Особенности политического поведения в России обусловлены, как минимум, двумя факторами. Во-первых, отсутствием богатого опыта политического участия и влияния социальных групп на процесс выработки и принятия политических решений (СССР). Во-вторых, процессом модернизации и его влиянием на общество. Отсутствие сложившейся стратификации, устоявшихся моделей политического участия, кризис идентичности определяют выбор форм политического поведения.
Для значимой части российского общества наиболее приемлемой формой является абсентеизм (уклонение избирателей от участия в выборах). В борьбе с этой проблемой ввели запреты на графу «против всех» и порог явки, рассчитывая на рост политического сознания у населения).
Другая же часть активно приобщается к политике через участие в голосовании, демонстрациях, забастовках и т. п. Однако формы политического поведения, связанные с насилием, не получили распространения в России. Политический терроризм и другие виды политических преступлений носят эпизодический характер и отвергаются обществом как неприемлемый тип политического участия.
Электоральная форма политического участия остается для большей части населения едва ли не единственным способом включения в политику.
Избирательные компании (в особенности выборы в Госдуму) выявили ряд характерных черт:
· отсутствие у значительной части избирателей устойчивой партийной идентификации; избиратели не имеют представления о том, какая партия выражает их интересы.
· электоральная активность зависит от таких факторов как доход, социальный статус, пол, возраст.
· среди избирателей довольно высок удельный вес абсентеистов. Причинами абсентеизма являются недоверие к партиям, кандидатом и политике в целом
· результаты выборов выявили постепенное структурирование групповых интересов.
Эмпирические данные
Екатеринбург, 2006. Данные исследования показывают, сегодня интерес к политике проявляют 37% опрошенных, равнодушных существенно больше – 62%.
Чаще всего источником политических новостей выступают передачи центрального телевидения (88%), на втором месте – местное телевидение и газеты, затем в порядке убывания следуют радио, рассказы знакомых и родственников. Получение информации о событиях политической жизни идет в фоновом режиме – вперемешку с прочими новостями.
Исследование различных форм политического участия. Сегодня в России сложились те же формы, что и на Западе: участие в выборах, в деятельности политических партий, общественных организаций и т. д. 55% опрошенных считают участие в выборах одним из средств, с помощью которого можно способствовать изменению политики. На втором месте – участие в политических партиях, далее – участие в митингах, демонстрациях (26%). Однако 47% не принимают участия в политике и не считают это возможным.
Политические ценности современного российского общества, в % от числа опрошенных: 44% - свобода, 41% - сильная власть. Вот он, раскол и сосуществования авторитаризма и демократизма.
Москва, ВЦИОМ, 2006.
Наша ПК самобытна, она сильно отличается от ПК других развитых стран, – считает большинство респондентов (67%, с ними не согласны 24%). Для нее характерны пассивность, равнодушие и нежелание людей участвовать в политической жизни (68%), неумение и нежелание соблюдать законы (56%), всеобщее неверие в идеалы и принципы (52%) и, в то же время, – уважение людей к государственным символам (54%); открытость и восприимчивость к опыту других народов (53%), коллективизм, стремление решать все основные вопросы сообща (51%).
В качестве характерных черт политической культуры современной России исследователи выделяют следующие:
- ценности коммунитаризма – приоритет групповой справедливости перед принципами индивидуальной свободы;
- индифферентное отношение к политическому участию;
- персонализированное восприятие власти;
- предрасположенность к конформизму;
- подданническое отношение к власти;
- правовой нигилизм;
- нетерпимость к другим мнениям, принципам;
- некритическое восприятие зарубежного опыта, копирование его сомнительных образцов;
- предрасположенность к силовым методам разрешения конфликтов\
Билет 32. Геополитические теории (классические и современные)
Геополитические теории (классические и современные)
Геополитика – наука, рассматривающая политику и международные политические отношения с точки зрения влияния на них географического положения государств.
Термин «геополитика» введен в обращение шведским политологом Рудольфом Челленом (Rudolf Kjellen) под влиянием немецкого географа Фридриха Ратцеля, который в 1897 г. опубликовал книгу Politische Geographie (Политическая география). Впервые термин употреблён им в 1899 г., но широкую известность он получил после выхода книги «Государство как организм» в 1916 г.
