Ћекции.ќрг


ѕоиск:




 атегории:

јстрономи€
Ѕиологи€
√еографи€
ƒругие €зыки
»нтернет
»нформатика
»стори€
 ультура
Ћитература
Ћогика
ћатематика
ћедицина
ћеханика
ќхрана труда
ѕедагогика
ѕолитика
ѕраво
ѕсихологи€
–елиги€
–иторика
—оциологи€
—порт
—троительство
“ехнологи€
“ранспорт
‘изика
‘илософи€
‘инансы
’ими€
Ёкологи€
Ёкономика
Ёлектроника

 

 

 

 


ѕсиход≥агностика креативност≥




ѕсиходиагностика креативности

“еоретический обзор

 

 реативность, или творческа€ способность, активно стала изучатьс€ после опубликовани€ работ √илфорда, его кубообразной модели структуры интеллекта, когда он выделил: 1) конверрентное мышление, которое идет по определенному руслу и находит одно решение и 2) дивергентное мышление (или творческое мышление), которое допускает вариативные пути решени€ проблем, приводит к неожиданным результатам.

 

” людей Ђсреднего умаї интеллект и творческие способности обычно тесно св€заны друг с другом. ” человека с нормальным интеллектом обычно имеютс€ и нормальные творческие способности. Ћишь начина€ с определенного уровн€ пути интеллекта и творчества расход€тс€. Ётот уровень лежит в области IQ (коэффициента интеллекта), равного 120.  оэффициент интеллекта можно измерить тестами. ¬ насто€щее врем€ дл€ оценки интеллекта чаще всего используют тест —тенфордЧЅине и шкалы ¬екслера. ѕри IQ выше 120 коррел€ци€ между творческой и интеллектуальной де€тельностью исчезает, поскольку творческое мышление имеет свои отличительные черты и не тождественно интеллекту.

“ворческое мышление:

пластично, т. е. творческие люди предлагают множество решений в тех случа€х, когда обычный человек может найти лишь одно или два;

подвижно, т е. дл€ творческого мышлени€ не составл€ет труда перейти от одного аспекта проблемы к другому, не ограничива€сь одной-единственной точкой зрени€;

оригинально, оно порождает неожиданные, небанальные, непривычные решени€.

 

“ворцом, также как и интеллектуалом, не рождаютс€. ¬се зависит от того, какие возможности предоставит окружение дл€ реализации того потенциала, который в различной степени присущ каждому из нас.  ак отмечает ‘ергюсон, Ђтворческие способности не создаютс€, а высвобождаютс€ї. ѕоэтому игровые и проблемные методы обучени€ способсвуют Ђвысвобождениюї творческих возможностей учащихс€, повышению интеллектуального уровн€ и профессиональных умений.

 

ќднако, так как уровень способностей и творческа€ отдача не всегда коррелируют, возникла необходимость определени€ как интеллектуальной одаренности и продуктивности, с одной стороны, так и творческой одаренности и продуктивности, с другой. Ёто последнее пон€тие получило название коэффициента креативности (Cr). ќказалось, что эти пон€ти€ не всегда взаимосв€заны. ¬ 1960 году √етцельс и ƒжексон опубликовали данные об отсутствии коррел€ции между показател€ми интеллекта и креативности.

 

“ворческа€ одаренность и творческа€ продуктивность характеризуютс€ несколько иными параметрами:

богатство мысли (количество новых идей в единицу времени);

гибкость мысли (скорость переключени€ с одной задачи на другую);

оригинальность;

любознательность;

способность к разработке гипотезы;

иррелевантность Ч логическа€ независимость реакции от стимула;

фантастичность Ч оторванность ответа от реальности при наличии определенной логической св€зи стимула и реакции.

 

√илфорд отмечает 6 параметров креативности.

—пособность к обнаружению и постановке проблем.

—пособность к генерированию большого количества идей.

—емантическа€ спонтанна€ гибкость Ч способность к продуцированию разнообразных идей.

ќригинальность Ч способность продуцировать отдаленные ассоциации, необычные ответы, нестандартные решени€.

—пособность усовершенствовать объект, добавл€€ детали.

—пособность решать нестандартные проблемы, про€вл€€ семантическую гибкость Ч увидеть в объекте новые признаки, найти новое использование.

 

√илфорд разработал батарею тестов дл€ диагностики креативности (10 тестов Ч на вербальную креативность, 4 Ч на невербальную). ѕриведем примеры некоторых заданий на креативность: тест Ђлегкости словоупотреблени€ї (напишите как можно больше слов, содержащих букву Ђої); тест Ђбеглости идейї (напишите как можно больше слов, обозначающих предметы, €влени€, которые могут быть белого цвета); тест на Ђгибкость идей, гибкость использовани€ предметовї (укажите как можно больше разных способов использовани€ консервной банки); тест на Ђсоставление изображенийї (составить как можно больше разных изображений, использу€ набор фигур: треугольник, квадрат, круг, трапеци€).

