открыв свои, губы у него твердо сжаты, брови нахмурены, часто он при этом говорит сквозь зубы, почти не двига€ губами. ≈сли человек расположен к контактам, взаимодействию, то у него может быть легка€ улыбка, миролюбиво изогнутые брови, отсутствие морщин на лбу, взгл€д из-под прикрытых век. ќдин из американских психологов говорит, что продавец может угадать то, что у покупател€ на уме. ≈сли глаза покупател€ опущены к земле, а лицо отворачиваетс€ в сторону, сделка не состоитс€. Ќапротив, если рот расслаблен, без вынужденной улыбки, подбородок выставлен вперед, то много шансов на то, что покупатель обдумывает сделанное ему предложение. ≈сли его взгл€д на несколько секунд встречаетс€ с взгл€дом продавца и при этом он улыбаетс€ легкой боковой улыбкой, то это означает, что он склон€етс€ на сторону продавца. Ќаконец, если покупатель опускает голову, склон€€сь к продавцу, улыбаетс€ расслабленно с энтузиазмом Ц покупка действительно будет сделана.

 

–ис. 2.2. ћимические симптомокомплексы

 

ƒж. ‘аст (J. Fast, 1978) отмечает, что из всех частей тела, которые используютс€ дл€ передачи информации, глаза €вл€ютс€ самой важной и наиболее приспособленной дл€ передачи наиболее тонких нюансов. ’от€ глазное €блоко само по себе ничего не показывает, глаза оказывают эмоциональное воздействие благодар€ тому, что они используютс€ во взаимодействии с лицом. ќни создали обманчивое представление о своих возможност€х из-за того, что с помощью изменений в продолжительности взгл€да, движени€ век, прищуривани€ и дес€тка других манипул€ций, производимых кожей и глазами, можно передать почти неограниченное количество информации. —амым главным в управлении глазами €вл€етс€ взгл€д, который может быть мимолетным и упорным, настойчивым, скольз€щим по поверхности и острым, цепл€ющимс€ за каждый предмет, проникающим в душу, пр€мым и косым, взгл€дом украдкой, расчетливым или оценивающим, наблюдающим и спр€танным за прикрытыми ресницами.

Ѕыстрый взгл€д и опущенный взор говор€т Ђя тебе довер€ю. я теб€ не боюсьї или что мы уважаем уединение человека и не думаем Ђглазетьї на него. — другой стороны, длительный, дольше времени, допустимого по нормам вежливости, взгл€д используетс€, когда хот€т Ђпоставить человека на местої. ƒлительный взгл€д может означать осуждение, неодобрение (поведени€, одежды, прически и т. п.).

Ѕ. јргайл (Argyle, 1983) рассматривает значение длительности контакта глаз общающихс€ друг с другом людей. ќн в какой-то мере опровергает бытующее мнение, что люди, которые не смотр€т нам в глаза, что-то скрывают. ќн подсчитал, что люди смотр€т друг на друга от 30 до 60% всего времени общени€. ќн также заметил, что если два человека во врем€ разговора смотр€т друг на друга больше 60% времени, то они, веро€тно, более заинтересованы в самом собеседнике, чем в том, что они обсуждают (например, влюбленные или люди, готовые к драке). Ѕ. јргайл полагает также, что абстрактные мыслители стрем€тс€ к активному контакту глаз в отличие от тех, кто мыслит конкретными образами, потому что у первых больше способности к интегрированию поступающей информации и их труднее отвлечь.

ƒатский ученый √. Ќильсен вы€вил, снима€ интервью на пленку, что человек, который чаще других гл€дел на своего интервьюера, отворачивалс€ в сторону 27% всего времени, зан€того беседой. „еловек, который реже смотрел на интервьюера, бросал взгл€ды в сторону 92% времени. ѕоловина людей смотрела в сторону 50% того времени, которое ушло на интервью. ќн обнаружил также, что люди больше склонны к контакту глаз, когда они слушают, чем когда говор€т. ќни отвод€т глаза также тогда, когда задаютс€ вопросом, от которого чувствуют себ€ неудобно, ощущают вину. ћногие люди начинают говорить, гл€д€ в сторону от своих собеседников. √. Ќильсен полагает, что таким образом люди стараютс€ создать себе услови€, чтобы их ничего не отвлекало от их речи.

Ёкслайн и ¬интерс (Exline, Winters, 1965) показали, что взгл€д св€зан с процессом формировани€ высказывани€ и трудностью этого процесса.  огда человек только формулирует мысль, он чаще всего смотрит в сторону (Ђв пространствої), когда мысль полностью готова Ц на собеседника. ≈сли речь идет о сложных вещах, на собеседника смотр€т меньше, когда трудность преодолеваетс€ Ц больше (Waid, Orne, 1981). ¬ообще, тот, кто говорит, меньше смотрит на партнера Ц только чтобы проверить его реакцию и заинтересованность. —лушающий же больше гл€дит в сторону говор€щего, Ђпосыла€ї ему сигналы обратной св€зи (Argyle, 1983).  ак показал ћеграб€н (Mehrabian, 1972), обмениватьс€ взгл€дами очень важно дл€ процесса общени€ и установлени€ положительных отношений. ¬ его эксперименте интервьюер брал интервью одновременно у двух человек, но смотрел преимущественно на одного. ¬ результате тот, на которого смотрели больше, оценивал интервьюера более положительно, а тот, на кого смотрели мало, Ц более негативно, счита€ при этом, что то, что он говорил, было ему не интересно.