Основателем геополитики считают Фридриха Ратцеля, немецкого политолога. Его теория «Государство как организм». Государство является живым организмом, укорененным в почве. Оно развивается, стареет и умирает. Законы развития и существования государства зависят от географических факторов его расположения. При этом пространственная экспансия – необходимый процесс, поддерживающий организм государства. Вводит понятие жизненного пространства, которое как раз и нуждается в расширении. Впитывание других государств, более слабых, дает государству жизнь, жизненную энергию, развивает его внутри. В первую очередь государство стремится поглотить полезные почвы – долины рек, побережья и вообще богатые территории. Толчок к расширению – внешний, каким-либо другим государством. Предрекал Германии статус мировой державы, которая поглотит государство в планетарных масштабах. Впервые указал важность для государств контролировать море.
Последователь Ратцеля – Карл Хаусхофер, чьи идеи воплотились в официальную идеологию Третьего Рейха. При этом, он выступал за создание Континентального блока Берлин-Москва-Токио и выступал за восточную ориентацию Германии. Германия должна была стать континентальной сверхдержавой, Япония – морской. Дуализм – морская и сухопутная державы. Гитлер трактовал его идеи по-своему – Англия и США виделись лучшими союзниками (ближе этнически), но Версальский договор еще сильно обижал немцев. Поэтому у фашистов была такая противоречивая политика.
Рудольф Челлен (швед-германофил) – впервые употребил понятие «геополитика». Также является последователем Ратцеля. Довел идею Ратцеля о Германии как о континентальной сверхдержаве Европы до конца. Немцы – «новый народ», который должен расширяться за счет «старых народов» Франции и Англии. Его идеи совпадают с концепцией «Средняя Европа» Фридриха Науманна.
Страны Центральной Европы должны объединиться и противостоять политике США и России. Осью будет, конечно, Германия, но это уже не националистическая концепция.
Концепция Маккиндера (Англия) «Географическая ось истории». Для государства самым выгодным оказывается срединное положение. Центр в рамках планетарной географии (Мирового острова: Азия, Африка, Европа) – Евразия. Центр Евразии – Хартланд, контроль которого означает контроль всего мира. Географически Хартланд – это западная Россия и восточная часть Европы (ядро в нем – Восточная Европа). Далее идет внутренний полумесяц, который географически находится в береговых линиях Евразии. Это зона наиболее интенсивного развития цивилизаций.
Альфред Мэхэн – американский военный. Главным инструментом политики является торговля. Военные силы должны обеспечивать ее развитие. Сила государства строится из его морского могущества и военно-морского флота. Предсказывал Америке планетарное могущество и статус морской сверхдержавы. Главная опасность исходит от континентальной Евразии: России, Азии и Германии.
Видаль де ля Блаш – основатель французской геополитической школы. Концепция «поссибилизма» (Ратцель + человеческий фактор как актор политики). Главный враг – Германия, нужно ее ослабить. Франция за «Морскую державу».
Петр Савицкий – «Евразия Срединная Земля». Евразийство – идеология особого пути России, связанного с сохранением традиционных славянских устоев и внесение нового, заимствование лучших образцов. По Савицкому, Россия – уникальное геополитическое образование, ни часть Европы, ни часть Азии, а Евразия. Россия – не государство, а целая цивилизация, созданная на основе арийско-славянской культуры, тюркских традиций и традиции православия. Синтез леса и степи, Европы и Азии. Понятие идеократии – превалирования центральной идеи, миссии развития, духовный импульс сверху вниз.
Дугин – отстаивает идеи евразийства и консерватизма, вместе с тем вносит новую струю – экспансия и расширение, объединение бывших республик СССР. Обвиняют в национализме, экстремизме, фашизме.
С. Хантингтон (1927-2008) – американский политолог, социолог. 1993 – «Столкновение цивилизаций» - современная геополитическая концепция. XX век был веком столкновения идеологий (капитализм-коммунизм), XXI век – столкновение цивилизация. Все будущие мировые конфликты будут происходить на стыке различных цивилизаций.
Основными характеристиками единства цивилизации является язык и религия, это единое культурное образование. Самые сильные различия между народами – в культурном плане.
Почему не государства – глобализация и обратное следствие – самоидентификация, стремление к объединению с похожими нациями и разделению с непохожими (культурно). «Синдром братских стран».
Почему не двухполюсный мир – по той же причине: глобализация превратилась в регионализацию. Слишком серьезные культурные различия.
Хантингтон выделяет шесть современных цивилизаций - индуисткую, исламскую, японскую, православную, китайскую (sinic) и западную. В дополнение к ним он считает возможным говорить еще о двух цивилизациях – африканской и латиноамериканской.
Есть расколотые страны – Турция, Мексика, которые не могут определиться, к какой цивилизации относятся. Россия в том числе [здесь мы видим популярность евразийства].
Главные конфликты будут между западной и остальными цивилизациями. Западная будет приходить в упадок, ей на смену выдвигается, в частности, исламская и китайская.