 

“орранс продолжил исследовани€ креативности, но он внес и новый оттенок понимани€ креативности как способности к обостренному воспри€тию недостатков, пробелов в знани€х, чуткость к дисгармонии. “орранс разработал серию тестов на креативность Ђот дошкольников до взрослыхї, разработал программу развити€ творческих способностей детей: на первом этапе испытуемым предлагались задачи на анаграмму (поиск слова из переставленной бессмысленной последовательности букв) дл€ тренировки конвергентного мышлени€. «атем по картинкам ис- пытуемый должен развить все веро€тные и неверо€тные обсто€тельства, которые привели к ситуации, изображенной на картинке, и спрогнозировать ее возможные последстви€. ѕозднее испытуемому предлагали разные предметы и просили перечислить всевозможные способы их применени€. —огласно “оррансу, такой подход к тренингу способностей позвол€ет освободить человека от задаваемых извне рамок, и он начинает мыслить творчески и нестандартно. ¬ состав батареи “орранса вход€т 12 тестов, диагностирующих три сферы творчества: словесное творческое мышление, изобразительное творческое мышление и словесно-звуковое творческое мышление. “орранс дл€ оценки уровн€ креативности использовал показатели:

Ћегкость Ч быстрота выполнени€ задани€.

√ибкость Ч число переключении с одного класса объектов на другой класс объектов в ходе ответов.

ќригинальность оцениваетс€ как минимальна€ частота данного ответа среди ответов однородной группы испытуемых. ≈сли данный ответ встречаетс€ менее 1% случаев (т. е. 1 человек из 100 дал такой ответ), то оригинальность оцениваетс€ как максимальна€ Ч в 4 балла, если меньше 2% Ч то оригинальность оцениваетс€ в 3 балла), если ответ встречаетс€ более 6% (6Ч7 человек из 100 дали одинаковый ответ), то оригинальность отсутствует, 0 баллов.

 

ƒл€ диагностики уровн€ креативности могут использоватьс€ разные методики. ћногие исследователи считают, что при диагностике креативности следует отказатьс€ от жестких лимитов времени, отведенных на выполнение задани€. ћ. ¬оллах и  .  оган предоставл€ли испытуемым столько времени, сколько им было необходимо дл€ решени€ задачи, тестирование проводилось в виде игры, принималс€ любой ответ. ѕри данных услови€х тестировани€ коррел€ци€ между креативностью и уровнем интеллекта была близка к нулю, т. е. свойство креативности обнаружнвает свою полную независимость от интеллекта. ¬оллах и  оган вы€вили 4 группы детей с разными уровн€ми развити€ интеллекта и креативности, отличающиес€ способами адаптации к внешним услови€м и решению задач.

 

ƒети, обладающие высоким уровнем интеллекта и креативности, уверены в своих способност€х, имеют адекватную самооценку, про€вл€ют большую инициативу, личную независимость суждений и действий, высокоуспешны, про€вл€ют одаренность, социально адаптируемы.

 

ƒети с низким уровнем креативности, но высоким интеллектом стрем€тс€ к школьным успехам, но крайне т€жело переживают неудачи, бо€тс€ высказать свое мнение, пойти на риск, бо€тс€ удара по самолюбию, дистанцируютс€ от своих одноклассников.

 

ƒети с низким уровнем интеллекта и высоким уровнем креативности (треть€ группа) часто попадают в категорию Ђизгоевї, плохо приспосабливаютс€ к школьным требовани€м, часто имеют хобби и увлечени€ на стороне, Ђстранные фантазерыї, они не пон€ты ни учител€ми, ни сверстниками.

 

„етверта€ группа детей с низким уровнем интеллекта и творческих способностей внешне хорошо адаптируютс€, держатс€ в Ђсередн€чкахї, имеют адекватную самооценку, низкий уровень предметных способностей компенсируетс€ развитием социального интеллекта, общительностью.

 

ќдаренным дет€м присущи высокий энергетический уровень, мала€ продолжительность сна, повышенна€ познавательна€ активность, интеллектуальна€ инициатива Ч склонность ставить перед собой новые сложные задачи, что, по мнению ƒ. Ѕ. Ѕого€вленской, €вл€етс€ неотъемлемым признаком таланта.

