Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Формование и обжиг керамических изделий




Формуют изделия из пластических и жидких (шликер) керами­ческих масс. Изделия несложных форм (чашки, тарелки) формуют из пластической массы влажностью 24-26% в гипсовых формах с помощью стальных шаблонов на автоматах и полуавтоматах. Формование изделий из пластических керамических масс в про­изводстве бытовой керамики является основным.

Преимущество пластического формования перед другими спо­собами заключается в возможности формования изделий различ­ного размера, имеющих форму тел вращения, на относительно несложном, но производительном оборудовании. При пластичес­ком формовании изделий наиболее полно используются ценные свойства керамических масс - пластичность и формовочная спо­собность. Внутренняя поверхность формы создает внешнюю по­верхность изделия, а внутренняя поверхность изделия формуется роликом.

Литье из жидкой массы. Способ литья из жидкой массы (шликера) влажностью 30-35% в гипсовые формы является не­заменимым в производстве керамических изделий, где сложность и разнообразие форм исключает использование других способов формования. Осуществляют литье ручным или автоматическим способами.

Метод полусухого прессования. Порошкообразные керамиче­ские массы представляют собой высококонцентрированные дисперс­ные системы, состоящие из твердой, жидкой и газообразной фаз. В этом случае подготовленную пластическую массу высушивают до остаточной влажности 2-3%, тонко измельчают и получают порошок, в который добавляют пластификатор. Изготавливают изделия в металлических формах под большим давлением. Полу­ченные таким методом изделия характеризуются большей меха­нической прочностью, малым влагосодержанием, что значительно


сокращает время обжига, кроме того, они имеют четкую геомет­рическую форму.

После предварительной подсушки в формах полуфабрикат вынимают и к нему приставляют (приклеивают) носики и ручки, промазанные в местах соединения жижелем (смесь шликера с до­бавлением декстрина). Затем изделия подвергают сушке. Эта опера­ция нужна для придания полуфабрикату механической прочности, необходимой при его транспортировании, а также устойчивости против размокания, что позволяет наносить на его поверхность глазурь при однократном обжиге изделий. Сушку проходят все керамические изделия. В процессе сушки полуфабрикат отдает часть имеющейся в нем влаги, что способствует лучшему отделе­нию изделий от формы.

Температура сушки изделий без форм 70 °С, при этом остаточ­ная влажность их составляет 2-4%.

В процессе сушки на изделиях могут возникать дефекты формо­вания (литья): "жмотины", выбоины, а также деформация, трещи­ны, отставание приставных деталей. Поэтому изделия подвергают визуальному и керосиновому контролю (выборочно) и направляют на обжиг. При однократном обжиге их направляют на глазурование. Перед обжигом изделия зачищают наждачной бумагой, удаляя швы от пресс-форм, а затем обдувают струей сжатого воздуха, чтобы снять с поверхности изделия пыль, и направляют на обжиг.

Обжиг изделий является основным технологическим процес­сом. Его назначение - сформировать черепок изделия с заданными физико-техническими свойствами, закрепить глазурь и декор на его поверхности.

Обжиг в производстве керамических изделий - наиболее от­ветственная технологическая операция и в большинстве случа­ев завершающая стадия их изготовления. При обжиге протекают сложные химические, физические и физико-химические процессы, формирующие структуру изделий и определяющие их физико-тех­нические свойства: прочность, плотность, водопоглощение и др.

Для изделий тонкой керамики характерны два обжига. В том случае, если на изделия нанесены надглазурные декоры, то они подвергаются третьему обжигу - муфельному. В производстве


Глава 9


Силикатные товары


 


фарфора по обычной технологии первый (утельный) обжиг не­глазурованных изделий осуществляется при 900-1000 °®.

Второй обжиг (политой) при 1350-1410 °С предназначен для окончания процессов, начатых при первом обжиге по формирова­нию структуры черепка изделий, закрепления глазури и подгла-зурного декора.

В производстве фаянсовых изделий первый обжиг при тем­пературах 1180-1250 °С является основным, а второй - при тем­пературах 1020-1050 °С производится для закрепления глазури и подглазурного декора.

Майоликовые изделия из фаянсовой массы обжигают дваж­ды: первый обжиг - в интервале температур от 1060-1080 до 1230-1280 °С,второй-при 1020-1060 °С. Изделия из легкоплавких местных глин с окрашенным черепком обжигают однократно при 900-1060 °С и реже двукратно - при 1000-1050 и 900-1040 °С.

Для обжига керамических изделий применяются печи двух типов: периодического действия - горны и непрерывного дейст­вия - туннельные, конвейерные с шагающим подом и роликовые щелевые.

Сортировку обожженных изделий производят путем визуаль­ного осмотра, "перезвонки" и фуксинового контроля для выяв­ления скрытых трещин. Нормально обожженные изделия имеют равномерный бледно-розовый цвет, водопоглопдение - 18-22%, отклонения по водопоглощению - не более 1%.

После первого (утельного) обжига изделия покрывают глазу­рью, если они не декорируются. Перед глазурованием высушенные или предварительно обожженные изделия тщательно очищают от пыли путем обдува сжатым воздухом.

Глазуруют изделия способами погружения, полива и пульвери­зации. Глазурование погружением выполняется машинным спосо­бом, обеспечивающим нанесение глазури ровным слоем толщиной 0,1-0,2 мм.

