Неудачи первого периода войны крайне осложнили выполнение главной экономической задачи периода войны: создать превосходство по основным видам вооружения, снабжать армию и население необходимым минимумом продовольствия и товаров. К декабрю 1941 г. объем промышленной продукции сократился в два с лишним раза. Даже в 1944 г. производство электроэнергии, стали, проката черных металлов не достигли довоенного уровня. Это требовало новых инженерных и управленческих подходов в решении задач.
Переход народного хозяйства на военные рельсы начался с первых дней войны. Шла эвакуация предприятий и населения. Всего на восток было вывезено более 2,5 тыс. предприятий и 25 млн. человек. К середине 1942 г. на Урале, в Кузбассе, Северном Казахстане были построены новые угольные шахты; в стране возросла добыча нефти, восстановлено производство вооружения. Но только к 1944 г. удалось создать такой военно-промышленный комплекс, который производил вооружения больше, чем были его потери на фронте. Потери 1941 г. в стрелковом вооружении были возмещены в 1943 г. Успех обеспечивался патриотическим настроем большинства тружеников, созданием новых технологий, обучением новых рабочих (подростков и женщин), организаторской работой партийных комитетов и советских органов, а также безжалостными требованиями выполнить задания «любой ценой».
Огромных успехов добилась советская конструкторская и инженерная мысль. Перевод производства орудий, танков, самолетов на конвейерное производство дал возможность новым рабочим быстрее овладеть своими специальностями. Лучшие рабочие поощрялись и материально: повышенная зарплата, дополнительные порции в столовых. На ряде предприятий применяли элементы хозрасчета с вознаграждением за экономию энергии и материалов.
Для обеспечения предприятий рабочей силой рабочие и служащие были объявлены мобилизованными на время войны, отменялись отпуска, увеличивалась продолжительность рабочего дня. В городах была введена карточная система распределения. С конца 1943 г. рабочие получали по 500-700 граммов хлеба в день, служащие – 400-5000 г., иждивенцы и дети – 300 г. Рыночные цены выросли в 13 раз. В особо тяжелом положении оказались многие сельские районы. Продукция сельского хозяйства в 1943 г. составила менее 40% довоенной. Летом 1944 г. Л.П. Берия докладывал Сталину об употреблении в пищу «падали, кошек и собак, дикорастущих трав и корней», а также о смертных случаях от истощения в ряде районов Алтайского края.
Война привела к некоторым изменениям в политической системе. Сводки партийных комитетов, органов НКВД говорили о сочетании патриотизма с растущим недоверием к управленцам, о стремлении к самостоятельному мышлению. В официальной идеологии классовые лозунги («Пролетарии всех стран, соединяйтесь!») заменяются национальными («Смерть немецким оккупантам!»). Вместо государственного гимна «Интернационал» с 1 января 1944 г. исполнялся новый гимн. В 1943 г. в армии были введены погоны, комиссары стали заместителями командиров частей по политической части. В сентябре 1943 г. произошел открытый поворот в религиозной политике. После встречи Сталина и Молотова с тремя оставшимися митрополитами русской православной церкви состоялось избрание патриарха (Тихон умер в 1925 г.). Им стал Сергий. Был открыт ряд церквей, освобождена из лагерей и ссылок часть священнослужителей. В мае 1943 г. был ликвидирован Коммунистический Интернационал. В 1941 г. были освобождены из лагерей и направлены в Красную Армию около 200 тыс. человек.
Вместе с тем сталинский режим шел лишь на те уступки, которые были ему необходимы для своего спасения. После решающих побед 1943 г. вновь усилились политические репрессии. Большинство работников спецслужб (в 1943 г. НКВД был разделен на два наркомата: НКВД и Наркомат государственной безопасности – НГБ) в годы войны вели важную для страны работу: разведку и диверсии в тылу врага, контрразведку и охрану военных объектов. Однако существовавшая система толкала часть работников на фабрикацию следственных дел, поощряла аресты людей по ложным обвинениям. Так в блокадном Ленинграде были обвинены в мнимой антисоветской деятельности более 100 ученых города.
Новым явлением стали репрессии целых народов. Они начались в предвоенные годы, когда с Дальнего Востока в Среднюю Азию в 1937-1938 гг. были выселены корейцы и китайцы. В августе 19431 г. была ликвидирована автономная республика немцев Поволжья. Жители, немцы по национальности, были выселены в Сибирь; мужчины мобилизованы в т.н. «трудовые части», попав в положение фактически заключенных. В 1942 г. были высланы финны и финно-угорские народы из района Ленинграда и Ленинградской области, в конце 1943 г. – калмыки и карачаевцы, в 1944 г. – чеченцы, ингуши, крымские татары, греки, болгары, курды, турки-месхетинцы. Были ликвидированы их национальные автономные образования. Всего в годы войны были выселены в Казахстан, Среднюю Азию, на Урал и в Сибирь более 2 млн. человек. Часть из них погибли в пути от голода и холода. Все это оставляло глубокий след в сознании народов СССР и стало впоследствии одним из факторов его разрушения.