 

ћетодика креативного пол€ была разработана ƒ. Ѕ. Ѕого€вленской и представл€ет собой альтернативный тест на креативность. ќсобенностью данной методики €вл€ютс€ следующие принципы:

отказ от внешнего побуждени€ и предотвращение по€влени€ внутренних оценочных стимулов;

отсутствие потолка (отличие заключаетс€ в том, что в данном случае предлагаема€ задача должна предоставл€ть возможность решени€ на нескольких уровн€х Ч от частного до общих, пользу€сь универсальными законами). Ёто условие необходимо дл€ достижени€ пространства второго креативного сло€ Ч выход за пределы заданного;

эксперимент не может быть кратковременным. ¬ данном случае скорость протекани€ психических процессов отступает на второй план.

 

—огласно этим принципам, ƒ. Ѕ. Ѕого€вленска€ в своих исследовани€х использовала несколько типов специфичных задач. ƒл€ исследовани€, например, детей младшего школьного возраста примен€лась методика Ђћорской бойї Ч задача, которую можно решить как методом проб и ошибок, так и с помощью вы€влени€ закономерностей. ћетодика Ђ—истема координатї заключаетс€ в работе с формулами. Ќо наиболее полно иллюстрирующим методом креативного пол€ €вл€етс€ методика Ђ—казочные шахматыї Ч шахматные задачи на доске нетрадиционной формы Ч цилиндрической Ч Ђсвернутой в трубуї (лева€ вертикаль граничит с правой). ѕри этом исследовани€ показали, что предшествующий шахматный опыт не дает преимуществ при решении.

 

ћетодика проведени€ эксперимента состоит из двух этапов: предварительное обучение, в ходе которого испытуемым усваиваютс€ общие правила и некоторые приемы решени€ данного типа задач, и собственно сам эксперимент: решение 12 задач, что занимает около часа. ¬ таблице отмечаютс€ приемы, использованные испытуемым при решении задачи по следующим правилам:

приемы, которые завис€т от количества решенных задач, располагаютс€ выше;

приемы, веро€тность использовани€ которых в данной задаче больше, Ч ниже;

приемы с большим кругом обобщени€ Ч выше.

 

 ритерий интеллектуальной активности имеет множество переходных форм и представлен континуально, но в конечном итоге испытуемые классифицируютс€ на три категории по уровню интеллектуальной активности.

 

1) —тимульно-продуктивный уровень интеллектуальной активности: решение задач при помощи гипотез и находок. »спытуемого относ€т к стимульно-продуктивному уровню, если при добросовестной и энергичной работе он остаетс€ в рамках первоначально найденного способа решени€. Ётот уровень характеризуетс€ отсутствием Ђпознавательного интересаї и инициативы.  ак будет видно из нижеизложенного, интеллектуальна€ активность зависит от личностных качеств, независимо от интеллектуальной базы. ѕоэтому высока€ научно-техническа€ подготовка без соответствующего нравственного развити€ ведет к прагматизму и профессиональной узости.

 

2) Ёвристический уровень интеллектуальной активности: открытие закономерностей эмпирическим путем. »ме€ надежный способ решени€, испытуемый анализирует состав, структуру своей де€тельности, что приводит к открытию новых, оригинальных способов решени€. Ёто оцениваетс€ самим испытуемым как Ђсвой способї и позвол€ет ему в дальнейшем лучше справл€тьс€ со следующими задачами.

 

3)  реативный уровень интеллектуальной активности, уровень теоретических открытий: создание теории и постановка новой проблемы. ќбнаруженна€ закономерность становитс€ самосто€тельной проблемой, ради которой испытуемый готов даже прекратить предложенную ему в ходе эксперимента де€тельность. ѕри этом часто испытуемые выходили на креативный уровень после решени€ всего нескольких задач Ч характерна€ черта теоретического мышлени€ Ч способность вскрывать существенное путем анализа единичного объекта. Ќемаловажна€ особенность этого уровн€ Ч самодостаточность, равнодушие к внешней оценке.

 

ƒети младших классов, достигшие в ходе эксперимента креативного уровн€, чаще всего характеризовались педагогами как Ђвсегда имеющие свое мнениеї. ƒалеко не всегда успех в профессиональной де€тельности свидетельствует о креативном уровне интеллектуальной активности. ћногие известные ученые обладали эвристическим уровнем активности. Ќапример, –ентген открыл ’-лучи, Ѕойль Ч обратную пропорциональность объема и давлени€ в газе, и эти €влени€ были названы их именами, но теоретическое осмысление их принадлежит другим ученым.





ѕоделитьс€ с друзь€ми:


ƒата добавлени€: 2015-11-05; ћы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 497 | Ќарушение авторских прав


ѕоиск на сайте:

Ћучшие изречени€:

—ложнее всего начать действовать, все остальное зависит только от упорства. © јмели€ Ёрхарт
==> читать все изречени€...

1292 - | 1265 -


© 2015-2024 lektsii.org -  онтакты - ѕоследнее добавление

√ен: 0.022 с.