Ћекции.ќрг


ѕоиск:




 атегории:

јстрономи€
Ѕиологи€
√еографи€
ƒругие €зыки
»нтернет
»нформатика
»стори€
 ультура
Ћитература
Ћогика
ћатематика
ћедицина
ћеханика
ќхрана труда
ѕедагогика
ѕолитика
ѕраво
ѕсихологи€
–елиги€
–иторика
—оциологи€
—порт
—троительство
“ехнологи€
“ранспорт
‘изика
‘илософи€
‘инансы
’ими€
Ёкологи€
Ёкономика
Ёлектроника

 

 

 

 


ѕрименение: эмоциональные состо€ни€, психические расстройства и терапи€ фиксированной роли




“еори€  елли представл€ет когнитивный подход к личности.  елли предположил, что наилучшим образом поведение человека можно пон€ть, счита€ его исследователем. ѕодобно исследовател€м, люд€м необходимо с определенной точностью прогнозировать и контролировать событи€, происход€щие в их окружении. Ёта персонологическа€ система возникла в основном на базе клинической психологии Ч дисциплины, посв€щенной пониманию и лечению психологических проблем. ÷елью  елли было создание более эмпирического подхода в клинической психологии. ¬торой том Ђѕсихологии личностных конструктовї озаглавлен Ђ линический диагноз и психотерапи€ї, и цела€ глава в первом томе описывает особый психотерапевтический подход  елли Ч терапию фиксированной роли.  ак же когнитивную, интеллектуально-ориентированную теорию личности применить к тому, что непосредственно вли€ет на жизнь человека?  елли считал, что его теори€ может быть полезна дл€ понимани€ эмоциональных состо€ний, психического здоровь€ и психических расстройств, а также в терапевтической практике.

Ёмоциональные состо€ни€.

 елли сохранил некоторые традиционные психологические концепции эмоций, но представил их по-новому, в соответствии со своей теорией личностных конструктов. Ќиже мы с точки зрени€  елли рассмотрим четыре эмоциональных состо€ни€: тревогу, вину, угрозу и враждебность.

“ревога.  елли определил тревогу как Ђосознание того, что событи€, с которыми сталкиваетс€ человек, лежат вне диапазона применимости его конструктной системыї (Kelly, 1955, р. 495). «начит, смутное чувство неопределенности и беспомощности, обычно определ€емое как Ђтревогаї, по  елли, есть результат осознани€ того, что конструкты, которыми мы обладаем, не применимы дл€ предвидени€ событий, с которыми мы сталкиваемс€.  елли подчеркивал: совсем не факт, что наша конструктна€ система не функционирует идеально, провоцирует тревогу; мы не тревожимс€ просто потому, что наши ожидани€ не точны. “ревога образуетс€ только тогда, когда мы сознаем, что у нас нет адекватных конструктов, с помощью которых можно интерпретировать событи€ нашей жизни.  елли часто шутливо говорил о человеке в таком состо€нии, как о Ђсраженном своими конструктамиї. ѕри таких обсто€тельствах человек не может прогнозировать, следовательно, не может полностью воспринимать, что происходит, или не может решить проблему. –ассмотрим, например, двух людей, наход€щихс€ в разгаре бракоразводного процесса. Ќеожиданно перед ними возникает событие, совершенно не похожее на то, что они когда-либо переживали раньше. ќтчасти трудность прохождени€ через бракоразводный процесс (или что-то другое, переживаемое впервые) объ€сн€етс€ отсутствием конструктов, которые помогли бы пон€ть и прогнозировать его последстви€ и их значение.

Ёто понимание тревоги совсем не похоже на фрейдовскую концепцию невротически тревожного индивида, как жертвы неосознанных конфликтов и сдерживаемой инстинктивной энергии. „еловека тревожит отнюдь не угроза прорыва сексуальных и агрессивных импульсов в сознание, а то, что он переживает событи€, которые не может ни пон€ть, ни прогнозировать. — этой точки зрени€, задача психотерапии Ч помочь клиенту либо приобрести новые конструкты, которые позвол€т ему лучше прогнозировать тревожащие событи€, либо сделать имеющиес€ конструкты более проницаемыми, чтобы привнести новый опыт в их диапазон применимости.

