С. 355 — 356. «...Мы создали себе представление о связной организации психических процессов в личности и называем эту организацию «я» личности. К этому «я» прикреплено сознание, оно владеет подступами к молитет-
Рис.20
В-СЗ, т. е. внешнее; сознательное ПСЗ, т. е. подсознательное БСЗ, т. е. бессознательное
ности, т. е. к разрядке раздражении во внешний мир. Это та психическая инстанция, которая производит контроль над всеми своими частичными процессами; ночью она засыпает, но и тогда все еще управляет цензурой сновидений. От этого «я» исходят и вытеснения, при помощи которых известные психические стремления должны быть исключены не только из сознания, но и из других видов значимости и действительности».
С. 361 — 362. «...Назовем «я» существо, исходящее из системы В и сначала являющееся ПСЗ; все остальное психическое, в котором оно себя продолжает и которое проявляется как БСЗ, назовем, по обозначению Гроддена, «Оно»...
Теперь индивид для нас — психическое «оно», неузнанное и бессознательное, на котором поверхностно покоится «я», развитое из системы В как ядра. Если изобразить это графически, то следует прибавить, что «я» не целиком охватывает «оно», а только постольку, поскольку система В образует его поверхность, т. е. примерно так, как пластинка
зародыша покоится на яйце. «Я» не четко отделено от «оно», книзу оно с ним сливается.
Но и вытесненное сливается с «оно» — оно является лишь его частью. Вытесненное только от «я» резко ограничено сопротивлениями вытеснения; при помощи «оно» оно может с ним сообщаться.... Эти соотношения мы могли бы представить в виде рисунка, контуры которого, конечно, только и представляют собой изображение и не должны претендовать на особое истолкование.
Прибавим еще, что «я» имеет «слуховой колпак», причем — по свидетельству анатомов — только на одной стороне. Он, так сказать, криво надет на «я». Легко убедиться в том, что «я» является измененной частью «оно». Изменение произошло вследствие прямого влияния внешнего мира при посредстве В-СЗ. «Я» — до извесгной степени
продолжение дифференциации поверхности. Оно стремится также применить на деле влияние внешнего мира и его намерений и старается принцип наслаждения, неограниченно царящий в «оно», заменить принципом реальности. Восприятие для «я» играет ту же роль, какую в «оно» занимает инстинкт. «Я» репрезентирует то, что можно назвать рассудком и осмотрительностью. «Оно», напротив, содержит страсти. Все это совпадает с общественными популярными делениями, но его следует понимать лишь как среднее — или в идеале правильное».
С. 363. «Я» прежде всего — телесно; оно не только поверхностное существо, но и само — проекция поверхности. Если искать для него анатомическую аналогию, то легче всего идентифицировать его с «мозговым человеком» анатома, полагающего, что этот человек стоит в мозговой коре на голове; пятки у него торчат вверх, смотрит он назад, а на его левой стороне, как известно, находится зона речи».