Описание: Развитию местного самоуправления в дореволюционной России дали толчок земская и городская реформы Александра II. Особое место в истории местного самоуправления в России занимает XVI век. В XVI веке происходит замена кормления, т.е. системы местного управления через наместников и волостелей специальными органами самоуправления: губными и земскими учреждениями. Выборные губные учреждения образовывались для преследования разбойников и суда над ними. В 1555 г. указом Ивана IV система кормления упраздняется, и вводятся земские учреждения. Земские учреждения не имели всесословного характера. От участия в земских учреждениях были отстранены служилые люди. Земские органы действовали, как правило, в границах волостей. Земская власть осуществлялась земскими старостами. Полномочия земских властей распространялись на все ветви управления: полицейское, финансовое, экономическое. Осуществляли они и судебную власть. В XVII веке местное управление устанавливается система приказно-воеводского управления на местах. Воевода, назначаемый центральной властью, первоначально осуществлял контроль за губными и земскими органами, не вмешиваясь в сферу их деятельности. Однако в дальнейшем воевода делается начальником по отношению к губным учреждениям, которые были упразднены лишь при Петре I.
Земская реформа — одно из важнейших событий в истории россии 19 в. Структура органов земского самоуправления была следующей: уездное земское собрание избирало на 3 года земскую управу из двух членов и председателя, являвшуюся исполнительным органом земского самоуправления. Назначение содержания членам земской управы решалось уездным земским собранием. Губернское земское собрание избиралось тоже на 3 года гласными уездных земских собраний губернии из их числа. Оно избирало губернскую земскую управу, состоявшую из председателя и шести членов. При этом председатель земской управы губернии утверждался в должности министром внутренних дел.
По сути, во всех сферах своей деятельности, начиная с издания нормативных актов и заканчивая их исполнением, органы земского самоуправления не пользовались самостоятельностью и были подчинены жесткой опеке со стороны администрации. Поэтому провозглашенная самостоятельность земских учреждений носила исключительно декларативный характер. В 1870 г. началось осуществление городской реформы. Городовое положение заменило сословно-бюрократические органы городского управления всесословными органами, основанными на буржуазном принципе имущественного ценза. Новый акт предусматривал создание системы городского самоуправления, включающей следующие институты: городское избирательное собрани; городская дума; городская управа. Однако несмотря на законодательно установленную самостоятельность городского самоуправления постановления городских дум должны были предоставляться губернатору, обладавшему правом в двухнедельный срок приостановить их исполнение как незаконных. Становилось все более очевидным, что назревала контрреформа городского самоуправления с целью упрочения положения администрации на местах, которая и была проведена Александром III. В 1890 г. опубликовано новое Положение о земских учреждениях, согласно которому было увеличено значение сословного начала: роль дворянства усилилась. Значительные слои населения были лишены избирательных прав. Принцип выборности управ был практически повсеместно нарушен. Утверждению стали подлежать не только председатели управ, но и все остальные члены управы, причем земские собрания лишались права обжаловать неутверждение. Председатели и члены управ числились состоящими на гос.службе, и в председатели управ не могли избирать лиц, не имеющих права на гос.службу. Губернатору было предоставлено право останавливать исполнение постановлений собрания не только в случаях формальных нарушений закона, но и с точки зрения их целесообразности.В целом становление земского и городского общественного управления как основных субъектов мсу во второй половине 19 в. означало утверждение принципа всесословности, включение в решение вопросов местного значения всех сословных групп, но идея самоуправления народа не была реализована в полной мере, не стала стержнем всего гос.устройства России, ограничиваясь лишь административной сферой.