ѕо данным –. Ёкслайна, женщины чаще смотр€т на интервьюеров, чем мужчины.  огда людей расспрашивали об их личных проблемах, они смотрели на интервьюера не столь часто, как в тех случа€х, когда их расспрашивали об отдыхе, интересе к литературе и спорту.  огда кто-то смотрел в сторону, это означало, что он еще не закончил свое объ€снение и не хочет, чтобы его прерывали. ≈сли его глаза скрещивались с глазами партнера по общению, то таким образом он подавал сигнал: Ђ¬от что € хочу сказать. ј что по этому поводу думаете вы?ї ≈сли слушающий собеседника человек гл€дит мимо него, то он подает сигнал: Ђя не совсем удовлетворен тем, что вы сказали. ” мен€ другое мнениеї. ¬озможна и друга€ интерпретаци€: Ђя не хочу, чтобы вы знали, что € думаю по этому поводуї.

Ѕердвистл перечислил 23 различных положени€ века, которые легко могли идентифицировать п€ть женщин. ќднако все они пришли к выводу, что лишь четыре положени€ века (глаза открытые, приспущенные веки, кос€щий взгл€д и плотно закрытые глаза) имеют какой-то смысл и несут определенную информацию. —ами же женщины смогли воспроизвести только п€ть положений век. ћужчины же смогли воспроизвести дес€ть таких положений, а некоторые Ц и п€тнадцать.

Ќекоторые специалисты утверждают, что в отношении бровей существует 40 позиций, но лишь меньша€ их часть имеет смысловое значение. —оединение же движений век, бровей и лба создает бесчисленное количество различных комбинаций.

Ёкспресси€ лица наиболее информативна при передаче правдивой информации и наименее информативна при передаче лживой информации (Mehrabian, 1972). —ледовательно, когда человек хочет скрыть свои переживани€ или намерени€, лицо становитс€ малоинформативным, так как мимика довольно хорошо контролируетс€ человеком, а главным источником информации дл€ партнера €вл€етс€ тело.

ѕоза

Ѕ. јргайл (B. Argyle, 1975) приводит результаты одного исследовани€, в котором было показано, что по рисункам, изображающим группы людей, сид€щих в различных позах, испытуемые без труда определ€ли взаимоотношени€ в группе этих людей. “очно так же определ€лись взаимоотношени€ между двум€ людьми, когда в фильме без слов посетитель входил в контору, садилс€ и начинал разговор со служащим (Argyle, 1983).

Ђ«акрытыеї позы (когда человек пытаетс€ закрыть переднюю часть тела и зан€ть как можно меньше пространства; Ђнаполеоновска€ї поза сто€; поза сид€, когда обе руки упираютс€ в подбородок) воспринимаютс€ как позы недовери€, несогласи€, противодействи€, критики или даже страха перед партнером. ќткрытые же позы (сто€, руки раскрыты ладон€ми вверх; сид€, руки раскинуты, ноги выт€нуты) воспринимаютс€ как позы довери€, согласи€, доброжелательности, психологического комфорта. ѕоза критической оценки Ц это рука под подбородком, указательный палец выт€нут вдоль виска. ≈сли человек заинтересован в общении, он в положении сид€ наклон€етс€ вперед к собеседнику, если не очень заинтересован Ц откидываетс€ назад (Argyle, 1975).

„еловек, желающий за€вить о себе, будет сто€ть пр€мо, с развернутыми плечами, иногда упершись руками в бедра; человек, которому не нужно подчеркивать свой статус и положение, будет расслаблен, находитьс€ в непринужденной позе (Darley et al., 1981).

ѕоходка

ѕо походке можно легко распознать эмоциональное состо€ние человека. ћонтепэр с соавторами (Montepare et al., 1987) вы€вили, что когда человек счастлив, он Ђлетитї, у него более частые и легкие шаги, а когда страдает Ц он при ходьбе почти не размахивает руками. —ама€ Ђт€жела€ї походка Ц при гневе, а сама€ больша€ длина шага Ц при гордости.





ѕоделитьс€ с друзь€ми:


ƒата добавлени€: 2015-11-05; ћы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 1261 | Ќарушение авторских прав


ѕоиск на сайте:

Ћучшие изречени€:

„тобы получилс€ студенческий борщ, его нужно варить также как и домашний, только без м€са и развести водой 1:10 © Ќеизвестно
==> читать все изречени€...

1562 - | 1499 -


© 2015-2024 lektsii.org -  онтакты - ѕоследнее добавление

√ен: 0.053 с.