Глазурование поливом применяется в основном для полых и реже плоских изделий бытового назначения. Глазурование по­ливом осуществляется на машинах карусельного типа.


Глазурование пульверизацией является наиболее универ­сальным способом, поскольку он позволяет глазуровать изделия любых размеров и форм независимо от пористости, прочности и водоразмываемости полуфабриката. Кроме того, глазурование пульверизацией исключает размокание изделий, не обожженных предварительно, т. к. глазурь в распыленном состоянии осаждается на поверхности изделия почти сухим слоем.

Установки для нанесения глазури пульверизацией работают по принципу распыления глазури пневматическими форсунками или дисковыми распылителями в обычных условиях или электроста­тическом поле. Конструктивно установки изготавливаются в виде круглых столов или конвейеров.

После нанесения глазури изделия направляются на второй (по­литой) обжиг. Для фарфоровых изделий он является основным, поскольку обеспечивает протекание процессов, формирующих черепок изделий. Фарфоровый полуфабрикат приобретает нуж­ные свойства - механическую прочность, газо- и водонепроница­емость, термическую устойчивость только после политого обжига при высокой температуре. Он называется политым потому, что ему подвергаются изделия, политые глазурью.

Во время следующего процесса, протекающего в нейтраль­ной среде при температуре 1250 °С и заканчивающегося при 1380-1410 °С, происходит спекание черепка изделия, разлив гла­зури и прочное ее сцепление с черепком.

В производстве фаянсовых изделий второй обжиг закрепляет глазурный покров и подглазурный декор.

Декорирование

Декорирование изделий является завершающей стадией про­изводства фарфоровых и фаянсовых изделий, заключающейся в нанесении на белье (неокрашенный полуфабрикат) специальных разделок двумя методами: ручным и полумеханизированным.

Усик, отводка, лента представляют собой непрерывные кру­говые полоски (усик шириной 1 мм, отводка - от 1 до 3 мм, лен­та-от 4 до 10мм).


Глава 9


Силикатные товары


 


 


Трафарет наносят аэрографом при помощи пластин из^он-кой жести или фольги, имеющих вырезы, контуры которых со­ответствуют наносимому рисунку. Он может быть одноцветным и многоцветным.

Крытьё различают следующих видов: сплошное - все изде­лие покрыто равномерным слоем краски; полукрытье - изделие покрыто краской шириной от 20 мм и выше; нисходящее - краску накладывают с ослаблением тона к низу изделия; крытье с прочист­кой - по сплошному крытью сделана прочистка рисунка; крытье с прочисткой и раскраской красками и золотом.

Печать наносят на изделие с печатного оттиска на бумаге, при этом получают графический однокрасочный рисунок, который обычно раскрашивают одной или более красками.

Штамп представляет собой наиболее простой способ деко­рирования. Рисунок наносят резиновым штампом. Чаще штампы наносят золотом.

Декалькомания (деколь) занимает основное место в декори­ровании изделий. Рисунок переносят на изделие при помощи пе­реводной картинки, выполненной литографическим способом. В настоящее время применяют сдвижную деколь. На бумагу-под­ложку наносят ацетилцеллюлозную пленку, на которой напечатан рисунок. При смачивании пленка с рисунком отделяется от бумаги и остается на изделии. В процессе муфельного обжига пленка сго­рает, а краска сплавляется с поверхностью изделия.

Шелкография является перспективным способом украшения керамических изделий. Печатание рисунка производят через шел­ковую (капроновую) сетку, на которую накладывают трафарет. Декорируемое изделие подводят под шелковую сетку. Резиновый ролик с краской, проходя через сетку, продавливает ее в вырезы трафарета, и таким образом рисунок переводят на изделие.

Живописные работы выполняют кисточкой или пером ручным способом. В зависимости от сложности живопись бывает простой и высокохудожественной.

Фотокерамика воспроизводит на изделии портреты знаме­нитых людей, виды городов, особенно эффектна она в цветном исполнении.


По характеру расположения рисунков и количеству их на из­делии считают:

- "букетом" - с количеством лепков или рисунков до трех вклю­
чительно;

- "раскидные" - с количеством лепков или рисунков от пяти
и выше, в зависимости от величины лепка или рисунка;

- "раскидные с большим букетом" с количеством лепков или
рисунков не меньше четырех и большой букет в центре изделия
(только для столового ассортимента);

- "бортовые" - непрерывный (орнаментальный) рисунок, нане­
сенный на изделие в виде полосы;

- "сплошные" - непрерывный рисунок, нанесенный по внеш­
ней или внутренней (чашки, пиалы) поверхности изделия. На
чашках и других объемных изделиях - до нижнего изгиба, пе­
реходящего в ножку; на тарелках, блюдцах и других плоских
изделиях - по всему борту.

Указанные выше разделки наносятся на изделия как отдельно, так и в личном сочетании, например: отводки с усиками или лен­тами; живописные рисунки с крытьем краской или разделкой рельефа; деколь со штампом и др.

Дополнительно к основному рисунку могут наноситься:

- арабеска - узкий бортовой орнамент, нанесенный от руки;

- дорисовка - дополнительная работа от руки к основному ри­
сунку;

 

- цировка - гравированный рисунок по матовому золоту;

- разделка "медальон" - границы медальона обводятся или раз­
рисовываются от руки либо наносится штамп.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-11-05; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 886 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Даже страх смягчается привычкой. © Неизвестно
==> читать все изречения...

2419 - | 2131 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.007 с.