¬ина. ¬ывод о содружестве  елли предполагает, что у всех нас есть стержнева€ система конструктов. ќпределенные аспекты этой стержневой структуры, которые он назвал стержневыми рол€ми,€вл€ютс€ важными детерминантами нашего воспри€ти€ идентичности. ѕримерами таких стержневых ролей €вл€ютс€ наши профессиональные роли, роли родител€ и ребенка, близкого друга, студента и т. д. “ак как стержневые роли очень важны в нашей жизни, их неадекватное исполнение может иметь непри€тные последстви€. ѕо  елли, если другой человек интерпретирует наше исполнение стержневой роли как неудачное, по€вл€етс€ чувство вины:Ђ¬ина возникает, когда индивид осознает, что отступает от ролей, с помощью которых он сохран€ет наиболее важные взаимоотношени€ с другими людьмиї (Kelly, 1963, р. 228). ¬иноватый человек осознает, что он поступил не в соответствии со своим собственным образом. Ќапример, студент колледжа, считающий себ€ ученым, почувствует вину, если он проведет слишком много времени в местном университетском баре со своими при€тел€ми, таким образом пренебрега€ наиболее важным аспектом своей стержневой роли ученого, а именно учебой. ¬еро€тно, студент, считающий себ€ повесой, не испытывал бы такой вины.  онцепци€ вины  елли в чем-то напоминает концепцию нравственной тревоги ‘рейда. — точки зрени€  елли, мы испытываем вину вс€кий раз, когда наше поведение противоречит нашему воспри€тию самих себ€. — точки зрени€ ‘рейда, мы испытываем нравственную тревогу вс€кий раз, когда наши поступки противоречат нашему воспри€тию того, что правильно и неправильно (совесть).  ак считают оба теоретика, мы испытываем дискомфорт, когда ведем себ€ не в соответствии с тем, чего ожидают от нас, или с тем, чего мы ждем от себ€: вина Ч по  елли, нравственна€ тревога Ч по ‘рейду.

”гроза. ≈ще одно знакомое эмоциональное состо€ние Ч угроза Ч рассматриваетс€  елли как осознание того, что наша конструктна€ система может быть существенно изменена вследствие каких-то событий. „увство угрозы по€вл€етс€, когда неминуема больша€ встр€ска наших личностных конструктов. Ќапример, мы можем чувствовать угрозу, если окажетс€, что наша вера в честность и неподкупность политических и деловых лидеров высокого ранга больше не подтверждаетс€ на деле.  елли полагал, что угроза дл€ человека Ч это психологическое насилие. ћысли о собственной смерти, возможно, €вл€ютс€ наиболее страшным видом угрозы, если только мы не интерпретируем ее как необходимое условие, придающее смысл нашей жизни.

¬раждебность. ѕо определению  елли, враждебность Ч это Ђпосто€нные попытки получить факты, говор€щие в пользу такого типа социального прогноза, который уже доказал свою несосто€тельностьї (Kelly, 1955, р. 510). “радиционно рассматриваема€ как склонность вести себ€ мстительно по отношению к другим или стремление причин€ть им ущерб, враждебность в теории  елли Ч просто попытка придерживатьс€ непригодного конструкта при столкновении с противоречивым (неполноценным) фактом. ¬раждебный человек вместо признани€ того, что его ожидани€ относительно других людей не реалистичны и поэтому нуждаютс€ в пересмотре, пытаетс€ заставить других вести себ€ так, чтобы удовлетворить свое предвз€тое мнение. Ќапример, какова может быть реакци€ отца, который обнаружил, что его дочь-студентка живет жизнью Ђсексуально свободнойї женщины? Ќе обраща€ внимани€ на неоспоримые факты, враждебный отец настаивает на своей вере в то, что она Ч Ђего маленька€ девочкаї. »змен€ть наши конструкты трудно, страшно и иногда даже невозможно. Ќасколько лучше было бы, если бы мы могли изменить мир, чтобы он соответствовал нашим предубеждени€м, а не наши собственные взгл€ды на него! ¬раждебность как раз представл€ет собой такую попытку. Ёто напоминает греческий миф о разбойнике ѕрокрусте, который раст€гивал свою жертву или укорачивал ей ноги, чтобы она соответствовала длине его ложа!





ѕоделитьс€ с друзь€ми:


ƒата добавлени€: 2015-11-05; ћы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 280 | Ќарушение авторских прав


ѕоиск на сайте:

Ћучшие изречени€:

Ќеосмысленна€ жизнь не стоит того, чтобы жить. © —ократ
==> читать все изречени€...

1356 - | 1182 -


© 2015-2024 lektsii.org -  онтакты - ѕоследнее добавление

√ен: 0.011 с.